Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Оценка физического развития
В практической работе врача-педиатра понятие «физическое развитие» становится синонимом возрастной антропологии и антропометрии, основными критериями которого являются темпы и качество роста и развития. Для обобщенной оценки физического развития ребенка достаточно наблюдения за изменениями четырех основных антропометрических показателей: массы, длины тела, окружности головы (особенно в раннем возрасте) и окружности грудной клетки. Как уже было сказано выше, однократное антропометрическое исследование ребенка и соответствующая его оценка позволяют определить лишь уровень и гармоничность физического состояния, характеризующие положение обследуемого в соответствующей возрастно-половой группе детей. Качественная оценка роста, в целом, возможна только при анализе последовательных измерений ребенка, проводимых в декретированные сроки. Индивидуальные особенности физического развития, в первую очередь, определяются характером темповых прибавок основных антропометрических признаков, следствием которых и является соответствующее физическое состояние. На 8 неделе гестации масса плода составляет 1 грамм, длина тела — 2,5 см; на 12 неделе — 14 грамм и 7,5 см; на 28 неделе — 1000 грамм и 35 см соответственно. Максимальная скорость роста характерна для 3–6 месяцев внутриутробного развития, достигая своего пика к 5 месяцу гестации, когда длина тела плода увеличивается на 10–11 см. В последующем темпы роста снижаются. Максимальное увеличение массы тела плода приходится на последние недели беременности (обычно, начиная с 32 недели гестации). За последние 8 недель беременности масса тела плода удваивается. К концу внутриутробного развития замедление скорости роста и прибавок массы тела существенно снижаются в связи с феноменом «объемного торможения», т.е. тормозящим влиянием ограниченного объема полости матки на развитие плода, обеспечивающим примерное анатомическое соответствие размеров плода и родовых путей матери. Длинатела доношенного новорожденного колеблется от 46 до 56 см (в среднем 50 см). Считается, что длина тела новорожденного менее 45 см указывает на его недоношенность. В дальнейшем, в течение первого года жизни длина тела увеличивается сначала примерно на 3–3,5 см ежемесячно (I квартал), затем на 2–2,5 см в месяц (II квартал), на 1,5–2 см и на 0,5–1 см ежемесячно соответственно в III и IV кварталах. Суммарная прибавка длины тела за весь первый год составляет около 25 см. Таким образом, к году жизни длина тела ребенка достигает в среднем 75 см. В течение второго года жизни длина тела ребенка увеличивается на 12–13 см, третьего — на 7–8 см. В последующем отмечается некоторая стабилизация процессов роста со средними прибавками 5–6 см в год. Исключения составляют два «пика» ускоренных темпов роста. Это периоды «первого полуростового скачка» и «второго ростового сдвига», которые у девочек наступают, как правило, на 1–2 года раньше. Ежегодные прибавки длины тела в период пубертатного вытягивания могут достигать 10–15 см. Прекращение роста в длину, по Д. Таннер, происходит у мальчиков к возрасту 18 лет, у девочек — к 16,5 годам. Массатела доношенного новорожденного колеблется в пределах 2600–4000 г (в среднем, для мальчиков — 3500 г, для девочек — 3350 г). Новорожденные с массой 2500 г и ниже считаются недоношенными, либо родившимися с внутриутробной (пренатальной) гипотрофией, а с массой 4000 г и более — крупными. Сразу после рождения масса тела ребенка уменьшается (у здоровых детей не более чем на 6–8 % от массы тела при рождении), достигая минимума на 3–5-й день жизни. Подобные изменения называются физиологической убылью массы тела и обусловлены механизмами естественной адаптации: потерей воды через кожу и легкие при дыхании, высыханием пуповинного остатка, выделением мекония и мочи, становлением лактации у матери. Восстановление первоначальной массы тела происходит обычно к 7–10-му дню жизни. На первом месяце жизни ребенок сравнительно мало прибавляет в массе (400–600 г), что объясняется ее физиологической потерей после рождения и продолжающимся действием эффекта «объемного торможения». Однако, на втором месяце жизни темпы нарастания массы тела максимальны для всего первого года жизни (900–1100 г). К 4–5 месяцам ребенок удваивает, а к году утраивает массу тела при рождении. При наблюдении за физическим развитием грудного ребенка педиатру необходимо знание ежемесячных, а, подчас, и ежедневных прибавок массы тела:
После года жизни прибавки массы тела составляют около 2 кг в год, а в препубертатном и пубертатном периодах достигают 5–8 кг ежегодно. Окружностьголовы новорожденного ребенка в среднем равна 34–36 см. В дальнейшем она растет достаточно быстро, составляя к году жизни — 46–47 см, к 5 годам — 50–51см. В последующем темпы прироста окружности головы снижаются. Окружностьгруди при рождении несколько меньше, чем окружность головы и составляет 32–34 см. К 4 месяцам жизни эти показатели сравниваются, и в дальнейшем темповые прибавки окружности грудной клетки опережают темпы нарастания окружности головы. К 1-му году окружность груди составляет в среднем 48 см. В последующем, до пубертатного возраста, отмечается ее более или менее равномерное увеличение (примерно на!,5 см в год). После 10 лет темпы развития грудной клетки существенно нарастают. Для оценки физического развития, наряду с изложенными выше эмпирическими подходами, можно использовать и сигмальный метод, но, наибольшую информативность имеет центильный подход, а именно центильные графики динамики антропометрических показателей в зависимости от возраста и пола. Они дают наглядную и объективную характеристику, как отдельных статических показателей, так и динамических процессов роста. Варианты динамических характеристик физического развития представлены графиками, которые отражают особенности темповых изменений основных антропометрических признаков, свойственных для 50%, 15%, 7%, или 3% здоровых детей. «Кривые» графиков аналогичны табличным центильным колонкам, отражая количественные границы изменения соответствующих признаков в процессе роста. Пространство между кривыми аналогично табличным центильным зонам, отражающим уровень развития признаков. Центильные графики для длины тела за пределами 3-го и 97-го центилей дополнены зонами сигмальных отклонений признака (3). Это дает возможность при оценке уровня роста выходить на диагностику субнанизма, субгигантизма (при определении длины тела в зоне от 3-го центиля до -3 или от 97-го центиля до +3), нанизма, гигантизма (при определении длины тела в зоне ниже -3 или выше +3). В процессе динамического наблюдения за ребенком использование центильных графиков дает возможность как получить заключение по физическому состоянию с анализом уровня и гармоничности показателей не только на момент обследования, но и в любой другой период жизни, так и судить о темповых характеристиках роста в целом с рождения. О стабильных темпах динамики антропометрических показателей (длина тела, масса тела, окружности груди и головы), независимо от их уровня можно говорить, если линия индивидуального графика постоянно проходит в одной центильной зоне. Если «кривая» графика перемещается в выше- или нижележащие центильные зоны — констатируется, соответственно, ускорение или замедление темпов роста. При систематическом наблюдении за ребенком можно диагностировать пограничные задержки темпов роста (темповых прибавок массы тела) еще до изменения уровня соответствующих признаков. Объективно судить об ускорении (замедлении) темпов динамики антропометрических показателей, когда их уровень выходит за пределы ±3s (для длины тела) или за пределы 3% (97%) центильных зон, по данному методу не представляется возможным. В таких случаях для суждения о динамике развития целесообразно уточнять возраст, соответствующий росту ребенка на момент обследования. В случаях, когда графики основных антропометрических показателей «расходятся» более чем на одну центильную зону, следует говорить о гетерохронии развития. Это является поводом для более тщательного анализа зависимых от длины тела признаков по вневозрастным графикам, дающим наиболее объективную информацию о динамике темповых изменений массы тела или окружности грудной клетки для соответствующей длины тела. При отсутствии центильных графиков с такой же достоверностью (но меньшей наглядностью и простотой) можно делать заключения о темпах роста (стабильные, ускоренные, замедленные), анализируя изменения показателей для каждого признака в динамике по центильным или сигмальным таблицам. Универсальность использования центильных графиков заключается в том, что с одномоментной оценкой динамических показателей физического развития (скорости роста, темповых прибавок массы тела и т. д.), можно получить сведения об уровне и гармоничности физического состояния ребенка, как на момент исследования, так и в любой другой период жизни. Методологические подходы к оценке физического состояния при данном подходе аналогичны таковым при работе с центильными таблицами. Date: 2015-09-18; view: 947; Нарушение авторских прав |