Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Типология власти
Большое внимание в политической литературе уделяется проблемам типологии власти. Обычно выделяются следующие типы власти: тоталитарный, авторитарный, либеральный и демократический. ТОТАЛИТАРНЫЙ тип власти: Власть и' народ едины, потому что они вообще неразличимы, мыслятся как одно единое целое. Объявляются врагами все, кто не согласен с властью или хотя бы может быть с ней не согласен. При абсолютной отрешенности от власти, люди верят: вождь в каждом cвоём действии выражает их интересы, чувствуя их глубже и мудрее, чем они сами. Тоталитарная власть рано или поздно приходит в противоречие с природой вещей /обычно после смерти харизматического лидера/. Это становится ясным даже для правящей элиты, которая старается смягчить режим, что бы удержаться у власти. При этом структура власти сохраняется, аппарат подавления держится в полной готовности, хотя и применяется в меныцих масштабах. Чувствуя слабость власти активизируются антисоциальные группы, мафиозные структуры, возникает теневая экономика. В этих условиях власть проявляет непоследовательность, тоталитаризм разлагается и вытесняется другим типом власти - авторитарным. АВТОРИТАРНЫЙ ТИП ВЛАСТИ. Он обеспечивается любым путем, в том числе и насилием. Не допускается никакой конкуренции в политике. Аворитарная власть не вмешивается в те сферы общественной жизни, которые не связаны с политикой непосредственно. Относительно независимыми могут быть экономика, культура, отношения между людьми. Основной принцип авторитарной власти: разрешено все кроме политики. Власть сама отказывается от претензий на полный контроль и выделяет лишь несколько зон, в которых оставляет место за собой.Такая форма власти существует в Южной Корее, Таиланде, Чили, Китае. Авторитарные режимы могут быть устойчивыми, сочетать экономическое процветание с политической стабильностыо. Но при всем при этом для неё остается характерным массовое отчуждение от власти, глубокая пропасть между народом и властью. ЛИБЕРАЛЬНЫЙ тип власти. Для него характерен общественный диалог, т. е. такое отношение разных индивидов, групп, институтов, в котором каждый субъект относится друг к другу как к равноправному партнеру. Либеральная власть позволяет обществу и разным социальным группам влиять на принимаемые решения (Например в Норвегии под давлением общественности ввели 40-процентную квоту на представительство женщин в органах власти. Подобные квоты введены в Испании и Германии). Кроме того, он характеризуется следующими особенностями: 1 - любой вопрос или политическая проблема подвергаются многократному обсуждению. Это полезно и для общества и для власти. Но лидеры либеральной власти готовы обсуждать с народом проблемы и свои решения, но не готовы отдать свою власть. Роль общественности ограничивается в этом случае влиянием на принятие решений. Сами же решения остаются прерогативой власти. 2 - преувеличивается роль гласности, просвещения, нравственности и вообще человеческого фактора. Соответственно недооценивается роль формальных структур власти, правовых и демократических процедур. Либеральная власть хороша поэтому при умном и нравственном лидере. 0чень часто либеральный тип власти вырождается, общественный диалог прекращается. Либеральный, или либерально-демократический режим - это такой вид демократического типа государственного властвования, в условиях которого демократические способы, формы и методы осуществления государственной власти получают сравнительно неполное, ограниченное и непоследовательное применение. С одной стороны, такой режим связан с достаточно высоким уровнем политической свободы личности; а с другой - реальные объективные и субъективные условия соответствующих стран существенно ограничивают возможности использования демократических средств и методов государственно- политического правления. Это обусловливает то, что либеральный государственно-политический режим должен быть отнесен к демократическому типу государственного властвования и в то же время выделен в его рамках в особый вид демократических режимов, отличный от собственно демократических или развитых демократических режимов. Либеральный государственно-политический режим - воплощение социально-политических принципов и идеалов либерализма (От лат. Либералис - свободный) - одного из важнейших и распространенных идейных и общественно-политических течений, окончательно сложившегося в особое, самостоятельное направление в 30-40-е гг. XIX столетия, хотя идейные истоки либерализма уходят в XVII-XVIII вв. (Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Т.Джефферсон, Б. Франклин, И. Бентам и др.). Исторически классический либерализм сложился в борьбе против феодального закабаления личности, против сословных привилегий, наследственной государственной власти и т.д., за свободу и равноправие граждан, равные возможности для всех и каждого, демократические формы социально- политической жизни. Для либерализма характеры: признание самоценности личности и изначального равенства всех людей; индивидуализм, гуманизм и космополитизм; отстаивание неотчуждаемых прав, свобод и ответственности граждан, прежде всего прав на жизнь, свободу, собственность и стремление к счастью; поддержка принципов народовластия, конституционализма, разделения властей, парламентаризма, законности и правопорядка; понимание государства как органа, основанного на договоре и консенсусе с членами общества, ограниченного целями защиты изначальных прав человека, не вмешивающегося в его частную жизнь, поддерживающего принципы рыночной экономики, свободы предпринимательства и конкуренции при минимальном вмешательстве государства в экономику. Классический либерализм, получивший широкое распространение и серьезное влияние во второй половине XIX - первой половине XX в., особенно в связи с созданием и деятельностью либеральных партий и приходом многих из них к власти, претерпел сегодня значительную эволюцию и обновление. В частности, современный либерализм или неолиберализм отличается большим восприятием идей плюралистической демократии и многообразия форм собственности, расширения и усиления роли государства в общественной жизни, социального государства, социальной справедливости и др. Если в прошлом, особенно в XIX в., либеральный режим был присущ индустриально развитым странам, переживавшим тогда процесс становления подлинной демократии, то в современном мире такие режимы особенно характерны для постколониальных и постсоциалистических стран, переходящих от антидемократических колониальных или тоталитарных режимов к развитому демократическому правлению (Индия, Египет, Турция, Филиппины, Шри-Ланка и др.), серьезно продвинувшиеся по пути демократизации политической жизни, но пока еще далеко не достигшие уровня стран развитой демократии, а также в некоторых постсоциалистических странах Европы. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ТИП ВЛАСТИ. Для него тоже характерен общественный диалог, но в отличие от либерального демократическое общество само выбирает себе носителей власти и через них тот или иной вариант решения. Демократическому типу власти присущи такие особенности: 1 - Демократия - это власть процедуры. Демократический выбор может осуществляться только в рамках высокоорганизованных правовых норм, 2 - Закон защищает не только граждан от власти, но и власть от народа. В пределах выборного срока может быть переизбран только тот, кто нарушил закон. Политические ошибки или потеря симпатий не дают повода для переизбрания; 3 - Демократическое сближение власти и народа идет не по пути их слияния в единое целое, а сотрудничества, объединения усилий в рамках множества самоуправляющихся социальных структур. 4 - Власть требует от граждан только одного - держаться в рамках закона. Разрешено все, что не запрещено законом,- таков принцип демократической власти. Типы политической власти можно дифференцировать по пяти основным признакам; I - ХАРАКТЕР И МЕРА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЛАСТИ: · Тоталитарное общество - всеобщий, не знающий границ контроль и насилие. · Авторитарное общество - возникают анклавы, недоступные контролю. · Либеральное общество - власть ведет диалог с независимыми общественными образованиями, созревшими в анклавах, и сама определяет его результат. · Демократическое общество - власть осуществляется представителями граждан, избранными в соответствии с законом. П - ОТНОШЕНИЕ ЛЮДЕЙ К ВЛАСТИ: · Тоталитарное общество - слияние с властью. · Авторитарное общество - отчуждение от власти. · Либеральное общество - влияние на власть. · Демократическое общество - выбор конкретных носителей власти. Ш - СТАТУС ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ СТРУКТУР: · Тоталитарное общество - разрушает любые горизонтальные структуры. · Авторитарное общество - допускает их в той мере, в какой они носят неполитический характер. · Либеральное общество - разрешает любые организации»кроме тех, кто претендует на власть. · Демократическое общество - структура общественных организаций становится основой политической жизни системы. 1У- ХАРАКТЕР ЗАПРЕТОВ: · Тоталитарное общество - разрешено то, что приказано властью, все остальное запрещено. · Авторитарное общество ~ разрешено то, что не имеет отношения к политике. · Либерально общество - разрешено все, кроме смены власти. · Демократическое общество - разрешено все, кроме того, что запрещено законом.
· Тоталитарное общество - от власти требуется всемогущество, от людей энтузиазм и непритязательность. · Авторитарное общество - от власти требуется компетентность, от людей послушание. · Либеральное общество - от власти требуется нравственность, от людей активность. · Демократическое общество - от власти и от людей требуется одно – соблюдение закона.
Date: 2015-09-18; view: 1052; Нарушение авторских прав |