Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные допущения и требования к ведению бухгалтерского учета
Наличие основополагающих принципов (допущений, требований и правил) бухгалтерского учета предполагает их безусловное исполнение. По существу, они объясняются самим предназначением бухгалтерского учета в рыночной экономике, который призван формировать полные и достоверные данные об имущественном и финансовом положении организаций, быть составляющей общегосударственной системы формирования микро- и макроэкономических показателей. Все это возможно лишь на основе единых подходов и правил ведения бухгалтерского учета. Понятия «допущения» и «требования» также являются правилами ведения бухгалтерского учета. Они установлены Положением по бухгал-терскомуучету «Учетная политика организации» (ПБУ1/2008), утвержденным приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н. Допущение имущественной обособленности означает, что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций. В системном бухгалтерском учете и на балансе организации может быть отражено лишь то имущество, которое, согласно законодательству, признается его собственностью, или контролируемое имущество (например, долгосрочная аренда). Все прочие материальные ценности, денежные средства и обязательства должны учитываться на забалансовых счетах. Такой подход предполагает раздельный учет имущества организации и имущества других субъектов гражданского права, в том числе собственников. Тем самым обеспечивается основа для определения контрагентами действительного имущественного и финансового состояния организации, так как по бухгалтерскому балансу они могут судить, например, о размерах источников покрытия долгов организации. Это говорит о том, что бухгалтерский учет начинается с таких записей, которыми закрепляется имущественное состояние собственника, и отражается во вступительном бухгалтерском балансе. Непрерывность деятельности организации означает, что организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке. Последовательность применения учетной политики означает, что принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому, т.е. избранное и установленные в учетной политике способы ведения бухгалтерском учета применяются последовательно от одного отчетного года к другому. Как правило, имеется в виду неизменность принципов и методики отражения хозяйственных операций, оценки имущества и обязательств в течение отчетного года, а также от одного отчетного года к другому. Однако это не следует понимать Как запрет на внесение изменений в учетную политику. Учетная политика является производной от хозяйственной ситуа Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности состоит в том, что все доходы и расходы считаются доходами и расходами отчетного периода независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств. Иначе говоря, политика должна исходить из возможного несовпадения во времени хозяйственной операции и ее денежного обеспечения. К числу требований, которыми следует руководствоваться при выборе и применении учетной политики, относятся следующие: полноты, осмотрительности (осторожности), приоритета содержания перед формой, непротиворечивости, рациональности. Рассматривая возможность применения какого-либо способа ведения бухгалтерского учета, необходимо определить, отвечает ли его использование названным выше требованиям. Требование полноты учета означает исчерпывающее отражение за отчетный период всех хозяйственных операций, имущества, результатов его инвентаризации, конечных финансовых результатов хозяйствования. Так, имущество, не принадлежащее организации на правах собственности (оставленное на ответственное хранение, на комиссии, в оперативной аренде и т.д.), должно быть показано в полном объеме на забалансовых счетах. Эти требования закреплены в Законе о бухгалтерском учете и Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Если в статистике обобщающие сводки (отчеты) могут основываться на выборочных данных, то в бухгалтерском учете регистрация экономических фактов ведется в текущем порядке (по мере их возникновения), т.е. сплошным и непрерывным порядком. Никакие операции по учету поступлений и расходов не могут быть задержаны ' или ускорены с точки зрения их регистрации, в противном случае изменение порядка отражения операций искажает достоверность фактов. Требование осмотрительности (осторожности) предполагает, что используемые организацией способы оценки должны обеспечивать большую готовность к отражению в бухгалтерском учете потерь (расходов) и пассивов, чем доходов и активов. Это означает, что к учету принимаются лишь те доходы, которые уже получены, либо существует твердая гарантия их получения. В то же время учету подлежат все ожидаемые обязательства и потенциальные убытки в отчетном периоде или в предыдущие периоды. Вместе с тем при выборе учетной политики совершенно неуместна чрезмерная осторожность, которая может привести к созданию скрытых резервов и тем самым ввести в заблуждение собственников и других потребителей информации, сформированной в бухгалтерском учете. В практике должен действовать постулат требования осмотрительности (осторожности), согласно которому предприниматель в случае сомнения оценивает активы «скорее ниже» (по наименьшей стоимости), а пассивы — «скорее выше». Такой подход предполагает также создание резервов, разрешенных законодательством, выбор соответствующих методоъ оценок и амортизации объектов учета. Образование оценочных резервов является по существу приемом бухгалтерского учета, позволяющим уточнять балансовую оценку отдельных статей активов. Такие резервы формируют в соответствии с правилами бухгалтерского учета вне зависимости от финансового результата деятельности организации в целях обеспечения одного из основных требований бухгалтерского учета — требования осмотрительности. Оценочные резервы существенно повышают достоверность и качество финансовой отчетности и поэтому широко используются в международной, а теперь и в российской практике. В настоящее время нормативные документы регламентируют образование следующих оценочных резервов: сомнительных долгов; под обесценение финансовых вложений; под снижение стоимости материальных ценностей.
Тг Требование приоритета содержания над формой предполагает, что избранные способы должны быть ориентированы на отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы, но и экономического содержания и хозяйственной ситуации, в которой они возникли. Данное требование особенно важно в условиях рынка, когда законодательство, как правило, отстает от развития хозяйственной реальности. Требование непротиворечивости обусловливает необходимость тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по синтетическим счетам на 1-е число каждого месяца, показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического учета, а также показателей отчетности на начало и конец периода. Требование непротиворечивости (сравнимости) включает формальное и материальное постоянство. Формальное постоянство обеспечивается в том случае, если полностью соблюдаются все требования к составлению форм бухгалтерской отчетности из года в год (структура форм отчетных показателей, порядок их формирования и т.д.). Материальное постоянство предполагает сохранение однажды выбранных методов оценки соответствующих объектов учета. Если имеют место изменения, то они должны быть раскрыты в пояснениях к отчету. , Требование рациональности означает, что учетная политика строится таким образом, чтобы бухгалтерский учет велся рационально и экономично, сообразно размерам организации и масштабам ее деятельности. Выбор тех или иных способов учета подразумевает сопоставление затрат и выгод, связанных с их применением. К числу правил бухгалтерского учета, которыми руководствуются в соответствии с действующим законодательством, относятся: правила (метод) двойной записи, денежного выражения (стоимостной оценки) объектов бухгалтерского учета, документирование хозяйственных операций, периодичность формирования бухгалтерской отчетности, обязательность проведения инвентаризации. Метод двойной записи означает, что в бухгалтерском учете все хозяйственные операции получают двойное отражение. При этом следует отказаться от упрощенного понимания этого метода бухгалтерского учета как чисто технического. Этот метод в широком экономическом смысле обеспечивает определение двойного финансового результата: по балансу как наращение собственного капитала и по счету «Прибыли и убытки», на котором раскрываются факторы, повлиявшие на наращение собственного капитала. Правило денежного выражения (стоимостной оценки). Согласно этому правилу в бухгалтерском учете отражаются только те объекты учета, которые можно выразить в денежном эквиваленте. Это правило вводит ограничения на элементы, отражаемые в бухгалтерском учете. Неразрывно с правилом денежного выражения (стоимостной оценки) связано правило раздельной оценки стоимости (индивидуальной оценки), согласно которому каждая имущественная ценность и каждое обязательство оценивается в бухгалтерском учете отдельно. Практика допускает групповую оценку отдельных объектов, если она вызвана только принципом экономичности учета. Это правило делает прозрачной бухгалтерскую отчетность для третьих лиц, контролирующих ее формирование. Правило документирования неразрывно связано с принципом полноты бухгалтерского учета и отчетности, что закреплено в Законе о бухгалтерском учете (ст. 9). Каждая бухгалтерская запись в своей основе должна иметь документ, и каждый документ определяет бухгалтерскую запись, отсюда требование хранения документов. Организация, согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, обязана хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами государственного архивного дела, но не менее пяти лет. Правило периодичности в бухгалтерской отчетности дополняет принцип полноты учета, так как периодизация операционного делового цикла организации существенно влияет на достоверность информации. Это правило также называют принципом даты, т.е. все хозяйственные операции отражаются в момент их совершения и в учетных регистрах накапливаются в хронологическом порядке по циклам (месяц, квартал, нарастающим итогом за год, год). Следовательно, осуществляется подведение итогов к дате бухгалтерских отчетов. Рассмотренные выше принципы — допущения, требования и правила бухгалтерского учета следует рассматривать в единстве, поскольку каждый из них дополняет общую единую систему учета. Несоблюдение отдельных принципов и требований бухгалтерского учета без достаточных на то оснований может исказить картину имущественного и финансового положения организации, результаты ее деятельности и при определенных условиях может трактоваться как неправильное ведение бухгалтерского учета. Вместе с тем следует оговориться, что реализация некоторых из этих требований в сегодняшних условиях затруднена незавершенностью и противоречивостью действующей нормативной базы. Сказанное не означает, что организация ни в каких ситуациях не вправе отступать от названных допущений. В реальной жизни возможны случаи, когда организация должна исходить из иных допущений. Говоря другими словами, формирование учетной политики — это процесс достижения баланса между названными принципами и требованиями. 5.4. Критерии признания активов, обязательств, доходов и расходов в финансовой отчетности Бухгалтерская отчетность — это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Как уже отмечалось, бухгалтерская отчетность состоит из Бухгалтерского баланса (ф. № 1), Отчета о прибылях и убытках (ф. № 2), пояснений к ним (ф. № 3,4,5,6), пояснительной записки, аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности, если она в соответствии с требованиями законодательства не подлежит обязательному аудиту. В соответствии с Концепцией бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29 декабря 1997 г., элементами формируемой в бухгалтерском учете информации о финансовом положении организации, которые отражаются в бухгалтерском балансе, являются актив (имущество), обязательства (кредиторская задолженность) и капитал. Активы. Бухгалтерский баланс состоит из актива и пассива. Актив показывает совокупность имущественных средств хозяйствующей единицы, причем в активе отражаются внеоборотные и оборотные активы. Другими словами, в активе баланса аккумулируются средства, вложенные организацией с целью получения экономической выгоды. Активами (имуществом) признаются хозяйственные средства, которые контролируются организацией в результате прошлых событий ее хозяйственной деятельности и должны принести ей экономические выгода в будущем. Будущие экономические выгоды — это потенциальная возможность активов прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств или их эквивалентов в организацию. Считается, что актив принесет в будущем экономические выгоды организации, когда он может быть: ■ использован обособленно или в сочетании с другими активами в процессе производства продукции (работ, услуг), предназначенных для продажи;
■ обменен на другой актив; ■ использован для погашения обязательств; ■ распределен между собственниками организации. Материально-вещественная форма актива и юридические условия его использования не являются единственным критерием. Активы — это совокупность имущественных средств хозяйствующего субъекта. В международных стандартах финансовой отчетности (МСФО) активы трактуются более широко и определяются как ресурсы, контролируемые организацией в результате прошлых периодов, от которых она ожидает экономические выгоды в будущем. Аналогичная трактовка нашла в 1997 г. отражение в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (п. 7.2). Таким образом, заключенная в активах экономическая выгода представляет потенциал, который войдет в поток денежных средств или иных эквивалентов организации прямо или косвенно. Важнейшими признаками включения хозяйственных ресурсов в активы являются следующие условия. Активы должны: ■ приносить хозяйственную выгоду (доходы, прибыль, деньги ■ находиться в распоряжении хозяйствующего субъекта, который ■ быть результатом ранее совершенных сделок (быть готовыми В состав активов включают имущество и права. К имуществу относят различные предметы, имеющие хозяйственную ценность в силу своих физических свойств (деньги, материалы, товары, строения, оборудование и т.д.). Права делятся на овеществленные и неовеществленные. Овеществленные права связаны с владением ценной бумагой, дающей право на получение каких-либо ценностей (с векселем, чеком, облигацией, акцией и т.п.). К неовеществленным правам относятся долговые требования в виде различных видов дебиторской задолженности, исключительные права (например, патент, лицензия, право на фирменное наименование и товарный знак) и прочие права, вытекающие из незаконченных хозяйственных операций (например, заранее произведенные траты или еще не полученные доходы). В активе также различают недвижимое и движимое имущество, паи и акции в других организациях (долгосрочные финансовые вло- И и жения), оборотные средства (текущие активы), которые еще называют оборотным капиталом. Перечисление всех составных частей актива, количественно измеренных и оцененных, отражается в соответствующих статьях бухгалтерского баланса. Число и название этих статей должно быть таким, чтобы, с одной стороны, можно было судить о характере разнообразных Средств хозяйствующего субъекта, его хозяйственных операциях и характере его юридических отношений с рядом контрагентов, а с другой — чтобы можно было установить их относительное участие во всём обороте средств. Установление всей совокупности имущественных средств путем годовой инвентаризации или на основе книжных (учетных) данных необходимо для определения собственного капитала, или стоимости чистых активов, выявления всей совокупности благ, которая может служить обеспечением прав кредиторов.. При определении актива чужие ценности, временно находящиеся во владении хозяйствующего субъекта (например, переданные на хранение ценные бумаги или переданные для продажи товары и др.), должны быть в учете обособлены (выделены). Поэтому неслучайно, что актив считается одним из основных элементов бухгалтерской отчетности. Если актив баланса раскрывает предметный состав имущественной массы организации, то пассив баланса показывает, во-первых, какая величина средств (капитала) вложена в хозяйственную деятельность организации и, во-вторых, кто и в какой форме участвовал в создании имущественной массы. В рыночной экономике пассив в большей мере определяется как обязательства за полученные ценности (услуги) или требования (обязательства) на полученные организацией ресурсы (активы). Обязательства. В международных стандартах обязательства рассматриваются как второй элемент финансовой отчетности — реальная задолженность организации, существующая на отчетную дату, погашение которой вызывает уменьшение экономической выгоды и виде оттока ресурсов. Иными словами, обязательства (кредиторская задолженность) — это существующая на отчетную дату задолженность организации, которая является следствием прошлых событий ее хозяйственной деятельности и расчеты по которой должны привести к оттоку активов. Обязательство может возникнуть в силу действия договора или правовой нормы, а также обычаев делового оборота. Погашение обязательства обычно предполагает, что для удовлетворения требований другой стороны организация лишается активов, в которых потенциально заключены экономические выгоды. Это может происходить в форме выплаты денежных средств, передачи других активов (оказания услуг). Погашение обязательства может происходить также в форме замены обязательства одного вида другим, преобразования обязательства в капитал, снятия требований со стороны кредитора. Обязательства в учете могут быть дифференцированы: по срокам погашения, виду обеспечения, группе получателей (поставщики, кредитные учреждения и т.д.). Так, внешние обязательства могут быть подразделены на займы (долгосрочные и краткосрочные); обязательства по отношению к различным кредитным учреждениям; авансы полученные; обязательства за поставленную продукцию и оказанные услуги; вексельные обязательства; обязательства перед дочерними обществами; обязательства по налогам; прочие обязательства. На практике внешние долгосрочные и краткосрочные обязательства (долги) принято называть заемным капиталом. Внешние обязательства представляют собой юридические права третьих лиц (инвесторов, кредиторов и др.) на имущество хозяйствующего субъекта в таком денежном размере, в каком уменьшилось собственное имущество третьих лиц и соответственно увеличилось имущество хозяйствующего субъекта. С хозяйственной точки зрения внешние обязательства — это источник имущества (актива), с юридической — долг хозяйствующего субъекта. Поэтому понятия «заемные средства (заемный капитал)» и «внешние обязательства» равнозначны. Важным моментом при этом является группировка обязательств, которые различаются прежде всего по субъектам: одни из них являются обязательствами перед собственниками хозяйства, другие — перед третьими лицами (кредиторами, банками и др.). Обязательства перед собственником составляют практически постоянную часть баланса, например уставный капитал, который не подлежит погашению за время деятельности хозяйствующего субъекта. Обязательства второго вида (заемные средства) имеют ту или иную срочность погашения, и таким образом, периодически известна часть средств, имеющих своим источником эти обязательства. Капитал — это вложения собственника и прибыль, накопленная за все время деятельности организации. При определении финансового положения организации величина капитала определяется как разница между активами и обязательствами, т.е. должна соответствовать величине чистых активов. В соответствии с п. 66 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н, в составе соб-
ственного капитала организаций учитываются уставный (складочный), добавочный и резервный капитал, нераспределенная прибыль и прочие резервы. Обязательства перед собственниками подразделяются на два вида Одни возникают в силу первоначального взноса собственника при соз| дании новой организации и последующих дополнительных взносов, щ взносов извне, ни в коей мере не связанных с внутренними процессами" хозяйственной деятельности; такие источники называются уставным капиталом. Другие обязательства перед собственниками, превышающие взносы над уставным капиталом, являются накоплением средств вследствие прибыли, остающейся в распоряжении организации. Эта часть обязательств находит отражение в таких статьях пассива баланса, как «Резервный капитал», «Добавочный капитал», «Нераспределенная прибыль». Оба вида обязательств перед собственником объединяются общим понятием «собственный капитал». Последний состоит из двух основных частей: капитала, который организация получает от акционеров и пайщиков, и капитала, который она генерирует в процессе своей деятельности. Такая детализация собственного капитала имеет важное практическое значение. В международных стандартах финансовой отчетности первую часть капитала называют также финансовыми ресурсами предприятия. Общепринята точка зрения* согласно которой организация реализует свой доход за данный период только при условии сохранения своего собственного капитала. При этом проводится различие между понятием сохранения капитала с юридической точки зрения и сохранения капитала с позиций теории учета. Юридический подход к сохранению капитала имеет значение для организаций, являющихся по юридическому статусу обществами с ограниченной ответственностью, акционерными обществами. Капитал такой организации представляет собой сумму, внесенную в ресурсы общества его участниками, акционерами. Эта сумма становится собственностью общества. Для защиты интересов третьих лиц, ведущих дела с данным обществом, выплаты акционерам не могут производиться из этой суммы капитала, величина которой должна сохраняться. Неслучайно такой подход законодательно закреплен почти во всех странах с развитой инфраструктурой. С позиций учета сохранение капитала выражается в том, что капитал на начало года должен быть равен его сумме на конец года. В МСФО собственный капитал рассматривается как третий обязательный элемент финансовых отчетов. Сумма собственного капитала в балансе определяется путем вычета из активов суммы внешних обязательств. Доходы организации. Элементами формируемой в бухгалтерском учете информации о финансовых результатах деятельности организации, которые отражаются в отчете о прибылях, являются доходы и расходы организации. Согласно п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества). Не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц: ■ суммы налога на добавленную стоимость, акцизов, экспортных • по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.; ■ в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, услуг; ■ авансы в счет оплаты продукции, товаров, работ; Is ■ залог, если договором предусмотрена передача имущества залогодержателю; 1 ■ погашение кредита, займа, предоставленного заемщику. Доходы организации в зависимости от их характера, условий получения и направлений деятельности организации подразделяются на доходы от обычных видов деятельности; прочие доходы. Доходы, отличные от доходов от обычных видов деятельности, считаются прочими поступлениями. Для целей бухгалтерского учета организация самостоятельно признает поступления доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями исходя из требований ПБУ 9/99 «Доходы организации», характера своей деятельности, вида доходов и условий их получения. Расходы организации. В соответствии с п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
Не признается расходами организации выбытие активов: ■ в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов ■ в виде вкладов в уставные (складочные) капиталы других орга ■ по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным дого ■ в порядке предварительной оплаты материально-производст ■ в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производ ■ в погашение кредита, займа, полученных организацией. Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности; прочие расходы. На основании ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами. В соответствии с Концепцией бухгалтерского учета в рыночной экономике России для признания, т.е. включения в бухгалтерский баланс или отчет о прибылях и убытках, активы, обязательства, доходы и расходы должны отвечать соответствующему определению и следующим критериям: существует вероятность того, что организация получит или потеряет какие-либо будущие экономические выгоды, обусловленные данным объектом; оценка производится на основе доказательств, существующих на дату составления бухгалтерской отчетности. Принятие решения о включении объекта в бухгалтерский баланс или отчет о прибылях и убытках должно отвечать требованиям существенности. Актив признается в бухгалтерском балансе, когда вероятно получение организацией экономических выгод в будущем от этого актива и когда его стоимость может быть измерена с достаточной степенью надежности. Актив не признается в бухгалтерском балансе, если нет вероятности того, что понесенные организацией расходы принесут ей экономические выгоды в периоды, следующие за отчетным. Кредиторская задолженность (обязательство) признается в бухгалтерском балансе, когда существует вероятность оттока ресурсов, способных приносить организации экономические выгоды, и когда величина обязательства может быть измерена с достаточной степенью надежности. Доходы признаются в отчете об убытках, когда возникшее увеличение в будущих экономических выгодах, связанных с соответствующим активом, или уменьшение в обязательствах может быть измерено с достаточной степенью надежности. В соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» в отчете о прибылях и убытках доходы организации за отчетный период отражаются с подразделением на выручку и прочие доходы. Прочие доходы организации за отчетный период, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета не зачисляются на счет прибылей и убытков, подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности обособленно. Построение бухгалтерского учета должно обеспечить возможность раскрытия информации о доходах организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Расходы признаются в отчете о прибылях и убытках, когда возникшее уменьшение в будущих экономических выгодах, обусловленное уменьшением актива, или увеличение обязательства может быть измере^ но с достаточной степенью надежности. Они признаются с отражением прямой связи между произведенными затратами и поступлениями по соответствующей статье (соответствие доходов и расходов). Если расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется опосредованно, расходы признаются в отчете о прибылях и убытках путем их обоснованного распределения между периодами. Статья признается как расход отчетного периода, когда она не принесет будущих экономических выгод организации или когда будущие экономические выгоды не отвечают критерию отражения имущества в бухгалтерском балансе. В расходы отчетного периода в отчет о прибылях и убытках включаются все статьи, удовлетворяющие критерию признания, независимо от того, как они трактуются с точки зрения налогооблагаемой базы. В соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» в отчете о прибылях и убытках расходы организации отражаются с подразделением на себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие расходы, управленческие расходы, прочие расходы. В случае выделения в отчете о прибылях и убытках различных видов доходов, каждый из которых в отдельности составляет пять и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный год, в нем показывается соответствующая каждому виду часть расходов. В бухгалтерской отчетности также подлежит раскрытию как минимум следующая информация: ■ расходы по обычным видам деятельности в разрезе элементов ■ изменение величины расходов, не имеющих отношения к ис ■ расходы, равные величине отчислений в связи с образованием Прочие расходы организации за отчетный год, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета не зачисляются в отчетном году на счет прибылей и убытков, подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности обособленно. Для оценки активов, обязательств, доходов и расходов, т.е. в какой сумме должен быть признан тот или иной объект в бухгалтерской отчетности, могут быть использованы следующие методы: а) фактическая (первоначальная) стоимость (себестоимость), т.е. б) текущая (восстановительная) стоимость (себестоимость), т.е. в) текущая рыночная стоимость (стоимость реализации), т.е. сумма При отсутствии иной базы измерения для оценки может быть использована дисконтированная стоимость — величина будущих денежных поступлений или их эквивалентов, за которую предположительно должен быть приобретен объект в ходе обычной хозяйственной деятельности. В международной практике применяется еще и справедливая стоимость: это сумма, на которую можно обменять актив или погасить задолженность в процессе сделки между хорошо информированными, заинтересованными и независимыми друг от друга сторонами. Контрольные вопросы 1. Назовите основную нормативную базу по учету доходов и расходов, 2. Какие требования предъявляются к формированию учетной политики 3. Укажите принципы ведения бухгалтерского учета и составления ; 4. Перечислите критерии признания в отчетности активов, обязательств, доходов и расходов. 5. Что понимается под понятием «будущая экономическая выгода»? Date: 2015-09-19; view: 1125; Нарушение авторских прав |