Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предметная область и «проблемное поле» философии. Специфика философского знания
Можно с уверенностью сказать, что философия занимала и занимает особое место среди других научных дисциплин и даже форм культуры. Еще Аристотель отмечал, что все иные науки важнее философии, но «выше ее – нет ни одной». Каковы же наиболее важные моменты, позволяющие выделить философию среди других наук? -Во первых, предмет философии не определен. Более, того, вероятно предмет философии и неопределим до конца. Каждая эпоха, в сущности, давала свой вариант ответа на вопрос «что есть такое философия?». Известно, что дословный перевод с греческого «философия»- «любовь к мудрости». Но что есть такое «мудрость»? В античности под мудростью понимали достижение совершенство, некое мастерство, которое может обнаруживаться во всем- от создания прекрасной амфоры, до создания «прекрасной» (=совершенной) теоремы (своеобразная интеллектуальная красота). Но уже у Платона – мудрость – познание вечных истин, Аристотель определяет мудрость (философию, метафизику) как познание всеобщего. Впрочем, еще Сократ подчеркивал, что философия - не сама по себе законченная, завершенная мудрость, но – лишь «любовь к мудрости», а философ- не мудрец, но «любитель мудрости» (определяется бесконечность пути познания мудрости). В средние века мудрость состоит в познании божественного, а философия играет лишь служебную роль при этом (философия как «служанка теологии»). В век Просвещения под философией понимали «науку о мышлении». Но уже Гегель считал, что «Нелепо думать, что философи учит мыслить также, как физиология – переваривать пищу». В XIX веке в марксизме закрепилось понимание под философией «науки о наиболее общих законах развития природы, общества и познания». Сегодня под философией понимают некое целостное учение о мире и человеке, точнее, об отношении мира и человека: о мире, Вселенной по отношению к человеку и о человеке в призме Вселенной. Но это самое общее определение, в рамках которого возможны уточнения в зависимости от… эмоционально-психологической подоплеке уточняющего. Это, кстати и определяет особое положение философии к науке: философия – не чистая наука, точнее, не только наука (Н.Бердяев даже утверждал, что «философия есть искусство»). Это – важный момент, потому, что любой науке можно научиться, но если определить за истину, что философия подобна искусству, то мы должны утверждать, что «философское искусство не каждому дано (Платоновское «толпа не может быть философом»?), и это наряду с тем, что каждый человек, по сути, философ («жизненная философия»). Во-вторых, предмет и объект в философии совпадают, что также различает ее с наукой, в которой предмет любой науки выражает ее теоретическое основание, а объект - практическое. Философия – чистая теория, оперирующая наиболее общими знаниями, не включает и не может включать практическую компоненту. В-третьих, философия – преднаука, все науки первоначально существовали в рамках философии (неразделенное философско-научное знание античности), затем, накапливая эмпирические данные, «отпочковывались» от философии, приобретая статус самостоятельной науки: сначала –математика, затем, науки о природе (физика, химия, биология), затем, науки об обществе и человеке (политология, социология, психология, культурология). В-четвертых, еще одно коренное различие философии и науки- акценты в паре «вопрос-ответ». Наука призвана давать ответы на насущные вопросы человеческой жизни. Философия акцентирует на вопросах, это определяет ее фундаментальную проблемность. Более того, не будет категоричным утверждение, что только вопросы в философии и важны, потому что на правильно заданный вопрос правильный ответ (учитывая все же относительность истины) будет дан. Философия начинается с вопросов, первые философы (Фалес) – это люди, задумавшиеся («вопрошающие») над смыслом бытия мира и человека. В различные эпохи выдвигались на первый план различные вопросы: о соотношении единичного и общего, чувственного и рационального и т.д., в зависимости от того, какие именно виды человеческой деятельности претерпевали наиболее радикальные преобразования в данную эпоху и оказывали наибольшее влияние на судьбы людей, нуждаясь в наиболее глубоком и всестороннем рассмотрении. Конечно, философы предлагали и различные ответы на поставленные вопросы, создавали разнородные философские системы, призванные помочь человеку познать истину. Но истина и сейчас «где-то там». Включая, безусловно, рациональное зерно и продвигая человека в познании истины, философские идеи – все же порождения человеческого сознания, мировоззрения и мировосприятия, а значит, изначально содержат элемент «неистинности», или «относительной истинности»- для определенной эпохи, народа, социальной группы, человека. Это также определяет принципиальную бесконечность философского познания (вероятно, как и познания вообще – сократовское «я знаю, что ничего не знаю). В-пятых, философия – своеобразное отражение культуры: культуры эпохи, народа, отдельного индивида. Можно сказать, философия – «зеркало культуры», по словам А.Шаповалова, культура смотрится в философию, как в зеркало. Т.е., философия призвана осмысливать достижения культуры, само бытие культуры, смысл культуры, ее предназначение, ее составляющие, специфику разных культур. Поэтому актуально сегодня определение философии как квинтессенции культуры, ее стержня, смыслосодержания. Философия – это некое «самосознание культуры», ее критический анализ и творческий стимул. «Проблемное поле» философии составляют важнейшие вопросы человеческого и вселенского бытия, взаимосвязь этих двух форм бытия: вопросы о смысле жизни, о взаимоотношении человека и Вселенной, о смысле, структуре, качествах Вселенной и другие. Среди этих вопросов можно выделить некоторые, ставшие точкой отсчета для разделения философов на ряд основополагающих философских течений. Их нередко определяют как «основные вопросы философии» (по крайней мере, первый из них), имея в виду ту дифференциацию философского знания и познания, которую они, эти вопросы вызывают. Первый вопрос (его можно обозначить как «онтологический»- вопрос о сущности бытия) – о первичности материи и сознания способствовал делению философов на материалистов, объективных и субъективных идеалистов. Второй и третий «вопросы» – «гносеологического» плана (в них предстает как проблема познание)- вопросы о соотношении чувственного и рационального в познании и о познаваемости мира, способствовавшие дифференциации философов на сенсуалистов (утверждавших, приоритет чувственного познания), рационалистов 9утверждавших приоритет разума над чувствами), агностиков (настаивавших на непознаваемости мира). Еще один вопрос – о соотношении меняющихся и устойчивых качеств бытия определил различие метафизики (в которой утверждается наличие неких неизменных структур бытия, идеальной и вечной субстанции) и диалектики (теории всеобщего развития в результате взаимодействия отдельных элементов бытия). Date: 2015-09-18; view: 542; Нарушение авторских прав |