Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Золотое правило» в истории этики





В условиях, когда возросла социальная подвижность и когда отдельный человек как таковой должен заботиться о реализации в своем бытии определенных общественных ценностей, позиция пассивной ответной реакции на поступки других оказывается недостаточной. Она становится более активной, человек значительно больше, чем в предшествующую эпоху, должен думать о последствиях своих деяний. Своими поступками он как бы задает теперь окружающим образец для ответных действий. Исторический переход от коллективной ответственности рода к индивидуальной ответственности отдельного человека не мог, естественно, произойти без коренной перестройки как всего строя мышления, так и форм социального регулирования. Это, во-первых.

Во-вторых, сами действия не могут в этом случае быть какими угодно. Они уже квалифицируются как хорошие и плохие, полезные и вредные, и человек намеренно, сознательно, задает окружающим образец для положительных, полезных, хороших действий. В-третьих, индивид должен относиться не к представителям одного или нескольких соседствующих с его группой коллективов, а к окружающим вообще. Талион, видоизмененный с учетом этих новых моментов, и есть не что иное, как «золотое правило» нравственности: (не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.

Первые известные упоминания о «золотом правиле» относятся к VI – V векам до нашей эры.

В известном памятнике древнеиндийской культуры «Махабхарата» (V в. до н. э.) легендарный носитель Мудрости Бхимшма дает перед смертью наставления:

«Те поступки других, которых человек для себя не желает, что самому неприятно, пусть не делает другим людям.

Кто спутался с чужой женой, что может сказать другому? Но то, что он тогда сделал другому, для себя не захотел бы, кто для себя хочет жизни, как может убить другого? Надо позаботиться для других о том, что для себя желают»(9).

В учении Конфуция (VI–V вв. до н. э.) «золотое правило» осмысливается как основа поведения. «Цзы-Гунь сказал: Есть ли слово, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь? Философ сказал: Это снисходительность. Чего сам не желаешь, того не делай другим»(10).

Древнеиудейские источники передают рассказ о нетерпеливом и любопытствующем молодом человеке, который ходил к разным просвещенным людям и просил их изложить содержание торы столь сжато, чтобы эту мудрость можно было бы почерпнуть, стоя на одной ноге. Наконец, он пришел с этой просьбой к знаменитому учителю законов Хилелу. Тот улыбнулся и ответил: «Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе».

Европейская культура в интересующем нас плане также не составляет исключения. Это правило приписывается двум из семи греческих мудрецов – Питтаку и Фалесу. На вопрос: «Каким образом нам прожить наилучше и наисправедливее?», Фалес ответил: «Если мы сами не будем делать того, что порицаем в других». Его можно встретить в «Одиссее» Гомера (песнь V, ст. 188–189), в «Истории» Геродота (кн. III, 142; кн. VII, 136), а также в других источниках.

Для качественной полноты обзора древних источников надо сослаться также на Библию, в которой «золотое правило» упоминается по крайней мере трижды, в книге Товита (гл. 4, ст. 15) – в отрицательной формулировке, в Евангелии от Луки (гл. 6, ст. 31) и наиболее совершенная формулировка в Евангелии от Матфея (гл. 7, ст. 12): «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки».

Ссылка на четко фиксированные письменные источники отнюдь не означает, что отсюда ведет начало интересующая нас мысль. Всего вероятнее, что эти источники обобщили и наиболее резко сформулировали то, что возникло в самом сознании народа. В пользу такого допущения свидетельствует и характер источников, которые не столько формулируют авторскую теорию, сколько собирают традиционную мудрость,

и то, что речь идет о памятниках различных культур, возникших без непосредственного влияния друг на друга.

Раз возникнув, «золотое правило» получило широкое распространение, прочно вошло в массовое сознание в виде пословиц, очевидных требований житейской мудрости и т. п., которые в своей совокупности отражают определенную нравственную ориентацию. Например, в немецком языке(11) есть широко распространенная поговорка, которая почти букваль-"совпадает с «золотым правилом»: Was du nicht willst, daß man dir tu, das füg auch keinem anderen zu». Соответствующие поговорки есть и в русском языке: «Чего в другом не чюбишь, того и сам не делай»(12); «Что людям желаешь, то сам получаешь»(13). Имеется также много выражений на эту тему: «Как аукнется – так и откликнется»; «Не рой другому яму, сам в нее попадешь»; «Не нашел в себе – не ищи в других» и т. д.

Вопросы

1. Как трактуется «золотое правило» в Махамбарате и у Конфуция?

2. В чемсвоеобразие «золотого правила» у иудеев и в европейской культуре?

3. Если примеры «золотого правила» в народной мудрости?

 








Date: 2015-09-03; view: 474; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию