Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Пространство и политика





Пространство и политика.

Концептуальные подходы к изучению особой предметной области.

 

Аксенов Константин Эдуардович, доцент, кандидат географических наук.

Напечатано в: "Пpостpанство и политика. Концептуальные подходы к изучению особой пpедметной области." Пpепpинт научного доклада. "Петpополис", СПб., 1993.

ВВЕДЕНИЕ

 

Процессы взаимодействия политики и пространства представляют собой нечто большее, нежели отношения по типу "явление-среда" и даже "явление-признаки". Взаимодействие пространственных и политических явлений и процессов порождает самостоятельный предметно-научный и общественный феномен, требующий оценки и изучения как особая системная целостность. На практике это выражается в том, что пространственные процессы, имеющие собственные законы зарождения и развития, способны оказывать критическое воздействие на политику, вызывая в ней качественные изменения и, тем самым, становясь частью последней. В способности же политики изменять пространство по собственному разумению, думается, убеждать никого не надо.

 

Наличие особой системной целостности требует выработки особых методов и подходов к ее изучению, не сводимых к традиционным методам политической науки или географии. Ниже мы постараемся наметить некоторые общие концептуальные положения, необходимые для формирования нового системного видения многих знакомых и неизбежных процессов. Мы глубоко убеждены, что именно сегодня наша страна и весь мир переживают период, в котором дальнейшее игнорирование комплексного изучения пространственно-политических систем способно привести к дальнейшим политическим просчетам, оплачиваемым человеческими несчастьями и даже жизнями.

 

Прежде чем приступать к изложению, необходимо условиться о терминах.

 

1. ПОЛИТИКА

 

Политика начинается там и тогда, где и когда появляются конфликты интересов. Конфликт – необходимое условие появления политических отношений, хотя и не достаточное. Отношения по поводу власти и влияния, которые и считаются политикой, возникают только на основе конфликта, они же добавляют недостающий элемент достаточности. Что же есть интерес и конфликт как базовые категории политики и в каком отношении они находятся к пространству?

 

Под интересом традиционно понимается осознанная субъектом потребность. В таком строгом понимании интерес остается лишь психологическим феноменом, доступным для изучения и интересным лишь психологической науке. Для социологии же будет интересен в большей степени общественно значимый интерес, готовый трансформироваться в реальные действия субъекта. Поэтому в дальнейшем изложении под термином "интерес" мы будем подразумевать "общественно значимый интерес", который можно было бы определить как осознанную субъектом возможность (путь) реализации какой-либо потребности или получения выгоды. При наличии нескольких интересов может существовать потенциальная невозможность реализации одного интереса при реализации другого. Такую ситуацию будем именовать противоречием интересов. Противоречие может существовать как само по себе, так и, при определенных условиях, может переродиться в конфликт. Конфликт – это стремление одной стороны в противоречии реализовать свой интерес за счет ущемления интереса другой. Разрешением конфликта будем считать ситуацию, при которой устраняется это стремление. Действия же по разрешению конфликта не могут иметь места без использования принуждения и влияния, а следовательно, подразумевают начало властных отношений, т.е. политики. Каково же место пространства в системе этих понятий?

 

2.ПРОСТРАНСТВО

 

Отношение пространства к политике в контексте сказанного выше разбивается на две части. Пространство (добавим – и время) также может выступать как необходимым, так и достаточным условием в политике.

 

Необходимость пространственного условия двояка.

 

Во-первых, политика как сфера общественных отношений пространственна. Неотъемлемость пространственно-временной атрибутики от политики позволяет нам оперировать в категориях так называемых специальных пространства и времени. Из всего многообразия явлений, как пространственных объектов, и событий – как временных, мы будем выбирать только те, которые имеют политическое происхождение и будем называть их политическими пространством и временем. Элементами политического пространства выступают также все политические явления, зародившиеся и развивающиеся на основе неполитических пространственных процессов. Практика показывает, что даже для специалистов существует трудность перехода от обыденного восприятия пространства с его физическим наполнением к пространству, сложенному не физическими явлениями. Поэтому остановимся подробнее на определении политического пространства, а в дальнейшем изложении постараемся проиллюстрировать некоторые теоретические положения.


 

Довольно распространенным в отечественных философских публикациях является представление о том, что атрибуты социальной формы движения являются лишь определенным фрагментом закономерностей физического времени и пространства. Среди политико-географов также существует подход, при котором политическое (политико-географическое) пространство выделяется на основе наложения политических (политико-географических) процессов на параметры физического пространства: "политико-географическое пространство идентично территории, на которой, в пределах опреде- ленной общественной формы и посредством нее складываются и действуют разнообразные политико-географические процессы, тенденции, закономерности, обстоятельства и факторы" / 5, с.76/; "политическое пространство (территория) – площадь, на которой происходит политическая деятельность" / 7, с.6/.

 

В данном случае, на наш взгляд, необходимо различать понятия "среда" и "пространство". Так, если первое может включать компоненты различных сфер и "отраслевых" пространств, влияющие на развитие интересующих нас процессов и явлений, то пространство определяется единством и определенностью составляющих его самих рассматриваемых нами явлений. Гегель писал: "Мы не можем обнаружить никакого пространства, которое было бы самостоятельным пространством; оно есть всегда наполненное пространство и нигде оно не отлично от своего наполнения" / 2, с.47/.

 

Таким образом, можно сказать, что компоненты физического пространства входят элементами скорее в политико-географическую среду, являясь по отношению к политическому пространству одной из функций. Физическое пространство проявляется по отношению к последнему опосредованно – в степени влияния на осуществление политико-географических процессов,- либо лишь в от- дельных его характеристиках (например соседства, чередования и т.п.). Само же по себе физическое пространство и его измерения могут описывать лишь физические характеристики политических объектов (взятых как физические тела): размеры государственной территории, протяженность и конфигурация границ, и др.

 

Можно заключить, что политическое пространство – это не пространство физических тел, в котором осуществляется политическая деятельность, а сама эта деятельность, взятая с атрибутивной точки зрения. Политическое пространство – это форма бытия политических объектов, отражающая отношения их сосуществования: соразмерности (в мерах протяженности, объема, глубины) и взаиморасположенности.

 

В таком понимании пространство становится тем, чем оно и является на самом деле. Пространство является не только причиной дифференциации форм зарождения и развития общественно-политических процессов. Оно всегда было и останется впредь средством, целью и результатом политической деятельности.


 

Если первая описанная нами сторона необходимости пространственного условия универсальна и не отличает политические явления от прочих материальных объектов, то вторая специфична только для политики. Мы уже упоминали, что для превращения противоречия в конфликт, а следовательно, для начала политических отношений необходимы определенные условия. Такими условиями в общем виде выступает совпадение противоречивых интересов во времени и пространстве.

 

Приведем пример. Конфликт между носителями капиталистической и коммунистической идеологий может остаться на уровне противоречия, если мы рассмотрим интересы, скажем, предпринимателя в США и секретаря парткома в застойном СССР. Пространственный размах их интересов практически не перекрывается, т.е. позволяет реализовать свои интересы независимо друг от друга. Конфликт остается потенциальным.

 

Однако если в качестве субъектов того же противоречия выступают правительства СССР и США, то для политических явлений такой величины пространственные сферы реализации их интересов начинают перекрываться, и противоречие перерастает в конфликт. Наглядным проявлением этого конфликта была "холодная война".

 

Если необходимые пространственные условия политики существуют всегда, когда появляется сама политика, то достаточные – избирательны. Они подразумевают те пространственные свойства и характеристики, которые сами выступают как политические явления или используются в качестве политических инструментов. Эти свойства и будут основным предметом дальнейшего изложения.

 







Date: 2015-09-03; view: 483; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию