Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная типология





Социальные типы культуры – это культурные различия социальных групп внутри национальной или региональной культуры.

Наиболее широким социальным типом культуры является доминирующая или господствующая культура, ценности которой разделяет наибольшее число людей, она базируется на национальных и общечеловеческих ценностях. Внутри доминирующей культуры формируются субкультуры и контркультуры.

Субкультура – автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления ее носителей, отличается своими обычаями, нормами, комплексом ценностей и даже институтами. Субкультуры формируются на основании некоторых факторов:

Ø социального положения и рода занятий;

Ø этнического происхождения;

Ø религии;

Ø места проживания;

Ø возраста.

Любая субкультура обладает определенными признаками:

Ø собственное мировоззрение (ценности, нормы, интересы);

Ø образ жизни и манеры поведения;

Ø стиль одежды и внешний вид;

Ø язык общения (сленг, арго, жаргон)

Субкультура не претендует на замещение доминирующей культуры. При определенных условиях субкультура может трансформироваться в контркультуру.

Контркультура – автономное образование на периферии господствующей культуры с комплексом ценностей, противостоящих господствующей культуре, а также соответствующая деятельность. В более узком смысле понятие контркультура отождествляется с молодежными движениями на Западе 60-70-х гг. ХХ века (движение битников и хиппи и новые левые в Европе).

Современную доминирующую культуру называют массовой. Термин «массовая культура» вводится в культурологию в 40-е гг. ХХ века американским исследователем Макдонольдом и обозначает специфическую разновидность духовного производства, ориентированного на «среднего потребителя» и предполагающее возможность тиражирования оригинального продукта. Становление массовой культуры современного типа происходит в 18-19 вв. в ходе процессов индустриализации и урбанизации, трансформации сословных обществ в национальные, становление всеобщей грамотности населения, развития технических средств тиражирования и трансляции информации.

Основными направлениями и проявлениями массовой культуры являются:

Ø индустрия субкультуры детства: детская литература, игрушки, кино и мультфильмы, детские организации и т.д. Цель – трансляция и усвоение детьми основных базовых установок и ценностей;

Ø массовая общеобразовательная школа: приобщает учеников к основам научных знаний на основе стандартизированных типовых программ;

Ø средства массовой информации и коммуникации: транслируют населению текущую актуальную информацию и «растолковывают» смысл происходящих событий. СМИ формируют общественное мнение в интересах «заказчика»;

Ø политические движения, система государственной идеологии и патриотического воспитания граждан: формируют политико-идеологические ориентации населения, манипулируют его сознанием в интересах правящих элит, мобилизируют граждан к определенной социальной активности;

Ø система организации и стимулирования массового потребительского спроса: (реклама, мода и иные формы провоцирования потребительского ажиотажа вокруг вещей и услуг) формирует в общественном сознании стандарты престижных интересов и потребностей, образа и стиля жизни, превращая процесс безостановочного потребления различных благ в цель существования.

Ø индустрия формирования имиджа и «улучшения» физических данных человека: (массовое физкультурное движение, культуризм, аэробика, шейпинг, сфера медицинских услуг, улучшающих и изменяющих внешность) («Человек не имеет права быть больным, бедным и некрасивым», «Ножки европейского стандарта к лету»). Массовая культура навязывает стандарты красоты и предлагает способы их достижения;

Ø индустрия досуга, включающая массовую художественную культуру: как потратить свободное время и свободные деньги (развлекательные жанры кино, шоу-бизнес, жизнь звезд, праздники и зрелища, туризм и т.д.)


Элитарная культура (от франц. elite — отборное, выбранное, лучшее) — субкультура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Апеллируя к избранному меньшинству своих субъектов, как правило, являющихся одновременно ее творцами и адресатами (во всяком случае круг тех и других почти совпадает). Элитарная культура сознательно и последовательно противостоит культуре большинства, или массовой культуре в широком смысле. Более того, она нуждается в постоянном контексте массовой культуры, поскольку основывается на механизме отталкивания от ценностей и норм, принятых в массовой культуре, на разрушении сложившихся стереотипов и шаблонов масскульта (включая их пародирование, осмеяние, иронию, гротеск, полемику, критику, опровержение.

Круг норм и ценностей элитарной культуры становится подчеркнуто высоким, инновативным, что может быть достигнуто различными средствами:

1) освоение новых социальных и мысленных реалий как культурных феноменов или, напротив, неприятие любого нового и «охранение» узкого круга консервативных ценностей и норм;

2) включение своего предмета в неожиданный ценностно-смысловой контекст, что придает его интерпретации неповторимый и даже исключит, смысл;

3) создание новой, нарочито усложненной культурной семантики (метафорической, ассоциативной, аллюзивной, символической), требующей от адресата специальной подготовки и необъятного культурного кругозора;

4) выработка особого культурного языка (кода), доступного лишь узкому кругу ценителей и призванного затруднить коммуникацию, воздвигнуть непреодолимые (или максимально сложные для преодоления) смысловые преграды профанному мышлению, оказывающемуся в принципе неспособным адекватно осмыслить новшества, «расшифровать» смыслы;

5) использование нарочито субъективной, индивидуально-творческой интерпретации обычного и привычного, что приближает культурное освоение реальности субъектом к мысленному или художественному эксперименту над нею и в пределе замещает отражение действительности в ее преобразованием, подражание — деформацией, проникновение в смысл — домысливанием и переосмысливанием данности. Благодаря своей смысловой и функциональной «закрытости», «узости», обособленности от целого доминирующей культуры, элитарная превращается нередко в разновидность (или подобие) тайного, сакрального, эзотерического знания, табуированного для остальной массы, а ее носители превращаются в своего рода «жрецов» этого знания, избранников богов, «служителей муз», «хранителей тайны и веры», что часто обыгрывается и поэтизируется в элитарной культуре.

Date: 2015-09-03; view: 577; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию