Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема периодизации и классификации философской мысли





 

История философии - это дисциплина и философская и историческая. Если философия занимается различными философскими проблемами (их формулировка и решение) и способами теоретизирования, то история философии интересуется в основном закономерностями возникновения и развития философских идей и систем. История философии занимается проблемами возникновения и развития философской мысли человечества на различных этапах его истории, историей учений об общих законах бытия и мышления. История философии – это история возникновения и развития философских систем, направлений, каждая из которых разрабатывает свои способы теоретического видения мира и человека в их единстве, принципы практического действия человека. История философии представляет собой также широкое поле взаимодействия, взаимовлияния и конкурирования идей и парадигм.

Существуют три точки зрения на развитие философии:

концепция Б. Рассела, согласно которой современная философия не что иное, как подстрочные замечания к философии Платона;

концепция Гегеля или парадигма диалектического снятия, согласно которой каждый философ берет из прошлого все ценное, развивает его, а все неценное (на его взгляд) выбрасывается. На этой парадигме строилась и марксистская философия;

концепция дополнительности (Р. Рорти), согласно которой в философии есть разные противоположные идеи, которые вместе должны дополнять друг друга.

Периодизацию и классификацию философских идей можно проводить по разным критериям. Выделяют два критерия: по принципу отражения и признаку смены общественных отношений. В соответствии с первым выделяют дорефлексивную и рефлексивную философию.

Дорефлексивная философия это предфилософия, она носила почти мифологический характер. Человек не выделял себя из внешнего мира, не делал различия материального и духовного, внутреннего и внешнего характера, мир был антропоморфизирован, а сам человек – зооморфизирован. Элементы дорефлексивной философии можно найти в произведениях Гомера, Гесиода, Ферекида, Эпименида и др. Здесь формулируются идеи первопричины и первоосновы мира, строятся различные космогонические и теогонические конструкции. Эти взгляды представляют попытку выйти за пределы мифологических построений, найти основные принципы и движущие силы развития мира. Рефлексивная философия возникает с разделением умственного и физического труда, когда духовная деятельность становится предметом размышления, когда возникает и развивается не только философия, но и политика, право, наука, искусство и др.

В свою очередь рефлексивная философия тоже претерпевает изменения в своем историческом развитии и логично выделить некоторые её исторические типы в зависимости от культурно-исторических и социально-экономических процессов. Менялись общественные условия, жизнь – менялся и способ философствования.

Первый исторический тип философии – это античная философия, которая возникла в древнем Египте, Китае, Индии и Греции. Как наука и форма общественного сознания философия зародилась в античности примерно в 7 - 6 в. до н.э. и продолжалась до 6 века н.э. Античная философия носила космоцентрический характер и основывалась, как правило, на накопивщиеся научные знания.

Второй исторический тип философии – это философия средневековья. Она существовала с 5 – 6 в.н.э. до 14 в. н.э., носила теоцентрический характер и основывалась на религии. Это была в основном христианская философия.

Третий исторический тип философии – это философия Возрождения (15 – 16 вв.), она основывалась на искусстве и носила антропоцентрический характер.

Четвертый исторический тип философии – философия Нового времени (17, 18 и первая половина 19 в.). Данная философия имела гносеоцентрический характер и основывалась на развитую науку.

Пятый исторический тип – современная философия (марксистская философия, позитивизм, экзистенциализм, прагматизм, феноменология, философия жизни, семантическая философия и др). Она связана с научно-техническим прогрессом и глобализацией общественной жизни.

Могут быть и другие критерии периодизации истории философии. Марксизм выделял исторические типы философии по общественно-экономическим формациям: философия первобытного общества, рабовладельческого, феодальная, буржуазная и марксистская. Чтобы подчеркнуть какие-то исторические или другие особенности используют национальный или государственно-территориальный критерий периодизации философии (например, еврейская или арабская средневековая философия, французский материализм 18 века, немецкая классическая философия, восточная или западная философия и т.д.). Однако последние критерии не общеприняты и используются реже.

 

 

Глава 3. Философия Древнего Востока

 

Date: 2015-09-19; view: 1265; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию