Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Защитные механизмы личности





В обыденной жизни всегда есть место... многому, в том числе и неосознаваемым интеллектуальным защитам: рационализации, интеллектуализации, которые могут подчас принимать самые со­вершенные формы в виде научных теорий, трактатов, вероучений и т. п. Один из ярких примеров — обширный труд немецкого фи­лософа начала XX века О. Вейнингера «Пол и характер», который был написан юным философом после разрыва с любимой женщи­ной и посвящен детальному доказательству морального и интел­лектуального превосходства мужчин над женщинами. Известный же датский философ С. Кьеркегор поступил по-другому в сходной жизненной ситуации. После тяжелого для него разрыва помолвки с Региной Ольсен, он создал целый ряд философских произведе­ний («Или-Или», «Повторение», «Три назидательные речи», «Страх и трепет», «Виновен?» — «Не виновен?»), которые посвятил само­анализу и осознанию ряда психологических феноменов и фило­софских категорий. Кьеркегор выбрал не путь отрицания и рацио­нализации своей неудачи, как это сделал Вейнингер, а первый из описанных 3. Фрейдом путей совладания с тревогой: он вступил во взаимодействие со своей проблемой и путем осознания и само­сознания уменьшил возможность психоаналитического повторе­ния этой проблемы в будущем.

Как уже говорилось, структура личности, по Фрейду, имеет три составляющие: «Оно», «Я» (эго), «Сверх-Я» (супер-эго), «Оно» — это собственно бессознательное, включающее глубинные влечения, мотивы и потребности. «Я» — сознание, а «Сверх-Я» представлено как на сознательном, так и на подсознательном уровнях. «Оно» действует в соответствии с так называемым принципом удоволь­ствия. «Я» ориентируется на принцип реальности, а «Сверх-Я» ру­ководствуется идеальными представлениями — принятыми в об­ществе нормами морали и ценностями.

«Оно» является продуктом унаследованного человеком от жи­вотных биологического опыта. «Я» — это, как правило, самосозна­ние человека, восприятие и оценка им самим собственной лично­сти и поведения. «Сверх-Я» — это итог воздействия общества на сознание и подсознание человека, принятие им норм и ценностей общественной морали. Основные источники формирования «Сверх-Я» личности — это родители, учителя, воспитатели, другие люди, с которыми субъект вступил в длительное общение и личные контакты на протяжении жизни.

В процессе общения человеку приходится сталкиваться с раз­личными ситуациями (приятными и не очень), которые определя­ют соответствующее эмоциональное состояние человека. Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных состояний, человек с помощью «Я» вырабатывает у себя следующие защитные механиз­мы личности.

Отрицание. Когда реальная действительность для человека весьма неприятна, он «закрывает на нее глаза», прибегает к отри­цанию ее существования, или старается снизить серьезность воз­никающей для его «Сверх-Я» угрозы. Одна из наиболее распрост­раненных форм такого поведения — неприятие, отрицание критики в свой адрес со стороны других людей, утверждение, что то критикуется, насамом деле не существует. В некоторых случаях такое отрицание играет определенную психологическую роль, на­пример, когда человек действительно серьезно болен, но не при­нимает, отрицает этот факт. Тем самым он находит в себе силы про­должать бороться за жизнь. Однако чаще всего отрицание мешает людям жить иработать, поскольку, не признавая критики в свой адрес, они не стремятся избавиться от имеющихся недостатков, подвергающихся справедливой критике.

Подавление. В отличие от отрицания, которое большей частью относится к информации, поступающей извне, подавление отно­сится к блокированию со стороны «Я» внутренних импульсов и угроз, идущих от «Сверх-Я». В этом случае неприятные признания самому себе и соответствующие переживания как бы вытесняются из сферы сознания, не влияют на реальное поведение. Чаще всего подавляются те мысли и желания, которые противоречат приня­тым самим себе человеком моральным ценностям и нормам. Слу­чаи внешне необъяснимого забывания, не сопровождающиеся вы­раженными психическими расстройствами, являются примерами активной работы бессознательного механизма подавления.

Рационализация. Этот способ разумного оправдания любых по­ступков и действий, противоречащих нравственным нормам и вы­зывающих беспокойство. Обращение к рационализации характер­но тем, что оправдание поступка находится обычно уже после того, как он совершен. Наиболеетипичные приемы рационализации:

— оправдание своей неспособности что-либо сделать;

— оправдание совершенно нежелательного действия, объек­тивно сложившимися обстоятельствами.

Самым известным примером рационализации, очевидно, яв­ляется басня Эзопа «Лиса и виноград», когда лиса, потерпев неуда­чу в попытках достать виноград, стала подробно «объяснять», по­чему она никогда и не хотела его. Рационализация — это нахождение приемлемых причин или оснований для неприемле­мых мыслей, чувств, действий. Человек представляет объяснения, которые логически убедительны и этически приемлемы, для отно­шений, действий, идей или чувств, которые возникают из других мотивационных источников. Мы используем рационализацию, чтобы оправдать наше поведение, когда в действительности наши действия непохвальны.

Рационализация — это способ принять давление супер-эго; она скрывает наши мотивы, делает наши действия морально приемлемыми; она препятствует личностному росту, потому что не дает самому рационализирующему человеку или кому-либо дру­гому работать с истинными, менее похвальными мотивирующи­ми силами.

Формирование реакции. Иногда люди могут скрывать от самих себя мотив собственного поведения за счет его подавления через особо выраженный и сознательно поддерживаемый мотив проти­воположного типа. К примеру, бессознательная неприязнь к чело­веку может выражаться в нарочитом внимании к нему. Такая тен­денция и получила название «формирование реакции».

Проекция. Все люди имеют нежелательные свойства и черты личности, которые они неохотно признают, а чаще совсем не при­знают. Механизм проекции проявляет свое действие в том, что соб­ственные отрицательные качества человек бессознательно припи­сывает другому лицу, причем, как правило, в преувеличенном виде.

Интеллектуализация. Это своеобразная попытка уйти из эмо­ционально угрожающей ситуации путем как бы отстраненного об­суждения в абстрактных, интеллектуализированных терминах.

Замещение. Оно выражается в частичном, косвенном удовлет­ворении неприемлемого мотива каким-либо нравственно допус­тимым способом.

Механизмы защиты в той или иной степени присутствуют в повелении человека всегда, но можно выделить «нормальную» за­щиту, которая бессознательно возникает при переживании вновь прежнего болезненного опыта с целью оградить свое «Я» от повтор­ной травмы, и патологическую как неадекватную силе и характеру стимуляции, ее вызывающей.

Таким образом, современные представления о «нормальной», развитой системе психологической защиты предполагают оценку следующих характеристик:

Адекватность защиты: например, человек может восстановить­ся после той или иной бессознательной защитной реакции и после этого обсуждать ее.

Гибкость защиты: например, человек может использовать раз­ные виды защитных реакций в какой-то определенной, типичной для него ситуации угрозы, то есть «репертуар» его защитного пове­дения не задан слишком жестко.

Зрелость защиты: относительно более зрелыми считаются ме­ханизмы интеллектуализации, сублимации, подавления, рациона­лизации, смещения без частого прибегания к более примитивным формам проекции, отрицания, интроекции.

Интеллектуальные защиты могут принимать и вид жизненных позиций, «твердых» убеждений, они могут стать доминирующим спо­собом думать о себе и о мире и в соответствии с этим строить свои отношения с окружающими. Как и всякий другой защитный меха­низм, защитная позиция характеризуется жесткостью, «автомати-зированностью» (человек не способен реагировать на реальную ситуацию: он реагирует на свой прошлый опыт относительно по­добных ситуаций или на свой актуальный неосознаваемый страх), чрезмерностью, тотальностью. Даже те психологи, которые дале­ки от психоаналитического мышления и интересуются только ког­нитивными причинами поведения человека, вынуждены были прийти к заключению, что реакции человека опосредованы не толь­ко и не столько внешними стимулами, сколько их интерпретацией человеком, тем, как человек думает об этих стимулах.

Бессознательные ошибки в мышлении могут приводить к самым негативным последствиям: разрыву отношений с окружающими, повышенной подверженности жизненным кризисам и стрессам, неумению строить близкие или прочные отношения, системати­ческому повторению одной и той же жизненной ситуации как нео­сознанного сценария своей жизни. В других вариантах эти ошиб­ки могут не приводить к систематическим кризисам, но обречь человека на очень ограниченный диапазон жизненных проявле­ний, на очень однообразное существование, на неспособность личностно меняться и расти в течение своей жизни. Перечень подобных ошибок может быть следующим:

Позиция жертвы. Может выражаться в следующем: «Он это начал», «Я ничего не могу поделать», «Он не дал мне шан­са». Суть этой позиции — в попытке обвинить окружающих.

Установка «Я не могу». Утверждение о неспособности что-либо сделать, которое на самом деле является утверждени­ем об отказе сделать это.

Отсутствие представления о причинении вреда другим. Че­ловек не утруждает себя мыслью о том, каким образом его действия могут ранить других (за исключением физичес­кого вреда); не представляет, что можно задеть чувства дру­гих или причинить эмоциональные страдания.

Неспособность поставить себя на место другого. Человек не способен или почти не способен к эмпатии, не считается с тем, как его поведение влияет на других.

Отсутствие усилий. Нежелание делать что-либо, что кажет­ся скучным или неприятным. Человек погружается в жа­лость к себе и ищет оправдания своей бездеятельности. Появление болевых симптомов психического происхождения, бессознательная цель которых — избежать усилий что-то делать, чего делать не хочется. Жалуется на отсутствие энергии.

Отказ принимать на себя обязательства. Человек говорит, что он «забыл». Не воспринимает что-либо как обязатель­ства. Делает то, что хочет, и игнорирует то, что обязан де­лать.

Установка на собственничество. «Если ты не отдашь это мне, я возьму это сам». Ожидает, что вы будете делать то, что он хочет. Относится к чужой собственности так, как будто она уже стала его (вор, «одалживающий» без разре­шения). Предъявляет к вам требования в виде отстаивания своих прав.

Отсутствие представления о доверии. Он обвиняет вас за то, что вы не доверяете ему; старается заставить вас почув­ствовать, что это ваша вина. Говорит, что не может дове­рять вам.

Нереалистичные ожидания. Примеры могут быть различны­ми: если человек думает, что что-либо случится, то оно дол­жно случиться («его мысль делает это»). Другой пример: ожи­дает, что другие будут идти навстречу всем его желаниям. Безответственное принятие решения. Делает предположе­ния, не опирается на факты, не проверяет суждения; обви­няет других, если дела идут плохо.

Гордость. Отказывается уступить даже в мелочах. Настаи­вает исключительно на своей точке зрения, не принимая во внимание никакие другие. Даже когда его неправота до­казана, продолжает оставаться на своей первоначальной позиции.

Неспособность планировать или продумывать на несколько шагов вперед. Будущее не принимается во внимание, за исключением случаев, когда должно совершиться что-то не­дозволенное или же когда оно предстает в виде фантазий о
блистательном успехе.

Искаженное определение успеха и неудачи. Установка только на успех: «Стать № 1 за одну ночь». Неудача: «Если я не стал № 1, то я ничего не стою».

Страх быть приниженным. Человек чувствует себя прини­женным, когда даже малейшие вещи не делаются так, как он хочет. Не может воспринимать критику без того, чтобы вспыхнуть или обвинить других. Чувствует себя принижен­ным, когда его нереалистические ожидания не сбываются.

Отказ признать страх. Отрицает то, что он чувствует страх. Воспринимает чувство страха как слабость. Не может по­нять, что страх может быть конструктивным.

Гнев. Он используется для того, чтобы контролировать людей. Гнев может принимать формы прямой угрозы, запуги­вания, нападения, сарказма, раздражения. Гнев может мас­кироваться («Я не злюсь, я спокоен»). Гнев в этих случаях растет и распространяется. Все, что угодно, и кто угодно могут послужить поводов для гнева.

Тактика силы. Старается победить других в любой борьбе, получает удовольствие от борьбы за власть как от процесса (то, за что можно бороться, находится на втором плане). Высоко ценит только тех, кто побеждает и доминирует.

Другое возможное название ошибок мышления — иррацио­нальные убеждения, отличиями которых являются, ro-первых, их догматичность, нерациональность; во-вторых, их «автоматичность» (человек не осознает их наличия и возможности выбора для себя, как поступить в той или иной ситуации); в-третьих, эти убеждения могут приводить к эмоциональным и поведенческим расстрой­ствам.

Доказано существование связей между защитными механиз­мами личности и некоторыми иррациональными убеждениями. Список иррациональных убеждений может быть следующим:

Потребность в одобрении. Человек верит, что нуждается в поддержке и одобрении каждого, кого знает и о ком забо­тится.

Высокий уровень ожиданий от себя. Человек верит, что дол­жен быть удачливым, успешным и компетентным в любом деле, за которое он берется, и судит о своей ценности как личности на основе успешности своих достижений.

Склонности к обвинениям. Человек верит, что люди, вклю­чая и его самого, заслуживают обвинений и наказаний за их ошибки и проступки.

Низкая толерантность к фрустрации. Человек верит, что, когда события разворачиваются не так, как им следовало бы, то это совершенно ужасно, катастрофично, поэтому он считает нормальным расстраиваться, когда события скла­дываются не в его пользу или люди ведут себя не так, как ему хочется.

Эмоциональная безответственность. Человек убежден, что он слабо контролирует свои неудачи, неприятности, эмо­циональные расстройства, которые происходят по вине других людей или событий в этом мире. Если бы только «они» (события или люди) изменились, он чувствовал бы себя хорошо и все было бы нормально.

Тревожная сверхозабоченность. Человек верит, что может случиться нечто плохое или опасное, поэтому он должен быть крайне озабочен этим и побеспокоиться о предотвра­щении неприятностей.

Избегание проблем. Человек убежден, что гораздо легче из­бегать определенных трудностей и ответственности и вме­сто этого сначала делать то, что гораздо приятнее.

Зависимость от других. Человек верит, что должен иметь кого-либо более сильного, чем он сам, на кого можно по­ложиться.

Беспомощность относительно изменений. Человек убежден, что является результатом фатального разворачивания его собственной жизненной истории и поэтому почти ничего не может сделать, чтобы преодолеть ее влияние. «Мой путь — это и есть я, и я не могу ничего с этим поделать». Поэто­му он убежден, что неспособен измениться.

Безупречность. Человек верит, что каждая проблема имеет «правильное», или безупречное, решение. И в дальнейшем, пока он не найдет это совершенное решение, он не может быть удовлетворен или счастлив. Неудача в этом поиске может обернуться катастрофой для него.

Интеллектуальные защиты в некоторых случаях могут стано­виться доминирующим «ответом» человека на внутреннее или внешнее напряжение и даже чертой характера. О некоторых людях вообще можно сказать, что «защитность» является чертой их лич­ности: такие люди весьма чувствительны к малейшей критике, ча­сто действуют по принципу «нападение — лучший вид обороны». Они не умеют разрешать конфликты путем переговоров ипредпо­читают силовые или манипулятивные техники.

Если эти и другие защитные механизмы не срабатывают, то неудовлетворенные импульсы, исходящие из «Оно», дают о себе знать в закодированной, символической форме, например, в сно­видении, описках, обмолвках, шутках, странностях поведения че­ловека, вплоть до появления патологических отклонений.

Date: 2015-09-03; view: 471; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию