Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные допущения и требования к ведению бухгалтерского учета





Наличие основополагающих принципов (допущений, требо­ваний и правил) бухгалтерского учета предполагает их безусловное исполнение. По существу, они объясняются самим предназначением бухгалтерского учета в рыночной экономике, который призван форми­ровать полные и достоверные данные об имущественном и финансовом положении организаций, быть составляющей общегосударственной системы формирования микро- и макроэкономических показателей. Все это возможно лишь на основе единых подходов и правил ведения бухгалтерского учета.

Понятия «допущения» и «требования» также являются правилами ведения бухгалтерского учета. Они установлены Положением по бухгал-терскомуучету «Учетная политика организации» (ПБУ1/2008), утверж­денным приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н.

Допущение имущественной обособленности означает, что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обя­зательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций. В системном бухгалтерском учете и на балансе организации может быть отражено лишь то имущество, которое, согласно законодательству, признается его собственностью, или контролируемое имущество (например, долгосрочная аренда). Все прочие материальные ценности, денежные средства и обязательства должны учитываться на забалансовых счетах.

Такой подход предполагает раздельный учет имущества органи­зации и имущества других субъектов гражданского права, в том числе собственников. Тем самым обеспечивается основа для определения контрагентами действительного имущественного и финансового со­стояния организации, так как по бухгалтерскому балансу они могут


судить, например, о размерах источников покрытия долгов организации. Это говорит о том, что бухгалтерский учет начинается с таких записей, которыми закрепляется имущественное состояние собственника, и от­ражается во вступительном бухгалтерском балансе.

Непрерывность деятельности организации означает, что организа­ция будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существен­ного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке.

Последовательность применения учетной политики означает, что принятая организацией учетная политика применяется последователь­но от одного отчетного года к другому, т.е. избранное и установленные в учетной политике способы ведения бухгалтерском учета применяются последовательно от одного отчетного года к другому. Как правило, имеет­ся в виду неизменность принципов и методики отражения хозяйственных операций, оценки имущества и обязательств в течение отчетного года, а также от одного отчетного года к другому. Однако это не следует по­нимать Как запрет на внесение изменений в учетную политику.

Учетная политика является производной от хозяйственной ситуа­
ции, в которой действует организация, поэтому с изменением законода­
тельства должна измениться и учетная политика.. ■

Допущение временной определенности фактов хозяйственной дея­тельности состоит в том, что все доходы и расходы считаются доходами и расходами отчетного периода независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств. Иначе говоря, политика должна исходить из возможного несовпадения во времени хозяйственной операции и ее денежного обеспечения.

К числу требований, которыми следует руководствоваться при выборе и применении учетной политики, относятся следующие: полно­ты, осмотрительности (осторожности), приоритета содержания перед формой, непротиворечивости, рациональности. Рассматривая возмож­ность применения какого-либо способа ведения бухгалтерского учета, необходимо определить, отвечает ли его использование названным выше требованиям.

Требование полноты учета означает исчерпывающее отражение за отчетный период всех хозяйственных операций, имущества, результатов его инвентаризации, конечных финансовых результатов хозяйствования. Так, имущество, не принадлежащее организации на правах собственности (оставленное на ответственное хранение, на комиссии, в оперативной аренде и т.д.), должно быть показано в полном объеме на забалансовых счетах. Эти требования закреплены в Законе о бухгалтерском учете


и Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчет­ности в Российской Федерации.

Если в статистике обобщающие сводки (отчеты) могут основы­ваться на выборочных данных, то в бухгалтерском учете регистра­ция экономических фактов ведется в текущем порядке (по мере их возникновения), т.е. сплошным и непрерывным порядком. Никакие операции по учету поступлений и расходов не могут быть задержаны ' или ускорены с точки зрения их регистрации, в противном случае изменение порядка отражения операций искажает достоверность фактов.

Требование осмотрительности (осторожности) предполагает, что используемые организацией способы оценки должны обеспечивать большую готовность к отражению в бухгалтерском учете потерь (рас­ходов) и пассивов, чем доходов и активов. Это означает, что к учету принимаются лишь те доходы, которые уже получены, либо существует твердая гарантия их получения. В то же время учету подлежат все ожи­даемые обязательства и потенциальные убытки в отчетном периоде или в предыдущие периоды.

Вместе с тем при выборе учетной политики совершенно неуместна чрезмерная осторожность, которая может привести к созданию скрытых резервов и тем самым ввести в заблуждение собственников и других по­требителей информации, сформированной в бухгалтерском учете.

В практике должен действовать постулат требования осмотритель­ности (осторожности), согласно которому предприниматель в случае сомнения оценивает активы «скорее ниже» (по наименьшей стоимости), а пассивы — «скорее выше». Такой подход предполагает также создание резервов, разрешенных законодательством, выбор соответствующих методоъ оценок и амортизации объектов учета.

Образование оценочных резервов является по существу приемом бухгалтерского учета, позволяющим уточнять балансовую оценку от­дельных статей активов. Такие резервы формируют в соответствии с правилами бухгалтерского учета вне зависимости от финансового результата деятельности организации в целях обеспечения одного из основных требований бухгалтерского учета — требования осмо­трительности.

Оценочные резервы существенно повышают достоверность и каче­ство финансовой отчетности и поэтому широко используются в между­народной, а теперь и в российской практике. В настоящее время норма­тивные документы регламентируют образование следующих оценочных резервов: сомнительных долгов; под обесценение финансовых вложений; под снижение стоимости материальных ценностей.


 




Тг


Требование приоритета содержания над формой предполагает, что избранные способы должны быть ориентированы на отражение в бухгал­терском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы, но и экономического содержания и хозяйственной ситуации, в которой они возникли. Данное требование особенно важно в условиях рынка, когда законодательство, как правило, отстает от раз­вития хозяйственной реальности.

Требование непротиворечивости обусловливает необходимость тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по син­тетическим счетам на 1-е число каждого месяца, показателей бухгал­терской отчетности данным синтетического учета, а также показателей отчетности на начало и конец периода.

Требование непротиворечивости (сравнимости) включает фор­мальное и материальное постоянство. Формальное постоянство обеспечивается в том случае, если полностью соблюдаются все тре­бования к составлению форм бухгалтерской отчетности из года в год (структура форм отчетных показателей, порядок их формирования и т.д.). Материальное постоянство предполагает сохранение однажды выбранных методов оценки соответствующих объектов учета. Если имеют место изменения, то они должны быть раскрыты в пояснениях к отчету.

, Требование рациональности означает, что учетная политика стро­ится таким образом, чтобы бухгалтерский учет велся рационально и эко­номично, сообразно размерам организации и масштабам ее деятельности. Выбор тех или иных способов учета подразумевает сопоставление затрат и выгод, связанных с их применением.

К числу правил бухгалтерского учета, которыми руководствуются в соответствии с действующим законодательством, относятся: правила (метод) двойной записи, денежного выражения (стоимостной оценки) объектов бухгалтерского учета, документирование хозяйственных операций, периодичность формирования бухгалтерской отчетности, обязательность проведения инвентаризации.

Метод двойной записи означает, что в бухгалтерском учете все хо­зяйственные операции получают двойное отражение. При этом следует отказаться от упрощенного понимания этого метода бухгалтерского учета как чисто технического. Этот метод в широком экономическом смысле обеспечивает определение двойного финансового результата: по балансу как наращение собственного капитала и по счету «Прибыли и убытки», на котором раскрываются факторы, повлиявшие на нараще­ние собственного капитала.


Правило денежного выражения (стоимостной оценки). Согласно этому правилу в бухгалтерском учете отражаются только те объекты учета, которые можно выразить в денежном эквиваленте. Это правило вводит ограничения на элементы, отражаемые в бухгалтерском учете.

Неразрывно с правилом денежного выражения (стоимостной оцен­ки) связано правило раздельной оценки стоимости (индивидуальной оценки), согласно которому каждая имущественная ценность и каждое обязательство оценивается в бухгалтерском учете отдельно. Практика допускает групповую оценку отдельных объектов, если она вызвана только принципом экономичности учета. Это правило делает прозрач­ной бухгалтерскую отчетность для третьих лиц, контролирующих ее формирование.

Правило документирования неразрывно связано с принципом полноты бухгалтерского учета и отчетности, что закреплено в Законе о бухгалтерском учете (ст. 9). Каждая бухгалтерская запись в своей основе должна иметь документ, и каждый документ определяет бухгал­терскую запись, отсюда требование хранения документов. Организация, согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, обязана хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

Правило периодичности в бухгалтерской отчетности дополняет принцип полноты учета, так как периодизация операционного делового цикла организации существенно влияет на достоверность информации. Это правило также называют принципом даты, т.е. все хозяйственные операции отражаются в момент их совершения и в учетных регистрах накапливаются в хронологическом порядке по циклам (месяц, квартал, нарастающим итогом за год, год). Следовательно, осуществляется под­ведение итогов к дате бухгалтерских отчетов.

Рассмотренные выше принципы — допущения, требования и правила бухгалтерского учета следует рассматривать в единстве, поскольку каждый из них дополняет общую единую систему учета. Несоблюдение отдельных принципов и требований бухгалтерского учета без достаточных на то оснований может исказить картину иму­щественного и финансового положения организации, результаты ее деятельности и при определенных условиях может трактоваться как неправильное ведение бухгалтерского учета. Вместе с тем следует оговориться, что реализация некоторых из этих требований в сегод­няшних условиях затруднена незавершенностью и противоречиво­стью действующей нормативной базы.


Сказанное не означает, что организация ни в каких ситуациях не вправе отступать от названных допущений. В реальной жизни возможны случаи, когда организация должна исходить из иных допущений. Гово­ря другими словами, формирование учетной политики — это процесс достижения баланса между названными принципами и требованиями.

5.4. Критерии признания активов, обязательств, доходов и расходов в финансовой отчетности

Бухгалтерская отчетность — это единая система данных об имуще­ственном и финансовом положении организации и результатах ее хозяй­ственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Как уже отмечалось, бухгалтерская отчетность состоит из Бухгалтерского баланса (ф. № 1), Отчета о прибы­лях и убытках (ф. № 2), пояснений к ним (ф. № 3,4,5,6), пояснительной записки, аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности, если она в соответствии с требованиями за­конодательства не подлежит обязательному аудиту.

В соответствии с Концепцией бухгалтерского учета в рыночной эко­номике России, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и президентским советом Института профес­сиональных бухгалтеров 29 декабря 1997 г., элементами формируемой в бухгалтерском учете информации о финансовом положении организации, которые отражаются в бухгалтерском балансе, являются актив (имущество), обязательства (кредиторская задолженность) и капитал.

Активы. Бухгалтерский баланс состоит из актива и пассива. Актив показывает совокупность имущественных средств хозяйствующей еди­ницы, причем в активе отражаются внеоборотные и оборотные активы. Другими словами, в активе баланса аккумулируются средства, вложен­ные организацией с целью получения экономической выгоды.

Активами (имуществом) признаются хозяйственные средства, которые контролируются организацией в результате прошлых событий ее хозяйственной деятельности и должны принести ей экономические выгода в будущем.

Будущие экономические выгоды — это потенциальная возможность активов прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств или их эквивалентов в организацию. Считается, что актив принесет в бу­дущем экономические выгоды организации, когда он может быть:

■ использован обособленно или в сочетании с другими активами в процессе производства продукции (работ, услуг), предназначенных для продажи;


 

■ обменен на другой актив;

■ использован для погашения обязательств;

■ распределен между собственниками организации.

Материально-вещественная форма актива и юридические усло­вия его использования не являются единственным критерием. Активы — это совокупность имущественных средств хозяйствующего субъекта. В междуна­родных стандартах финансовой отчетности (МСФО) активы трак­туются более широко и определяются как ресурсы, контролируемые организацией в результате прошлых периодов, от которых она ожидает экономические выгоды в будущем. Аналогичная трактовка нашла в 1997 г. отражение в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (п. 7.2). Таким образом, заключенная в активах экономическая выгода представляет потенциал, который войдет в поток денежных средств или иных эквивалентов организации прямо или косвенно.

Важнейшими признаками включения хозяйственных ресурсов в активы являются следующие условия. Активы должны:

■ приносить хозяйственную выгоду (доходы, прибыль, деньги
в будущем);

■ находиться в распоряжении хозяйствующего субъекта, который
мог бы их беспрепятственно использовать по собственному усмотрению
или продать;

■ быть результатом ранее совершенных сделок (быть готовыми
к использованию в данный момент, а не находиться на стадии изготов­
ления или доставки в рамках соответствующего договора, контракта).

В состав активов включают имущество и права. К имуществу от­носят различные предметы, имеющие хозяйственную ценность в силу своих физических свойств (деньги, материалы, товары, строения, обо­рудование и т.д.).

Права делятся на овеществленные и неовеществленные. Овеществ­ленные права связаны с владением ценной бумагой, дающей право на получение каких-либо ценностей (с векселем, чеком, облигацией, акцией и т.п.). К неовеществленным правам относятся долговые требования в виде различных видов дебиторской задолженности, исключительные права (например, патент, лицензия, право на фирменное наименование и товарный знак) и прочие права, вытекающие из незаконченных хозяй­ственных операций (например, заранее произведенные траты или еще не полученные доходы).

В активе также различают недвижимое и движимое имущество, паи и акции в других организациях (долгосрочные финансовые вло-


И и


жения), оборотные средства (текущие активы), которые еще называют оборотным капиталом.

Перечисление всех составных частей актива, количественно изме­ренных и оцененных, отражается в соответствующих статьях бухгалтер­ского баланса. Число и название этих статей должно быть таким, чтобы, с одной стороны, можно было судить о характере разнообразных Средств хозяйствующего субъекта, его хозяйственных операциях и характере его юридических отношений с рядом контрагентов, а с другой — чтобы можно было установить их относительное участие во всём обороте средств.

Установление всей совокупности имущественных средств путем годовой инвентаризации или на основе книжных (учетных) данных необходимо для определения собственного капитала, или стоимости чистых активов, выявления всей совокупности благ, которая может служить обеспечением прав кредиторов..

При определении актива чужие ценности, временно находящие­ся во владении хозяйствующего субъекта (например, переданные на хранение ценные бумаги или переданные для продажи товары и др.), должны быть в учете обособлены (выделены). Поэтому неслучайно, что актив считается одним из основных элементов бухгалтерской отчетности.

Если актив баланса раскрывает предметный состав имущественной массы организации, то пассив баланса показывает, во-первых, какая величина средств (капитала) вложена в хозяйственную деятельность организации и, во-вторых, кто и в какой форме участвовал в создании иму­щественной массы. В рыночной экономике пассив в большей мере опреде­ляется как обязательства за полученные ценности (услуги) или требования (обязательства) на полученные организацией ресурсы (активы).

Обязательства. В международных стандартах обязательства рас­сматриваются как второй элемент финансовой отчетности — реальная задолженность организации, существующая на отчетную дату, погашение которой вызывает уменьшение экономической выгоды и виде оттока ресурсов.

Иными словами, обязательства (кредиторская задолженность) — это существующая на отчетную дату задолженность организации, которая является следствием прошлых событий ее хозяйственной деятельности и расчеты по которой должны привести к оттоку активов. Обязательство может возникнуть в силу действия договора или право­вой нормы, а также обычаев делового оборота.

Погашение обязательства обычно предполагает, что для удовлет­ворения требований другой стороны организация лишается активов, в которых потенциально заключены экономические выгоды. Это


может происходить в форме выплаты денежных средств, передачи других активов (оказания услуг). Погашение обязательства может происходить также в форме замены обязательства одного вида дру­гим, преобразования обязательства в капитал, снятия требований со стороны кредитора.

Обязательства в учете могут быть дифференцированы: по сро­кам погашения, виду обеспечения, группе получателей (поставщики, кредитные учреждения и т.д.). Так, внешние обязательства могут быть подразделены на займы (долгосрочные и краткосрочные); обязательства по отношению к различным кредитным учреждениям; авансы получен­ные; обязательства за поставленную продукцию и оказанные услуги; вексельные обязательства; обязательства перед дочерними обществами; обязательства по налогам; прочие обязательства.

На практике внешние долгосрочные и краткосрочные обязательства (долги) принято называть заемным капиталом. Внешние обязательства представляют собой юридические права третьих лиц (инвесторов, креди­торов и др.) на имущество хозяйствующего субъекта в таком денежном размере, в каком уменьшилось собственное имущество третьих лиц и со­ответственно увеличилось имущество хозяйствующего субъекта.

С хозяйственной точки зрения внешние обязательства — это ис­точник имущества (актива), с юридической — долг хозяйствующего субъекта. Поэтому понятия «заемные средства (заемный капитал)» и «внешние обязательства» равнозначны.

Важным моментом при этом является группировка обязательств, которые различаются прежде всего по субъектам: одни из них явля­ются обязательствами перед собственниками хозяйства, другие — перед третьими лицами (кредиторами, банками и др.). Обязательства перед собственником составляют практически постоянную часть баланса, на­пример уставный капитал, который не подлежит погашению за время деятельности хозяйствующего субъекта. Обязательства второго вида (заемные средства) имеют ту или иную срочность погашения, и таким образом, периодически известна часть средств, имеющих своим источ­ником эти обязательства.

Капитал — это вложения собственника и прибыль, накопленная за все время деятельности организации. При определении финансового положения организации величина капитала определяется как разница между активами и обязательствами, т.е. должна соответствовать вели­чине чистых активов.

В соответствии с п. 66 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н, в составе соб-


 


ственного капитала организаций учитываются уставный (складочный), добавочный и резервный капитал, нераспределенная прибыль и прочие резервы.

Обязательства перед собственниками подразделяются на два вида Одни возникают в силу первоначального взноса собственника при соз| дании новой организации и последующих дополнительных взносов, щ взносов извне, ни в коей мере не связанных с внутренними процессами" хозяйственной деятельности; такие источники называются уставным капиталом.

Другие обязательства перед собственниками, превышающие взносы над уставным капиталом, являются накоплением средств вследствие при­были, остающейся в распоряжении организации. Эта часть обязательств находит отражение в таких статьях пассива баланса, как «Резервный капитал», «Добавочный капитал», «Нераспределенная прибыль». Оба вида обязательств перед собственником объединяются общим понятием «собственный капитал». Последний состоит из двух основных частей: капитала, который организация получает от акционеров и пайщиков, и капитала, который она генерирует в процессе своей деятельности. Такая детализация собственного капитала имеет важное практическое значение.

В международных стандартах финансовой отчетности первую часть капитала называют также финансовыми ресурсами предприятия. Общепринята точка зрения* согласно которой организация реализует свой доход за данный период только при условии сохранения своего собственного капитала. При этом проводится различие между понятием сохранения капитала с юридической точки зрения и сохранения капитала с позиций теории учета.

Юридический подход к сохранению капитала имеет значение для организаций, являющихся по юридическому статусу обществами с огра­ниченной ответственностью, акционерными обществами. Капитал такой организации представляет собой сумму, внесенную в ресурсы общества его участниками, акционерами. Эта сумма становится собственностью общества. Для защиты интересов третьих лиц, ведущих дела с данным обществом, выплаты акционерам не могут производиться из этой суммы капитала, величина которой должна сохраняться. Неслучайно такой подход законодательно закреплен почти во всех странах с развитой инфраструктурой.

С позиций учета сохранение капитала выражается в том, что капитал на начало года должен быть равен его сумме на конец года. В МСФО собственный капитал рассматривается как третий обязательный элемент финансовых отчетов. Сумма собственного


капитала в балансе определяется путем вычета из активов суммы внешних обязательств.

Доходы организации. Элементами формируемой в бухгалтерском учете информации о финансовых результатах деятельности организации, которые отражаются в отчете о прибылях, являются доходы и расходы организации.

Согласно п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы орга­низации» (ПБУ 9/99), доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводя­щее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц:

■ суммы налога на добавленную стоимость, акцизов, экспортных
пошлин и иных аналогичных обязательных платежей;

• по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным дого­ворам в пользу комитента, принципала и т.п.;

■ в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, услуг;

■ авансы в счет оплаты продукции, товаров, работ;
;х ■ задаток;

Is ■ залог, если договором предусмотрена передача имущества за­логодержателю; 1 ■ погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.

Доходы организации в зависимости от их характера, условий по­лучения и направлений деятельности организации подразделяются на доходы от обычных видов деятельности; прочие доходы.

Доходы, отличные от доходов от обычных видов деятельности, считаются прочими поступлениями. Для целей бухгалтерского учета ор­ганизация самостоятельно признает поступления доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями исходя из требований ПБУ 9/99 «Доходы организации», характера своей деятельности, вида доходов и условий их получения.

Расходы организации. В соответствии с п. 2 Положения по бух­галтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) воз­никновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала орга­низации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).


 




Не признается расходами организации выбытие активов:

■ в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов
(основных средств, незавершенного строительства, нематериальных
активов и т.п.);

■ в виде вкладов в уставные (складочные) капиталы других орга­
низаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных
бумаг не с целью перепродажи (продажи);.

■ по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным дого­
ворам в пользу комитента, принципала и т.п.;

■ в порядке предварительной оплаты материально-производст­
венных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

■ в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производ­
ственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

■ в погашение кредита, займа, полученных организацией.

Расходы организации в зависимости от их характера, условий осу­ществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности; прочие расходы.

На основании ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходы, отлич­ные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами.

В соответствии с Концепцией бухгалтерского учета в рыночной экономике России для признания, т.е. включения в бухгалтерский баланс или отчет о прибылях и убытках, активы, обязательства, доходы и рас­ходы должны отвечать соответствующему определению и следующим критериям: существует вероятность того, что организация получит или потеряет какие-либо будущие экономические выгоды, обусловленные данным объектом; оценка производится на основе доказательств, суще­ствующих на дату составления бухгалтерской отчетности.

Принятие решения о включении объекта в бухгалтерский баланс или отчет о прибылях и убытках должно отвечать требованиям суще­ственности.

Актив признается в бухгалтерском балансе, когда вероятно полу­чение организацией экономических выгод в будущем от этого актива и когда его стоимость может быть измерена с достаточной степенью надежности. Актив не признается в бухгалтерском балансе, если нет вероятности того, что понесенные организацией расходы принесут ей экономические выгоды в периоды, следующие за отчетным.

Кредиторская задолженность (обязательство) признается в бух­галтерском балансе, когда существует вероятность оттока ресурсов, способных приносить организации экономические выгоды, и когда


величина обязательства может быть измерена с достаточной степенью надежности.

Доходы признаются в отчете об убытках, когда возникшее увеличе­ние в будущих экономических выгодах, связанных с соответствующим активом, или уменьшение в обязательствах может быть измерено с до­статочной степенью надежности.

В соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» в отчете о при­былях и убытках доходы организации за отчетный период отражаются с подразделением на выручку и прочие доходы.

Прочие доходы организации за отчетный период, которые в со­ответствии с правилами бухгалтерского учета не зачисляются на счет прибылей и убытков, подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности обособленно. Построение бухгалтерского учета должно обеспечить возможность раскрытия информации о доходах организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.

Расходы признаются в отчете о прибылях и убытках, когда воз­никшее уменьшение в будущих экономических выгодах, обусловленное уменьшением актива, или увеличение обязательства может быть измере^ но с достаточной степенью надежности. Они признаются с отражением прямой связи между произведенными затратами и поступлениями по соответствующей статье (соответствие доходов и расходов). Если рас­ходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется опосредованно, расходы признаются в отчете о прибылях и убытках путем их обоснованного распределения между периодами.

Статья признается как расход отчетного периода, когда она не при­несет будущих экономических выгод организации или когда будущие экономические выгоды не отвечают критерию отражения имущества в бухгалтерском балансе.

В расходы отчетного периода в отчет о прибылях и убытках включаются все статьи, удовлетворяющие критерию признания, независимо от того, как они трактуются с точки зрения налогообла­гаемой базы.

В соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» в отчете о прибылях и убытках расходы организации отражаются с подразде­лением на себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие расходы, управленческие расходы, прочие расходы. В случае выделения в отчете о прибылях и убытках различных видов доходов, каждый из которых в отдельности составляет пять и более


процентов от общей суммы доходов организации за отчетный год, в нем показывается соответствующая каждому виду часть расходов. В бухгалтерской отчетности также подлежит раскрытию как ми­нимум следующая информация:

■ расходы по обычным видам деятельности в разрезе элементов
затрат;

■ изменение величины расходов, не имеющих отношения к ис­
числению себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг
в отчетном году;

■ расходы, равные величине отчислений в связи с образованием
в соответствии с правилами бухгалтерского учета предстоящих расходов,
оценочных резервов и др.

Прочие расходы организации за отчетный год, которые в соот­ветствии с правилами бухгалтерского учета не зачисляются в отчетном году на счет прибылей и убытков, подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности обособленно.

Для оценки активов, обязательств, доходов и расходов, т.е. в какой сумме должен быть признан тот или иной объект в бухгалтерской отчет­ности, могут быть использованы следующие методы:

а) фактическая (первоначальная) стоимость (себестоимость), т.е.
сумма денежных средств или их эквивалентов, уплаченная или начис­
ленная при приобретении или производстве объекта (или при учете
кредиторской задолженности);

б) текущая (восстановительная) стоимость (себестоимость), т.е.
сумма денежных средств или их эквивалентов, которая должна быть
уплачена в настоящее время в случае необходимости замены какого-
либо объекта;

в) текущая рыночная стоимость (стоимость реализации), т.е. сумма
денежных средств или их эквивалентов, которая может быть получена
в результате продажи объекта или при наступлении срока ликвида­
ции.

При отсутствии иной базы измерения для оценки может быть использована дисконтированная стоимость — величина будущих денежных поступлений или их эквивалентов, за которую предполо­жительно должен быть приобретен объект в ходе обычной хозяйствен­ной деятельности.

В международной практике применяется еще и справедливая стоимость: это сумма, на которую можно обменять актив или погасить задолженность в процессе сделки между хорошо информированными, заинтересованными и независимыми друг от друга сторонами.


Контрольные вопросы

1. Назовите основную нормативную базу по учету доходов и расходов,
а также формированию финансовой отчетности.

2. Какие требования предъявляются к формированию учетной политики
организации?

3. Укажите принципы ведения бухгалтерского учета и составления
финансовой отчетности в Российской Федерации.

; 4. Перечислите критерии признания в отчетности активов, обязательств,

доходов и расходов. 5. Что понимается под понятием «будущая экономическая выгода»?

Date: 2015-09-19; view: 1065; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию