Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философско-религиозные течения





1) Общая характеристика. Взаимодействие философии и религии многопланово и исторически изменчиво. Если материализм всегда противопоставлял себя религии, то идеализм стремился к синтезу философии и религии, к созданию новых оригинальных концепций. Причина этих стремлений в трудностях объяснения достижений современной науки. Папа римский не раз подчеркивал, что успехи современной физики прямо доказывают существование Бога, а теологи интерпретируют Библию таким образом, чтобы это было совместимо с современной наукой. Другая причина – это кризис ценностей. Две мировые войны нашего столетия, опасность термоядерной войны, истощение природных и других ресурсов не могли стимулировать философов и теологов в поисках новых ценностей и идеалов, которыми должно руководствоваться человечество.

Философия религии есть составная часть философии и имеет своим предметом анализ и интерпретация основных понятий религии: Бог, религиозная вера, судьба, грех, спасение и т.д. Также она занимается исследованием и осмыслением теизма, учетом места и роли проблем, поднятых религией. Философия религии это не религия, а философия с совокупностью онтологических, гносеологических и антропологических принципов о бытии, познании и оценки мира. Она выступает как философское религиоведение и философская теология.

Философское религиоведение имеет своим предметом религиозное отношение человека к действительности и в первую очередь к божественной реальности. Оно изучает субъективную сторону религии, особенность различных религиозных течений. Философская теология ориентирована на конструктивное осмысление объекта религии – божественной реальности. Представляет собой положительное и развернутое решение проблем отношения философии и религии, философии и теологии и выполняет объяснительные, оправдательные и конструктивные функции по отношению к религии.

Философия религии охватывает множество течений и направлений, относящихся к проблеме взаимоотношения веры и разума, науки и религии, к возможности синтеза философии, теологии и науки при определяющем роли теологии. Цель этих философско-религиозных течений доказать необходимость существования религии и её полезность, благотворного её влияния на человека. Религия пытается использовать философские концепции для аргументации своих собственных концепций и для более сильного влияния на массы, для оправдания своей деятельности. Папа Иоанн Павел II ещё в 1994 году официально признал, что церковь совершила целый ряд грехов в прошлом и не без греха в настоящем. В прошлом – это раскол христиан, религиозные войны, деятельность инквизиции. В настоящем – отсутствие набожности, благочестия, забвение нравственных ценностей, некритическое отношение к тоталитаризму, терпимость к проявлению несправедливости. Для религиозной философии характерно:

Актуализация и обновление концепций раннего христианства и философско-теологических систем средневековья (августинизм, томизм).

Возникновение новых течений как попытка синтеза философских идей (персонализм, тейярдизм).

Сочетание философско-религиозных идей с другими течениями философской мысли (теологический экзистенциализм, теологический позитивизм и др.).

Всякая религия основывается на вере. Вера есть убеждение в существовании Бога, есть эмоциональное личное отношение к миру посредством знаний принимаемых индивидом без доказательств. Для религиозной веры характерно не только допущение существования сверхъестественной силы, но также приписывание ей специфического смысла: сверхъестественный мир есть истинный мир, что он первичен и определяет природный и социальный мир. Сверхъестественный или божественный мир управляет развитием природы и деятельностью человека. Все явления и процессы действительности объясняются с позиций этой концепции. Религиозная вера может быть понята и как отход индивида от повседневных проблем (когда имеют большие проблемы верующие обычно говорят: да будет воля Господа).

Основная проблема религиозной философии – это проблема человека. Как человек должен относиться к Богу? Каково предназначение человека в истории? Каков смысл бытия человека, смысл печали, зла, смерти и других столь же распространенных явлений? Человеку надо показать ценности вечные и вновь появившиеся, помочь ему правильно понять и ассимилировать. Эта проблема непосредственно связана с проблемой познания Бога. Познание Бога реализуется посредством познания самого себя. Поэтому теория познания Бога проявляется как теория человека (антропология). Человек может существовать как истинный (верующий) и неистинный (неверующий). Неверующий человек находится в иллюзорном мире, его жизнь тревожна и проникнута страхом. Из тревожного состояния и страха его может вывести только религия.

К религиозной философии относятся следующие течения католицизма: неотомизм, неоавгустинизм, тейардизм, персонализм. Из протестантизма – неопротестантизм, либеральная теология, теология кризиса, новая радикальная теология. В православии – академическая философия, метафизика всеединства, новое религиозное сознание.

2) Неотомизм – течение в современной философии, которая реанимирует схоластическую доктрину Ф. Аквинского (1225-1274), объявленной Папой Леоном ХШ в 1879 официальной философией католической церкви. Согласно взглядам теологов, Ф. Аквинскому удалось создать философскую систему лучше всего приспособленной к требованиям и нуждам католической церкви.

Неотомизм – современное философское течение, которое встречается во Франции, Бельгии, Англии, Италии, Австрии, Германии, Латинской Америки, США и т.д. Главными представителями являются Ж. Маритен (1882-1973), Е. Жильсон (1884-1913), А. Швейцер (1875-1965), Ю. Бохеньский (р.1902) и др. По своей форме неотомизм есть рационалистическая концепция, которая стремится создать целостную гармоническую систему, соединяя абсолютно противоположные принципы – разум и веру, науку и религию.

В учении о бытии неотомизм формулирует концепцию основанной на идее стратификационизма. Мир сотворен и иерархически структурирован. Самая низшая ступень – это неорганический мир, результат соединения материи с активной формой. Далее идут органический, растительный, животный мир, человек, мир чистых духов и т.д. Бог есть высшая ступень этого мира и выступает как бесконечная сумма существующих возможностей во вселенной. Бытие единое и имеет две стороны: первая – потенциальное бытие, это истинно духовное бытие или божественное бытие, которое есть основа мира; вторая – актуальное бытие, бытие в настоящем.

Главный принцип неотомизма – гармония веры и разума. Вера и разум не противоположны, а являются двумя способами познания Бога. Высшая ступень веры – это божественное откровение. Вера, по выражению Ф. Аквинского, является божественной подсказкой.

В теории познания неотомизм выделяет три ступени, три способа постижения истины: первая ступень – чувственная или обычное познание, результаты которой накапливаются в науке; вторая ступень – рациональное познание, ею занимается философия; третья ступень - вера, откровение, её священные истины накапливаются в религии. Ещё Августин Блаженный утверждал, что нет познания без веры. А современный неотомист Лонерган подчеркивает, что гораздо плодотворнее верить во все, чем во всем сомневаться, ибо универсальное сомнение ведет к примитивизму и не оставляет основы для прогресса познания. Вера, возведенная в принцип, наряду с ошибочными, устаревшими взглядами и теориями позволяет ассимилировать и элементы истины, которые в дальнейшем могут быть отделены от заблуждений и развиты в необходимом направлении.

Из принципа гармонии веры и разума вытекает признание двух типов истины – истины разума и веры (в средневековье получило название теория двойственной истины). Истины веры, религии - это высшие истины о вечном и святом. Наука занимается обычными, преходящими вещами. Наука и философия обретают определенный смысл только благодаря религии. Наука занимается природным, естественным миром, религия – сверхъестественным, божественным миром. Истины науки, философии и религии говорят об одних и тех же вещах, только с разных точек зрения. Наука ограничивается сферой непосредственного опыта, познание же абсолютных и священных истин доступно только откровению, вере. Философии присуща объяснительная функция истин веры. Поэтому неотомисты считают, что философия должна быть служанкой богословия.

Человек в неотомизме понимается как сложное образование, состоящей из тела и души. Душа есть принцип формирования и основа личности. Высшая цель и смысл бытия личности является созерцание божественной благодати и стремление к божественному абсолюту. Атрибуты личности – свобода, самосознание, творческие способности получают определенный смысл только в отношении с Богом. Человек создает свой культурно-исторический мир воодушевленный Богом. Он главный элемент бытия, через человека разворачивается история, которая ведет к высшей ступени развития общества – божественному граду, основанный на нравственно-религиозных ценностях.

3) Персонализм – религиозное течение современной философии, которая признает личность и её духовные ценности высшим смыслом цивилизации. Возник в США в конце 19 века, представителями были Б. Боун, Р. Флюэллинг, Э. Брайтмен, У, Хокинг. Во Франции персонализм развивали Ш. Ренувье, Э. Мунье, И. Доменах. Высшее понятие персонализма – человеческая личность, рассматриваемое как субъективность, как нечто неповторимое, единственное, направленное на создание человеческого общества. Личность может быть понята только в отношении с Богом. Сущность личности душа, которая накапливает в себе космическую энергию. Душа самосознательна и самостоятельна. Развитие общества понимается как односторонний процесс совершенствования личностного начала в человеке. Человеческая личность в персонализме, интерпретированная как самостоятельная сущность и божественное творение, рассматривается вне социально-исторических детерминаций.

Основные исследования персонализма – нравственно-религиозные проблемы, а точнее – свобода и воспитание личности. Люди живут в одиночестве и часто впадают в эгоизм. Другая крайность – коллективизм, который нивелирует личность, растворяет её в массе.

Личность характеризуется тремя чертами, находящиеся в диалектическом взаимодействии: экстериоризация, интериоризация и трансценденция. Экстериоризация есть самовыражение индивида во вне, интериоризация есть внутренняя само концентрация индивида над своим духовным миром. И интериоризация и экстериоризация тесно связаны с трансценденцией, которая ориентирована на высшие, божественные ценности – красота, истина, благо.

Представители персонализма подчеркивают воспитательную роль их философии, видят в ней педагогику, ориентированную на развитие личностного начала в индивиде. В этом смысле они уделяют большое внимание проблеме личностного общения как цель и предназначение человеческого бытия. Индивид становится личностью в процессе коммуникации, активного диалога с другими людьми. Каждый индивид есть самоцель и цель вообще. Встреча «Я» и «Ты» в «Мы» создает специфический личностный опыт – общение душ. Обществу, как совокупности форм совместной деятельности людей исторически сложившихся персонализм, противопоставляет персоналистское сообщество.

4) Христианский эволюционизм (тейардизм) – философско-религиозное течение, основанное французским философом Тейяр де Шарден (1881-1955), который считал, что в основе мировоззрения должен находиться философско-религиозный эволюционизм. Он утверждал, что эволюция проникает все сферы природы, поэтому материя находится в процессе христификации. В процессе эволюции мира выделяются четыре этапа: неорганическая природа (преджизнь), органическая материя (жизнь), мир духов (разум, ноосфера) и Бог (бессмертная сверхжизнь). В истории мира, по представлению Т. де Шардена, были следующие критические моменты: витализация (возникновение жизни), гоминизация (появление человека) и спиритуализация (возникновение и развитие духа). Эволюция начинается в точке альфа и кончается в точке омега – Бог или эпицентр духовного мироздания. Ноосфера и точка омега являются конечными моментами космической христианской эволюции. Тейяр де Шарден критикует и материализм и идеализм как ограниченных концепций о мире и пытается реализовывать синтез разума и мистики, создать научную религию.

В конце XVIII – начале XIX века в рамках православной философии возникает академическая философия, метафизика всеединства, новое религиозное сознание развиваемые профессорами теологических академий Москвы, Казани, Санкт-Петербурга и Киева - Ф.А. Голубинский, М.И. Каринский, П.Д. Юркевич, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, С. Л. Франк, Н.А. Бердяев и др.. Эти течения утверждали, что философия должна помочь верующим усвоить христианские принципы, сделать религию центром духовной жизни, обновить православие на основе экуменизма.

Немецкий протестантский теолог Р. Бультман (1884-1976) является автором оригинальной концепции демифологизации религии. По его мнению, мифологическая концепция мира, что содержится в Новом Завете, явно устарела и является абсолютно чуждой современному человеку, который является свидетелем огромных успехов науки и техники и который больше не верит в библейские чудеса. Р. Бультман предлагает демифологизировать христианство, дать новую интерпретацию религии и переводить её с библейского языка на современный язык. Смысл мифов не в том чтобы дать объективную картину мира, а скорее выражает то, как человек понимал себя в мире. Миф следует понимать не космологически, а антропологически, или точнее, экзистенциально.

 

Литература

Аналитическая философия: Избранные тексты. М., 1993.

Витгенштейн Л. О достоверности.// Вопросы философии. 1991. № 2.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. //Вопросы философии. 1992. № 7.

Западная философия 20 века. М., 1994.

Кимелев Ю. А. Современная западная философия религии. М., 1989.

Кун Т. Структура научных революций. М.,1977.

Мунье Э. Персонализм: Структура личностного универсума. М., 1992.

Ницше Ф. Сочинения. В 2 т. М., 1990.

Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм. // Сумерки богов. М. 1989.

Современная философия науки: знание, реальность, ценности в трудах мыслителей Запада. Хрестоматия. М., 1996.

Угринович Д.М. Введение в религиоведение. М., 1985.

Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1969.

Хайдеггер М. Что такое - философия? // Вопросы философии. 1993. №8.

Христианство. Словарь. М., 1994.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

 

Глава 9. Возникновение и развитие Философской мысли в Молдове

Date: 2015-09-19; view: 2061; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию