Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тарифные методы регулирования внешней торговли
Тариф – государственный денежный сбор с товаров, пропускаемых через границу страны под контролем таможенного ведомства. Существует несколько классификаций тарифов по ряду признаков[36]. По способу взимания тарифы бывают: 1) специфическими (определяется в виде фиксированной суммы с единицы измерения): Pd = Pim + Ts, где Pd – внутренняя цена товара; Pim –цена импорта; Ts – величина специфического тарифа; 2) адвалорными (устанавливается в виде процента от таможенной стоимости товара): Pd=Pim (1 + Ta), где Pd – внутренняя цена товара; Pim –цена импорта; Ta – величина адвалорного тарифа; 3) комбинированными (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл. за тонну). По объекту обложения: • импортными – накладываются на импортируемые данной страной товары, являются преимущественной формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции; • экспортными – облагают экспортные товары при пересечении ими границы таможенной территории государства, применяются редко, обычно в случае большой разницы внутренних и мировых цен на экспортируемый товар; • транзитными – устанавливаются для товаров, перевозимых транзитом через территорию данной страны, встречаются редко и зачастую используется как средство торговой войны. По характеру: • сезонные – применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего, сельскохозяйственной; • антидемпинговые – используются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местн • ым производителям подобных товаров, либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров; • компенсационные – накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, наносящие ущерб производителям аналогичной продукции в импортирующей стране. По типам ставок: • постоянные – таможенные тарифы, ставки которых единовременно установлены властями и не могут изменяться в зависимости от ситуации, подавляющее большинство стран имеют именно такие тарифы; • переменные – таможенные тарифы, ставки которых могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях. По способу вычисления: • номинальные – тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе; • эффективные – реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин наложенных на импортные узлы и детали этих товаров. Эффективная таможенная защита определяется одноименной ставкой таможенной пошлины по следующей формуле: , где Те – эффективный уровень таможенной защиты, Тn – номинальная ставка тарифа на конечную продукцию, Tim – номинальная ставка тарифа на импортированные части и компоненты, А – доля стоимости импортируемых компонентов в стоимости конечного продукта[37]. Первоочередной задачей тарифов является защита национальных производителей готовой продукции. Поэтому существует явление тарифной эскалации – повышения уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки. Рассмотрим основные последствия введения тарифа на импорт в малой и большой стране. Анализ тарифов на экспорт можно провести с использованием аналогичного микроэкономического инструментария[38]. 3.2.1. Тариф на импорт (малая страна). Малой называется страна, спрос со стороны которой не способен повлиять на уровень мировых цен. Для анализа модели необходимо указать ряд предпосылок: 1) неценовые факторы, влияющие на поведение потребителей, не меняются (т.е. спрос постоянен); 2) технология постоянна; 3) не рассматриваются тарифы на сырье; 4) транспортные расходы равны нулю; 5) импорт не ограничен. На рис. 3.1. представлена ситуация введения тарифа на импорт в малой стране. Из рисунка видно, что в результате введения тарифа потребители теряют площадь трапеции (a+b+c+d) – уменьшение излишка потребителя вследствие роста цены; производители выигрывают трапецию (a) – увеличение излишка производителя вследствие роста цены; государство получает площадь прямоугольника с – в виде тарифных сборов; чистые потери страны составляют сумму площадей двух треугольников (b+d). Цена с учетом тарифа повышается с Pd до Pd+t. Импорт сокращается до Q2Q3. Внутреннее потребление снижается с Q4 до Q3, производство увеличивается с Q1 до Q2.
Рис. 3.1. Тариф на импорт в малой стране
Можно выделить две группы эффектов, образовавшихся в результате введения тарифа на импорт. 1) Перераспределительные эффекты. А) эффект дохода – происходит перемещение доходов из частного сектора в общественный (с). Б) Эффект передела – перераспределение доходов от потребителей к местным производителям, конкурирующим с импортом (а). 2) Эффекты потери. А) Эффект защиты – более эффективные в производстве иностранные товары замещаются на внутреннем рынке менее эффективными в производстве местными товарами (b). Б) Эффект потребления – сокращается потребление товара в результате роста его цены на внутреннем рынке (d). Общий вывод модели таков: тариф на импорт снижает уровень благосостояния в малой стране в связи с тем, что потери потребителей превышают выгоды производителей и государства вместе взятых. 3.2.2. Тариф на импорт (большая страна). Большой называется страна, спрос со стороны которой влияет на мировые цены. Основное отличие результата введения тарифа на импорт в большой стране заключается в структуре эффекта дохода. Он распадается на две части: эффект внутренних доходов (перераспределение доходов от местных потребителей в бюджет большой страны – с) и эффект условий торговли (перераспределение доходов от иностранных производителей в бюджет большой страны – е). Рис. 3.2. Тариф на импорт в большой стране
В результате введения тарифа на импорт внутренняя цена импортного товара возрастает с Pw до P1w+t. Кривая совокупного предложения смещается вверх на величину введенного тарифа. Внутреннее производство возрастает с Q1 до Q2, внутреннее потребление сокращается с Q4 до Q3, импорт уменьшается с Q1Q4 до Q2Q3. Введение тарифа на импорт приводит к сокращению импорта, что снижает мировую цену до уровня P1w (т.к. страна является большой). Результат ведения тарифа на импорт в большой стране зависит от соотношения эффекта условий торговли и суммы эффектов защиты и потребления. Если е > (b + d), то экономическая ситуация в стране улучшается. Если е = (b + d) – не изменяется. Если е <(b + d) – ухудшается. Следует также учесть, что чрезмерное использование тарифов на импорт может привести к падению, а не увеличению внутренней цены на импортный товар в случае сильного снижения его относительной цены на мировом рынке в результате введения тарифа, это явление называется парадоксом Метцлера. 3.2.3. Оптимальный тариф. Оптимальным называется такой уровень тарифа, который обеспечивает достижение максимального национального экономического благосостояния. Его основные черты: 1) он ведет к экономическому выигрышу одной страны, но к потерям международной экономики в целом, т.к. происходит перераспределение доходов от одной страны к другой; 2) его ставка характеризуется следующим образом: находится в промежутке между нулем и запретительным тарифом, относительно невелика, обратна эластичности импорта по цене. Формальное определение оптимального тарифа выглядит следующим образом[39]: , где Im – величина импорта; dP – изменение цены; dt – изменение величины тарифа; t – величина тарифа; P – цена до введения тарифа; dIm – изменение импорта вследствие введения тарифа. Т.е. дополнительные выгоды (возникающие за счет падения иностранной цены) и дополнительные убытки (от потери дополнительного импорта) от изменения тарифа должны быть равны. Отсюда, , где EP Im – эластичность импорта по цене. Чем больше эластичность иностранного предложения, тем выше оптимальная ставка тарифа. В целом, следует отметить, что в результате многосторонних переговоров в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), а впоследствии Всемирной торговой организации (ВТО), степень тарифной защиты многих государств значительно снизилась. Это означает не уход государства от регулирования торговли, а бурное развитие нетарифных методов. Date: 2015-09-03; view: 702; Нарушение авторских прав |