Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Функции философии
Предмет и специфику философии нельзя раскрыть в достаточной степени полно, не затрагивая вопроса о ее функциях. Прежде всего – это мировоззренческая функция, которая связана с абстрактно-теоретическим, понятийным объяснением мира, в отличие от всех других видов и уровней мировоззрения. Философские концепции имеют двойственный характер, который выражается в их тяготении или к научному знанию, объективной истине, или к псевдонауке. Методологическая функция заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком. Следует выделить и прогностическую функцию философии, формулировку в ее рамках гипотез об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира. При этом степень вероятности прогноза будет тем выше, чем больше философия опирается на науку. Нельзя не упомянуть функцию философии как школы теоретического мышления и мудрости. Особенно это касается изучения истории философии. Критическая функция философии распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию. Принцип «подвергай все сомнению», со времен античности проповедуемый многими философами, как раз и свидетельствует о важности критического подхода и наличии определенной доли скепсиса по отношению к существующему знанию и социокультурным ценностям. Он играет антидогматическую роль в их развитии. При этом необходимо подчеркнуть, что положительное значение имеет лишь основывающаяся на диалектическом отрицании конструктивная критика, а не абстрактный нигилизм. С критической функцией философии тесно связана и ее аксиологическая функция (от греч. axios – ценный). Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самых различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т.п. Особенно остро эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда возникает проблема выбора пути движения и встает вопрос, что следует отбросить, а что сохранить из старых ценностей. Социальная функция философии является довольно многоплановой по своему содержанию и охватывает различные аспекты общественной жизни: философия призвана выполнять двуединую задачу – объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. При этом следует помнить, что в общественной жизни социальные изменения, эксперименты и реформы имеют особую ценность и значение, поэтому прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужно предварительно его хорошо объяснить. Именно философии принадлежит прерогатива в разработке всеобъемлющих концепций интеграции и консолидации человеческого общества. Ее задача – помочь осознать и сформулировать коллективные цели и направить усилия на организацию коллективных действий по их достижению. При этом степень жизненности философской концепции определяется тем, насколько каждый индивид может ее понять и принять. Следовательно, несмотря на свой всеобъемлющий характер, философия должна быть адресована каждому человеку. С социальной функцией тесно связана гуманитарная функция философии. Здесь речь идет о том, что философия должна играть адаптационную и жизнеутверждающую роль для каждого индивида, способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни. Она призвана осуществлять функцию интеллектуальной терапии, которая особенно важна в периоды нестабильного состояния общества, когда прежние кумиры и идеалы исчезают, а новые не успевают сформироваться или завоевать авторитет; когда человеческое существование находится в «пограничной ситуации», на грани бытия и небытия, и каждый должен делать свой нелегкий выбор. Думается, что именно сегодня эта функция особенно актуальна, и мы должны быть признательны В. Франклу, создавшему логотерапию (от греч. logos – смысл, и therapeia – лечение) – теорию, которая смогла помочь миллионам людей. Ее задача состоит в том, чтобы «справляться с теми страданиями, которые вызваны философскими проблемами, поставленными перед человеком жизнью» [34]. Название теории образовано по аналогии с психотерапией. Однако ученый ставит логотерапию гораздо выше по своему значению, ибо человек, по его мнению, – это больше чем психика, это дух, который и призвана лечить философия. Следует подчеркнуть, что все функции философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные и так или иначе включает их. Нельзя разорвать, например, мировоззренческую и методологическую, методологическую и гносеологическую, социальную и гуманитарную и т.д. функции. И вместе с тем только через их целостное единство проявляется специфика и сущность философского знания. 4. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ Философия науки как направление появилась во второй половине ХIХ в. в рамках неклассической философии. Наука – творческая деятельность людей, направленная на получение новых знаний о сущности и законах объективного мира; совокупность объективно-истинных знаний о действительности, приведенных в целостную систему. В основаниях науки лежат идеалы, нормы и методы исследования; научная картина мира; философские идеи и принципы. Как самостоятельный социокультурный феномен наука возникает в Новое время (XVI–XVII вв.) в эпоху становления капиталистического способа производства. В современном, постиндустриальном обществе наука становится определяющим фактором развития всех сфер общественной жизни. Критерии научного знания: · поиск истины; · познание сущности явлений; · обнаружение объективных законов действительности; · доказательность, проверяемость и обоснованность; · системность знаний (упорядоченность); · объективность; · рациональность; · теоретичность; · практическая значимость результатов; · использование специальных методов, методологическая рефлексия. Принципы научного познания: · верификация (лат. verus – истинный) – научным может быть знание, которое прошло практическую проверку на опыте, т.е. нашло свое подтверждение в ходе эмпирической проверки; · фальсификация (лат. falsus – ложный) – научным может быть только утверждение, которое имеет возможность быть опровергнутым опытом, т.е. его ложность можно будет установить в ходе проверки. Ненаучное знание отличается от научного прежде всего тем, что носит несистематизированный, разрозненный характер, не формализовано и не описывает законы действительности. Виды ненаучного знания: · донаучное знание – знание, получаемое в повседневной жизни; знание, выступающее прототипом, предпосылкой возникновения научного знания; · обыденное знание – знание, опирающееся на здравый смысл, характеризующееся необязательностью предварительных систем доказательств; · паранаучное знание – знание, несовместимое с имеющимися гносеологическими стандартами (к примеру, парапсихология, астрология, уфология); · квазинаучное знание – знание, обусловленное методами насилия и принуждения со стороны власть предержащих (идеологизированная наука); · лженаучное (псевдонаучное) знание – ошибочное знание, выступающее от имени науки, имитирующие ее черты и сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки; · антинаучное знание – утопичное знание, сознательно искажающее представления о действительности. Наука включает в себя три основных раздела знания: естественнонаучное, научно-техническое и гуманитарное знание. В процессе познания выделяют два уровня научного познания – эмпирический и теоретический. Эмпирический уровень научного познания связан со сбором, фиксацией, накоплением и анализом фактов, их первичной систематизацией. Эмпирическое исследование связано с индуктивным умозаключением. На этом уровне преобладает чувственное познание (в форме ощущений, восприятий, представлений, воображения), которое направлено непосредственно на свой объект. Методы эмпирического уровня познания – наблюдение, эксперимент, измерение. Теоретический уровень научного познания связан с обобщением и объяснением фактов, проникновением в сущность явлений, обоснованием их внутренних, существенных признаков и связей, выдвижением гипотез, открытием законов, предсказанием новых явлений в рамках старых теорий, формированием научной картины мира. Теоретическое исследование связано с дедуктивными умозаключениями. На этом уровне преобладает рациональное познание (в форме понятий, суждений, умозаключений). Методы теоретического уровня – абстрагирование, идеализация, формализация и др. Методология – учение о способах организации и построения теоретической и практической деятельности человека; система наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих основу той или иной науки. Методы научного познания – совокупность приемов, правил, процедур, применяемых для получения достоверного знания. Проблема поиска истинного метода научного познания была поставлена еще в Новое время (XVII в.). В современной научной методологии выделяют: 1) методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, измерение); 2) общелогические методы и приемы исследования (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование); 3) методы теоретического познания (абстрагирование, обобщение, идеализация, формализация). Наблюдение – целенаправленное изучение предметов, опирающееся на данные органов чувств, в ситуации «невмешательства» в изучаемые явления. Эксперимент – активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных, контролируемых и управляемых условиях. Измерение – нахождение числовых значений свойств объекта. Описание – фиксирование результатов опыта. Сравнение – выявление сходства или различие объектов. Анализ – реальное или мысленное разделение объекта на составные элементы и изучение каждой из полученных частей в отдельности. Синтез – мысленное или реальное объединение частей в единое целое. Индукция – движение мысли от частного к общему. Дедукция – восхождение процесса познания от общего к частному. Аналогия – логический прием перенесения некоторых признаков, присущих одному предмету, на другой, подобный первому. Моделирование – метод исследования объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте, который представляет собой аналог оригинала; широко используется благодаря кибернетики и созданию ЭВМ. Формализация – отображение содержательного знания об объекте в знаково-символическом виде, при котором рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами). Абстрагирование – процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств (прежде всего существенных, общих). Обобщение – процесс установления общих свойств и признаков предметов. Идеализация – мыслительная процедура образования абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в действительности. Date: 2015-09-19; view: 515; Нарушение авторских прав |