Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ценности человека и общества
Ценностные представления и идеалы могут быть очень разнообразными, они складываются по-разному в различных культурах и изменяются в ходе исторической эволюции. Свои комплексы ценностей образуются у разных народов, поколений, возрастов, социальных групп, профессий, семей и, наконец, у каждого отдельного человека. Чтобы быть объективным и беспристрастным, человек должен выйти за рамки личных, индивидуальных ценностных представлений и не судить исключительно по принципу «мне нравится – мне не нравится». При этом нужно отдавать отчет в том, что полностью освободиться от ценностей и идеалов, которые сложились в культуре его эпохи, его народа, его социальной среды невозможно. Можно выделить два уровня, на которых в культуре функционируют ценностные парадигмы: уровень обыденного сознания и уровень идеологической мысли. Обыденное сознание занято вопросами повседневной жизни людей, житейских «малых дел»: ежедневного быта, покупок вещей и продуктов, труда и отдыха, будней и праздников, общения с друзьями, родственниками. Ценностные парадигмы повседневной жизни начинают формироваться с детства: любовь матери, отношения с близкими людьми, домашний уют, защищенность и т.д. Культура повседневности тяготеет к выдвижению на первый план вещественно-материальной оболочки ценностей, подмене ценностей их вещественными носителями [2, с. 15]. Над человеком, полностью погруженным в повседневность, нависает угроза стать покорным рабом обстоятельств, чем-то вроде машины для жизнеобеспечения себя и своей семьи. Жизнь такого человека течет как бы помимо его воли. Он плывет по течению, не зная, что впереди, и чувствует себя игрушкой в руках ведомых сил, определяющих его судьбу. Это подавляет его личность, делая его похожим на автомат, механически выполняющий заданные ему операции. Спасение от обыденности достигается тогда, когда жизнь человека обретает смысл. Способность придать своей жизни цель не заложена в человеке природой. Она дается культурой, которая задает человеку «поле» смысложизненных (экзистециональных) ценностей, где он имеет возможность найти смысл своей жизни [2, с. 16]. Идеология – это система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений [1, с. 54]. В идеологических суждениях находят выражение взгляды, обусловленные ценностями и идеалами, которые являются типичными для больших социальных групп, обществ, классов, народов. Идеология, так или иначе, выражает интересы определенных социальных групп. Система ценностных ориентаций определяет направленность личности, составляет основу взаимоотношения между людьми и социумом в целом. Так, для лиц без определенного места жительства (БОМЖ) наиболее актуальными ценностями являются: «нормальная жизнь», «создание семьи». Также основными ценностями для них являются долговременные (ценности-цели), к которым следует стремиться как к конечной цели индивидуального существования. Среди них наиболее значимыми являются: нормальная и семейная жизнь, любовь, уверенность в себе, самостоятельность, богатство. Ценности, необходимые для успешного развития человека (ценности-средства: исполнительность, ответственность, аккуратность), в любой ситуации у лиц БОМЖ практически отсутствуют или неявно выражены. Это значит, что ценности, актуальные для развития «здесь и сейчас», не востребованы в настоящем, что не способствует адаптации. Сама иерархия ценностей слабо развита. Следовательно, у лиц без определенного места жительства можно констатировать обеднение ценностной сферы, своеобразный ценностный вакуум. Идеология выражая интересы определенных социальных групп и не может быть беспристрастной. Ценностные парадигмы идеологии носят обобщенный характер и охватывают, прежде всего, типичные для тех или иных социальных групп представления о том, как должно быть устроено «хорошее» общество. Проекты идеального устройства общества разрабатывались многими мыслителями, начиная еще с Платона. Из истории известно, что участники народных восстаний большей частью оставались в плену господствующей в общественном сознании идеологии. Например, сподвижники С. Разина и Е. Пугачева не помышляли об изменении общественного строя, они желали лишь «хорошего царя» [2, с. 17]. Государственная идеология, как правило, провозглашает приоритет общественных, национальных, общегосударственных интересов над личными, семейными, групповыми. Внедрение идеологических ценностей в обыденное сознание и подчинение частных житейских интересов человека общенациональным, государственным целям – это один из путей, который выводит личность за узкие рамки повседневного бытия и отрывает широкие возможности выбора форм общественно-полезной деятельности и обретения в ней смысла жизни. Однако ценности вообще и социально-политические в частности нельзя навязать человеку силой. Ценности и идеалы выступают как цели, на достижение которых направлена деятельность человека. Для организации этой деятельности существуют определенные средства. В этом случае также можно говорить о ценностях, ценностях-средствах (например, исполнительность, ответственность, аккуратность и обман, подкуп, насилие, перекладывание ответственности на других). Человек может рассматривать в качестве ценностей и сами способы деятельности – правила, принципы, способы поведения. Для медиков «клятва Гиппократа», принцип «не навреди» становятся не просто способом действий, не просто нормой их профессиональной деятельности, но также и ценностью, символом врачебной этики. Верующие относятся к ритуалам, как к величайшим ценностям, установленных религией, – проведению богослужений, поклонению церковным святыням, выполнению обрядов. Русские старообрядцы уходили с насиженных мест в ссылку, шли на смерть, самосожжение, не желая отказаться от «двуперстия» (обычая креститься двумя пальцами) и некоторых других ритуальных действий, которые они считали нормами «истинного» православия. Таким образом, ценности и идеалы тоже являются регуляторами человеческого поведения. Чем выше в иерархии ценностных ориентаций личности находится ценность, тем больше человек склонен накладывать печать ценности на способы, нацеленные на ее поведение. Поэтому неудивительно, что ценностное отношение в наибольшей мере распространяется на способы поведения, направленного на высшие финальные ценности. Такие правила, как и сама финальная ценность, становятся самоценными. Примером тому могут служить принципы нравственности. Личность придерживается их не ради достижения какой-либо цели, а в силу их самоценности. Средства организации поведения, вызванного стремлением к финальным ценностям, образуют глубинные установки самосознания культурного человека, связанные с его пониманием смысла жизни, долга, счастья, чести и т.д. Ценностное отношение представлено в процессе духовно-практического освоения действительности в нескольких взаимосвязанных аспектах: 1) исходные для процессов духовно-практического отражения оценки действительности (моральные суждения о справедливости, ответственности благе и т.д.); 2) ценности выражают факт существования уже утвердившихся социальных, в т.ч. моральных норм (нравственные отношения нормативного характера, устойчивые представления людей, стереотипы житейской мудрости, пословицы и поговорки); 3) ценностное отношение дано в системе аргументации необходимости исполнения социальных норм, предлагаемой личности со стороны общества; 4) ценностное отношение дано в оценках отдельных поступков, осуществляемых на базе уже действующих, утвердившихся в обществе социальных норм; 5) ценностное отношение представлено в сознании личности в виде итога постижения всей системы общественных требований [2, с. 19–20]. Моральная норма показывает личности исходную необходимость постижения разрешенных каналов взаимодействия с другими людьми. Ценность не только подтверждает необходимость выполнения нормы, но и в целом способствует более глубокому пониманию ее содержания. Благодаря расширенному обоснованию системы социальных норм личность все более переходит к ценностному уровню сознания, способному достаточно далеко отходить от исходной формальной нормативности. В этике это получает выражение в крылатой фразе Демокрита: «Не следует мудрецу повиноваться законам», т.е. у мудреца закон в душе, или, что по сути то же самое, – в ценностных уровнях сознания [2, с. 20]. Ценностные ориентации индивида представляют собой основной «канал усвоения духовной культуры общества», превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения. Формирование ценностных ориентации во многом способствует процессу развития личности в целом. Личность строит, приобретает определенную «траекторию своего движения» сообразно ориентирам: ценностям внешнего мира и ценностям самопознания, самооценки, саморазвития. Выбор жизненной цели, планов, перспектив человек осуществляет на основе познания обстоятельств и самого себя, постоянно оценивая, сравнивая и сопоставляя и себя, и других людей, обращаясь в прошлое, живет в настоящем, ориентируясь на будущее. Ценностные ориентации личности, таким образом, обеспечивают стержень, общую линию, некую ось, которая уравновешивает поступки, поведение, деятельность, отклоняющиеся в ту или иную сторону от общего стержня, линии, направленности [2, с. 20–21]. Ценность человека, духовный мир личности определяется степенью сформированности его ценностной ориентации, мерой его причастности к обществу, его истории, настоящему, диапазоном его общественных интересов, богатством и разнообразием связей и взаимоотношений с обществом.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Date: 2015-09-19; view: 2014; Нарушение авторских прав |