Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социальная природа нравственности. В позднейшую эпоху картина меняется
В позднейшую эпоху картина меняется. Уже Августин предпринимает попытку включить «золотое правило» в систему своих воззрений. Он, с одной стороны, рассматривает его как принцип естественной нравственности, которому необходимо следовать в практическом поведении. Сообщая юношам правила жизни, советуя им воздерживаться «от приманок чрева и горла», «от тщеславия, зависти и ненависти, от честолюбия и властолюбия, даже от неумеренного желания похвалы» и т. д., он завершает свои наставления следующие образом: «В отношениях же и обращении с людьми достаточно сохранять одну эту народную поговорку: никому пусть не делают ничего такого, чего не желают себе»(16). В то же время Августин через «золотое правило» раскрывает и обосновывает важнейшее понятие своей этики – понятие любви к богу. Есть любовь истинная, священная, которую необходимо отличать от несвященной. «Первая направлена на общину, вторая замкнута в своем я», «первая истину предпочитает похвале непосвященной толпы, вторая ищет похвалы любой ценой», «первая полна спокойствия, вторая суетна», «первая хочет ближнему того, чего она сама хочет, вторая хочет ближнего подчинить себе»(17), и каждая из них обосновывает свое собственное царство в человеческом роде – царство добра и царство зла. Желать ближнему того же, чего желаешь себе – это, по мнению Августина, иное выражение идеи любви, которая более чем знания определяет ценность человека, другая формулировка божественной заповеди – любить ближнего как самого себя. В этой связи он делает два существенных уточнения. Во-первых, ближнего надо понимать не в смысле кровного родства, а в смысле духовной общности. «Закон же любви состоит в том, чтобы человек желал (ближнему) того самого добра, какого желает самому себе, и не желать ему того зла, какого не желают себе; такое пожелание он должен выражать по отношению ко всем людям»(18). Равенство всех людей, их одинаковость как существенное содержание закона любви обосновывается Августином чисто теологически: люди равны перед богом и как творения бога. «Золотое правило» в таком толковании теряет значение простого правила поведения. Его содержание искажается и само превращается в элемент системы теологической этики. Во-вторых, любить другого как самого себя – значит любить в нем человека. «Глупости же и своей собственной не должно любить»(19). Даже имея дело с врагом, «ты не забывай при всем том, что он есть человек»(20). И во враге нужно уметь видеть брата, но именно брата в христианско-религиозном смысле. Относиться к другому, как к самому себе, вовсе не значит, что каждый человек должен себя, как он есть, делать масштабом мира, и свой эгоизм возводить во всеобщий закон. Здесь заложена более глубокая мысль, а именно: осознав свое единство со всеми другими людьми, осознав себя тем самым как человека, необходимо наполнить свое поведение гуманистическим, человеческим содержанием. Августин правильно уловил этот момент, но выразил его опять-таки на языке своей философии, в теологически извращенной, мистифицированной форме. Он считал, что единственным спасением от вульгарно-эгоистического истолкования данной нравственной формулы является любовь к богу. С Августина начинается традиция рассмотрения «золотого правила» как основополагающего принципа естественного права и нравственности, которой в течение столетий следовали многие теологи и философы средневековья и которую в известной мере наследовали философы Нового времени. «Золотое правило» органически входит в социальную систему Т.Гоббса, выступая в качестве критерия, позволяющего установить, является ли действие противоречащим естественным законам или нет, и формулируется следующим образом: «Не делай другому того, что ты не хочешь, чтобы сделали тебе»(21). К нему сводятся все естественные законы, и само оно есть «закон всех людей»(22). Две особенности предопределяют такое место данного правила в концепции Гоббса. Во-первых, то, что оно удачно сочетает эгоизм и равенство, обеспечивает равное ущемление эгоистических притязаний и тем самым создает основу социального единства. Во-вторых, то, что доступно и понятно каждому человеку, «даже если он необразован и туп»(23), ибо в нем не содержится никакой особой премудрости, кроме требования, чтобы в каждом затруднительном случае человек представил себя на месте того, по отношению к которому он намеревается совершить действие. Эти же особенности «золотого правила» отмечает Д.Локк, специфически преломляя их через свою теорию отрицания врожденных идей. Он называет его «непоколебимым нравственным правилом», «основой всякой общественной добродетели» и в отличие от Гоббса дает позитивную формулировку: «всякий должен поступать с другим так, как он хочет, чтобы с ним поступали другие»(24). Оно не самоочевидно, нуждается в обосновании. Это свидетельствует о том, что «золотое правило» не является врожденным. Но будучи доказанным, оно доступно всем. Предпосылкой «золотого правила» выступает, согласно Локку, природное, изначальное равенство людей. Вопросы 1. В чем назначение «золотого правила» у Августина? 2. Что такое ближний, и что означает любить? 3. Как трактуется «зотое правило» у Т. Гоббса и Д.Локка?
Date: 2015-09-03; view: 330; Нарушение авторских прав |