Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социальная природа нравственности
Пожалуй, последним в истории этики, кто придавал «золотому правилу» значение концептуального принципа, был П.Кропоткин. Он писал: «Нравственность же, которая выясняется из знакомства со всем животным миром, не ниже, а скорее выше предыдущей (ранее речь шла о негативной формулировке «золотого правила» христианскими учителями. – А.Г.): «Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы в тех же условиях другие поступали с тобой»(30). Можно указать, по крайней мере, на следующие причины, которые предопределили место этого правила в этической системе П.Кропоткина. Поскольку «золотое правило» является широко распространенным в сознании масс и понятным им нравственным установлением, оно, во-первых, согласуется с субъективной претензией анархизма быть сознательным выразителем народных инстинктов, и, во-вторых, может быть осмыслено (правда, не без теоретических и фактических натяжек) в рамках теории врожденности нравственности, каковой, как известно, П.Кропоткин придерживался. Наконец, оно представляет также известные удобства для конкретизации применительно к нравственной сфере таких ключевых понятий анархизма, как понятие равенства и автономии личности. Здесь мы видим, как действительные особенности реального функционирующего нравственного правила удачно используются Кропоткиным для конструкции своей этической системы. Петр Кропоткин. Этика Друзья и товарищи!
Взявши предметом нашей беседы справедливость и нравственность, я, конечно, не имел в виду прочесть вам нравственную проповедь. Моя цель — совершенно иная. Мне хотелось бы разобрать перед вами, как начинают понимать теперь происхождение нравственных понятий в человечестве, их истинные основы, их постепенный рост, и указать, что может содействовать их дальнейшему развитию.
Такой разбор особенно нужен теперь. Вы, наверное, сами чувствуете, что мы переживаем время, когда требуется что-то новое в устройстве общественных отношений. Быстрое развитие, умственное и промышленное, совершившееся за последние годы среди передовых народов, делает разрешение важных социальных вопросов неотложным. Чувствуется потребность в перестройке жизни на новых, более справедливых началах. А если в обществе назревает такая потребность, то можно принять за правило, что неизбежно придется пересмотреть также и основные понятия нравственности.
Иначе быть не может, так как общественный строй, существующий в данное время — его учреждения, его нравы и обычаи,— поддерживает в обществе свой собственный склад нравственности. И всякое существенное изменение в отношениях между различными слоями общества ведет за собой соответствующее изменение в ходячих нравственных понятиях.
Присмотритесь, в самом деле, к жизни народов, стоящих на различных ступенях развития. Возьмите, например, (представителей) теперешних кочевых народов: монголов, тунгусов и тех, кого мы называем дикарями. У них считалось бы постыдным зарезать барана и есть его мясо, не пригласив всех обитателей поселка принять участие в трапезе. Я знаю это по личному опыту, вынесенному из странствований по глухим местам Сибири, в Саянском хребте. Или возьмите самых бедных дикарей Южной Африки, готтентотов. Не так давно у них считалось преступным, если кто-нибудь из них начал бы есть свою пищу в лесу, громко не прокричав трижды: «Нет ли кого, желающего разделить со мною трапезу». Даже среди самых низко стоящих дикарей Патагонии 2 Дарвина поразила та же черта: малейший кусок пищи, который он давал одному из них, сейчас же распределялся поровну между всеми присутствовавшими. Мало того, во всей северной и средней Азии среди кочевников в силу их обычаев, почитаемых как закон, если бы кто-нибудь отказал путешественнику в убежище и путник после этого погиб от холода или голода, то род умершего имел бы право преследовать отказавшего в убежище как убийцу и требовать от него или от его рода пеню (виру3), установленную обычаем за убийство.
Такие и другие понятия о нравственном сложились при родовом строе жизни. У нас же эти обычаи исчезли, с тех пор как мы стали жить государствами. В наших городах и селах урядник или полицейский обязан позаботиться о бездомном страннике и свести его в участок, в острог или в рабочий дом, если он рискует замерзнуть на улице. Любой из нас может, конечно, приютить прохожего: это не воспрещается, но никто не считает себя обязанным это сделать. И если в глухую зимнюю ночь бездомный прохожий умрет от голода и холода на одной из улиц Анкотса, никому из его родственников не придет в голову преследовать вас за убийство. Мало того, у прохожего может даже не оказаться родственников, чего при родовом быте не может случиться, так как весь род составляет его семью.
Вопросы
Вопросы
Вопросы
Вопросы 1. В чем отличие двух градов? 2. Что такое разумный порядок? 3. Почему лучше быть рабом у человека, чем у похоти?
Вопросы 1. Какие душевные движения Бог создал для блага? 2. Почему Мария вылила драгоценный мур (благовоние) на Христа? 3. В чем состоит цель святого духа?
Вопросы
Вопросы
Вопросы
Вопросы
Вопросы
Вопросы
Вопросы
Вопросы
Вопросы
Вопросы
Вопросы
Вопросы
Вопросы 1. Что представляет собой талион как первичная нравственная регуляция? 2. В чем состоит назначение обычая? 3. Как рассматривается назначение мести? Вопросы 1. Как трактуется «золотое правило» в Махамбарате и у Конфуция? 2. В чемсвоеобразие «золотого правила» у иудеев и в европейской культуре? 3. Если примеры «золотого правила» в народной мудрости? Вопросы 1. В чем назначение «золотого правила» у Августина? 2. Что такое ближний, и что означает любить? 3. Как трактуется «зотое правило» у Т. Гоббса и Д.Локка?
Вопросы
Date: 2015-09-03; view: 475; Нарушение авторских прав |