Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Место слова сталинград





 

Когда надо отвлечь общественное напряжение – вбрасывают вопрос о захоронении Ленина, агрессивности США, осквернении святынь и переименовании Сталинграда. Чтоб не посягали на 13 % подоходный налог для миллиардеров, не вопили о снижении нищенских расходов на медицину и образование, не рыдали по угоняемому за бугор национальному капиталу и не грезили сменяемостью власти. И мыслящая интеллигенция, со скорбным достоинством несущая груз умственного превосходства над народом – с резвостью сметливой собачки бросается вдогонку за брошенной палкой: скорей догнать, схватить, принести. Ай молодца.

Итак. История мифологична по своей сути. Фильтруя и структурируя огромный информационный массив истории, народ вычленяет из нее и осознает свою биографию в соответствии со своими потребностями в силе, славе и справедливости. Сильная и славная биография народа не только делает аморфную людскую массу единым социумом с едиными вехами на историческом пути – но и олицетворяет возможность дальнейшего исторического движения, гарантирует перспективу.

Коллективное бессознательное, если угодно, таково, что история (биография) народа может быть только позитивна: удовлетворять потребность в самоуважении и гордости. И социально‑историческое пространство организовано таким образом, что в обязательном порядке наличествует уровень персонификации народных качеств.

В зале истории – своя строгая планировка, и на строго отведенных им местах стоят обязательные пьедесталы. Для первого поэта, для главного героя, для великого государя, великого полководца, великого реформатора, для спасителя отечества, для святого. Это и называется архетипами. Фигуры на пьедесталах могут заменяться – царь на Ленина и обратно, – но расклад фигур всегда останется тем же.

Когда Сталин уничтожил всех героев созданной Троцким Красной Армии, оставив Буденного, Ворошилова и глухо упоминаемого покойного Фрунзе – вдруг подняли на щит Чапаева, и вообще Щорса, и вообще начдива Пархоменко, известного лишь тем, что его походя разбил и вырезал Махно.

Убирая портрет героя – ты лишь меняешь лицо в рамке.

Историка интересует правда. Народ интересуют доблести и подвиги, собственная правота и высокое место в истории. Историк знает, что Ганнибал был кровожадный негодяй, зарезавший десятки тысяч верных союзников, когда они отказались уйти с ним, и желавший уничтожить свободный демократический Рим ради господства олигархического торгового Карфагена. Народ желает помнить – что Ганнибал был гениальный полководец, несгибаемый борец и безжалостный к себе солдат.

Доблести и пороки смешаны в великих в тех же пропорциях, что в сирых и малых – но масштаб личностей и деяний огромен, и масштаб раздувает их качества до исторических размеров.

Вот и до товарища Сталина добрались. Маленький, сухорукий, рябой, недоверчивый, коварный, мстительный, жестокий, властолюбивый. Уничтожил крепкого мужика раскулачиванием, казака – расказачиванием, выморил голодом миллионы на Украине и в Казахстане, а уж в войну людей не жалел и подавно; за то и Жукова ценил и поднял, что в жуковской жестокости был уверен: этот всех положит, но приказ заставит выполнять не рассуждая.

А после смерти – стоптанные сапоги, чиненая шинель, деньги на партвзносы в столе и казенная мебель на казенной даче. Заводы по стране, и танки в покорной ему половине Европы.

…Закатился великий Египет, и великая Ассирия, великий Рим и блистательная Порта. А вы что, канальи, собрались жить вечно? Вы еще подите монголам нотации почитайте – чего это они почитают главного героя своей истории Чингиз‑хана? Святослав грабит окрестные народы – он герой, убили они наконец Святослава – какое горе. Зулусская мораль. Что характерно – историки здесь вместе с народом: патриоты, чай.

Пролившие моря крови Александр и Цезарь, Карл Великий и Наполеон – всегда будут вершинами истории своих народов, давно или недавно прошедших пик своей истории. Народ не интересует, что Петр сам рубил топором головы стрельцам. Народ интересует величие.

Пик российского величия остался позади. Ничто не вечно. И фигура, персонифицирующая пик этого величия, всегда выглядит гигантской. Ибо стоит на горе из людей больших и малых, сильных и слабых, важных и незначительных, из их свершений и делишек, великих побед и безмерных преступлений. Этот навоз истории каменеет со временем и превращается в гранит истории, и эта гранитная поднебесная пирамида и есть пьедестал великого государя. И за далью дел и времен он видится снизу совсем не таким, каким был вблизи: тень его падает на облака, и тень его дел покрывает державу и долго еще указывает будущее тем, кто способен его увидеть.

Короче, замучитесь вы Сталина из истории вычеркивать.

Так ведь и это к Сталинграду отношения не имеет! Как галифе к Галифе, наполеон к Наполеону, оливье к Оливье. Семантическое расподобление.

Не было никогда такого города – Волгоград. За ним нет истории и нет смысла. Это название‑негатив, название‑заместитель, название‑суррогат, название‑никакое, абы не Сталинград, так и Царицын был тогда не очень.

Сталинград – это стало главное слово войны. За словом Сталинград стоял главный смысл войны: мы все‑таки превозмогли, мы сильнее, мы переломили хребет фашистскому зверю, в этом слове была радость силы и славы, уверенность в том, что теперь‑то точно победим, дело идет к победе; в этом слове была гордость, и отмщение, и военное превосходство, и праздник победы.

Слово стало символом нашего превосходства и грядущей победы.

Сталинград – место этого слова. Дом этого слова. Его Родина. На этом берегу оно укоренено навсегда в родную почву.

Ах хорошо бы, чтоб этим кончились наконец наши пафосные фанфары о бесконечной войне, и мы нашли бы хоть чем‑то гордиться в своем сегодняшнем мире. Стране завтра кранты, а они все исправляют характеристики покойникам.

 

 







Date: 2015-09-18; view: 276; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию