Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Груз нашего сердца





 

Много лет тому назад шли в далекий монастырь двое странствующих монахов. Один из них был молод, другой достаточно стар. Они подошли к неглубокой бурной речке. На берегу их встретила девушка, которая стала умолять перенести ее на другой берег. Старый монах взял девушку на руки и перенес через бурный поток. Выслушав благодарность, оба монаха молча пошли дальше своей дорогой. Они шли до самого вечера. Когда стало темнеть, монахи разожгли костер и сварили себе ужин. И тогда молодой монах не выдержал и сказал: «Как же ты мог нарушить обет и перенести женщину?!» Пожилой монах помолчал, посмотрел на него и ответил: «Я перенес женщину и оставил ее на берегу, а ты до сих пор несешь ее в своем сердце».

 

А сколько всего мы несем в своем сердце не день или два, а годы и порой десятилетия! Ведь в этом наборе и воспоминания, именуемые «тяжелыми», и множество просто неприятных мелочей.

Есть множество способов, которыми человек создает себе болезненные переживания. В то же время, существуют не меньше способов, которыми люди избавляются от бесконечного возвращения к самым драматическим моментам своей жизни. Многие способы отличаются простотой и элегантностью. Часто человеку удается избавиться от многолетних неприятных переживаний всего за несколько минут. Внешне такие способы порой напоминают магию или колдовство и кажутся проявлением каких‑то уникальных способностей. В действительности они доступны каждому из нас.

Наверное, вы не раз слышали такую фразу: «Брось расстраиваться, это все мелочи». И всегда ее воспринимали как некое образное, метафорическое выражение. А ведь это прямое указание на способ, каким можно избавиться от расстраивающего вас воспоминания. Однажды я был свидетелем такой сцены. Во время прогулки на теплоходе молодой человек уронил свои наручные часы в реку. Он немного постоял с печальным лицом, а потом махнул рукой и заулыбался. Я изумился его способности так быстро избавиться от неприятного переживания и решил выяснить, как он это делает. Мы разговорились. Оказывается, за несколько минут он осуществил в своем внутреннем опыте следующее преобразование: отодвинул зрительную картинку падения часов в воду от себя настолько далеко, что часы превратились в маленький едва различимый предмет. Стоит ли расстраиваться из‑за такой мелочи?

Вот простой и быстрый способ избавиться от неприятных переживаний. Представьте себе картинку беспокоящей вас ситуации и отодвиньте ее от себя настолько далеко, чтобы все происходящее стало маленьким, едва различимым, не волнующим так сильно.

Есть еще одно устойчивое выражение в языке, фиксирующее иной психологический механизм избавления от неприятных переживаний. Иногда говорят: «Стань выше всего этого». Насколько выше? Как раз настолько, чтобы можно было спокойно воспринимать событие, как незначительное.

Попробуйте проделать такой эксперимент. Попросите человека закрыть глаза и поднесите к его лицу на расстоянии нескольких сантиметров простой лист бумаги. Обычно, открыв глаза, человек тут же отодвигается дальше от листа. Мы интенсивно реагируем на то, что находится прямо у нас перед глазами.

Зрительный образ неприятного воспоминания, расположенный в Пространстве, очень близко от нас, независимо от нашей воли и желания вызывает интенсивную эмоциональную реакцию. Обычным движением тела человек не может отодвинуться от своих зрительных образов. Последние перемещаются синхронно с движением тела. Но люди могут очень просто мысленно отодвинуть от себя любой зрительный образ.

Важно отметить, что способы, которыми люди усложняют себе жизнь, можно использовать и с прямо противоположной целью. Вообще все, что люди делают со своим внутренним опытом, в каком‑то контексте бывает полезным.

Порой можно услышать от человека: «Это меня теперь не радует». Часто подобный результат достигается уже описанным ранее способом. Зрительный образ, связанный с приятным переживанием, отодвигается так далеко, что изображение становится маленьким, плохо различимым и, как следствие, эмоционально незначимым. Изменить подобное положение можно, использовав обратную процедуру. Приблизьте к себе зрительный образ некогда радостного события, и чувства снова к вам вернутся.

Вообще, имеет смысл потратить немного времени и превратить свой прошлый опыт из череды неприятных воспоминаний в хоровод образов радостных событий. Для этого вспомните все, что вас до сих пор беспокоит без особой необходимости и отодвиньте от себя подальше. Образы же некогда радостных событий верните из изгнания, и пусть они снова стоят перед глазами.


Очень интересно использование цвета и освещенности – таких параметров образа, которые сильно меняют тип эмоционального реагирования человека. Все наверное слышали, что бывают «розовые мечты», «тусклая жизнь» и «мрачные перспективы». Цветные изображения обычно интенсифицируют наши переживания. Если неприятная ситуация вспоминается в виде цветной картинки, да к тому же расположенной прямо перед нами, то это будет вызывать довольно сильные негативные эмоции. Порой бывает достаточно сделать образ черно‑белым, и накал переживаний резко спадает. Кстати, часто говорят: «ситуация накалилась». Зрительный образ «накаленной ситуации» имеет отчетливо выраженный красный оттенок. Такие образы могут вызывать состояние напряжения и чувство тревоги у человека. Иногда простое устранение красного оттенка приводит к исчезновению негативных переживаний.

Есть люди, которые смотрят на мир сквозь «розовые очки», а есть те, кто надевают очки с темными светофильтрами. Вполне естественно, что последним все предстает в «темном свете» Человек может надеть очки с любыми светофильтрами. В результате все образы будут приобретать соответствующий оттенок. «Очки» – это очень эффективная метафора, позволяющая легко и просто изменить эмоциональную значимость тех или иных событий.

Символика цвета разнообразна и зависит от культурных особенностей, национальной принадлежности и даже географических факторов. Например, у одних народов цвет траура черный, у других – белый. Соответственно, эти цвета будут вызывать у людей разные эмоциональные переживания.

Красный цвет часто связан с напряженной потребностью в активном действии, в стремлении к успеху. Это цвет возбуждения, волевого усилия, агрессивности. Порой он указывает на наличие в эмоциональном восприятии мира повышенной тревожности, страхов, беспокойства о состоянии здоровья.

Желтый – это цвет мечты, фантазии, сказки, надежд на лучшее. Этот цвет – символ духовности (желтый нимб над головами святых в живописи). Он может указывать на активное стремление к общению, установлению обширных связей с людьми. Наконец, желтый ассоциируется с творчеством, оригинальностью, раскрепощенностью.

Оранжевый цвет может говорить о каких‑то сексуальных особенностях человека. Розовый – окутывает такие чувства, как любовь и нежность. Вообще, цвета красной части спектра означают повышенный уровень активности, устремленной к чему‑то.

Синий цвет несет в себе две характеристики. С одной стороны – это стремление к покою, устойчивости, потребность в надежной межличностной взаимосвязи. С другой – желание самораскрытия, реализации всех своих возможностей, часто через процесс творчества. Синяя вуаль на зрительных образах может говорить о наличии в актуальном эмоциональном переживании беспокойства, тревоги и стремления от них избавиться. При этом синие образы не «кричат» о тревоге и не требуют немедленных действий, как красные, но они выматывают изо дня в день, из года в год.

Зеленый цвет может означать позитивное отношение к людям, сострадание, любовь и внимание к окружающим. Порой он окрашивает события, связанные с проявлением настойчивости, переживанием чувства уверенности в чем‑либо. Ситуации самоутверждения также иногда несут в себе оттенки зеленого цвета.


И еще немного о цветах. Очень важен золотистый цвет. Это цвет роскоши, богатства, излишества. Он может указывать на обладание человеком большим количеством энергии, чем это необходимо для обычной жизни. Вероятно, поэтому золотистый цвет связывают со стремлением к духовности. Многие мистики, описывая свой опыт встречи с абсолютом, употребляют выражение «золотая пыль».

И наконец, белый цвет. Белый содержит в себе все иные цвета. При его разложении с помощью призмы получается весь цветовой спектр. Белый часто означает начало чего‑либо. Из этой цветовой точки дорога может уйти в любую сторону.

Еще одна интересная функция белого цвета хорошо раскрывается в таком устойчивом выражении, как «пробелы в памяти». Есть воспоминания, которые несут в себе огромную разрушительную силу. Люди неосознанно защищаются от подобного рода воспоминаний. Один из способов защиты состоит в том, что образ становится все светлее и светлее. В итоге изображение стирается, остается лишь белое пятно. Это напоминает очень светлый негатив пленки. На нем что‑то отснято, но что определить невозможно.

Ели вы хотите что‑либо забыть, то можете воспользоваться этим способом. Зрительный образ делаете все более и более светлым, в конце концов, вы перестанете различать, что там изображено. Существует и обратная процедура. Если вы столкнулись с «пробелом в памяти», то сделайте картинку более темной и, возможно, получите доступ к ее содержанию. Правда, если ситуация эмоционально насыщена, то последняя процедура может не получиться. В этом случае не стоит настаивать. Наше подсознание лучше знает, что можно, а чего нельзя допускать в сознание.

Воздействие на человека носит индивидуальный характер. Здесь приведены лишь некоторые довольно часто встречающиеся варианты. Как лично на вас действует тот или иной цвет, можно легко определить, проведя небольшой эксперимент. Вспомните различные жизненные ситуации, когда вы радовались или грустили, действовали целеустремленно или пребывали в растерянности, проявляли активность или пассивность. Создав зрительный образ этики любых других событий, обратите внимание на цветовое оформление изображения. Проведя данную процедуру, можно узнать значение разных цветов и оттенков в вашей жизни. И не только узнать, но и использовать, изменяя по желанию свое субъективное состояние.

Позитивные и негативные переживания, эффективные и неэффективные способы поведения – все это результат нашей внутренней деятельности. Часто бывает небезынтересно узнать, как люди создают себе проблемы. Человек может за считанные минуты впасть в уныние, за секунды прийти в ярость, за доли секунды «умереть от страха». Каждый из нас – мастер в создании собственной проблемы. Мы что‑то внутри себя делаем и получаем устойчивый, качественный результат – проб лему. Любой человек владеет неким эффективным способом структурирования своего субъективного опыта. Задача состоит лишь в том, чтобы приложить этот способ не к созданию проблем, а к их разрешению.


Каждый встречал в свой жизни людей, которые все время о чем‑то беспокоятся и заранее переживают возможные неприятности. Они могут найти повод для беспокойства в любой, даже самой радужной ситуации. В этом и состоит их мастерство. Они в совершенстве владеют особой стратегией сортировки своего опыта, особым способом анализа ситуации. Этот способ состоит в том, что в любой ситуации ищется и находится наихудший вариант ее развития, и, как только он найден, запускается механизм переживания. Причем ситуация может относится к настоящему, прошлому или будущему. Мастер – везде мастер! Даже вспоминая какое‑нибудь свое большое жизненное достижение, человек тут же осознает, что этого могло не случиться и получает доступ к переживаниям, связанным с неудачей. То же самое происходит и с ситуациями будущего. Эти люди живут по принципу – зачем откладывать на потом плохое настроение, если можно начать расстраиваться уже сейчас.

Данную стратегию вполне можно использовать с позитивным результатом. Для иллюстрации приведу одну восточную притчу.

 

Однажды властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Я счастлив сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил толкователя снов за предсказание.

 

В любой жизненной ситуации можно найти ее позитивную сторону и наилучший вариант развития событий. Как только это найдено, тут же запускаются положительные переживания и человек выстраивает цепь своего поведения соответствующим образом. Фактически мы сталкиваемся с той же самой стратегией сортировки своего внутреннего опыта. Меняется только цель – поиск самого эффективного варианта развития событий. Обучившись произвольно менять цели своей стратегии сортировки субъективного опыта, человек обретает свободу выбора, а вместе с ней и гибкость поведения. Кроме того у него сохраняется доступ и к прогнозированию наихудшего варианта развития событий. Очень важно, чтобы этот способ поведения был сохранен. В жизни порой встречаются ситуации, когда необходимо ориентироваться на возможность наихудшего варианта. Один мой знакомый, мастерски владеющий подобной стратегией, любит рассказывать следующий случай из своей жизни.

 

В молодости он работал в бригаде лесорубов. Однажды они рубили большое дерево. Огромная ветвь росла в южном направлении. И по всем расчетам великан должен был упасть под тяжестью ветви в эту сторону. Он отошел в противоположном направлении и стал ждать, когда дерево упадет. Приглядевшись, мой знакомый заметил, что ствол слегка наклонен в северную сторону. И тут у него возникла фантастическая версия, что дерево может развернуться вокруг своей оси и упасть прямо на то место, где стоит он. Мой знакомый отошел на десяток метров и увидел, как подрубленное дерево действительно развернулось вокруг своей оси и упало кроной прямо на то место, где он стоял несколько секунд назад.

 

В данном случае способ прогнозировать события и соответственно этому действовать спас ему жизнь. Но во многих других ситуациях, не столь угрожающих, описанный способ был неэффективен. Я хорошо знаком с жизнью этого человека. Для него характерен пессимистический взгляд на вещи. Берясь за дело, он заранее считал, что оно не будет успешным. Соответственно такому прогнозу он выстраивал свое реальное поведение, в итоге получая ожидаемый негативный результат. Его проблема – это отсутствие выбора. И, как следствие – стереотипное поведение во всех ситуациях без учета их разнообразия.

Существует множество способов быстрого избавления от возникающих у человека приятных переживаний. Например, попав в ситуацию, где есть чему порадоваться, можно сказать себе: «Это ненадолго». Подобная фраза позволяет как бы проскочить позитивное событие и оказаться в фазе его завершения. Последнее дает возможность получить доступ к переживаниям, связанным с сожалением, что все хорошее в жизни кончается.

Как‑то мой коллега посетовал на то, что его перестали радовать праздники и выходные. Когда мы с ним проанализировали, что же случилось, то оказалось, что он стал применять относительно этих событий стратегию типа «все пройдет». Я знаю коллегу, как человека легко переносящего всякие жизненные неурядицы. В подобных случаях названный способ сортировки своего внутреннего опыта действительно эффективен. Он позволяет избавиться от негативных переживаний. Ведь у любой неприятной ситуации есть одно замечательное свойство – она кончается. Но использование этой стратегии применительно к положительным переживаниям и радостным событиям неэффективно, так как дает тот же результат быстрого перехода к моменту завершения переживания.

Есть еще один вариант изменения значимости ситуации и интенсивности соответствующего переживания. Столкнувшись с чем‑то волнующим, вы всегда можете представить, как это будет выглядеть через полсотни лет. Взгляд из такого далекого будущего резко уменьшает значение конкретного события. Оно порой вообще теряет смысл за чередой десятилетий.

Все знакомы с выражением «Время лечит». Есть множество способов, благодаря которым происходят подобное «излечивание». Например, любую «грозную вещь», «страшного человека», «пугающую ситуацию» можно увидеть в образе «старой рухляди», не способной уже никому нанести вреда.

Однажды мне предстоял один неприятный разговор по поводу работы. Очень хотелось избежать связанных с этой беседой тягостных переживаний. Уже подходя к месту, где должно было произойти это событие, я вдруг подумал: «А что если рассматривать все происходящее как своеобразный эксперимент и поглядеть, как человек ведет себя и что чувствует в подобной ситуации?». До сих пор помню разительное изменение в моих переживаниях, произошедших в тот момент: я спокойно вошел в комнату, объяснился и ушел, разрешив свои проблемы.

Что же со мной произошло? Что позволило быть спокойным и избавиться от негативных переживаний? Ответ на эти вопросы пришел позднее. Люди часто говорят: «Посмотреть на происходящее с другой точки зрения». Обычно выражение «смотреть с другой точки зрения» воспринимается метафорически. Однако эту трактовку полезно понимать буквально. Человек в данном случае говорит о своем субъективном опыте. Он раскрывает способ, которым достигает иного отношения, нового понимания, других переживаний в какой‑то конкретной ситуации.

Обратимся еще к одной стенограмме семинара.

 

Ведущий. Каждый из Вас попадал в так называемую «дурацкую ситуацию». Вспомните какую‑нибудь из подобных ситуаций. Посмотрите, как Вы выглядели в тот момент.

Николай. Я вспомнил, как я наступил на ногу своей знакомой. Я вижу себя, извиняющегося, в какой‑то комичной согнувшейся позе. И вижу отчетливо свой ботинок. Он какой‑то несоответственно большой, причем, смотрю на него чуть ли не со стороны подошвы.

В. Вы видите себя целиком?

Н. Да, я вижу всего себя.

В. С какой точки пространства Вы смотрите на всю ситуацию? Похоже, что откуда‑то снизу?

Н. Да, почти от самой земли, так как мне видна часть подошвы ботинка. Это взгляд сбоку от земли.

Александр. А я вспомнил, как пригласил девушку в кино, а перед самым входом обнаружил, что потерял билеты.

В. Вы видите себя полностью?

A. Да. Я вижу, как я роюсь в карманах, оглядываюсь по сторонам, не выпали ли билеты?

B. С какой точки пространства Вы смотрите на себя?

A. Я смотрю на себя как бы из‑за плеча девушки. Это взгляд с ее стороны.

B. Вы до сих пор испытываете неловкость?

А. В общем, да.

В. Посмотрите на ситуацию сбоку, с расстояния пяти или шести метров. Так, чтобы хорошо видеть и себя и девушку. Ваши ощущения меняются?

A. Я не испытываю неловкости перед девушкой. Да, определенно я перестал смотреть на ситуацию ее глазами.

B. И все же Вы предпочли бы это не вспоминать?

A. Пожалуй, что так.

B. А хотите улыбнуться над всем произошедшим? Ведь прошло уже столько лет. Можете себе это позволить?

A. Могу, конечно.

B. Вы стоите перед входом в кинотеатр и роетесь в карманах. Увеличьте скорость движения вдвое... Ну вот, Ваша улыбка красноречивее любого ответа. Что произошло?

A. Это стало похоже на кадр из старой кинокомедии. Я стою и дергаюсь, роюсь во всех карманах. А она держит сумочку перед собой и крутится из стороны в сторону.

B. Кто нам еще расскажет? Пожалуйста, Наташа.

Наташа. У меня как‑то в магазине разорвалось дно пакета и бутылка с молоком упала и разбилась.

В. Вы до сих пор огорчаетесь. Как Вы видите эту ситуацию?

Н. Я вижу свои обрызганные молоком туфли, залитый пол, осколки.

В. Вы смотрите на себя со стороны или нет? Голову Вы свою видите?

Н. Нет, я вижу пол и свои ноги.

В. Посмотрите на себя со стороны. В какой позе стоите? Ваша голова наклонена вперед?

Н. У меня не получается.

В. В магазинах часто бывают зеркала на стенах. Посмотрите на свое отражение.

Н. Да, в зеркале я себя вижу.

В. А теперь посмотрите на себя от входной двери магазина Как если бы Вы вошли и увидели девушку, разбившую бутылку молока.

Н. Я вижу себя со спины.

В. Вы можете посмотреть на себя из‑за прилавка, где обычно стоит продавец... От кассового аппарата. Наташа, Вы можете посмотреть на себя с любой точки окружающего пространства. Откуда Вам было спокойнее смотреть на себя: от двери, прилавка, кассового аппарата?

Н. Пожалуй, взгляд от двери. Он связан с переживанием неожиданности и любопытства.

В. Но, похоже, и этот взгляд Вас чем‑то не устраивает?

Н. Да. Ощущением пугающей неожиданности.

В. Наташа, посмотрите на себя с разных точек пространства. Найдите то место, взгляд из которого позволяет Вам испытывать такие чувства, которые Вы хотели бы испытывать, вспоминая это событие.

Н. Когда я смотрю с улицы на себя через большее витринное стекло, то это самый уравновешенный взгляд. Да, вот это переживание меня устраивает.

 

Существует два качественно различных способа вспоминать о чем‑либо. Приведенный фрагмент семинара демонстрирует нам оба эти способа. Создавая зрительный образ ситуации, можно видеть себя со стороны. Это похоже на то, если бы вы смотрели фотографию или фильм о самом себе. В другом случае, вспоминая событие, человек смотрит на все происходящее своими собственными глазами – он внутри ситуации. Человек может видеть руки, ноги, но голову свою он не видит. Если мы смотрим на ситуацию своими собственными глазами, то свое лицо мы можем увидеть лишь с помощью зеркала.

Когда человек, вспоминая какое‑то событие, видит все происходящее со стороны, то это называется ДИССОЦИИРОВАННЫМ СОСТОЯНИЕМ. В этом состоянии теряется непосредственный доступ к чувствам и переживаниям, которые были в реальной ситуации. Человек может испытывать какие‑то чувства по поводу того, как он выглядел в той или иной ситуации, нравится ли ему, что там происходило или нет и т. п. Но это уже другие чувства и переживания. В диссоциированном состоянии мы можем смотреть на ситуацию с любой точки зрения, кроме точки зрения наших собственных глаз.

Взгляд на ситуацию своими собственными глазами называется АССОЦИИРОВАННЫМ СОСТОЯНИЕМ. В этом случае человек находится внутри своего опыта. Он имеет доступ ко всем переживаниям, которые были в этой ситуации. Человек в данном случае видит все то, что он видел, когда событие реально происходило.

Люди обычно на уровне сознания не контролируют процесс диссоциации‑ассоциации. Он протекает независимо от их воли и желания. Зная же, как изменяют наши переживания одно и другое состояния, можно произвольно контролировать свое самочувствие. Вспомните череду событий, до сих пор вызывающих неприятные переживания. Большинство из них уже давно можно вспоминать с улыбкой. Негативные переживания часто связаны с тем, что мы все еще находимся внутри неприятной ситуации. Мы ассоциированы со всем происходившим, следовательно, имеем доступ ко всем эмоциям, которые там возникали. Для того чтобы перестать испытывать дискомфорт, достаточно диссоциироваться от тревожащего воспоминания. Сделайте своего рода шаг из ситуации, «выйдете» из нее и посмотрите со стороны, что вы делали, как вы выглядели в тот момент, когда протекало событие. Мысленно посмотрите фильм о самом себе. Если этот фильм цветной и яркий, то сделайте его черно‑белым и уменьшите яркость. В результате, данное воспоминание перестанет вас волновать. Вы сможете спокойно к нему вернуться и проанализировать все свои действия. Скорее всего, вы извлечете какой‑то полезный опыт: со стороны всегда объективнее можно оценить ситуацию.

Если вы вдруг ощутили, что жизнь стала безрадостной, возможно, вам поможет процедура ассоциирования с приятными воспоминаниями. Так, каждый человек может вспомнить множество событий, когда он был счастлив. Вероятно часть из этих событий вы воспринимаете, находясь в позиции стороннего наблюдателя. Некоторые люди все свои радостные воспоминания рассматривают исключительно с позиции наблюдателя. Скорее всего это они придумали фразу: «Нет счастья в жизни». Если вы диссоциируетесь от своих приятных воспоминаний, то потеряете те чувства и эмоции, которые наполняли эту ситуацию. Чтобы вернуть себе свежесть радостных воспоминаний достаточно заново ассоциироваться с ними. Другими словами, снова войдите внутрь некогда приятного воспоминания и посмотрите на все происходящее своими собственными глазами. Вспомните, что находилось вокруг вас, когда вы были счастливы, и ваши чувства снова вернутся к вам во всей полноте и многообразии.

Иногда люди говорят, что «воспоминания нахлынули на них, и вновь довелось ощутить все, что было давным‑давно». Часто такого рода переживания есть результат процесса ассоциации с воспоминанием какого‑либо прошлого события. В данном случае – это следствие некоторого неконтролируемого внутреннего процесса нашей психики. Однако человек может произвольно вызывать описанное состояние.

Каждый из нас испытывал разочарование в близких или просто знакомых людях. Довольно часто приходится слышать высказывания типа: «Надо‑же, я считал его хорошим человеком, а он оказался совсем не таким». Обычно далее следует перечень эпитетов, обозначающих те или иные негативные стороны человеческой натуры. Вспомните, как резко меняется в этой ситуации ваш взгляд на существующие взаимоотношения, – это важный личный опыт. Он блестяще иллюстрирует разницу между диссоциированным и ассоциированным восприятием одного и того же события.

Человек бывает разным: он совершает много поступков, одни из которых нам нравятся, другие – нет. Если вы будете ассоциированы во всех ситуациях, когда он делал то, что вам нравится и диссоциируетесь от всех ситуаций, где он был «не на высоте», с вашей точки зрения, то рядом с собой обнаружите «хорошего парня», или «замечательную подругу». Если же сделаете прямо противоположное, то окажетесь в компании «отвратительного типа».

Многие люди проделывают подобного рода преобразования со своим восприятием окружающих. Обычно такие изменения связаны с каким‑то значительным событием в жизни. Так, например, супруги после развода часто диссоциируются от всего хорошего, что у них было в совместной жизни и ассоциируются со всем плохим и неприятным. Вот и сформировано воспоминание о супруге, «испортившим» столько лет жизни.

В ситуации развода описанные преобразования могут выполнять конструктивную роль. Они позволяют смягчить последствия психологической травмы, связанной с произошедшим событием, избежать ощущения «жизненного краха» или разочарования в людях вообще. Но куда печальнее, когда подобное изменение происходит после свадьбы или, например, в начале совместного с кем‑то дела. Вряд ли в этом случае супружество будет счастливым, а деловое сотрудничество успешным.

Как‑то на консультацию пришла мама по поводу своего сына. Она считала его неудачником и долго перечисляла все неприятности, которые произошли с ее мальчиком. Мы стали выяснять, как она пришла к такому неутешительному выводу о своем ребенке. Оказалось, что мама была ассоциирована при воспоминаниях о любых неудачах сына. И имела полный доступ ко всем неприятным переживаниям, возникающим в этих случаях. Когда же происходили события, связанные с успехами ее мальчика, она видела все с точки зрения стороннего наблюдателя. Другими словами, она была диссоциирована при восприятии данных событий, что не позволяло ей во всей полноте ощутить радость от происходящего.

При встрече с мальчиком выяснилось, что он тоже считает себя неудачником. Кроме того, маме удалось не просто передать сыну свой взгляд на положение дел, но она еще и транслировала ему свою стратегию сортировки удачных и неудачных жизненных событий. Мальчик диссоциировался от всех ситуаций, в которых он был эффективен и достигал успеха, и ассоциировался с ситуациями своей жизни, в которых он терпел неудачу. Причем сын владел стратегией даже лучше, чем его мать. Он мог диссоциироваться прямо в момент протекания события. Например, когда он хорошо отвечал у доски в школе, то воспринимал все происходящее с того места за партой, где обычно сидел. Он как бы наблюдал за собой, отвечающим у доски. Если же удачный ответ был с места, то он смотрел на себя глазами учителя, то есть с той точки пространства, где находился учитель. Когда ответ был неудачным, то диссоциации не возникало и мальчик в полной мере испытывал все неприятные переживания, связанные с данной ситуацией.

Мать и сын владели всего одним способом сортировки данного аспекта своего субъективного опыта. Потратив немного времени, они обучились другому способу: вспомнили все неудачи сына и диссоциировались в своих воспоминаниях от этих событий.Таким образом, они научились смотреть на них с точки зрения стороннего наблюдателя. Затем они перебрали ситуации, в которых сын был эффективен, добивался успеха, и ассоциировались с ними в своих воспоминаниях. В результате они получили доступ к переживаниям, возникающим при достижении поставленной цели, при эффективном и успешном решении каких‑либо задач.

Ощущать себя победителем – более конструктивный способ жить, чем чувствовать себя проигравшим, неудачником. В опыте человека есть множество и тех, и других ситуаций. Ваше самоощущение будет напрямую зависеть от того, с каким классом ситуаций вы ассоциируетесь, а от какого диссоциируетесь.

Обычно, когда происходит что‑то в настоящем, мы находимся в ассоциированном состоянии, но возможна диссоциация непосредственно в тот момент, когда событие происходит. Мальчик именно так и делал. Но в его случае, это было неконструктивно, так как он отсоединялся от переживаний успеха, достижения чего‑либо. Диссоциация в настоящем бывает полезна, если вы попадаете в психотравмирующую жизненную ситуацию, которая перенасыщена сильными переживаниями. При этом взгляд со стороны на самого себя позволяет, как минимум, ослабить накал негативных эмоций.

Механизм диссоциации использован в процедуре, позволяющей избавиться от очень сильных эмоциональных переживаний. Например, переживаний, которые захватывают человека в трагические моменты жизни, или страхов, преследующих нас и мешающих жить.

Содержание события, порождающего, к примеру, переживание страха, может быть различным. Люди способны бояться буквально всего, что есть в окружающем нас мире. Многие страхи вообще относятся к воображаемым предметам, явлениям или существам. Все знают, какой сильный страх порой испытывают дети относительно некоторых сказочных персонажей. Правда, и взрослые частенько очень искусно создают себе «страшилки».

Человек, испытывающий сильный страх, ассоциирован с ситуацией, порождающей переживание, поэтому суть процедуры состоит в том, чтобы эффективно диссоциироваться от данной ситуации.

Обратимся к записи фрагмента одного из наших семинаров. Можно отметить, что знание содержания события, вызывающего эмоцию, совсем не обязательно для успешного осуществления процедуры. Содержание притягивает наше внимание и мешает увидеть последовательность шагов процедуры. С учетом этих особенностей выбран как раз тот фрагмент семинара, где человек не описывает ситуацию, порождающую страх.

 

Ведущий. Итак, Николай, Вы хотите изменить свою реакцию на некоторую жизненную ситуацию.

Николай. Да. У меня возникает сильный страх, когда...

В. Подождите минутку. Не называйте нам содержание события. Так всем наблюдающим будет легче понять, в чем состоит процедура изменения Вашего способа реагирования. В мире есть много такого, что может вызвать у человека страх. Переживание – это результат некоторого внутреннего процесса. В нашей психике что‑то происходит, и в итоге мы испытываем страх. Любым способом изменив процесс, мы одновременно изменяем и результат. Поскольку мы собираемся получить вполне определенный результат – нивелирование переживания страха – то и изменения будем производить тоже вполне определенные. У Вас есть картинка ситуации, вызывающей переживание страха?

Н. Да.

В. Сейчас я попрошу Вас сделать, используя свое воображение, несколько простых вещей. Я буду диктовать Вам по шагам, что делать. Как только Вы сделаете то, что я говорю относительно каждого шага, слегка поднимите любую руку. Вы готовы?

Н. Да.

В. Представьте себе, что Вы сидите в пустом кинотеатре, в центре. Вверху на экране Вы видите черно‑белый фотоснимок. На нем Вы видите себя за мгновение до возникновения реакции страха.

Теперь выйдете из своего тела и переместитесь в будку киномеханика. Оттуда Вы можете видеть себя, сидящего в зале и наблюдающего за собой же на экране.

Вы можете включить кинопроектор. Там есть выключатель, нажав на который, Вы его запустите. Держите выключатель рукой. Если Вы отпустите выключатель, то проектор сразу перестанет работать.

Теперь включите кинопроектор, и черно‑белый снимок превращается в черно‑белый фильм. Просмотрите этот фильм с начала и до конца. Остановите фильм на кадре сразу после окончания неприятного переживания. Надавите сильнее на выключатель, он зафиксируется. Теперь его можно не держать и киноаппарат будет работать. Переместитесь из будки киномеханика в свое тело в зале, а затем войдите внутрь изображения на экране. Войдите в свое тело на экране.

Сделайте фильм цветным и прокрутите его в обратном порядке. Все будет происходить наоборот: люди ходят задом наперед, разбитые предметы становятся целыми, говорят в обратном порядке и т. п. При этом Вы находитесь внутри фильма. Все действие разворачивается с Вами и вокруг Вас...

Та же самая процедура прокручивания в обратном порядке фильма, но очень быстро, всего за две секунды...

Еще быстрее – за одну секунду.

Н. У меня что‑то так быстро не получается.

В. Сейчас все получится. Делайте. Это же очень просто. Теперь еще раз прокрутите за одну секунду.

И еще раз.

Мысленно вернитесь в ситуацию, связанную с переживанием страха.

Н. Я спокоен. Прежние чувства ушли.

В. Да, это действительно так.

 

Я думаю, все присутствующие заметили разницу между его внешними проявлениями перед началом процедуры и сейчас. Когда он говорил о своем страхе вначале, то можно было заметить, как участилось дыхание, слегка побледнела кожа лица, начали подрагивать нижние веки, пальцы рук все время были в движении. Можно упомянуть позу, характерное покачивание туловища, наклон головы. Признаков этого состояния очень много.

Сейчас, когда Николай мысленно снова вернулся в ситуацию, мы наблюдали совсем другие внешние проявления. Дыхание стало ровным, легкий румянец, руки неподвижны и пр.

Описанная процедура используется при работе с очень сильными переживаниями. Для защиты от этих переживаний используется эффект двойной диссоциации. Из будки киномехника человек видит два образа самого себя – один на экране, другой в пустом кинотеатре. В этом случае люди, оказывается, способны спокойно воспринимать эмоционально перенасыщенные ситуации своей собственной жизни. Одна из задач процедуры и состоит в том, чтобы помочь человеку по‑иному взглянуть на событие, выводящее его из равновесия. Двойная диссоциация – это страховка, удерживающая человека от скатывания в бурный поток эмоций.

Попасть на экран, то есть ассоциироваться с ситуацией, можно лишь через свой образ в центре пустого зала. Но как только человек покидает будку киномеханика, проекционный аппарат отключается, экран гаснет. Происходит обучение сразу двум вещам – смотреть на ситуацию со стороны и «терять» ситуацию, как только осуществляется попытка с ней ассоциироваться.

Иногда бывает полезна замена картинки на экране. Как только человек покидает будку киномеханика, то есть начинает «входить» в ситуацию, на экране появляется другая картинка. Мы как‑то работали с одним спортсменом. Он был борец. И он испытывал страх перед схваткой с вполне конкретным противником. Так вот, когда он во время процедуры начинал «входить» в ситуацию, то на экране возникало изображение другого поединка. Окунувшись в ситуацию, борец оказывался перед лицом иного, не менее сильного соперника, но его самоощущение менялось. Перед ним был противник, которого он всегда побеждал. Естественно, наш спортсмен не испытывал никакого страха. Он обучился новому способу реагирования на ситуацию схватки. Как только у него возникал страх перед конкретным противником, включалось ресурсное переживание уверенности в победе.

У каждого человека есть все ресурсы для того, чтобы справиться с любой жизненной ситуацией. Проблема часто заключается в том, что в данном конкретном контексте событий они ему не доступны. Наш спортсмен научился «включать» свой ресурс в ситуации, где это ему необходимо. И трудности были преодолены.

Процедура замены изображения была сконструирована с помощью двух проекторов. Как только отключался один аппарат, включался другой и появлялось новое изображение на экране. В своем воображении человек может сделать все, что угодно. Весь антураж с кинотеатром необходим лишь для того, чтобы по‑иному сконструировать процесс, вызывающий беспокоящие переживания.

Лучшая проверка эффективности изменения – это реальная жизнь. Вернемся снова к случаю с Николаем. Через несколько дней он рассказал нам, что вновь оказался в ситуации, с которой работал на семинаре. При этом он совершено спокойно отнесся ко всему происходящему, а кроме того, приобрел новый интересный опыт.

Описанная процедура позволяет избавиться от сильных эмоциональных переживаний. Причем она срабатывает не только с негативными, но и позитивными переживаниями. В некоторых случаях это тоже бывает полезно. Например, в ситуации, как говорят, «несчастной любви». Если данную процедуру применить к любовным переживаниям, то предмет вашей страсти может стать вам безразличен.







Date: 2015-09-18; view: 201; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.04 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию