Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные методы регулирования платежного баланса





Регулирование платежного баланса должно осуществляться как в случае его дефицита, так и в случае положительного сальдо. В случае профицита платежного баланса создается проблема завышенного валютного курса, торможения экономического роста и безработицы. Кризис платежного баланса означает, что страна не в состоянии погасить внешнюю задолженность, а возможности получения новых займов исчерпаны. Инструменты регулирования платежного баланса можно разделить на две большие группы: 1) инструменты макроэкономической политики и 2) внешнеэкономические меры.

5.3.1. Макроэкономическая политика.В случае дефицита платежного баланса проводится рестрикционная (сдерживающая) макроэкономическая политика, в случае профицита – стимулирующая. Сдерживающая политика включает меры по ограничению государственных (бюджетных) расходов, замораживание цен и заработной платы, увеличение налогов. Такая политика снижает объем национального дохода и потребления национальных товаров, сопровождающееся снижением объемов потребления импортных товаров. Снижение импорта, в свою очередь, позитивно воздействует на платежный баланс. Однако при проведении такой политики следует учитывать, что в условиях экономического спада, она приведет к дальнейшему падению производства и занятости, что обострит социальную напряженность в стране. В рамках кредитно-денежной политики используются следующие инструменты: повышение учетной ставки, установление пределов роста денежной массы, кредитные ограничения. Чем выше в стране уровень реальных процентных ставок относительно других стран, тем больше желания нерезидентов перевести свои активы в данную страну, тем больше положительное сальдо платежного баланса. Аналогично воздействие процентных ставок через национальный доход. Их увеличение уменьшает инвестиционную деятельность, сокращает производство, потребление товаров и, соответственно, уменьшает импорт. В результате чего платежный баланс улучшается. Однако следует учесть, что в долгосрочном периоде увеличение процентных ставок постепенно приводит к уменьшению притока капитала в связи с необходимость выплаты более высоких процентов и возвращением долгов, платежный баланс может ухудшиться.



Стимулирующая макроэкономическая политика включает прямо противоположный комплекс мер. Снижение налогов и рост государственных расходов способствуют росту потребления в стране, что увеличивает импорт и ухудшает баланс текущих операций. Необходима активная денежная политика. Наращивание денежной массы приводит к повышению цен и снижению процентных ставок. Если валютный курс быстро реагирует на рост цен, то индекс условий торговли ухудшается, а снижение процентных ставок способствует оттоку капитала из страны. Следовательно, чем больше денежная масса, тем больше отрицательное сальдо платежного баланса.

 

5.3.2. Внешнеэкономические меры.Внешнеэкономические меры включает три составляющие: тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли, валютный контроль со стороны государства и манипуляция с валютным курсом. Комплекс мер торговой политики должен быть направлен на регулирование экспорта и импорта в зависимости от состояния платежного баланса.[70] Валютный контроль проводится в виде валютных ограничений двух типов: по текущим операциям и по финансовым операциям. По текущим операциям валютные ограничения могут выступать в следующих формах:

· блокирование валютной выручки иностранных экспортеров от продаж товаров в данной стране, ограничение их возможностей распоряжаться этими средствами;

· обязательная продажа валютной выручки экспортеров полностью или частично Центральному банку;

· ограниченная продажа валюты импортерам;

· ограничения на форвардные покупки импортерами иностранной валюты;

· запрещение продажи товаров за рубежом на национальную валюту;

· запрещение оплаты импорта некоторых товаров иностранной валютой;

· регулирование сроков платежей по экспорт и импорту в условиях нестабильности валютных курсов.

Среди ограничений по финансовым операциям выделяют следующие их формы:

· лимитирование вывоза/вывоза национальной и иностранной валюты, золота, ценных бумаг, предоставления кредитов;

· контроль за деятельностью рынка ссудных капиталов;

· полное или частичное прекращение погашения внешней задолженности;

· запрет на инвестиции нерезидентов, продажу национальных ценных бумаг иностранцам;

· запрет на выплату процентов по срочным вкладам иностранцев;

· применение принудительных депозитов и т.д.

При использовании валютных ограничений следует учесть, что они отрицательно воздействуют на товарообмен между странами, значительно затрудняют развитие экспорта и, в конечном счете, могут осложнить проблему балансировки платежного баланса.

При ликвидации дефицита платежного баланса с помощью девальвации необходимо учитывать условие Маршалла-Лернера и в целом неоклассический «подход эластичности»[71]. Как правило, краткосрочная эластичность значительно ниже эластичности в долгосрочном периоде. Поэтому девальвация даже в условиях стабильного валютного рынка и выполнения условия Маршалла-Лернера на первоначальном этапе вызовет ухудшение платежного баланса, а улучшение произойдет по прошествии определенного времени. Графически интерпретирует это явление J-кривая, представленная на рис. 5.1.



Рис.5.1. J-кривая

 

Запоздалая реакция экспорта и импорта объясняется несовершенством информации и заключенными долгосрочными контрактами.

5.4. Платежный баланс России и особенности структуры его основных разделов[72]

Платежный баланс России по оценочным показателям ЦБ за 2007 г. оставался устойчивым, характеризовался сокращением масштабов чистого вывоза реальных экономических ценностей и соответствующим снижением нетто-прироста иностранных финансовых активов экономики. Сальдо счета текущих операций составило 76,6 млрд. долл. США. По отношению к сопоставимому периоду его величина уменьшилась примерно на 20%.

Экспорт товаровдостиг 354 млрд. долларов (в 2006 г. – 303,9 млрд. долл.), из них сырая нефть составила 121,3 млрд. долл., нефтепродукты – 51,4, природный газ – 44,2.

Импорт товаровпревысил уровень 2006 г. и составил 225,3 млрд. долл. Наращивание его стоимости происходило по всем товарным позициям, главным образом, ввиду значительного увеличения физических объемов ввоза.

Дефицит баланса международных услугпревысил уровень 2006 г. на 43% и оценивается в 19,7 млрд. долл. Экспорт услугувеличился с 30,9 до 38,6 млрд. долл. Как и годом ранее, положительная динамика показателя была обусловлена устойчивым ростом стоимости оказанных нерезидентам деловых, профессиональных и технических услуг, статьи «поездки» и транспортных услуг.

Импорт услугпревысил 58,3 млрд. долл. за счет расширения импорта по статье «поездки», транспортных, а также деловых, профессиональных и технических услуг.

Отрицательное сальдо баланса оплаты трудаувеличилось с 4,4 млрд. долл. в 2006 г. до 7,1 млрд. долл. в 2007 г. Выплаченная нерезидентам заработная плата существенно превысила объем доходов российских граждан от трудовой деятельности за рубежом. Такое соотношение в значительной мере определялось количественными показателями трудовой миграции. На протяжении длительного периода времени отмечается устойчивое превышение численности иностранной рабочей силы, привлеченной во внутреннюю экономику, над количеством резидентов, выезжающих за границу с целью временного трудоустройства. Практически весь объем полученных доходов поступил из стран дальнего зарубежья, в выплатах более 80% приходилось на страны СНГ.

Дефицит баланса инвестиционных доходовсократился по сравнению с 2006 г. на 13,4% и составил 21,8 млрд. долл. Начисленные поступления оцениваются в 43,7 млрд. долларов, соответствующие выплаты – в 65,6 млрд. долл.

Сальдо баланса текущих трансфертовсложилось отрицательным в размере 3,5 млрд. долл. (в 2006 г. его дефицит составил 1,5 млрд. долл.). Положительное сальдо трансфертов со странами дальнего зарубежья в значительной мере было обусловлено операциями органов государственного управления. По отношению к странам СНГ Россия выступала донором ресурсов.

Дефицит баланса капитальных трансфертов,в структуре которых преобладали операции сектора домашних хозяйств, оценивается в 11,8 млрд. долл. (в 2006 г. его величина была положительной – 0,2 млрд. долл.

В 2007 г. приток иностранного капитала в Российскую Федерацию увеличился по сравнению с 2006 г. в 15,5 раза. Его положительное сальдо без учета валютных резервов достигло 86,8 млрд. долл. (в 2006 г. его профицит равнялся 5,6 млрд. долл.).

Финансовые обязательства резидентов перед нерезидентамивыросли на 186,9 млрд. долл. (в 2006 г. их прирост составил 70,5 млрд. долл.). Рекордными темпами увеличивались внешние пассивы частного сектора при сохранении тенденции к сокращению государственных обязательств.

Обязательства федеральных органов управления перед нерезидентами уменьшились на 6,9 млрд. долл. (в 2006 г. – на 28,1 млрд. долл.). По долговым ценным бумагам они снизились на 3,5 млрд. долл., задолженность по межправительственным кредитам уменьшилась на 2,9 млрд. долл.

Внешние обязательства субъектов Российской Федерации уменьшились на 0,1 млрд. долл. (в 2006 г. – на 0,2 млрд. долл.).

Результатом операций с внешними обязательствами органов денежно-кредитного регулирования стало их увеличение на 0,7 млрд. долл. (в 2006 г. они снизились на 7,3 млрд. долл.).

В сравнении с 2006 г. объем иностранного капитала, привлеченного банками, в 2007 г. возрос и составил 70,3 млрд. долл. Наиболее интенсивный рост пассивов банков наблюдался по категории «портфельные инвестиции», что было связано, прежде всего, с активным участием нерезидентов в покупке дополнительных выпусков акций Сбербанка России и ОАО «Банк ВТБ». Приток иностранного капитала в форме прямых инвестиций также заметно вырос. Банковские обязательства по привлеченным из-за рубежа кредитам приросли на 75,3 млрд. долл. (в 2006 г. – на 16,8 млрд. долл.). Кроме того, существенно увеличились остатки средств нерезидентов на текущих счетах и в депозитах, размещенных в российских банках.

По итогам 2007 г. зафиксирован рекордный приток иностранного капитала в прочие секторы – 122,9 млрд. долл. Это в 2,3 раза больше, чем в 2006 г. Объем поступивших в прочие секторы прямых инвестиций оценивается в 47,1 млрд. долл. (в 2006 г. – 29,9 млрд. долл.). В сфере интересов иностранных прямых инвесторов находились, прежде всего, российские предприятия, занимающиеся добычей полезных ископаемых. Кроме того, заметный объем прямых инвестиций поступил в обрабатывающие производства, а также компании, занимающиеся торговлей и операциями с недвижимостью.

Динамика портфельных инвестиций нерезидентов в ценные бумаги российских компаний реального сектора существенно отличалась от движения прямых инвестиций. По итогам 2007 г. зафиксирован незначительный приток средств нерезидентов в размере 0,8 млрд. долл. (в 2006 г. вложения данной категории возросли на 8,2 млрд. долл.). Прирост внешних обязательств прочих секторов по категории «ссуды и займы» был наиболее значимым: за 2007 г. на чистой основе было привлечено 75,3 млрд. долл. (в 2006 г. – 16,8 млрд. долл.). Увеличение объема поступлений кредитов из-за рубежа было связано с реализацией масштабных программ внешних заимствований крупнейших сырьевых российских компаний, в том числе за счет выпуска еврооблигаций на международных финансовых рынках. Кроме того, привлечение в значительных объемах иностранных заемных средств было обусловлено потребностью финансирования резидентами ряда крупных сделок по слиянию и поглощению (в частности, по покупке активов ОАО «НК ЮКОС»).

Прирост финансовых требований всех секторов экономики к нерезидентамбез учета официальных валютных резервов составил 100,2 млрд. долл. (в 2006 г. они возросли на 64,9 млрд. долл.). Требования к нерезидентам со стороны органов государственного управления возросли на 8,7 млрд. долл. (годом ранее – на 1,5 млрд. долл.). Определяющим был рост просроченной задолженности по ссудам бывшего СССР. Объем вновь предоставленных межправительственных кредитов равнялся 0,1 млрд. долл. Иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования, в основном остатки на текущих счетах и в депозитах, не изменились.

Существенно, на 29 млрд. долл., возросли требования к нерезидентам со стороны российских банков (в 2006 г. они возросли на 23,6 млрд. долл.). Более половины их прироста приходилось на краткосрочные финансовые инструменты. Вывоз банковского капитала в форме прямых инвестиций сохранился на уровне 2006 г. Портфельные инвестиции, направленные главным образом на покупку акций иностранных компаний, увеличились. Иностранные активы банков в форме остатков средств на счетах и в депозитах возросли.

Масштабы вывоза капитала прочих секторов возросли: его объем фактически удвоился по сравнению с 2006 г. и составил 79,4 млрд. долл. Прямые и портфельные иностранные инвестиции резидентов увеличились на 47,8 млрд. долл. Среди наиболее крупных операций, повлиявших на динамику прямых иностранных инвестиций резидентов, были сделка по выкупу ОАО «Газпром» у иностранных инвесторов контрольного пакета компании «Sakhalin Energy» – оператора проекта «Сахалин-2», а также покупка ОАО «Норникель» канадской компании «LionOre Mining Int.».

Сохранялась тенденция к росту международных резервных активов Российской Федерации. В 2007 г. их объем увеличился и по методологии платежного баланса (без учета курсовой переоценки) равнялся 148,9 млрд. долл. (в 2006 г. – 107,5 млрд. долл.).

В целом, при различных социально-экономических прогнозах Центрального банка[73] ожидается, что платежный баланс страны останется устойчивым.








Date: 2015-09-03; view: 539; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию