Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
К социокультурной
(конспект) Целый комплекс наук предоставляет нам многообразные данные о длительном процессе перехода от докультурноого состояния человечества к культурному. Первый из них – процесс превращения биологической формы существования животных в социокультурную форму бытия человека.
Антропологи и археологи описывают все фазы этого процесса постепенного изменения анатомического строения тела очеловечивавшегося животного и его способности обрабатывать природные материалы, создавая из них свои «искусственные органы» (Нестурх М.Ф. Происхождение человека. М., 1970).
Одна из этих фаз – питекантроп (обезьяночеловек). Это сложная структура находилась в состоянии переходности несколько миллионов лет, которое превосходит длительность истории человека разумного в 100 раз. Процесс антропосоциогенеза характеризуется «двумя скачками» (П.И.Борисковский, Я.Я.Рогинский, В.П.Якимов, Ю.И.Семёнов):
Между этими скачками развитие шло нелинейно, по разным траекториям. Только одна из них оказалась продуктивной и привела к образованию Человека разумного. Другие, как выяснилось, были тупиковыми и привели к гибели многих популяций (так называемая «неандертальская проблема»).
Культурный аспект антропосоциогенеза связывается прежде всего с тремя элементами культуры: мышление, язык, духовная культура.
Пониманию значимости этих феноменов в процессе формирования человека способствовали некоторые научные открытия. 1. Изоморфизм филогенеза и онтогенеза. Этот биологический закон был открыт в прошлом веке Э.Геккелем, а потом с некоторыми коррективами эксплицирован в сферу психологии и поведения. 2. Открытия генетики, позволившие прояснить тайну темпорального бытия человека: механизм генетической трансляции специфической структуры и поведенческой программы каждого вида живых существ. Появление человека связано с сокращением сферы действия этого механизма: сохранилась способность кодировать и транслировать из поколения в поколение структурные (анатомо-физиологические) качества биологического вида в единстве с его различными модификациями (расовыми, этническими, потомственно-родственными), но утратилась способность кодировать и транслировать функциональные качества человека – программы его деятельности и поведения. Таким образом, человек не наследовал никакой программы действий, он оказался безоружным перед лицом природы, «пасынком природы» (А.Гелен), обречённым на вымирание и вынужденным действовать сам, стал «непослушным ребёнкомбиосферы» (В.Дольник). В «комплекс благоприятных условий», которые способствовали выходу человека из природы, относятся (В. Дольник):
Кроме того, все эти компоненты должны были обладать системообразующим свойством (М.С.Каган), позволившим им действовать «сообща». В условиях облавной охоты на крупного зверя наш предок обнаружил не известную животным способность психики – творческую способность проектировать результаты и способы неинстинктивных действий – смекалку. Таким образом, процесс превращения биологической формы существования человека в способ его культурного бытия, проходил на обоих уровнях его анатомо-физиологической структуры – физическом (тело) и психическом (мозг).
Date: 2015-09-03; view: 277; Нарушение авторских прав |