Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема №15. Греческая культура архаической и классической эпох





1. Греческая культура архаической эпохи

2. Греческая культура классической эпохи.

 

Поэзия. Поэзия является важной частью культуры эпохи архаики, поскольку в ней нашли отражение практически все вышеперечисленные события. В поэзии греки переосмысляли окружающую их действительность.

С Гомером ушла эпоха героев, но память о ней осталась, и у многих поэтов возникает желание подражать ушедшему прошлому — так появляются циклические поэмы. Их авторы — эпигоны Гомера, которые, не творчески следуя основанной великим поэтом традиции, практически ничего нового в поэзию не внесли, поэтому «циклическими поэтами» греки в позднюю эпоху называли бездарных писателей. С другой стороны, благодаря им в литературе практически полностью был описан миф о Троянской войне.

В такой посредственной поэтической среде выделяется примечательная личность — Гесиод (конец VIII — начало VII вв. до н.э.). Этот беотийский земледелец написал произведения, основополагающие для определенных жанров греческой литературы. Его «Теогония» — поэма о происхождении богов — кладет начало произведениям космогоническим, описывающим происхождение, родственные связи, жизнь и судьбу богов. Вторая поэма «Труды и дни» носила дидактический характер, став первой в ряду книг назидательного содержания. В ней Гесиод повествовал о буднях простых греческих земледельцев, о чем имел реальное представление, поскольку сам жил в Беотии и всю жизнь проработал на земле.

Эпоха архаики — время становления лирической поэзии. Греческие поэты стихи не читали, а пели, поэтому музыка накладывала особый отпечаток на их творчество. Первым и наиболее известным среди архаических поэтов стал Архилох. В отношении языка и техники построения стиха Архилох брал за образец Гомера. В целом его творчество характеризуется полным пренебрежением унаследованными от предков нормами поведения и предшествующей традицией, связанной с представлениями о чести: например, поэт бросает щит на поле боя, трусливо бежит и при этом не чувствует себя виновным. Такое поведение характерно для наемных воинов. Архилох первым стал писать ямбом (двусложная стопа с ударением на втором слоге); до него в греческой поэзии существовал лишь гекзаметр.

Другим известным поэтом был Анакреонт, живший на острове Теос, близ Малой Азии. В подражание ему в римское время возникла анакреонтическая поэзия, воспевающая радость жизни, связанную с утонченными удовольствиями. Анакреонт — певец пиров, вина и любви, далекий от политики. Однако в отдельных его стихах виден страх перед старостью и смертью, что вполне естественно для человека, для которого смысл существования ограничен рамками земной жизни.

Другая пара поэтов — Алкей и Сапфо — жила на острове Лесбос. Алкей создавал бравурные военные марши (эмбатерии) и застольные песни (сколии). Сапфо писала на эолийском диалекте, во многом опиралась на народный фольклор, у неё много любовной лирики. Позднее одна из метрических форм, которую она использовала в своих песнях, исполнявшихся под аккомпанемент лиры, была названа сапфической строфой.

В Спарте, жил поэт Тиртей. Спартанцы не уделяли достаточного внимания изящным искусствам, поэтому Тиртей не характерный пример для спартанской культуры — он был чуть ли не един­ствен­ным среди соплеменников, кто писал талантливые стихи на любимую лакедемонянами военную тематику.

В архаическую эпоху появляется хоровая лирика. Она основывалась на трех элементах: поэзии, музыке и танце. Хоровая лирика становится прообразом греческого театра, поскольку в этом жанре вырабатывается та структура, по которой будут строиться произведения трагиков. Наиболее ярким представителем хоровой лирики был Пиндар из Фив. В основном его произведения посвящались победителям в состязаниях или играх..

Философия. Ранняя греческая философия возникла в восточном регионе, в ионийских городах и испытала большое влияние Востока — это так называемая «философия природы», натурфилософия, в которой происходит пробуждение древнегреческой мысли, испытующей сущность возникновения мира. Три крупных философа этого времени жили в Милете. Фалес считал, что мир и все живое происходят из воды. По учению Анаксимена, вселенная состоит из воздуха: когда он сгущается, возникает вода, а когда разряжается — огонь. Третий мыслитель, Анаксимандр, выделил некое беспредельное первовещество (апейрон), из которого все произошло.

Научные представления греков о мире в архаическую эпоху были не на высоком уровне, поэтому значение натурфилософии заключалось не в конкретном знании, но в особенном ощущении всеобщей взаимосвязи, в силе поэтического обобщения и попытке расширить собственный духовный горизонт.


Изобразительное искусство. Грань между гомеровской и архаической эпохами в искусстве характеризуется геометрическим стилем, ярким примером которого является Дипилонская амфора, найденная в Афинах. Подобные вазы являлись надгробными памятниками и их размеры достигали человеческого роста. Поверхность вазы членится на ряд изолированных друг от друга лент, в центре композиции изображена погребальная процессия, в которой человеческие фигурки предельно схематизированы. Геометрический стиль не мог привести к расцвету вазописи, возникшей в VI–V вв. до н.э., и должен был завершиться тупиком декоративизма. Между геометрическим стилем и вазописью последующего времени — резкий скачок, невозможный без внешнего влияния, скорее всего, со стороны Востока, давшего импульс развитию греческого искусства.

Вазопись нового стиля берет начало в VI в. до н.э., это чернофигурная роспись, наносившаяся на сосуд черной краской. Первоначально сюжеты росписей связаны с мифологией. Затем возникает краснофигурная вазопись, когда изображения на сосуде оформляются за счет раскрашивания фона, а фигуры сохраняют изначальный цвет стенок сосуда. В скульптуре появляются «архаические аполлоны», или куросы — обнаженные молодые люди, изображенные с выставленной вперед ногой, руки по швам, кулаки иногда сжаты. У фигур — фронтальная постановка, четко прослеживается анатомическое строение тела. Куросы являют собой общий тип человека без индивидуальных черт.

Греческая религия. В целом II тысячелетие для Балканской Греции — время сложения образа человеческой личности, когда культура индивидуализируется и в тень отодвигаются древние принципы коллективизма, единства родовой общины. Вся культура ахейской Греции пронизана мощным стремлением к познанию и созиданию на основе знаний, полученных опытным путем, когда общее религиозное восприятие реальности сочеталось с рациональным проникновением в окружающий мир.

В это время существуют культы священных растений, деревьев (дуб, платан, пальма), животных (бык, змея), которые рассматривались как атрибуты божества. Подобного рода религиозная практика восходит к фетишизму — обожествлению и одухотворению окружающего человека животного и растительного мира, а также к тотемизму, то есть почитанию растения или животного в качестве первопредка. Например, дуб, чтившийся в Додоне в более позднюю эпоху, рассматривался как место обитания Зевса. Пальма являлась символом Аполлона, а змея (воплощение мудрости) — образом Афины Паллады. В классическую эпоху в главном храме Афин, Парфеноне, посвященном этой богине, обитала священная змея.

В отличие от Крита, существовал разработанный ритуал, состоявший в основном из жертвоприношений. Жертвы приносились разными способами: возлияния вином, медом, молоком, иногда кровью; воскурения благовонных веществ или жира жертвенного животного. Жертвоприношения были достаточно дорогостоящим мероприятием — их отдельные люди позволить себе не могли. Человеческие жертвоприношения неизвестны, хотя они могли иметь место. Обращение к богам осуществлялось в форме молитв. В микенской Греции молились обычно с воздетыми руками, а на Крите молитвенную позу означала приставленная ко лбу рука.


В конце II тысячелетия известны уже прототипы божеств, известных по поздней мифологии. Зафиксированы культы Зевса, Геры, Посейдона, Диониса, Гермеса и др. Строго разработанной иерархии богов еще не сложилось. Например, Зевс является не верховным божеством, а лишь одним среди равных. В микенской Греции был распространен генотеизм — почитание местного божества, рассматривавшегося в качестве покровителя данного города или местности.

Архитектура. Концепция регулярного города (Гипподам из Милета). Ордерная система. Ионический и дорический сформировались уже в VII-VI вв., коринфский – позже. Часто смешиваются. Все параметры храма рассчитываются исходя из радиуса колонны. Количество колонн в периптере вычисляется по формуле 2х+1. Вся архитектура – в храмах. Типы греческих храмов по количеству и расположению колонн:

Основные храмы. Парфенон (Иктин и Калликрат, 448-432 гг. до н.э.). Зевса в Олимпии (Либон, 465-456 гг. до н.э.). Эрехтейон. Аполлона в Дельфах.

Скульптура. Используется в интерьере храмов и как самостоятельное произведение. Обнаженные, радостные, спокойные и здоровые люди/боги – куросы или аполлоны. Задрапированные женщины. К IV в. до н.э. видна тенденция к очеловечиванию. Умение передать движение в статике. Материалы: бронза, известняк, мрамор, глина, дерево, слоновая кость. Основные скульптуры: «Дискобол» (Мирон), «Зевс Олимпийский», «Афина Промахос», «Афина Парфенос», фриз Парфенона (Фидий), «Копьеносец-Дорифор», «Раненая Амазонка» (Поликлет), «Афродита Книдская», «Гермес с младенцем Дионисом» (Пракситель), «Аполлон Бельведерский» (Леохар), Апоксиомен, портреты Александра Македонского (Лисипп).

Афинский Акрополь. Акрополь был во многих городах, но особенно известен афинский. Параметры: 170х300х156 м. Около 510 г. до н.э. Дельфийский оракул «велел» посвятить Акрополь богам и тот был застроен. В сер. 40-х гг. V в. до н.э. под руководством Фидия началась новая масштабная застройка, результатом которой стал тот Акрополь, который существует сегодня. Застройка оказалась возможно в основном благодаря перенесению в Афины казны архэ. Цель – не только украсить город, но и создать рабочие места. Основной материал застройки – твердый мрамор (до Перикла – из известняка). Способность его светиться. В древности был ярко раскрашен (в осн. голубой и пурпурный цвета) – не только для красоты, но и для защиты от влаги.

Композиция. Подчинена линии движения Панафинейской процессии и раскрывается постепенно. Также связана с ландшафтом. Пропилеи (Мнесикл, 437-432 до н.э.). 5 ворот, смешение дорического и ионического ордеров. Перекрытие крышей из белого мрамора. По флангам – две конные статуи дилскуров. Внутри: Пинакотека, уменьшенная копия троянского коня, статуя Артемиды, хранилище рукописей и помещение для привратников.


Храм Ники Аптерос (Калликрат, 424). Справа от Пропилей. Сейчас на реставрации. В плане – квадрат (по четыре колонны). Фризы: собрание богов и персомахия. Эгей бросился в море со стены именно этого храма. Статуя Афины Промахос (Фидий). Между Пропилеями и Эрехтейоном. Выплавлена из оружия побежденных при Маоафоне персов. Высота 17 м. Отовсюду была видна, служила маяком.

Эрехтейон (421-415, 409-406). Посвящен Эрехтею (ввел в Афинах культ Афины) и Посейдону, но при этом является основным святилищем Афины. Последняя постройка классического периода на Акрополе. Ионический стиль. Несимметричный план, 3 разноуровневых портика: Афины Полиады, Эрехтея и Кариатид (о Кариатидах - Витрувий). Источник Посейдона и Олива во дворике. Внутри также светильник Афины (Каллимах).

Парфенон (Иктин и Калликрат, 447-438). Дорический облегченный ордер. На метопах архитрава (сохр. 41 из 92) – сцены амазоно-, кентавро- и атлантомахии + сцены из троянской войны. На фризе – панафинейская процессия из 400 фигур, на востоке встречающаяся с богами. В древности храм был раскрашен и позолочен. В опистодоме с 454 – казна архэ. В целле храма – Афина Парфенос (Фидий, 447-438). Высота – 12 м.







Date: 2015-09-18; view: 709; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию