Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Подходы к исследованию истории общества
Формационный подход – концепция общественного развития в марксизме, согласно которой общество развивается как единое целое и в своем прогрессивном развитии проходит определенные универсальные этапы – общественно-экономические формации. Согласно этому подходу, существует некий главный (однолинейный) путь развития общества, при котором в ходе смены способов материального производства более развитая формация посредством социальной революции уничтожает менее развитую (европоцентризм). Общественно-экономическая формация – конкретно-исторический тип общества, выделяемый по способу производства; исторически определенная ступень в развитии человеческого общества, которая характеризуется: 1) способом производства, который определяется уровнем развития производительных сил и производственных отношений («базис»); 2) социальными и политическими отношениями, юридическими нормами и учреждениями, а также идеологией («надстройка»). Основными общественно-экономическими формациями являются: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Цивилизационный подход – концепция общественного развития, согласно которой общество развивается путем множества равноценных по уровню достигнутой зрелости цивилизаций (культур, культурно-исторических типов). Каждая цивилизация, проходит определенные циклы: рождения, расцвета, старения и гибели. Этот подход утверждает многолинейность исторического развития, специфику стран и регионов (М. Вебер, А. Тойнби, О. Шпенглер, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, П.А. Сорокин, Л.Н. Гумилев и др.). Цивилизация (лат. civilis – гражданский) – культурно-историческая общность, этап в эволюции человеческого общества, пришедший на смену «первобытному варварству» (Морган). Характерные черты современного этапа развития цивилизации: неравномерность и нелинейность социальных изменений; нарушение баланса интересов развитых и развивающихся стран; угроза термоядерной войны; поиск гармонии в отношениях природы и общества. Концепция постиндустриального общества – теория, опирающаяся на идеи А. Кумарасвами, Д. Белла, Э. Тоффлера и др., согласно которой развитие общества рассматривается как смена трех социально-экономических систем – доиндустриального, индустриального и постиндустриального обществ. Границами общественных систем являются социально-технологические революции: неолитическая революция (6–8 тыс. лет назад) создала предпосылки для развития доиндустриальных эксплуататорских обществ, промышленная революция (XVIII–XIX вв.) отделяет индустриальное общество от доиндустриального, а научно-техническая революция (со второй половины XX в.) знаменует переход от индустриального к постиндустриальному обществу. Традиционное (доиндустриальное) общество – общество, характеризующиеся преобладанием сельскохозяйственного производства, натурального хозяйства, незначительным развитием промышленности, слабой социальной дифференциацией и сословной иерархией; стабильностью структуры; социокультурной регуляцией всей жизни, основанной на традициях. Индустриальное общество – тип экономически развитого общества, в котором преобладающей отраслью экономики является промышленность; характеризуется развитием разделения труда, массовым производством товаров, машинизацией и автоматизацией производства, развитием средств массовой коммуникации, сферы услуг, высокой мобильностью и урбанизацией, возрастанием роли государства в регулировании социально-экономической сферы. Постиндустриальное (информационное) общество – общество, в котором сфера услуг, образования и науки имеет приоритетное развитие и превалирует над объемом промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции. Ведущим фактором развития общества становится наука; продуктами производства являются информация и знания; возрастает численность людей – носителей знания, занятых в сфере услуг образования и науки; формируются новые элиты (технократы, ученые, менеджеры); создается глобальное информационное пространство. Положительные социальные последствия постиндустриального общества: производство приобретает инновационный характер; обусловленность экономики развитием социальных и культурных сфер; возрастающая роль образования и знания. Негативные последствия постиндустриального общества: усиление социального неравенства, размывание и распад социальных связей. Б. Даниел отмечал, что в постиндустриальную эпоху источником богатства и власти выступает знание, интеллектуальные технологии; непомерно возрастает уровень требований к человеку («революция растущих ожиданий»), что нарушает порядок в обществе, порождает конфликты, нестабильность. О. Тоффлер в своей футурологической концепции постиндустриальной цивилизации как «третьей волны» (сельскохозяйственное общество – индустриальное – постиндустриальное) писал, что она может породить «шок будущего» – экономический кризис, вызванный хищническим отношением к природе с губительными последствиями для человечества. С. Хантингтон, футуролог, выдвинул сценарий «столкновения цивилизаций» в ХХI в., по которому в новом мире преобладающие источники конфликтов будут определяться культурой, а не идеологией или экономикой. 11. ТЕХНИКА И ОБЩЕСТВО Техника (греч. téchne – искусство, мастерство) – совокупность умений и навыков, а также искусственных средств, создаваемых человечеством для преобразования природы, осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества. Техника появляется с возникновением человека. Основное назначение техники – частичная или полная замена производственных функций человека с целью облегчения труда и повышения его производительности. В античностипонятие «тэхнэ» включало в себя и орудия труда, и технические знания, и искусство во всякого рода производстве. Философское осмысление феномена техники началось в конце XIX–начале XX вв. В ХХ–XXI вв. достижения науки воплощаются в технике и становятся важным фактором развития общества. Технические науки – науки, ориентированные на конструирование и изобретение технических устройств на основе знания законов природы. В 1920-х гг. в связи с бурными успехами в развитии науки и техники возникает технологический детерминизм – теоретико-методологическая установка, согласно которой решающее значение в развитии общества принадлежит технике и технологиям (Ростоу, Арон, Гэлбрейт, Белл, Масуда, Тоффлер и др.). Технократизм – принцип объяснения общественного развития, согласно которому власть в обществе должна принадлежать технократам – носителям технического прогресса, высшим слоям технических специалистов. Техницизм – мировоззренческая установка, в рамках которой наука и техника провозглашаются основными двигателями социального прогресса. Сущность техницизма проявляется в наделении техники и науки способностью к саморазвитию, вере в неминуемое совершенствование мира, техническую рациональность, которые сделают жизнь человека обеспеченной и счастливой. Антитехницизм – мировоззренческая установка, согласно которой техника и научно-техническое знание в целом объявляются негативной альтернативой культурным ценностям, а научно-технические достижения вызывают страх как возможные орудия порабощения человека. Сциентизм (лат. scientia – наука) – мировоззренческая позиция, согласно которой научные знания и методы (естественно-математические и технические) обладают наивысшей культурной ценностью; вера в способность науки решить в будущем все проблемы, стоящие перед человеческой цивилизацией. Антисциентизм – философско-мировоззренческая позиция негативного отношения к науке и технике в силу их враждебности человеку и культуре. Сторонники антисциентизма полагают, что научно-технический прогресс способствует росту этического нигилизма. Научно-технический прогресс(НТП) – единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники, характерное для крупного машинного производства. НТП осуществляется в двух взаимообусловленных формах: эволюционной (совершенствование традиционных основ науки и техники) и революционной (научно-техническая революция). Особенностью современного НТП является создание новых технологий на базе научных теорий. Неолитическая революция – по Г. Чайлду – исторический период перехода от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию в эпоху неолита (6–8 тыс. лет назад), т.е. от присваивающего к добывающему типу хозяйствования. Неолитическая революция дала толчок для возникновения городских поселений, ремесел, письменности и рациональных знаний; создала предпосылки для развития доиндустриальных эксплуататорских обществ. Промышленная революция – революционные изменения в орудиях и организации производства, связанные с использованием силы пара и электричества, машинизации и автоматизации производства в конце XVII–XIX вв., которые привели к переходу от доиндустриального (аграрного) к индустриальному (промышленному) обществу. Научно-техническая революция(НТР) – коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства, что приводит к срастанию науки с техникой в единую систему, радикально меняющую жизнь человека, общества, состояние биосферы в Биотехнологичекая революция – вид научно-технической революции, начавшейся со второй половины XX в., связанный с развитием биотехнологий – методов изменения живых организмов, организма человека и окружающей его природной среды в соответствии с его потребностями (трансплантология, геронтология, генная, клеточная и экологическая инженерии и др.). Биотехнологическая революция резко изменила антропологическую ситуацию: она ведет к практическому преобразованию человеческой телесности и, по мнению Фукуямы, может привести к созданию «дивного нового мира», где всех людей сделают здоровыми, долгоживущими и счастливыми. Футурология (от лат. futurum – будущее, logos – учение) – обобщенное название концепций о будущем человеческого общества; в узком значении – исследование перспектив социальных процессов (социальное прогнозирование). Современная футурология анализирует перспективы технологической революции: концепции «постиндустриального общества» (Белл, Кан, Бжезинский и др.), «экологического пессимизма» (Форрестер, Медоуз, Хейлбронер), научно-технического оптимизма (Тоффлер, Месарович, Ласло, Пестель) и др. Date: 2015-09-19; view: 409; Нарушение авторских прав |