Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная природа нравственности





Пожалуй, последним в истории этики, кто придавал «золотому правилу» значение концептуального принципа, был П.Кропоткин. Он писал: «Нравственность же, которая выясняется из знакомства со всем животным миром, не ниже, а скорее выше предыдущей (ранее речь шла о негативной формулировке «золотого правила» христианскими учителями. – А.Г.): «Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы в тех же условиях другие поступали с тобой»(30). Можно указать, по крайней мере, на следующие причины, которые предопределили место этого правила в этической системе П.Кропоткина. Поскольку «золотое правило» является широко распространенным в сознании масс и понятным им нравственным установлением, оно, во-первых, согласуется с субъективной претензией анархизма быть сознательным выразителем народных инстинктов, и, во-вторых, может быть осмыслено (правда, не без теоретических и фактических натяжек) в рамках теории врожденности нравственности, каковой, как известно, П.Кропоткин придерживался. Наконец, оно представляет также известные удобства для конкретизации применительно к нравственной сфере таких ключевых понятий анархизма, как понятие равенства и автономии личности. Здесь мы видим, как действительные особенности реального функционирующего нравственного правила удачно используются Кропоткиным для конструкции своей этической системы.

Петр Кропоткин. Этика

Друзья и товарищи!

 

Взявши предметом нашей беседы справедливость и нравственность, я, конечно, не имел в виду прочесть вам нравственную проповедь. Моя цель — совершенно иная. Мне хотелось бы разобрать перед вами, как начинают понимать теперь происхождение нравственных понятий в человечестве, их истинные основы, их постепенный рост, и указать, что может содействовать их дальнейшему развитию.

 

Такой разбор особенно нужен теперь. Вы, наверное, сами чувствуете, что мы переживаем время, когда требуется что-то новое в устройстве общественных отношений. Быстрое развитие, умственное и промышленное, совершившееся за последние годы среди передовых народов, делает разрешение важных социальных вопросов неотложным. Чувствуется потребность в перестройке жизни на новых, более справедливых началах. А если в обществе назревает такая потребность, то можно принять за правило, что неизбежно придется пересмотреть также и основные понятия нравственности.

 

Иначе быть не может, так как общественный строй, существующий в данное время — его учреждения, его нравы и обычаи,— поддерживает в обществе свой собственный склад нравственности. И всякое существенное изменение в отношениях между различными слоями общества ведет за собой соответствующее изменение в ходячих нравственных понятиях.

 

Присмотритесь, в самом деле, к жизни народов, стоящих на различных ступенях развития. Возьмите, например, (представителей) теперешних кочевых народов: монголов, тунгусов и тех, кого мы называем дикарями. У них считалось бы постыдным зарезать барана и есть его мясо, не пригласив всех обитателей поселка принять участие в трапезе. Я знаю это по личному опыту, вынесенному из странствований по глухим местам Сибири, в Саянском хребте. Или возьмите самых бедных дикарей Южной Африки, готтентотов. Не так давно у них считалось преступным, если кто-нибудь из них начал бы есть свою пищу в лесу, громко не прокричав трижды: «Нет ли кого, желающего разделить со мною трапезу». Даже среди самых низко стоящих дикарей Патагонии 2 Дарвина поразила та же черта: малейший кусок пищи, который он давал одному из них, сейчас же распределялся поровну между всеми присутствовавшими. Мало того, во всей северной и средней Азии среди кочевников в силу их обычаев, почитаемых как закон, если бы кто-нибудь отказал путешественнику в убежище и путник после этого погиб от холода или голода, то род умершего имел бы право преследовать отказавшего в убежище как убийцу и требовать от него или от его рода пеню (виру3), установленную обычаем за убийство.

 

Такие и другие понятия о нравственном сложились при родовом строе жизни. У нас же эти обычаи исчезли, с тех пор как мы стали жить государствами. В наших городах и селах урядник или полицейский обязан позаботиться о бездомном страннике и свести его в участок, в острог или в рабочий дом, если он рискует замерзнуть на улице. Любой из нас может, конечно, приютить прохожего: это не воспрещается, но никто не считает себя обязанным это сделать. И если в глухую зимнюю ночь бездомный прохожий умрет от голода и холода на одной из улиц Анкотса, никому из его родственников не придет в голову преследовать вас за убийство. Мало того, у прохожего может даже не оказаться родственников, чего при родовом быте не может случиться, так как весь род составляет его семью.


 

Вопросы

  1. Следовали ли первобытные народы «золотому правилу»?
  2. Когда исчезают моральные качества народов?
  3. Как соотносится общественный строй и нравственность?

Вопросы

  1. Какие образы жизни возможны и чем они отличаются?
  2. В чем состоит основной признак государственного мужа?
  3. Добродетель относится к душе или телу?

 

Вопросы

  1. Кто может жить в «безопасности от людей»?
  2. Как можно достигнуть «безопасности от людей»?
  3. Каких желаний нужно избегать и почему?

 

Вопросы

1. В чем отличие двух градов?

2. Что такое разумный порядок?

3. Почему лучше быть рабом у человека, чем у похоти?

 

Вопросы

1. Какие душевные движения Бог создал для блага?

2. Почему Мария вылила драгоценный мур (благовоние) на Христа?

3. В чем состоит цель святого духа?

 

Вопросы

  1. Чем отличается интерес порочного и добродетельного интереса?
  2. В чем назначение морали?
  3. В чем сотоит назначение морали для общества?

 

Вопросы

  1. Как определяется добродетель?
  2. Как с помощью законов можно сделать людей добродетельными?
  3. Могут ли законы попуждать к порокам?

 

Вопросы

  1. Как определяется нравственность и почему?
  2. В чем состоит своеобразие пола?
  3. Как государство как действительность нравственной идеи реализуется в нравах?

 

Вопросы

  1. В чем состоит отличие человека перед прочими существами природы?
  2. Как можно найти оправдание во всеединстве?
  3. К чему приводит эгоизм?

 

Вопросы

  1. В чем состоит отрицательность суеты и как от нее избавиться?
  2. Как определяется мировой смысл?
  3. Почему человек является «вестиком должного», и что представляет собой полнота жизни?

Вопросы

  1. Что такое морализм, и в чем состоит его проявление?
  2. В чем опасность утилитаризма как стремления к пользе во всем?
  3. Почему служение народу может быть проявлением нигилистического морализма?

Вопросы

  1. В чем состоит назначение смирения и послушания?
  2. В чем состоит недостаток христианской морали?
  3. Что такое мораль молодости?

 

Вопросы

  1. Почему нет истины там, где царит принуждение?
  2. В чем обвиняется Бог и почему?
  3. Как трактуется свобода от греха, и почему его противоположностью вляется свобода?

 

Вопросы

  1. Почему духовное противопоставляется социальному?
  2. В чем состоит должное для человека?
  3. Как характеризуются соотношения личности и сообщества?

 

Вопросы

  1. В чем различие ценностей и благ?
  2. В чес состоит смешение ценности и оценки?
  3. Могут ли ценности образовывать самостоятельное царство?

 

Вопросы

  1. Что можно считать категорическим императивом?
  2. В чем состоит своеобразие гипотетического имератива?
  3. Почему категорический императив является априорным?

 

Вопросы

  1. Какая закономерность выделяется при исследовании нравственности народов?
  2. Почему стремление к добру угрожает народу и как оно преодолевается?
  3. Что такое оценивание?

 

Вопросы

1. Что представляет собой талион как первичная нравственная регуляция?

2. В чем состоит назначение обычая?

3. Как рассматривается назначение мести?

Вопросы

1. Как трактуется «золотое правило» в Махамбарате и у Конфуция?

2. В чемсвоеобразие «золотого правила» у иудеев и в европейской культуре?

3. Если примеры «золотого правила» в народной мудрости?

Вопросы

1. В чем назначение «золотого правила» у Августина?

2. Что такое ближний, и что означает любить?

3. Как трактуется «зотое правило» у Т. Гоббса и Д.Локка?

 

 

Вопросы

  1. Следовали ли первобытные народы «золотому правилу»?
  2. Когда исчезают моральные качества народов?
  3. Как соотносится общественный строй и нравственность?

 







Date: 2015-09-03; view: 475; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию