Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
V. Эмоциональный компонент общения
(Можно ли научиться управлять собой?) Опыт общения библиотекаря с читателем показывает, что часто на продуктивность контакта влияют и чисто субъективные факторы: настроение, установка, общие эмоциональные состояния. В установке на общение проявляются сила, степень потребности в общении с тем или иным человеком, реальные возможности удовлетворения потребности в общении, готовность к нему. Особенно значима правильная установка в ситуации так называемого «вынужденного» общения, каковым является общение библиотекаря с читателем. Библиотекарь в силу своих профессиональных обязанностей должен быть готов к общению с любым человеком, к самым различным ситуациям общения, и здесь многое зависит от общительности самого читателя, его желания идти на контакт с библиотекарем. Для создания положительной установки на контакт библиотекаря с читателями надо придерживаться определенного эмоционального настроя. Это выражается: – в немедленной реакции на необходимость контакта с читателями; – во внутренней готовности к разнообразным «поворотам» предстоящего общения; – в возможности творчески осмыслить и интерпретировать личность другого человека; – в умении спрогнозировать результаты предстоящего общения. Следует различать установку на общение и установку на восприятие человека. Что влияет на формирование установки? «Человек – сумма своего прошлого опыта», – писал У.Фолкнер. И действительно, прошлый опыт незаметно, неосознанно подготавливает человека реагировать, поступать именно так, а не иначе. Здесь мы говорим об установке сформировавшейся в человеке готовности к определенному поведению, готовности положительно или отрицательно реагировать на те или иные события, явления, факторы. Установка проявляется в привычных суждениях, представлениях, поступках. Она облегчает приспособление к жизненным ситуациям. Однажды выработанная, она остается на более или менее длительное время. При чрезмерно подвижной и легко формирующейся у человека установке возникает излишняя психологическая зависимость от окружающих. Таким людям трудно принимать самостоятельные решения: не хватает уверенности в правильности своих действий и, как следствие, появляется склонность к нелогичным поступкам. Люди со статичной установкой, наоборот, излишне независимы, «автономны», трудно адаптируются к новым ситуациям, чувствительны к невзгодам, несколько пессимистичны, а в итоге тоже нередко поступают алогично, импульсивно. Неправильная установка часто мешает межличностному общению. Прежде всего, как уже отмечалось, она препятствует адекватному восприятию человека.
Приложение 4 Памятка библиотекарю, участвующему в библиотерапевтических мероприятиях
Библиотерапия – одно из важных и перспективных направлений деятельности библиотеки, она инициирована: · читателем (субъектом, на которого направлен библиотерапевтический процесс), имеющим какие-либо проблемы; · врачом (чаще всего невропатологом, психотерапевтом, психиатром); · библиотекарем совместно с читателем; · врачом совместно с пациентом. Доскональный анализ проблем индивидуума в компетенцию библиотекаря не входит. Это очень важный этический принцип. Ему, как и другим профессионалам, следует вникать лишь в то, что необходимо для успешного решения именно его части (аспекта) проблемы. Например, при взаимодействии с врачом, который ставит диагноз и назначает лечение, библиотекарь дает консультации относительно подбора уместной в данном случае книги, видео- или аудиозаписи, может провести обсуждение произведения с пациентом или группой больных, сообщив в последующем врачу о полученном эффекте. Интерпретация результатов – дело врача. Библиотекарь должен иметь сведения: · о библиотечно-информационных ресурсах и их библиотерапевтическом потенциале (помимо этого, необходимо уметь самому создавать подобные ресурсы – рекомендательные списки, планы чтения и т.д. с учетом библиотерапевтической ситуации); · о правилах взаимодействия с партнерами по библиотерапевтическим мероприятиям (социологом, психологом, врачом); · об особенностях личности индивидуума, влияющих на его восприятие произведения (изучение этих особенностей позволяет не только правильно подобрать материал для библиотерапии, но и тактично вести диалог с человеком, ориентировать его на получение желаемого результата); · о формах наилучшего восприятия индивидуумом произведения (печатное издание, видеофильм, аудиозапись).
Приложение 5 Тесты Date: 2015-09-18; view: 611; Нарушение авторских прав |