Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Элементы политической самоорганизации пространства
Основой формирования массовых политических процессов является наличие в обществе носителей различного рода общих интересов. Группы людей, имеющих схожие политические интересы, принято называть социально-политической общностью. Такие общности могут выделяться как по признакам происхождения, состава, различий в интересах, так и на основании их устойчивости и пространственного распространения. Особенности строения и функционирования политической системы демократического государства во многом зависят от их характера, роли и состава.
Традиционно в отечественной литературе фигурировало лишь одно "узаконенное" основание классификации социально-политических общностей – на основе социально-классовой принадлежности носителей общего (подчас лишь потенциально предполагаемого) политического интереса. Именно поэтому, возможно, практически не уделялось внимания иным социально-политическим общностям, в состав которых входили представители разных классов и социальных слоев. Более того, в догму превратилось положение о приоритетности в сфере политики интересов и роли экономических общностей (классов) над всеми остальными. Даже такой фактор, как этническая общность, формирующая мировую политику с доклассовых времен по настоящее время, почти игнорировался.
Останавливаться здесь на ссылках и тем более критике старых подцензурных советских публикаций, наверное, не стоило бы, если бы не встречаемое автором до сих пор следование многих исследователей подобным воззрениям. В связи с этим, выше приведенные ссылки мы помещаем лишь для уточнения нашей позиции. Она состоит в том, что "абсолютной" иерархии социально-политических общностей не существует. Политическую значимость социально-политических общностей можно определять только на основании их роли в конкретных исторических и географических условиях. Единственным основанием для более пристального и глубокого анализа одних общностей по сравнению с другими может служить признак устойчивости, то есть повторяемости существенного влияния интересов какой-либо общности на политический процесс. Заметим, однако, что зачастую значимость постоянно действующего фактора воздействия интересов устойчивой общности может быть легко перекрыта каким-либо временным всплеском нового объединяющего интереса.
И тем не менее, главным основанием для нашей классификации будет служить именно пространственно-временной фактор. Поскольку политические интересы и их носители имеют различные временные и пространственные характеристики, такая классификация, несомненно, имеет право на существование.
Итак, расположим все социально-политические общности в системе двух измерений – пространства и времени. Для удобства изобразим их в виде прямоугольной системы координат, где вертикальная ось будет отражать частоту проявления (стпень повторяемости) общего политического интереса у какой-либо группы, а горизонтальная – степень пространственного рассеяния носителей интереса (рис.1). Таким образом, полюсам шкалы временного признака будут соответствовать единичное или временное проявление общего политического интереса группой людей, с одной стороны, и устойчивый, неизменно повторяющийся интерес – с другой. На оси пространственного рассеяния противостоять друг другу будут дисперсное (равномерное) распространение носителей общего политического интереса в пространстве и сконцентрированное их появление в одном месте.
Рис.1. Классификация социально-политических общностей по пространственно-временным характеристикам проявления политического интереса.
На представленной схеме даны примеры общностей, которые соответствуют разным частям системы координат. Относительно равномерно рассеянной по территории с наличием устойчивого общего политического интереса общностью может выступать, например, класс в традиционном марксистском его понимании. Дисперсной общностью, сформировавшейся под воздействием временного (единичного) объединяющего политического интереса, является предвыборная коалиция или избирательный блок.
Если с упомянутыми общностями все более или менее ясно, то при переходе к противоположному полюсу пространственной шкалы мы сталкиваемся с феноменами, крайне слабо изученными и описанными в отечественной литературе.
Давно известно, что представители одного и того же класса, социальной и даже этнической группы могут иметь разный, иногда противоположный политический интерес, проживая в разных местах. С чем это связано? Ответ заключается в том, что пространство, взаиморасположение его элементов способно изменять существующий политический интерес, и формировать новый, особенный. Первичный элемент политического пространства, в котором начинают проявляться политико-географические различия, мы будем называть политико-географическим местом.
Место определяет в каждый момент времени не только особенности проявления экономических, социальных, этнических и прочих факторов, действующих в обществе, но и формирует особую модель их сочетания, обусловливающую степень и результаты их влияния на политику. Если региональная специфика проявления каждого отдельного фактора может вписываться в рамки законов соответствующей обществоведческой дисциплины (с поправкой на место – региональной экономики, этногеографии и пр.), то многообразие взаимосвязей между ними, существование комплекса взаимозависимых элементов, объединенных признаком места, создают относительно самостоятельную систему, обладающую новыми свойствами.
Таким образом, можно утверждать, что комплекс экономических, социально-классовых, этно-конфессиональных, социально-психологических, коммуникативных и других условий, отличающих данное место от остальных, а также его "внешнее" положение (соседство, протяженность, изолированность и т.д.) неизбежно формируют специфический местный политический интерес. При функционировании любого общества интересы "местной" социальной среды являются самостоятельным значимым фактором политического давления.
Такая специфика местного политического интереса может иметь временный, преходящий характер. В этом случае, если носитель отличия уезжает (перемещается), то исчезает самостоятельная определенность места. Так например, дислоцированная в каком-либо месте воинская часть или геологическая партия резко выделяет интересы и потребности того населенного пункта (места), где они находятся. При перемещении же части (партии) населенный пункт снова не будет отличаться по своим политическим интересам от окружения.
Развитие местной среды при определенных условиях может выразиться в формировании устойчивой пространственно-политической системы, обозначенной на схеме как территориальная социально-политическая общность (ТСПО). Отличие политико-географического места от ТСПО не только и не столько количественное, определяемое числом повторений проявления специфичных политических интересов. ТСПО в отличие от места обладает признаком системной устойчивости. Так, если в приведенном абзацем выше примере при выезде воинской части (как одного из элементов системы) из населенного пункта он, тем не менее, не потерял своей, пусть даже видоизмененной, местной политической специфики, это значит, что мы, скорее всего имеем дело с ТСПО. Каков же механизм преобразования политико-географических мест в ТСПО?
Здесь мы подходим к определению категории местной политической культуры или традиции. Существовавшие на некоторых, чаще всего переломных, этапах исторического развития идеологическая и собственно политическая обстановка, сложившаяся система ценностей, весь социальный опыт прошлого могут оказаться как бы "снятыми", закрепленного в качестве относительно самостоятельного фактора, влияющего на формирование политического интереса. Тип политической культуры или чувство единства судьбы чаще всего закрепляется и преобразуется в общие политические интересы именно посредством общей территории.
Процесс самоидентификации ТСПО с территорией, процесс самоосознания территориальной общности часто преобразуется в зарождение "региональной идеи", а затем и регионализм. Сам по себе этот процесс объективен и не является порождением чей-то злой или или доброй воли. Субъективные усилия могут лишь затормозить или ускорить его. Неудовлетворенная региональная идея обычно и приводит к стремлению к региональному самоопределению в различных его формах вплоть до сецессии (отделения). Политически это и есть то самое качественное отличие (пожалуй, даже преимущество), которое пространственно-временной фактор дает территориальным соцально-политическим общностям по сравнению со всеми остальными общностями по нашей классификации.
Date: 2015-09-03; view: 433; Нарушение авторских прав |