Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Этническая и национальная культура
В современной культурологической науке существуют различные подходы к определению понятий "этнос" и "нация", "этническая культура" и "национальная культура", к выявлению их соотношения, взаимосвязи и взаимодействия. Однако наиболее обстоятельный ответ на эти вопросы представлен в учебнике "Культурология" А.С.Кармина [41]. С позиций данного автора, этнос - это социальная группа, членов которой объединяет этническое самосознание - сознание своей генетической связи с другими представителями данной группы. Этническое самосознание индивида строится на его представлениях о своем происхождении. Он чувствует себя принадлежащим к определенному этносу потому, что считает себя потомком ряда предшествующих поколений предков, принадлежащих к этому этносу. Поэтому этническая принадлежность человека определяется, как правило, по его родителям. Нация является этносоциальной общностью. Становление наций связано с преодолением феодальной раздробленности, с образованием и развитием национальных государств, развитием экономики и торгово-промышленных отношений, ростом просвещения и культуры. Для каждой нации характерно создание единого семиотического поля - системы общеизвестных знаковых средств (язык, традиционные формы поведения, символика и т.д.), которая обеспечивает их взаимопонимание и повседневное взаимодействие. Таким образом, этническое самосознание зависит от происхождения человека, национальное самосознание - от его включенности в семиотическое поле национальной культуры и чувства причастности к ней. Иначе говоря, этнос - это родство людей "по крови", нация - родство людей "по культуре". В культуре развитой нации всегда присутствует этническая составляющая - культура этносов (одного или нескольких), из которых эта нация образовалась. Этническая (народная) культура - наиболее древний слой национальной культуры. Она охватывает, как правило, сферу быта и несет в себе "обычаи предков". Она проявляет себя в особенностях пищи, одежды, фольклора, народных промыслов, народной медицины и т.д. В ней выражается народный вековой опыт жизни и рационального ведения хозяйства, связь с природными условиями жизни того или иного народа. Поэтому она в большей мере сохраняется в деревне, чем в городе. Данный тип культуры имеет свои символы самобытности и патриотической привязанности: например, самовар и сарафан у русских, клетчатая юбка у шотландцев; овсяная каша и легенды о "привидениях в замке" у англичан; спагетти у итальянцев. Но национальная культура не сводится к этнической. Ее богатство формируется и складывается на основе письменности и образования. Она воплощается в литературе и искусстве, науке и философии, социально-политическом и технологическом развитии общества. Лучшие достижения национальной культуры - это продукт творчества наиболее талантливых представителей нации, просвещенных, эрудированных людей интеллигенции. Ее средоточием является не столько деревня, сколько город с его театрами, музеями, библиотеками, учебными заведениями. Овладение национальной культурой не дается само собой - оно достигается на основе образования и самообразования и требует серьезных интеллектуальных усилий. Этническая культура - исходный базис национальной культуры. Она является источником национального языка, в ней черпают сюжеты, образы, мелодии и ритмы художники, поэты, музыканты. Она определяет своеобразие и неповторимость "лица" национальной культуры. Однако между этнической и национальной культурой есть и существенные различия и противоречия. 1. Этническая культура - консервативна, сохраняет архаичные, иногда устаревшие традиции и нормы. Национальная культура всегда находится в движении, в развитии. В ней всегда творится новое. 2. Этническая культура - замкнута, невосприимчива к чужому, незнакомому. Национальная культура всегда открыта для контактов с другими культурами, впитывая в себя их лучшие достижения. 3. Этническая культура стремится сохранить различия между локальными, местными, групповыми особенностями быта, поведения, языка и т.д. В национальной культуре эти различия нивелируются, а с развитием и вовсе исчезают. Данные различия приводили к тому, что в истории русской культуры существовала огромная пропасть между этнической (народной) культурой и национальной, между культурой простого народа, "низов" и культурой образованных слоев населения. В России XVIII-XIX веков этот разрыв был так велик, что русскому дворянину легче было понять иностранца, нежели простого русского мужика. Однако по мере развития национальной культуры, роста образованности населения этот разрыв все более сокращался. Сегодня этническая культура все больше переселяется в музеи, становится реликтом. Ее нужно знать и изучать, но жить - в современной культуре. Таким образом, этническую и национальную культуры можно рассматривать как взаимосвязанные и взаимообусловленные этапы исторического развития той или иной культуры. Подобной точки зрения придерживается и отечественный философ В.М.Межуев, выделяющий три этапа в развитии культуры. (См. таблицу 2.)
Таблица 2
Литература
1. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса [Текст] / Ю.В. Бромлей. – М.: Наука, 1983. – 412 с. 2. Духовная культура и этническое самосознание наций [Текст]. Вып.1-2. - М.: Наука, 1990-1991. – 187 и 215 с. 3. Кармин А.С. Культурология [Текст] / А.С. Кармин. - СПб, 2001. - С.73-83. 4. Флиер А.Я. Этнические ценности [Текст] / А.Я. Флиер // Культурология. XX век: энциклопедия. - Т.2. - СПб., 1998.- С.404
6.6 Специфические и «срединные» культуры. Локальные культуры Знакомство каждого из нас с явлением культуры предполагает не абстрактную культуру, а её конкретную, специфическую форму, присущую данной истории, данному народу, данной группе людей, или отдельному человеку. Тот, кто является специалистом по культуре, разбирается в её особенностях, специфике. Таким образом, любая типология культуры, систематизация её разновидностей есть выявление специфических культур. Нам знакома типология, разделяющая культурные миры на Запад и Восток, но и Западная и Восточная культуры имеют внутреннюю специфику. Запад - это и американская, и европейская специфики (разновидности), со своими особенными, но все же западными характеристиками. Восточная культура выявляет особенности (специфику) китайско – конфуцианской, арабо – исламской и индо – буддистской форм. Степень разнообразия или культурная специфика, проявляется на уровне ойкумены (или человечества в целом), например, в расовых различиях; в рамках национальной и этнической, или профессиональной, демографической и других специфических культурных примет. Так, религиозная культура обеспечивает спасение, но каждая религия имеет свою специфику, «свои варианты спасения, не предназначенные для всех, свои способы отбора последователей и передачи им особых знаний и традиций». Разнообразная культурная деятельность создает потребность в высокой специализации, формирует специализированные по уровням и способам деятельности культуры институты. Развитый сельский или городской промышленный труд, ремесленная, интеллектуальная и иная деятельность складываются в институциированные формы культуры. Специфическая культура имеет как высокие, так и обыденные формы. Так, знание функционирует и как оформленная государством культурная разновидность, официальная наука, так и как культура неформального научного сообщества, а также как обыденная, традиционная, и, возможно, упрощенная, бытовая форма. Размышления о культурной специфике - это вопросы её выражения, культурной формы. В осмыслении культурной формы существует понятие срединная культура1. Срединная культура – это устойчивая и непротиворечивая, сложившаяся культура общества. Она оформляется в виде целостности, имеющей структуру с непротиворечивым, гармоничным основанием, культурным ядром. В рамках такой сложившейся культуры снимаются крайние, полярные, противоречивые ориентации: аскетизм – гедонизм; покорность – воля, священное – бесовское; народное – антинародное; пролетарское – буржуазное и т. п. Для срединной культуры характерен устойчивый образ жизни, умеренное благосостояние для широких слоев населения, доступные цели и возможность их реализации. Существуют разные типы срединных культур, специфичные для той, или иной цивилизации или национальной общности. В классических цивилизациях Востока срединная культура формируется в рамках религиозной системы. В индустриальном обществе такая культура создается на основе единства хозяйственной системы и рынка, которые и порождают средний класс. Сложные процессы перестройки срединной культуры возникают в ходе модернизации. В российской культуре постоянно ощущается необходимость вызревания срединной культуры. Этот процесс прерывается столкновением противостоящих принципов и начал, прерывностью культурных эпох (Н.Бердяев). В этом процессе важными становятся нормативные, ценностные, смысловые элементы, формирующие уровни, блоки, синтезирующие разнородные формы. Срединная культура проникает на обыденный уровень, но не сливается с ним. С понятием срединная культура сходно понятие стыковая культура в концепции субэкумен Григория Померанца2. В многообразии культурных типологий к началу ХХ века появилось и вошло в обиход в рамках культурно – исторической школы понятие локальной культуры. Локальный - [лат. - lokalis] местный, свойственный данному месту3. Этому послужили многочисленные географические и культурные открытия, которые к ХХ веку позволили сделать вывод о множественности культурных миров и их независимости от мировой целостности. Эта точка зрения выявилась в концепциях культурно – исторических типов Н.Я. Данилевского, О.Шпенглера, А. Тойнби. Каждый культурный мир, подобно живому организму (Н.Данилевский, О.Шпенглер), обладает внутренней органикой: рождается, достигает зрелости и умирает. Он не связан с другими культурными мирами, не влияет на них. Его смерть – это иная, не культурная, а цивилизационная форма бытия (О.Шпенглер). Более сложная точка зрения на развитие и внутреннюю динамику локальной цивилизации в концепции А.Тойнби4. Литература
1. Ерасов Б.С. Социальная культурология [Текст] / Б.С. Ерасов. - М.: Аспект Пресс, 1996.-591с. 2. Флиер А.Я. Культурология для культурологов [Текст] / А.Я. Флиер. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002.-492с.
Date: 2015-09-03; view: 550; Нарушение авторских прав |