Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. Статья 1. Законодательство о гражданском судопроизводстве
Статья 1. Законодательство о гражданском судопроизводстве
Комментарий к статье 1
1. В соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции РФ гражданско-процессуальное законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации, в связи с чем субъекты РФ и органы местного самоуправления не могут принимать акты, содержащие нормы процессуального права. Исходя из положений комментируемой статьи, ст. ст. 1, 4 и 6 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" <1> порядок гражданского судопроизводства в судах общей юрисдикции определяется в соответствии с ГПК РФ. Особенности организации и деятельности мировых судей могут быть конкретизированы законами субъектов РФ (см. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" <2>). Например, при осуществлении правосудия мировой судья заседает в мантии и (или) имеет другой отличительный знак своей должности, предусмотренный законом соответствующего субъекта РФ. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4531. <2> СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6270.
Под гражданским судопроизводством понимают устанавливаемый нормами процессуального законодательства порядок рассмотрения и разрешения судами гражданских дел. В юридической литературе и практике часто используется термин "гражданское дело" - юридическое притязание одного лица к другому о защите частного интереса, субъективного права, подлежащее рассмотрению и разрешению в судебном порядке. В основе такого дела лежит юридический конфликт, возникающий из частноправовых отношений (гражданских, жилищных, семейных и проч.). Следует также отметить, что гражданско-процессуальная форма используется судами и для разрешения иных дел (административных, финансовых, налоговых и др.). В основе таких дел лежат уже не частные, а публичные интересы. Эти дела также получили наименование гражданских. Таким образом, под категорией "гражданское дело" в настоящее время понимают любые дела, рассматриваемые по правилам гражданского судопроизводства. 2. В ч. 2 комментируемой статьи отражено общее правило о приоритете международных договоров по сравнению с национальным процессуальным законодательством. Данное положение вытекает из ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Под международным договором РФ надлежит понимать международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (п. "а" ст. 2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" <1>). -------------------------------- <1> СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757.
Положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров РФ принимаются соответствующие правовые акты (п. 3 ст. 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации"). При рассмотрении судом гражданских дел применяется международный договор РФ, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, п. п. 1, 3 ст. 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", п. 2 ст. 7 ГК РФ). Следует также обратить внимание на влияние на российскую правовую и судебную систему актов Совета Европы и решений Европейского суда по правам человека. В Федеральном законе от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" <1> содержится заявление о признании обязательными для Российской Федерации как юрисдикции Европейского суда по правам человека, так и решений этого суда. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 1998. N 14. Ст. 1514.
3. Как и другие федеральные законы, принимаемые гражданские процессуальные законы начинают действовать только после официального их опубликования. Нормы гражданского процессуального права, содержащиеся в неопубликованных законах и иных правовых актах, не применяются (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ). Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия. Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации (ст. 3 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" <1>). -------------------------------- <1> СЗ РФ. 1994. N 8. Ст. 801.
Официальным опубликованием федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или Собрании законодательства Российской Федерации (ст. 4 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания"). Суд должен применять тот процессуальный закон, который действует в момент совершения процессуального действия, независимо от того, какой закон действовал в момент возникновения процесса. Действие гражданского процессуального закона прекращается в случаях: - отмены закона; - вступления в силу нового закона того же или более высокого уровня о том же предмете, что исключает действие прежнего закона. 4. Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 комментируемой статьи, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ). Применение аналогии закона обусловлено необходимостью восполнения пробелов в правовом регулировании тех или иных общественных отношений. Под пробелом понимают отсутствие в действующих нормативных правовых актах, отвечающих всем формальным и содержательным требованиям, нормы, необходимой для применения к конкретным сложившимся общественным отношениям. Закрепление подобного права в ч. 4 комментируемой статьи вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, поскольку невозможность применения норм права по аналогии при наличии неурегулированных отношений привела бы к невозможности защиты прав граждан и в конечном счете к ограничению их конституционных прав. При применении такого рода аналогии суд не подменяет законодателя и не создает новых правовых норм, действуя в рамках закона. Так, в ГПК РФ часто встречается отсылка к ст. 131 Кодекса, которая содержит требования к форме и содержанию искового заявления. Иными словами, подаваемые в суд заявления, рассматриваемые в других видах производства (например, производство по делам, возникающим из публичных правоотношений), должны соответствовать требованиям этой статьи. Отсылка к другой норме есть не что иное, как разновидность применения аналогии закона. По аналогии могут применяться положения не только ГПК РФ, но и других федеральных законов (п. п. 10, 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" <1>). -------------------------------- <1> БВС РФ. 2003. N 3.
Восполнение пробела в правовом регулировании отдельных отношений посредством применения аналогии закона в ряде случаев представляется невозможным. В этом случае можно применить аналогию права, т.е. для преодоления возникшего пробела применить принципы или основные начала отрасли права к юридически значимым отношениям, которые по тем или иным причинам оказались вне правовой регламентации. При применении аналогии права необходимо четко знать принципы гражданского процессуального права, закрепленные в ст. ст. 5 - 10, 12 ГПК РФ.
Статья 2. Задачи гражданского судопроизводства
Комментарий к статье 2
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Каждому гарантируется право на судебную защиту его прав и свобод (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ). Каждый имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом (ст. 8 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. <1>). -------------------------------- <1> Российская газета. 1995. 5 апр.
Суды обязаны обеспечить надлежащую защиту прав и свобод человека и гражданина путем своевременного и правильного рассмотрения дел (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" <1>). -------------------------------- <1> БВС РФ. 1996. N 1.
В комментируемой статье выделены следующие задачи: 1) правильное и своевременное рассмотрение дел; 2) укрепление законности и правопорядка; 3) предупреждение правонарушений; 4) формирование уважительного отношения к закону и суду. Кроме того, в комментируемой статье речь идет и о целях гражданского судопроизводства, достигаемых при решении указанных в ней задач. Целью гражданского судопроизводства ГПК РФ называет защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Иными словами, под целью гражданского судопроизводства законодатель понимает защиту субъектов частного и публичного права, которая достигается осуществлением правосудия судами общей юрисдикции.
Статья 3. Право на обращение в суд
Комментарий к статье 3
1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ). Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч. 2 ст. 46 Конституции РФ). Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы (ст. 1 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" <1>). -------------------------------- <1> Российская газета. 1993. 12 мая.
Каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ). Под заинтересованным лицом понимается лицо, утверждающее о нарушении либо оспаривании его прав и законных интересов. В большинстве случаев заинтересованность в судебной защите предполагается в силу самого факта обращения к суду. Однако в ряде случаев ГПК РФ прямо определяет круг лиц, которые вправе обратиться за судебной защитой. Например, решение квалификационной коллегии судей о привлечении к дисциплинарной ответственности может быть обжаловано в судебном порядке лишь тем лицом, в отношении которого оно принято, в связи с чем жалоба, поданная другим лицом, не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства (п. 1 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за III квартал 2002 года, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 4 декабря 2002 г. <1>). -------------------------------- <1> БВС РФ. 2003. N 3.
2. Согласно ч. 2 комментируемой статьи отказ от права на обращение в суд недействителен. В силу принципа диспозитивности заинтересованное лицо само определяет, обращаться ли ему в суд за защитой права или нет. Условия договоров, содержащие отказ от права на обращение в суд, являются ничтожными. Не являются отказом от права на обращение в суд необходимость соблюдения претензионного или иного досудебного порядка урегулирования, передача спора на разрешение третейского суда или международного коммерческого арбитража. 3. Часть 3 комментируемой статьи распространяется на передачу дела в третейские суды и в международные коммерческие арбитражи. Третейские суды, образованные на основании Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" <1>, разрешают споры из внутреннего гражданского оборота, а международные коммерческие арбитражи, образованные в Российской Федерации на основании Закона РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже" <2>, - споры с участием иностранных лиц либо российских лиц с иностранным участием. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3019. <2> Российская газета. 1993. 14 авг.
Третейское разбирательство является негосударственной формой правоприменения, третейские суды не входят в государственную систему правосудия, что вытекает из их правовой природы. Передача дела в третейский суд возможна только при определенных условиях (например, наличие соглашения о передаче подведомственного суду общей юрисдикции дела конкретному третейскому суду). Третейский суд вправе рассматривать лишь те дела, которые отнесены к его подведомственности.
Статья 4. Возбуждение гражданского дела в суде
Комментарий к статье 4
1. По общему правилу граждане и организации вправе обращаться в суд за защитой своих прав, свобод и охраняемых законом интересов. Порядок обращения к суду раскрыт в каждом из процессуальных производств, предусмотренных ГПК РФ, поскольку одного факта обращения заинтересованного лица к суду недостаточно для его возбуждения. Право выбора способа и средств защиты своего права принадлежит самому заявителю. 2. Согласно ч. 2 комментируемой статьи обращение к суду за судебной защитой возможно не только от самих заинтересованных лиц, но и от иных лиц, но только в случаях, предусмотренных ГПК РФ и другими федеральными законами. Речь идет об обращении к суду представителя, прокурора, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан. Такое обращение возможно в защиту других лиц, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.
Статья 5. Осуществление правосудия только судами
Комментарий к статье 5
В комментируемой статье закреплен принцип осуществления правосудия только судом (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ, ст. ст. 1, 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" <1>) и его специфическое выражение применительно к судам общей юрисдикции. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1.
Дела, подведомственные судам общей юрисдикции в соответствии с ГПК РФ и иными федеральными законами, могут рассматриваться только по правилам гражданского судопроизводства, установленным в ГПК РФ. Никакие другие суды и другие органы государственной власти не вправе вмешиваться в компетенцию судов общей юрисдикции. Принцип осуществления правосудия только судом вытекает из ст. 10 Конституции РФ, в соответствии с которой государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. При этом каждый из органов государственной власти осуществляет свои собственные полномочия, среди которых деятельность по осуществлению правосудия отнесена к компетенции только органов судебной власти.
Статья 6. Равенство всех перед законом и судом
Комментарий к статье 6
В данной статье закреплен принцип равенства участников гражданского процесса перед законом и судом, представляющий собой норму, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства организаций и граждан независимо от каких-либо признаков и критериев. Из принципа равенства перед законом и судом вытекает, что правосудие осуществляется независимо от правового статуса участников процесса, их имущественного положения, формы собственности и других критериев. Процессуальное положение участников гражданского процесса определяется только гражданским процессуальным законодательством. Обеспечение равной судебной защитой всех лиц, участвующих в деле, является одной из процессуальных обязанностей суда, который для этих целей наделяется определенными полномочиями.
Статья 6.1. Разумный срок судопроизводства и разумный срок исполнения судебного постановления
Комментарий к статье 6.1
1. В данной статье закреплен принцип совершения юридически значимых действий в разумный срок, а именно отправления правосудия, а также исполнения судебного постановления в разумный срок. Этот же принцип закреплен в п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. <1>. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 163.
Разбирательство дел в судах осуществляется в сроки, установленные настоящим Кодексом (см. гл. 9 ГПК РФ и комментарий к ней). Продление этих сроков допустимо в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Кодексом. Однако и в этом случае судопроизводство должно осуществляться в разумный срок. 2. Законодатель определил ряд факторов, которые необходимо учитывать при оценке того, отвечает ли продолжительность времени судебного разбирательства критерию "разумного срока": - правовая и фактическая сложность дела; - поведение участников гражданского процесса; - достаточность и эффективность действий суда, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела; - общая продолжительность судопроизводства по делу. При оценке степени сложности дела важны все его аспекты. Сложность может быть связана как с вопросами факта, так и с правовыми аспектами. Суд должен учитывать: доказательства, которые необходимо установить по делу в целях его правильного разрешения; количество необходимых и достаточных для разрешения дела участников процесса; возможность вступления в процесс новых лиц. Поведение участников существенно влияет на ход процесса, своевременное разбирательство дела. Возможны различные способы затягивания процесса: - неявки; - заявление ходатайств об истребовании доказательств, в которых не содержится сведений, которые могут повлиять на доказательственную базу по делу; - назначение по ходатайству заинтересованных лиц необоснованных экспертиз; - расширение круга участников процесса и др. Задержка может происходить в силу распоряжения процессуальными правами как истцом, так и ответчиком, как невиновно, так и виновно. Следует учитывать, что вряд ли можно требовать от ответчика активного сотрудничества с судом в плане установления истины по делу. В то же время суд вправе требовать четкого исполнения от участников процесса возложенных на них законом процессуальных обязанностей. Кроме того, нужно в каждом конкретном случае нарушения стороной возложенной на нее обязанности выяснять причины такого нарушения. При определении того, был ли соблюден судом разумный срок судопроизводства, в том числе и в пределах возможных предельных сроков, установленных ГПК РФ, необходимо учитывать и порядок организации судопроизводства конкретным судом (судами). Государство также несет ответственность за нарушение сроков, обусловленных неправильной организацией работы судов, неправильными действиями или бездействием должностных лиц, в том числе судей. Суды и судьи обязаны должным образом рассматривать поступившие в установленном порядке дела, исполнять возложенные на них законом обязанности. В силу изложенного обстоятельства, связанные с организацией работы суда, в том числе с заменой судьи, а также рассмотрение дела различными инстанциями не могут приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумного срока судопроизводства по делу. Во избежание затягивания процесса, волокиты по не зависящим от заявителя причинам он вправе обратиться к председателю суда с заявлением об ускорении рассмотрения дела. По результатам рассмотрения заявления председатель суда в пятидневный срок выносит мотивированное определение, в котором может быть установлен срок проведения судебного заседания по делу и (или) могут быть указаны действия, которые следует осуществить для ускорения судебного разбирательства. Также см. гл. 22.1 ГПК РФ и комментарий к ней.
Статья 7. Единоличное и коллегиальное рассмотрение гражданских дел
Комментарий к статье 7
В комментируемой статье закреплен принцип сочетания единоличного и коллегиального рассмотрения гражданских дел. Гражданские дела в судах первой инстанции по общему правилу рассматриваются судьями этих судов единолично. При единоличном рассмотрении дела судья выступает от имени соответствующего суда, вынося решение именем Российской Федерации. Коллегиально рассматриваются дела в кассационном и надзорном порядке, а также в других случаях, указанных в федеральных законах. Коллегиальное рассмотрение дел в качестве общего правила предусматривается также в апелляционном порядке с 1 января 2012 г. (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 9 декабря 2010 г. N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" <1>). -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2010. N 50. Ст. 6611.
Статья 8. Независимость судей
Комментарий к статье 8
1. В комментируемой статье нашел отражение принцип независимости судей, закрепленный также в ст. 120 Конституции РФ и ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Согласно принципу независимости судьи при отправлении правосудия принимают судебные акты без влияния каких-либо других органов и лиц и основываясь только на нормативных актах определенного уровня. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом (ч. 2 ст. 120 Конституции РФ). Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону (ст. 5 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации"). Гарантии независимости судей устанавливаются федеральным законом, прежде всего Законом РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" <1>, а также законодательством о судоустройстве и судопроизводстве. -------------------------------- <1> Российская газета. 1992. 29 июля.
2. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, а также ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом (ч. 5 ст. 5 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации"). Российское законодательство предусматривает уголовную ответственность за посягательство на независимость судей. Например, за вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия (ч. ч. 1 и 3 ст. 294 УК РФ), посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие (ст. 295 УК РФ), угрозы или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия (ч. ч. 1, 4 ст. 296 УК РФ). 3. Гарантии независимости судей подразделяются на политические, экономические и правовые. К политическим гарантиям относится закрепление в Конституции РФ принципа разделения властей и независимости судебной власти от властей исполнительной и законодательной. Кроме того, судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. К экономическим гарантиям относится предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения. К юридическим гарантиям независимости судей относится целый ряд нормативных предписаний. Судьи несменяемы (ч. 1 ст. 121 Конституции РФ). Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, которые установлены федеральным законом (ч. 2 ст. 121 Конституции РФ). Судьи неприкосновенны (ч. 1 ст. 122 Конституции РФ). Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом (ч. 2 ст. 122 Конституции РФ). Ряд процессуальных гарантий независимости судей отражен в статьях ГПК РФ, в частности в правилах об отводах судей, об оценке доказательств, о тайне совещания судей.
Статья 9. Язык гражданского судопроизводства
Комментарий к статье 9
1. Согласно ч. 1 ст. 68 Конституции РФ государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. В развитие этой конституционной нормы принят Федеральный закон от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" <1>. В соответствии со ст. 3 названного Закона государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в конституционном, гражданском, уголовном, административном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах, делопроизводстве в федеральных судах, судопроизводстве и делопроизводстве у мировых судей и в других судах субъектов РФ. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2005. N 23. Ст. 2199.
В настоящей статье закреплен принцип государственного языка судопроизводства, согласно которому производство в суде общей юрисдикции ведется на государственном - русском - языке либо на государственном языке республики в составе Российской Федерации. Судопроизводство и делопроизводство у мировых судей может вестись также и на государственном языке республики, на территории которой находится соответствующий суд (ст. 18 Закона РФ от 25 октября 1991 г. N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" <1>). -------------------------------- <1> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 50. Ст. 1740.
В военных судах вне зависимости от их расположения судопроизводство ведется только на русском языке. 2. Согласно ч. 2 ст. 26 Конституции РФ каждый имеет право на пользование родным языком. В развитие этих конституционных положений в ч. 3 ст. 10 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", а также в ч. 2 ст. 9 ГПК РФ установлено, что участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика. Статус переводчика закреплен в ст. 162 ГПК РФ, а условия оплаты его труда по переводу - в ст. ст. 94, 95, 97 ГПК РФ.
Статья 10. Гласность судебного разбирательства
Комментарий к статье 10
1. В комментируемой статье закреплен принцип гласности судебного разбирательства. Он представляет собой правило, согласно которому разбирательство в судах является открытым, обеспечивающим присутствие на слушаниях дела любому лицу. Принцип гласности является конституционным (ч. 1 ст. 123 Конституции РФ). Гласность правосудия обеспечивает его воспитательные и профилактические функции и позволяет достичь задач и целей, определенных в ст. 2 ГПК РФ. Порядок доступа граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления в залы судебных заседаний, занимаемые судами помещения устанавливается регламентами судов и (или) иными актами, регулирующими вопросы внутренней деятельности судов (ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" <1>). -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6217.
Одним из способов обеспечения пользователям информации доступа к ней (кроме свободного присутствия лиц на открытых судебных заседаниях, опубликования информации о деятельности судов) является размещение на сайтах судов сведений о находящихся в производстве суда делах и текстов судебных актов с учетом требований, предусмотренных ст. 15 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" (подробнее об этом см. Постановление Президиума Совета судей РФ от 17 мая 2010 г. N 225 "Об утверждении Временного регламента организации размещения сведений о находящихся в суде делах и текстов судебных актов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте суда общей юрисдикции" <1>). -------------------------------- <1> СПС "КонсультантПлюс".
2. Слушание дела в закрытом заседании обязательно в случаях, когда в ходе рассматриваемого судом дела возможно разглашение государственной тайны, тайны усыновления (удочерения), в других случаях, предусмотренных федеральными законами, а также по ходатайству лиц, участвующих в деле и ссылающихся на необходимость сохранения коммерческой или иной охраняемой законом тайны, неприкосновенность частной жизни граждан или иные обстоятельства, гласное обсуждение которых способно помешать правильному разбирательству дела либо повлечь разглашение указанных тайн или нарушение прав и законных интересов гражданина. 3. Согласно ч. 3 комментируемой статьи присутствующие на закрытом судебном заседании лица предупреждаются об ответственности за разглашение сведений, в связи с которыми оно проводится. 4. Закрытое разбирательство дела (всего или соответствующей его части) допускается лишь на основании мотивированного определения или постановления суда (судьи) в предусмотренных федеральными законами случаях (ст. ст. 10, 182 ГПК РФ, ч. ч. 1, 2 ст. 24.3 КоАП РФ, ст. 241 УПК РФ). Рассмотрение дела в закрытом судебном заседании по основаниям, которые не предусмотрены федеральными законами, противоречит конституционному принципу гласности судопроизводства (ч. 1 ст. 123 Конституции РФ), а также может быть признано нарушением права на справедливое и публичное судебное разбирательство, предусмотренного п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. <1>. -------------------------------- <1> БВС РФ. 1994. N 12. С. 5 - 11.
5. В ч. 5 комментируемой статьи указывается круг лиц, участвующих в рассмотрении дела в закрытом судебном заседании (лица, участвующие в деле, их представители, свидетели, эксперты, специалисты, переводчики). Окончательное определение состава лиц, участвующих в закрытом судебном заседании, принадлежит суду. 6. Дело в закрытом судебном заседании рассматривается и разрешается с соблюдением всех правил гражданского судопроизводства. Исключения касаются лишь действия принципа гласности. 7. Лица, участвующие в деле, и граждане, присутствующие на открытом судебном заседании, имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход судебного разбирательства без разрешения суда (судьи). Фотосъемка, видеозапись, трансляция судебного заседания по радио и телевидению допускаются с разрешения суда с учетом мнения лиц, участвующих в деле. Эти действия должны осуществляться на указанных судом местах в зале судебного заседания (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2008 г. N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции" <1>). -------------------------------- <1> БВС РФ. 2008. N 10.
Представители средств массовой информации, присутствующие на открытом судебном заседании, имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход судебного разбирательства. При этом указанные нормы не устанавливают обязанности лица, ведущего аудиозапись, уведомлять суд об осуществлении такой записи, а равно получать разрешение на ее ведение. Вместе с тем, поскольку кино- и фотосъемка, видеозапись, трансляция судебного заседания по радио и телевидению допускаются лишь с разрешения суда (судьи) (ч. 7 комментируемой статьи, ч. 3 ст. 24.3 КоАП РФ, ч. 5 ст. 241 УПК РФ), представитель средства массовой информации, присутствующий на открытом судебном заседании, в целях получения соответствующего разрешения обязан поставить в известность суд (судью) о своем намерении произвести кино- и (или) фотосъемку, видеозапись, трансляцию судебного заседания по радио или телевидению. При решении вопроса о возможности и о порядке проведения кино- и (или) фотосъемки, видеозаписи, трансляции судебного заседания по радио и телевидению суду (судье) следует исходить из соответствующих процессуальных норм (ч. 7 комментируемой статьи, ч. 5 ст. 158 ГПК РФ, ч. 3 ст. 24.3 КоАП РФ, ч. 5 ст. 241 УПК РФ), а также из необходимости обеспечения баланса права каждого на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, ст. 1 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" <1>) и права каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23 Конституции РФ), на охрану своего изображения (см. п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. N 16 "О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" <2>). -------------------------------- <1> Российская газета. 1992. 8 февр. <2> Российская газета. 2010. 18 июня.
8. Публичное объявление судебного решения - общее правило гражданского процесса. Исключения касаются случаев, когда объявление решений затрагивает права и законные интересы несовершеннолетних. В целях обеспечения охраняемой законом тайны усыновления (ст. 139 СК РФ) суд рассматривает все дела данной категории в закрытом судебном заседании, включая объявление решения. Судья должен принять решение о слушании такого дела в закрытом заседании на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, указав об этом в определении о назначении дела к судебному разбирательству. О рассмотрении дела в закрытом судебном заседании указывается в протоколе судебного заседания, а также в решении суда (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей" <1>). -------------------------------- <1> БВС РФ. 2006. N 6.
Статья 11. Нормативные правовые акты, применяемые судом при разрешении гражданских дел
Комментарий к статье 11
1. В комментируемой статье содержится правило о вертикальной иерархии нормативных актов в процессе применения материального законодательства при разрешении гражданских дел. В круг применяемых судом норм включены практически все возможные источники права - от Конституции РФ до обычаев делового оборота. Закрепленное в Конституции РФ положение о высшей юридической силе и прямом действии Конституции РФ означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве конкретных судебных дел должны руководствоваться Конституцией РФ (преамбула Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия"). Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. В соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия. 2. Если в отношении вопроса, подлежащего разрешению судом при рассмотрении конкретного дела, имеются несколько законодательных и иных нормативных актов, по-разному его разрешающих, суд должен исходить из установленной Конституцией РФ, законом и иным актом иерархии нормативных актов. В частности, при установлении противоречий между федеральными законами и указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ суд при вынесении решения руководствуется законом, при наличии противоречий между положениями федеральных органов исполнительной власти и актов вышестоящих органов суд руководствуется актами вышестоящих органов и т.д. В случае неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ примененный или подлежащий применению по конкретному делу закон, суд исходя из положений ч. 4 ст. 125 Конституции РФ обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности этого закона. Такой запрос в соответствии со ст. 101 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" <1> может быть сделан судом первой, кассационной или надзорной инстанции в любой стадии рассмотрения дела. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447.
О необходимости обращения с запросом в Конституционный Суд РФ суд выносит мотивированное определение (постановление). В связи с обращением в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности примененного или подлежащего применению закона производство по делу или исполнение принятого решения исходя из требований ст. 103 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" приостанавливается до разрешения запроса Конституционным Судом РФ, о чем должно быть указано в названном выше определении (постановлении) суда. При рассмотрении дел судам надлежит учитывать, что если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта РФ противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта РФ, то исходя из положений ч. 5 ст. 76 Конституции РФ суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом. Если имеются противоречия между нормативным правовым актом субъекта РФ, принятым по вопросам, относящимся к ведению субъекта РФ, и федеральным законом, то в силу требований ч. 6 ст. 76 Конституции РФ подлежит применению нормативный правовой акт субъекта РФ. Следует обратить внимание на то, что в силу норм ч. 3 ст. 15 Конституции РФ не могут применяться законы, а также любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В соответствии с указанным конституционным положением суд не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина. Порядок официального опубликования федеральных нормативных правовых актов определен Федеральным законом "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" и Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" <1>. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2663.
3. Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или данное решение основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (см. подробнее комментарий к ч. 4 ст. 1 ГПК РФ). 4. Судам при осуществлении правосудия надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г.), и международные договоры РФ являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью ее правовой системы. Этой же конституционной нормой определено, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. При применении норм международного права следует руководствоваться Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" <1>. -------------------------------- <1> БВС РФ. 2003. N 12.
5. Суды применяют нормы иностранного права в соответствии с разд. VI "Международное частное право" ГК РФ.
Статья 12. Осуществление правосудия на основе состязательности и равноправия сторон
Комментарий к статье 12
1. В части первой комментируемой статьи закреплены принципы состязательности и равноправия сторон. Принцип состязательности представляет собой правило, по которому заинтересованные в исходе дела лица вправе отстаивать свою правоту в споре путем представления доказательств, участия в исследовании доказательств, представленных другими лицами, путем высказывания своего мнения по всем вопросам, подлежащим рассмотрению в судебном заседании. Сущность данного принципа состоит в том, что стороны состязаются перед судом, убеждая его при помощи различных доказательств в своей правоте в споре. Состязательное начало процесса является отражением естественного или адекватного поведения сторон с противоположными интересами в суде. В соответствии с принципом процессуального равноправия сторон процессуальный закон обеспечивает равенство возможностей для заинтересованных лиц при обращении в суд, а также при использовании процессуальных средств защиты своих интересов в суде. 2. В ч. 2 комментируемой статьи находит отражение принцип судейского руководства, охватывающий собой основные функциональные обязанности суда в гражданском процессе. В соответствии с данным принципом суд обеспечивает руководство ходом судебного заседания, соблюдение порядка, содействует сторонам в осуществлении их прав и исполнении обязанностей.
Статья 13. Обязательность судебных постановлений
Комментарий к статье 13
1. В ч. 1 комментируемой статьи законодатель называет виды судебных постановлений (подробнее об этом см. комментарий к ст. ст. 121, 194, 224, 388 ГПК РФ). 2. В соответствии со ст. 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному соблюдению на всей территории РФ. Исходя из этих положений акты судебной власти обязательны для всех организаций и физических лиц. 3. За неисполнение судебных актов может быть установлена юридическая ответственность (гл. 8, ст. ст. 159, 162, 168 ГПК РФ; ст. ст. 312, 315 УК РФ; ст. ст. 17.3, 17.4, 17.8 КоАП РФ; ст. ст. 113, 114 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" <1>). -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2007. N 41. Ст. 4849.
4. Обжалование судебных актов возможно в порядке апелляционного, кассационного, надзорного производства, по вновь открывшимся обстоятельствам, а также путем обращения к международным судебным органам, например Европейскому суду по правам человека. 5. Обязательность на территории РФ постановлений судов иностранных государств, международных судов и арбитражей определяется международными договорами РФ (п. 3 ст. 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации").
Date: 2015-09-18; view: 360; Нарушение авторских прав |