Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






V. Эмоциональный компонент общения





(Можно ли научиться управлять собой?)

Опыт общения библиотекаря с читателем показывает, что часто на продуктивность контакта влияют и чисто субъективные факторы: настроение, установка, общие эмоциональные состояния.

В установке на общение проявляются сила, степень потребности в общении с тем или иным человеком, реальные возможности удовлетворения потребности в общении, готовность к нему. Особенно значима правильная установка в ситуации так называемого «вынужденного» общения, каковым является общение библиотекаря с читателем. Библиотекарь в силу своих профессиональных обязанностей должен быть готов к общению с любым человеком, к самым различным ситуациям общения, и здесь многое зависит от общительности самого читателя, его желания идти на контакт с библиотекарем. Для создания положительной установки на контакт библиотекаря с читателями надо придерживаться определенного эмоционального настроя. Это выражается:

– в немедленной реакции на необходимость контакта с читателями;

– во внутренней готовности к разнообразным «поворотам» предстоящего общения;

– в возможности творчески осмыслить и интерпретировать личность другого человека;

– в умении спрогнозировать результаты предстоящего общения.

Следует различать установку на общение и установку на восприятие человека.

Что влияет на формирование установки? «Человек – сумма своего прошлого опыта», – писал У.Фолкнер. И действительно, прошлый опыт незаметно, неосознанно подготавливает человека реагировать, поступать именно так, а не иначе. Здесь мы говорим об установке сформировавшейся в человеке готовности к определенному поведению, готовности положительно или отрицательно реагировать на те или иные события, явления, факторы. Установка проявляется в привычных суждениях, представлениях, поступках. Она облегчает приспособление к жизненным ситуациям. Однажды выработанная, она остается на более или менее длительное время. При чрезмерно подвижной и легко формирующейся у человека установке возникает излишняя психологическая зависимость от окружающих. Таким людям трудно принимать самостоятельные решения: не хватает уверенности в правильности своих действий и, как следствие, появляется склонность к нелогичным поступкам.

Люди со статичной установкой, наоборот, излишне независимы, «автономны», трудно адаптируются к новым ситуациям, чувствительны к невзгодам, несколько пессимистичны, а в итоге тоже нередко поступают алогично, импульсивно. Неправильная установка часто мешает межличностному общению. Прежде всего, как уже отмечалось, она препятствует адекватному восприятию человека.

 

Приложение 4

Памятка библиотекарю, участвующему в библиотерапевтических мероприятиях

 

Библиотерапия – одно из важных и перспективных направлений деятельности библиотеки, она инициирована:

· читателем (субъектом, на которого направлен библиотерапевтический процесс), имеющим какие-либо проблемы;

· врачом (чаще всего невропатологом, психотерапевтом, психиатром);

· библиотекарем совместно с читателем;

· врачом совместно с пациентом.

Доскональный анализ проблем индивидуума в компетенцию библиотекаря не входит. Это очень важный этический принцип. Ему, как и другим профессионалам, следует вникать лишь в то, что необходимо для успешного решения именно его части (аспекта) проблемы. Например, при взаимодействии с врачом, который ставит диагноз и назначает лечение, библиотекарь дает консультации относительно подбора уместной в данном случае книги, видео- или аудиозаписи, может провести обсуждение произведения с пациентом или группой больных, сообщив в последующем врачу о полученном эффекте. Интерпретация результатов – дело врача.

Библиотекарь должен иметь сведения:

· о библиотечно-информационных ресурсах и их библиотерапевтическом потенциале (помимо этого, необходимо уметь самому создавать подобные ресурсы – рекомендательные списки, планы чтения и т.д. с учетом библиотерапевтической ситуации);

· о правилах взаимодействия с партнерами по библиотерапевтическим мероприятиям (социологом, психологом, врачом);

· об особенностях личности индивидуума, влияющих на его восприятие произведения (изучение этих особенностей позволяет не только правильно подобрать материал для библиотерапии, но и тактично вести диалог с человеком, ориентировать его на получение желаемого результата);

· о формах наилучшего восприятия индивидуумом произведения (печатное издание, видеофильм, аудиозапись).

 

Приложение 5

Тесты







Date: 2015-09-18; view: 611; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию