Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЭТНИЧЕСКИЕ ПОДЖОГИ» НА УРАЛЕ





Урал сотрясали этнические конфликты, по размаху схожие с памятными событиями в карельской Кондопоге. Однако эти инциденты не нашли широкого освещения в российских СМИ. А зря!

Причины социальных волнений, прокатившихся по Среднему и Южному Уралу, никуда не делись и грозят аукнуться в ближайшем будущем. Переполненный легальными и нелегальными мигрантами регион устал от «художеств» прежде всего кавказских гостей.

Драма в небольшом городишке Верхнеуральске Челябинской области началась с бытовой ссоры, когда трое русских мужчин зашли в принадлежащее выходцам из Армении летнее кафе на улице Советской. Качество обслуживания подвыпившим мужичкам не понравилось, и они отказались платить, не получив извинений.

Начавшаяся словесная перепалка переросла в драку. Хозяин кафе позвонил землякам, которые подкатили к питейному заведению около трех часов ночи и избили требовательных посетителей. Утром стороны договорились встретиться и выяснить отношения. Около шести часов вечера у дома № 50 по улице Энгельса собрались около десятка русских и группа армян. Естественно, началась драка, во время которой Денис Никитин получил несколько ударов битой по голове. Он был доставлен в Центральную районную больницу, где вскоре скончался.

По городу мгновенно разлетелись тревожные слухи и начались массовые беспорядки. В магазине предпринимателя Осекшурая Оганисяна толпа разбила все окна и спалила автосервис Оганеса Оганисяна. Прокатилась волна поджогов. «Они начали ломать ворота и угрожать: выходите, а то дом подожжем, — вспоминает сварщик Аванес, проживший в Верхнеуральске больше 10 лет. — Еле спаслись. Жена и дети уехали из города». По неофициальной информации, Верхнеуральск и соседние населенные пункты оцепил ОМОН.

Следственный отдел по Ленинскому району Магнитогорска возбудил уголовное дело по статье «Причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть потерпевшего». Похороны Никитина, проститься с которым пришли более ста человек, проходили под особым контролем правоохранительных органов. В Верхнеуральск прибыл начальник ГУВД Челябинской области. Сотрудники ОМОНа следили, чтобы «бытовой конфликт не перерос в очередное кровопролитие». Местные жители потребовали депортировать семьи участвовавших в драке армян, чеченцев и членов этнических преступных группировок.

ЧП представители ФСБ, следственного комитета при областной прокуратуре и ГУВД прокомментировали довольно странно: «Массовая драка между русскими и армянами — обычное хулиганство, конфликта на национальной почве нет. Ситуация в городе под контролем правоохранительных органов. Поджоги можно расценивать как хулиганство». В том же духе выразился председатель правления областной общественной организации «Армянский культурный центр», руководитель регионального отделения «Союза армян России» Гагик Мхитарян: «Виновники массовой драки будут найдены и наказаны. Слухи о том, что конфликт между русскими и армянами произошел на межнациональной почве, необоснованны. Местные армяне уезжать не будут. Может, две-три семьи увезли детей на время к родственникам».

Увы, уже через четыре дня после инцидента 15 из 25 проживавших в Верхнеуральске армянских семей бросили свои дома и канули в неизвестность. Сами армяне говорят: должно пройти немало времени, прежде чем их семьи смогут вернуться обратно. Аборигены настроены решительно и обещают сделать все, чтобы следствие по делу о смерти Дениса Никитина не «стало очередной отпиской». Это не первый межнациональный конфликт в городе. В 2001-м уже была серьезная стычка между русскими и армянами. Но на зачинщиков драки тогда уголовное дело завести не удалось.

По данным социологического исследования, проведенного информационно-правозащитным конфликтологическим центром «Аркаим» в рамках проекта «Защита прав населения и иностранных граждан», половина коренных челябинцев отрицательно относится к приезжим из ближнего и дальнего зарубежья. В числе причин антипатии к чужакам — конкуренция на рынке труда и личностное неприятие. Четверть опрошенных заявили о своем безразличном отношении. Ровно столько же оказались положительно настроенными. Четверть самих мигрантов на вопрос, существует ли негативное отношение к иностранным гражданам, ответила утвердительно. Примерно столько же отрицательно относятся к коренному населению области. По мнению председателя азербайджанского национально-культурного центра «Озан» Рафаила Кулиева, все это — следствие практически полного отсутствия у мигрантов информации о российской действительности, низкий уровень образованности, языковое и культурное непонимание.

Массовая драка в поселке Полуночное недалеко от города Ивделя Свердловской области случилась ночью: группа местных жителей вступила в схватку с кавказцами, когда коммерсанты с юга стали приставать к поселковым девушкам. Трое кавказцев получили серьезные травмы — переломы конечностей, вывихи и ушибы. Разъяренные местные выбили стекла и прокололи колеса иномарки, на которой приехали незваные гости. В милицию потерпевшие обращаться не стали. В Полуночном ждут повторения массовых беспорядков. Избитые коммерсанты пообещали селянам вернуться с поддержкой соотечественников и отомстить.

Чуть ранее прокуратура Октябрьского района Екатеринбурга возбудила уголовное дело против двух азербайджанцев, нанесших травмы двум жителям Екатеринбурга. Драка началась после того, как молодые люди попытались выпроводить иностранцев из квартиры своей знакомой. Выкрикивая в адрес русских «слова, унижающие достоинство противников по признаку национальности», кавказцы пустили в ход попавшиеся под руку тяжелые предметы.

К диким нравам горячих горских парней екатеринбуржцы в общем-то уже привыкли. В кафе «Уралочка» на улице Колмогорова молодой чеченец повздорил с девушкой-чеченкой, вылил на нее кофе и, замахнувшись, хотел ударить. На помощь дочке пришел папа. По словам очевидцев, земляки стали бегать друг за другом по кафе и стрелять из пистолетов. Две пули попали папе в руку и под лопатку. Стрелявшие скрылись. Недавно за серию разбойных нападений в Екатеринбурге осужден 29-летний уроженец Азербайджана Анар Каримов, который с апреля 2005 года по февраль 2007-го совершил 28 разбоев. Жертвами злоумышленника стали одинокие женщины на ночных улицах. Кавказец предлагал познакомиться, потом приводил жертв в безлюдное место и, угрожая ножом, отбирал ювелирные украшения и сотовые телефоны. Орджоникидзевский районный суд Екатеринбурга приговорил бандита к 14 годам колонии.

Собственно, тон разборкам задал инцидент, случившийся в Уфе. Милиция и ОМОН задержали около полутора сотен вооруженных арматурой, битами и травматическим оружием молодых людей, которые собрались для «разборки» с выходцами из северокавказских республик, преимущественно чеченцами. Вечером за Госцирком собралась толпа — около 200 молодых уфимцев разных национальностей, в основном члены башкирской молодежной неформальной организации «Кук буре» («Небесный волк»). Ровно в восемь часов место сходки со всех сторон было окружено милицией и автобусами с ОМОНом. Молодых людей задерживали в прилегающих кварталах очень жестко: почти все были избиты, многие серьезно травмированы. Кавказцы на «стрелку» почему-то не явились. Задержанных доставили в Октябрьское РУВД, заставили несколько часов неподвижно стоять лицом к стене. Тех, кто двигался, били дубинками, медицинской помощи не оказывали. Активисты «Кук буре» — младший научный сотрудник башкирской Академии наук Азат Сальманов и Буранбай Ильбаков были обвинены в хулиганстве. Власти восприняли сбор молодых людей у Госцирка как политическую провокацию с целью дискредитировать выборы в Башкортостане.

Как и все официальные привластные организации, Центр этнологических исследований Уфимского научного центра Российской академии наук, проанализировав результаты проведенного Башкирским республиканским обществом беженцев и вынужденных переселенцев мониторинга «Мигранты в вашем городе», констатировал устойчиво высокий уровень этнической толерантности в республике. Бытовая мигрантофобия не имеет необратимого характера. Жители в абсолютном большинстве связывают образ мигранта с работягой-строителем или рыночным торговцем, не ассоциированным с криминалом. Мигранты вызывают сочувствие. За ними признают право на жительство и работу, но предпочитают, чтобы все это было подальше от их родного города. А имеющие место этнофобные настроения напрямую связаны с событиями, освещаемыми в СМИ.

Эти выводы были озвучены на заседании круглого стола «Регулирование миграционных процессов в Республике Башкортостан», который состоялся в Уфе с участием заместителя начальника Управления по делам беженцев и вынужденных переселенцев Федеральной миграционной службы России Александра Левина, председателя исполкома Форума переселенческих организаций Лидии Графовой и других уважаемых лиц. Увы, за рамками объяснений остался наивный вопрос: откуда же тогда берутся массовые межэтнические побоища в толерантных уральских весях?

Некоторый свет на этот вопрос проливают социологические исследования, проведенные в Оренбургской области. Оказывается, адаптация выходцев с Кавказа в местный социум проходит медленно. Наблюдается сознательная отдаленность диаспор новой волны от местного населения. Что не было характерно для мигрантов, приехавших в регион 30–40 лет назад и превратившихся в законопослушных старожилов.

Стремление консолидироваться в рамках диаспор закрепляет создание этнокультурных организаций. В неблизком от Кавказской гряды Оренбуржье насчитывается уже около 100 национально-культурных центров, автономий и просветительских обществ. Нужны ли эти этнические образования, превращающиеся в политизированные структуры, — вопрос тоже неоднозначный. Приданный им либеральный антураж под лозунгами сбережения национального языка, культуры и традиций как-то меркнет на фоне вала нелегальной миграции, в упорядочении которого организованные общины принимают чисто символическое участие.

Одним из первых в области был создан Общественный фонд армянской культуры «Терьян». Как и большинство национальных объединений, фонд декларирует расширение культурных связей с исторической родиной. Организация достаточно активна. Проводит тематические вечера, научно-практические конференции, издала книгу «Армяне в Оренбургском крае». Построено подворье «Армянский дом» в культурном комплексе национальной деревни в Оренбурге. Фонд имени В. Терьяна выпускал газету «Арарат» на русском и армянском языках. И все же диаспора живет достаточно замкнуто. Иногда армяне женятся на русскоязычных. Однако девушки-армянки не выходят за мужчин другой национальности практически никогда. Примерно 80 % армян — «новожилы», приехавшие в регион в 1993–1998 годах. В основном это беженцы из Нагорного Карабаха и Сумгаита. В настоящее время приток армян в область замедлился. Ибо Армения уже сама испытывает нехватку рабочих рук. Из Оренбуржья на два-три месяца туда отправляются бригады соотечественников-строителей. До 90 % армян говорят дома на родном языке. Поэтому дети разговорным русским языком владеют, однако писать не умеют. Фонд «Терьян» пытался было открыть воскресную школу, но эта идея поддержки в диаспоре не нашла.

Межэтнические связи азербайджанцев Оренбуржья и вовсе минимальны. Это наиболее замкнутая диаспора. В области существуют три общественные организации — «Азербайджан», «Даяг» и «Национальный конгресс азербайджанцев Оренбуржья». Между собой они практически не взаимодействуют и активностью не отличаются. В 2006 году создана оренбургская областная «Грузинская община «Мегоброба». В Оренбуржье проживают довольно много выходцев из Дагестана: аварцы, даргинцы, лакцы, лезгины, табасараны, агулы. Действует региональная общественная организация «Дагестан». Более половины чеченцев приехали в регион 30–40 лет назад в составе бригад строителей, возводивших животноводческие объекты в селах области. Часть из них здесь и осела. Многие поселились в крае после службы в Советской армии. Около 40 процентов приехали на Урал после чеченских войн. Областной «Чечено-ингушский культурный центр «Даймокх» выпускает газету с одноименным названием. В структурах местной власти кавказцы не работают. Мало их представителей и среди интеллигенции.

Опасения оренбуржцев в связи с наплывом кавказцев в первую очередь связаны с угрозой террористических актов, усилением наркомании, преступностью, безработицей. 66 процентов опрошенных считают, что мигранты представляют угрозу стабильности в Оренбуржье. 45 процентов молодежи в возрасте от 18 до 29 лет более подвержены этнической нетерпимости, а в группе старше 60 лет — только 21. Негативное отношение к кавказцам усилили события в поселке Каракудук Акбулакского района, где в 2004 году произошли массовые столкновения местных жителей с чеченцами. Сейчас значительного притока кавказцев в Оренбуржье не ожидается, если, конечно, на Кавказе не вспыхнут новые войны. Отток также не наблюдается. Однако кровавые события в соседних уральских губерниях могут вновь спровоцировать локальные этнические конфликты.

Date: 2015-09-18; view: 255; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию