Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основной вопрос философии. Каждая наука имеет свои основные законы и понятия





 

Каждая наука имеет свои основные законы и понятия. Но наука, в отличие от других архитекторов, сначала возводит этажи здания, а затем закладывает фундамент. Этого нельзя сказать о философии. Основной вопрос философии – это отношение человека и мира, мышления и бытия, сознания и материи. Окружающий нас мир представляет собой совокупность материальных вещей и духовных явлений. Поэтому отношение материального и духовного является основным вопросом, поскольку без уточнения этого отношения невозможно никакое философствование. Все другие проблемы (онтологические, гносеологические, нравственные и др.) являются философскими только, если мы рассматриваем их сквозь призму основного вопроса философии. В зависимости от ответа на основной вопрос могут быть решены и другие философские проблемы.

Основной вопрос философии имел различные формулировки на протяжении истории философии. В античности он формулировался как отношение Я и не-Я, человека и мира, микрокосмоса и макрокосмоса. В средневековой философии основной вопрос определялся как отношение между телом и душой, между естественным и сверхъестественным. Ф. Бэкон (1561-1626) полагал, что основной вопрос есть вопрос господства человека над природой. Для Гельвеция (1715-1771) основной вопрос философии есть вопрос о счастье человека, а для Ж. -Ж. Руссо (1712-1778) – это вопрос о справедливости и равенстве в обществе. Альбер Камю (1913-1960) под основным вопросом подразумевал вопрос о смысле жизни, вопрос о самоубийстве. Л. Фейербах (1804-1872) сводил основной вопрос к проблеме человека, к проблеме соотношения психического и физиологического.

Основной вопрос философии имеет две стороны: онтологическую и гносеологическую. Первая сторона должна ответить на вопрос «что первично?», кто кого определяет (материя определяет духовное или, наоборот, духовное определяет материю)?. В зависимости от того, что берется первичным при определении сущности мира – материя или духовное, все философские системы делятся на материалистические и идеалистические.

Материализм утверждает первичность природы, материи, бытия по отношению к мышлению, духовному. Идеализм утверждает противоположное. Бытие первично в том смысле, что природа, материя существуют сами по себе, не определены никакими духовными факторами. Бытие, мир бесконечны, не сотворимы и неуничтожимы. Материализм утверждает вторичность сознания как продукт развития и отражения материального мира.

Идеализм полагает первичность духа, разума по отношению к материи, что духовное существует до природы, до вещей и есть их причина. Различают две разновидности идеализма – объективный и субъективный. Объективный идеализм (Платон, Гегель) утверждает первичность разума, идеи, которые существуют объективно (существуют реально и независимо от воли и сознания человека). Субъективный идеализм (Д. Беркли, Д. Юм, Э. Мах) считает первичным сознание, ощущение субъекта, что не существует никакое бытие, ни материальное, ни духовное вне и независимо от человеческого сознания, вне переживаний субъекта.

Если в объяснение мира исходят из одного начала (будь это материальное или духовное), то такие концепции называются монистическими. Если же исходят из двух начал, то это дуализм. Представителем дуализма был Р. Декарт, который в основе мира ставил две субстанции – материальную и духовную. Плюрализм есть концепция, объясняющая мир исходя из многих начал (Эмпедокл, Анаксагор, Пифагор).

Вторая сторона основного вопроса философии относится к познаваемости мира, это вопрос о тождестве мышления и бытия. В зависимости от решения этой стороны здесь возможны гносеологический оптимизм (утверждение познаваемости мира и преувеличение возможностей человека), скептицизм (те которые ставят под сомнение возможность правильного познания мира) и агностицизм (те которые отрицают возможность познания сущности мира).

 

 

1.4. Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика

 

Каждая наука имеет свои методы. Но философия выступает и как теория и как метод. Теория – это совокупность знаний, объясняющих и описывающих определенную область мира. Метод (из греч. methodos – путь, направление) – это способ изучения и преобразования мира, определенный порядок построения знаний и их использование.

Ф. Бэкон сравнивал метод со светом фонаря, который освещает дорогу в темноте1. Под методом же я разумею, - писал Р. Декарт (1596-1650), - точные и простые правила, строгое соблюдение которых всегда препятствует принятию ложного за истинное и без излишней траты умственных сил, но постепенно и непрерывно увеличивая знания, способствует тому, что ум достигает истинного познания всего, что ему доступно[2].


Любое философское знание, как знание о чем-либо, выполняет теоретическую функцию, а как метод решения определенных задач выполняет методологическую функцию. Теория должна быть основанием метода, а метод – это теория в действии. Методы играют важную роль в науке, они дисциплинируют и ориентируют научное познание и иногда более значимы, чем даже результаты исследования. Метод должен отвечать следующим требованиям: быть продуктивным, экономным, ясным, целенаправленным и внушать доверие. В качестве метода философия есть общая стратегия человеческой деятельности. Философская теория должна прояснить сущность бытия и сознания, их взаимодействие. Философский метод показывает нам, как мы должны использовать эти понятия для понимания и преобразования бытия и человека.

В истории философии сложились различные методы познания: диалектический, метафизический, догматизм, эклектика, софистика, феноменология, герменевтика и др. Под диалектикой понимают учение о наиболее общих законах развития бытия и познания, одновременно она выступает и всеобщим методом освоения мира. Диалектика понимает и изучает мир таким, каким он есть на самом деле, в движении, развитии, во взаимной связи. Это гибкий, творческий способ мышления, охватывающий мир в своих противоположностях. Начиная с античности, существовало различное понимание диалектики. Гераклит под диалектикой понимал постоянное движение и изменение мира, взаимный переход противоположностей в нем. Сократ и Платон видели в диалектике искусство спора, диалога с целью выяснения истины. Диалектика совместима в принципе и с материализмом, и с идеализмом. Представителем идеалистической диалектики был Гегель, который сформулировал принципы, законы и категории диалектики. Представителями материалистической диалектики были К. Маркс и Ф. Энгельс. Материалистическая диалектика применяется во всех науках, но не прямо, а опосредовано, через частнонаучные методы.

Метафизика имеет два смысла: а) Метод мышления, противоположный диалектике и который рассматривает мир изолировано, вне связи и взаимодействия друг с другом. б) Часть философии, в которой рассматриваются и интерпретируются спекулятивные проблемы, те которые выходят за пределы опыта (понятие Бога, душа, свобода воли).

Понятие метафизики было сформулировано последователями Аристотеля для обозначения его философских работ. В сочинениях Аристотеля философия как универсальные принципы бытия следовали после физики (meta ta physica). Впоследствии метафизика использовалась в равном значении с онтологией. Получает определенное развитие в трудах Бэкона, Локка, Декарта, Лейбница, Спинозы. В ХУI – XVII вв. развитие науки привело к накоплению огромного эмпирического материала и возникла необходимость классификации, разложения целого на составные части и их более глубокое изучение. В этот период метафизика имела историческое оправдание. В конце ХУП века она уже не могла стимулировать науку, превратилась в односторонний ограниченный метод. Недостатки метафизики заключаются в следующем: непонимание сущности развития, преувеличение устойчивости или изменчивости, прерывности или непрерывности, количественных или качественных изменений, игнорирование всеобщей связи, преувеличение механической формы движения, сведение высших форм движения к низшим. Понятие метафизики в смысле антидиалектики было впервые использовано Гегелем. К метафизике относятся такие методы как догматизм и релятивизм, сенсуализм, рационализм и иррационализм. В западноевропейской философии метафизика используется как синоним философии и включает принципы и начала бытия.


Философия как методология изучает взаимодействие различных методов. Развитие современной науки приводит к появлению новых дисциплин. Такой процесс называется дифференциацией научного знания, что обуславливает появления частно-научных методов. Последние применяются в какой-либо конкретной науке или отрасль науки. Одновременно происходит и процесс интеграции наук. Он проявляется в том, что законы и методы открытые одними науками находят применение в других. Это ведет к развитию общенаучных методов (анализ и синтез, индукция и дедукция, информационный, кибернетический, системный, функциональный, алгоритмический и т.д.). К философским (универсальным) методам относится не только диалектика и метафизика, но и другие методы (феноменологический, культурно-исторический, историко-логический, герменевтический и др.). Частнонаучные, общенаучные и философские методы находятся в диалектической взаимосвязи, они обогащают и дополняют друг друга. Все названные методы образуют целостную систему и в этом смысле философия есть общая методология. Методология – это философская теория о принципах и методах познания и изменения действительности, это учение о методах. Методология занимается многими проблемами, которые могут быть сведены к следующим: что собой представляет метод?, каким должен быть метод?, как должен использоваться метод?.

 

 







Date: 2015-09-19; view: 440; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию