Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Совершенствования механизма венчурного финансирования в контексте стратегии модернизации





 

Проведенный анализ факторов развития инновационно-венчурной экосистемы показывает, что самая серьезная проблема находится в области наличия и подготовки кадров для инновационных компаний. Увы, несмотря на усилия государственных институтов развития в этом направлении, ситуация до сих пор не улучшилась.

По данным Росстата, технологическими инновациями в России занимаются только 8—9% предприятий, в то время как в США, Германии, Японии и Франции — от 70 до 80%. Еще более низкие показатели развития инновационного бизнеса в сфере малого предпринимательства. Менее 1% российских малых предприятий занимаются инновационными разработками, а в отдельных федеральных округах их доля не превышает 0,3—0,5% и только в Центральном и Северо-Западном округам достигает 1% [32].

Практически не используется инновационный потенциал науки и системы образования. Поток инноваций, который должен питать венчурный бизнес не адекватен ни научному потенциалу России, ни объемам внутреннего рынка.

Еще одной проблемой в развития венчурного капитала в России выступает отсутствие нормативно-правовой базы, которая бы стимулировала специфическую деятельность венчурного финансирования (попытки разработать законопроект уже предпринимались, однако поддержки он не получил, так как предполагалось ввести лицензирование данной деятельности).

На данный момент в России нет специального законодательства, которое посвящено именно венчурной деятельности, в связи с этим участники рынка венчурного капитала применяют общие законы, регулирующие инновационную деятельность. Также не существует системы законодательных актов, которые бы способствовали ее активизации.

По сути, венчурный капитал как нормативно-правовое понятие просто не существует. Также до недавнего времени отсутствовало определение понятий «венчурный фонд», «венчурное финансирование». Как следствие, для венчурного капитала нет благоприятных нормативных условий, которые удовлетворяли бы как потребностям венчурного капиталиста, так и инвестируемой компании. Правовая незащищенность бизнеса, деятельность которого связана с большими рисками, делает данную сферу непривлекательной для российских и зарубежных инвесторов.

Следует отметить, что из-за несовершенства существующего в нашей стране законодательства осуществлять венчурные инвестиции не имеют возможности одни из основных участников зарубежных рынков венчурного капитала — пенсионные фонды и страховые компании.

В соответствие с ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» разрешено инвестировать средства только в недвижимость, банковские депозиты, акции квотируемых предприятий, государственные ценные бумаги [2]. Венчурные фонды в этот перечень не входят.

Также в России еще слаб институт защиты интеллектуальной собственности. К сожалению, российские патенты не имеют возможности полностью защитить интересы инвесторов на международном рынке. В особенности это касается спорных ситуаций, когда речь идет о незаконном использовании интеллектуальной собственности. По сути, это существенная преграда на пути развития венчурной высокотехнологичной индустрии. Прецедентов судебного наказания предпринимателей за несанкционированное использование в коммерческих целях интеллектуальной собственности практически нет. Данный опыт в существенной степени сдерживает интерес инвесторов к новым российским технологиям.

На сегодняшний день в России существует острая необходимость создания инфраструктуры венчурного инвестирования. Это обусловлено современными потребностями инновационного рынка России, на котором на данный момент сформировался ряд барьеров, препятствующих быстрому созданию и развитию инновационных компаний. К примеру, отсутствие инфраструктуры развития биофармацевтических и медицинских старт-апов в России вынуждает расходовать до 80% российских инвестиционных ресурсов на оплату зарубежных сервисов [24].

К еще одной проблеме развития венчурного финансирования в стране следует отнести слабую осведомленность о специфике данного вида инвестиций и значительного недоверия не только со стороны инвесторов, но и разработчиков.

По результатам проведенных исследований РАВИ, около 87% российских предпринимателей, которые были заинтересованы в получении необходимых инвестиций, не обращались в венчурные фонды, либо не знают о существовании данного вида инвестирования. Всего 9% компаний для получения инвестиций готовы предоставить блокирующий пакет акций, и лишь 3,5% согласны отдать контрольный пакет.

Также необходимо отметить отсутствие развитого института «бизнес-ангелов». В настоящее время сектор неформального рынка венчурного капитала находится на начальной стадии формирования. Сейчас можно назвать всего две—три профессиональные компании, предлагающие услуги «ангельского» финансирования для проектов, которые еще не в состоянии привлечь инвестиции из венчурных фондов [31].

Проведенный анализ современного состояния и тенденций развития венчурного финансирования в России позволил выявить ряд организационно-экономических и правовых проблем, сдерживающих развитие этого ключевого элемента инновационной системы. Для их решения предлагается:

― разработать нормативно-правовую базу стимулирования и регулирования венчурного финансирования, адекватную мировым трендам, стратегическим задачам перехода России к инновационно-ориентированной экономике. Например, создать необходимые институциональные условия для привлечения средств негосударственных пенсионных фондов, страховых организаций, отраслевых профсоюзов в венчурную индустрию. Особо следует уделить внимание защите прав инвесторов как отечественных, так и зарубежных. Многие из них опасаются национализации предприятий, а также изменения законодательства не в свою пользу;

― сфокусировать деятельность венчурных инвесторов на реализации Перечня критических технологий, что позволит кардинально изменить место и роль России на рынке инновационных товаров и услуг. Например, доля инновационных отечественных препаратов на российском фармацевтическом рынке на сегодняшний день составляет менее 1%;

― стимулировать государственно-частное партнерство в сфере венчурной индустрии (если в США и Японии соотношение государственных и частных инвестиций при реализации венчурных проектов составляет 1:9, то в РФ — 9:1, а в отдельных случаях и 100% государственное финансирование — РВК);

― предоставлять налоговые льготы для венчурных инвесторов на протяжении всех стадий развития инновационного предприятия и, особенно, на посевной и ранней стадиях. К ним можно отнести: снижение налогооблагаемой базы, предоставления «налоговых каникул» при налогообложении реализуемого инвестиционного проекта до его окупаемости, снижения ставки налога при налогообложении дохода от инвестиций, снижения таможенного дохода (при создании особых экономических зон), ликвидацию двойного налогообложения инвесторов, участвующих в создании венчурных фондов, разработка специальных налоговых режимов для малых инновационных предприятий;

― сформировать инфраструктуру венчурного финансирования. Для этого необходимо обеспечить дальнейшее развитие технопарков и бизнес-инкубаторов, в рамках единой государственной инновационной политики. Особое внимание следует уделить развитию фондового рынка, добавлению высокотехнологичных компаний в списки фондовых бирж, и дальнейшему развитию электронных бирж. Осуществить расширение деятельности академических институт, вузов, информационных и консалтинговых фирм, увеличению количества венчурных ярмарок и выставок, с целью предоставления информации о состоянии и развитии не только рискового отечественного и зарубежного бизнеса в целом, но и отдельных венчурных проектов.

Венчурное финансирование ― это проверенный временем, эффективный инструмент развития национальной экономики, ориентированной на инновационную модель развития. Но только создание необходимых правовых, организационных и экономических условий позволит в полной мере реализовать преимущества венчурного финансирования для решения масштабных задач модернизации российской экономики.

венчурный капитал финансирование

 

 

Заключение

 

Основную роль и место государства в системе международных отношений, уровень безопасности его экономики в значительной степени определяет эффективность инновационной политики.

Инновационная деятельность выступает одним из значительных системных факторов экономического развития страны. Принимая во внимание огромное значение инновационного процесса, мировые лидеры проводят активную политику по его поддержанию и регулированию, с целью обеспечения стабильного интенсивного развития. Правительства большинства развитых стран делают ставку именно на инновации, когда стремятся преодолеть экономический кризис и достичь высокий уровень конкурентоспособности собственной продукции.

Проанализировав деятельность компаний в России, можно утверждать, что в целом российское предпринимательство постепенно принимает и применяет общепринятые в мировой практике подходы к венчурному финансированию инновационных проектов.

Необходимо отметить, что наше государство не использует в полной мере имеющиеся инвестиционные возможности, так как реально организовать инновационный процесс в основном способен негосударственный капитал. В связи с этим венчурное инвестирование выступает одним из главных механизмов поддержки инновационного развития национальной экономики. Опыт развитых экономических держав, в которых механизм венчурного инвестирования уже давно апробирован, лишний раз подтверждает его необходимость и эффективность в привлечении денежных средств в сферы экономики, особенно в инновационный сектор.

В рамках интенсивного научно-технического прогресса отказаться от реализации рискованных, но, в тоже время, перспективных проектов означает понести на практике существенные финансовые потери для всей национальной экономики, в связи с возможностью утраты конкурентоспособности национальных производителей и на внешнем, и внутреннем рынке и, как результат, приведением к неизбежному сокращению объема производства, снижению доходов граждан, бюджета государства и другим негативным социально-экономическим последствиям.

Основная направленность венчурных инвестиций на развитие научно—технической и инновационной деятельности на каждом уровне хозяйственных систем, их динамизм и существенный уровень прибыльности превращают венчурное инвестирование в главный фактор улучшения эффективности экономической трансформации, которая осуществляется во многих странах при переходе национальных экономик на путь инновационного развития.

Результаты проведенного исследования состояния и развития венчурной индустрии в современной экономике России, позволяют нам сделать вывод, что даже при увеличении объемов рискового финансирования в последние годы, существенном потенциале в сфере конкурентоспособных технологий, имеющимся возможностям национального капитала, существует ряд факторов, препятствующих развитию венчурной индустрии в России.

К существенным проблемам в развитии венчурного финансирования в России следует отнести: недостаточность профессиональных кадров для инновационных компаний, которые смогли бы обеспечить необходимый поток инноваций венчурному капиталу страны; отсутствие благоприятной нормативно-правовой базы, которая будет способствовать стимулированию развития венчурной деятельности; низкий уровень защиты интеллектуальной собственности в стране, что снижает интерес инвесторов к российским технологиям; отсутствие развитой инфраструктуры венчурной индустрии; слабая осведомленность общества о данном виде инвестиций, а также неразвитость неформального сектора венчурного капитала, представленного «бизнес-ангелами».

Решение проблем венчурной индустрии возможно только при условии преодоления организационных и правовых преград. Ведь без наличия правовой ясности в вопросах венчурного инвестирования, развитой венчурной инфраструктуры, прозрачной информационной среды, нельзя говорить о благоприятном экономическом климате для развития индустрии венчурного капитала.

К основным мероприятиям для решения выявленных преград в развитии венчурной индустрии страны отнесены:

― разработка нормативно-правовой базы с целью стимулирования и регулирования венчурного финансирования, соответствующей мировым трендам, стратегическим задачам перехода России к инновационно-ориентированной экономике.

― направление деятельности венчурных инвесторов на реализацию Перечня критических технологий, что будет способствовать улучшению и укреплению позиций России на рынке инновационных товаров и услуг.

― стимулирование государственно-частного партнерства в сфере венчурной индустрии;

― предоставление различных налоговых льгот для венчурных инвесторов на протяжении всех стадий развития инновационного предприятия;

― формирование инфраструктуры венчурного финансирования.

Предложенные мероприятия необходимо осуществлять в соответствии с основной стратегией государственной политики в сфере венчурного предпринимательства, которая представляет собой интегрированную в единую концепцию развития российской инновационной и инвестиционной деятельности.

 


Список использованной литературы

 

1. Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» от 29.11.2001 № 156-ФЗ

2. Федеральный закон от 24.07.2002. №111-ФЗ (в ред. от 03.12.12) «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 26.06.02.).

3. Федеральный закон «О господдержке инновационной деятельности» № 496139-5 от 03.02.2011

4. Постановление Правительства РФ от 24.08.2006 №516. Об открытом акционерном обществе «Российская венчурная компания».

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об учреждении Венчурного инновационного фонда» от 10 марта 2000 г. № 362-Р

6. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г.№ 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

7. Аммосов Ю.П. Венчурный капитализм: от истоков до современности. — СПб.: Феникс, 2005. 372 с.

8. Акопян О.А. Государственные инвестиции как основная форма поддержки промышленных предприятий // Законодательство и экономика. 2013. №2

9. Александрин Ю.Н., Тюткалова А.В. Венчурное финансирование в России: современное состояние, проблемы и решения // «Экономика: теория и практика». 2012. № 4. С. 36-42

10. Александрин Ю.Н., Тюткалова А.В. Организационно-экономические аспекты совершенствования механизма венчурного финансирования // Финансовая экономика в условиях модернизации: коллективная монография/ под ред. И.В. Шевченко, О.В. Никулиной. Краснодар: Просвещение-Юг, 2012. 216 с.

11. Александрин Ю.Н., Тюткалова А.В. Посткризисные тенденции развития рынка венчурных инвестиций: международный и российские аспекты // «Интеллект.Инновации.Инвестиции». 2012. № 4. С. 86-93

12. Батехин С.Л. Венчурный проект — это всегда элемент риска // «Интеррос». 2006. № 4

13. Беляков Г. «Венчурная волна» // Коммерсант Business Guide, 2009. № 2346

14. Бенджамин Д., Маргулис Д. Руководство для бизнес-ангелов: как получить прибыль, инвестируя в растущий бизнес: Пер. с англ. М.: Вершина, 2007. 320 с.

15. Бурдыкова Н.А. Венчурный рычаг // Эксперт Юг. 2007. № 6

16. Васильева Т.Н. Венчурное предпринимательство. — М.: РГИИС, 2007. 187 с.

17. Викторов Д.Б. Венчурное инвестирование в России — М.: «Бизнес И». 2011. № 1.

18. Горлов В.В. Венчурное финансирование проектов и особенности его развития в России // Налоговое планирование. 2011. № 2. С. 15-18.

19. Гулькин П.Г. Венчурные и прямые частные инвестиции в России. Теория и десятилетие практики — СПб.: Аналит. центр «Альпари СПБ». 2009.

20. Еранов А.И. Особенности венчурного финансирования. Венчурное финансирование инновационной деятельности Российской Федерации // Экономические науки. 2007. № 8. с. 135-140.

21. Ефремов Д. А., Подобный С.И. Что такое венчур и венчурное финансирование? // Финансовый Форум. 2011. № 1. С. 15-16.

22. Каширин А.И. Венчурное инвестирование в России. — М.: Вершина, 2008. 320 с.

23. Каширин А.И., Семенов А.С. Бизнес-ангельское инвестирование – перспективный источник получения высоких доходов // Рынок ценных бумаг. 2007. № 2. С. 34–36.

24. Рогова Е.М., Ярыгин А.И., Сирик Е.С. Венчурные инвестиции в биофармацевтические компании: подход к оценке эффективности проектов // Инновации. 2012. № 9. С. 39-47.

25. Фоломьев А.Н., Каржаув А.Т. К вопросу о концепции национальной системы венчурного инвестирования // Инновации. 2002. № 10. С. 12-14.

26. Цыдыпов Р.Ж. Становление институциональной среды венчурного предпринимательства в России // Проблемы современной экономики. 2012. № 2. С. 162.

27. Венчурный капитал и прямые инвестиции в инновационной экономике, 2011 г. URL: http://www.rvca.ru/rus/resource/ library/RVCA-Course-2011

28. Ежегодник 2012. URL: http://www.rvca.ru/upload/files/lib/RVCA_ year-book_2012_Russian_PE_and_VC_market_review_2011_rus.pdf

29. Региональные венчурные фонды. URL: http://www.rusventure.ru/ru/in vest-ments/regional_funds

30. http://www.rvca.ru

31. http://www.theangelinvestor.ru

32. http://www.allventure.ru

33. http://www.rusventure.ru

 

 

Date: 2015-09-18; view: 631; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию