Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Синтез западной и восточной культурной традиции в российской цивилизации
Проблеме специфики российской цивилизации и выявлению особенностей ее развития посвящены многочисленные работы отечественных авторов: Н.А.Бердяева, И.А.Ильина, Н.О.Лосского, Г.П.Федотова, А.С.Ахиезера, Г.Д.Гачева, Б.С.Ерасова, Б.Г.Капустина, И.В.Кондакова, Ю.М.Лотмана, А.С.Панарина, Г.Померанца, В.Б.Пастухова, А.Я.Флиера и других. Как отмечает большинство авторов, исследующих данную проблему, определяющее влияние на формирование российской цивилизации оказал геополитический фактор, а именно срединное положение между цивилизациями Запада и Востока, обуславливающее, во-первых, культурное разнообразие России; во-вторых, возникновение таких феноменов, которые не характерны ни для одной из известных культур. В философской и культурологической литературе подобные цивилизационные образования получили название "стыковых" [34], «пограничных" [35] культур (цивилизаций). По определению С.Семенова, пограничные цивилизации - это целостные общности, исторически сформировавшиеся на границах между христианским, исламским, буддистским и языческим мирами и включающие в себя в различных соотношениях многие их элементы. Определяющими чертами подобных цивилизаций являются: полиэтничность, поликонфессиональность, толерантность, религиозная веротерпимость, способность к культурной адаптации достижений и ценностей других культур, открытость, гибкость и т.д.. К числу таких цивилизаций относится российская цивилизация, которая сочетает в себе черты западных и восточных культур. Так, русский философ Н.А.Бердяев в своей книге "Истоки и смысл русского коммунизма", подчеркивая особую значимость восточных черт в менталитете российской культуры, пишет: "Русский народ по своей душевной структуре народ восточный. Россия - христианский Восток, который в течение двух столетий подвергался сильному влиянию Запада и в своем верхнем культурном слое ассимилировал все западные идеи" [36, с.246]. По мнению И.В.Кондакова, именно от восточного типа цивилизаций берут свое происхождение такие черты российской цивилизации, как: - подавляющая роль деспотического государства, осуществляющего тотальный контроль за всеми сферами жизни общества (или стремящегося к такому контролю); - общинно-коллективистское, в значительной мере тоталитарное по своей природе сознание общества; - господство "вечевых", "соборных" идеалов самоуправления; - приверженность к общественным (государственным или коллективным) формам собственности; стойкое предубеждение против частной собственности; - глубоко укорененное самосознание личности как элемента, в самых разных отношениях репрезентирующего надличностное, всеобщее целое (страну, этнос, религиозную и культурную общность, партийно-классовую международную солидарность, массы трудящихся, толпу на демонстрации или митинге и т.п.); - восприятие человека как "колесика и винтика" социальной системы, не имеющего безусловной значимости; - огромное значение духовных ценностей; наличие механизма духовной интеграции общества в форме идеологии (православной или марксистской); - отсутствие политического плюрализма и др. [37, с.415-416]. В то же время для России всегда было характерно стремление использовать достижения западной цивилизации для совершенствования различных сфер жизни общества: экономической, технологической, военной и т.д.; всегда была характерна ориентация на Запад, который был для нее своеобразной "эталонной" культурой. Однако сочетание западных и восточных начал в российской культуре было различным в разные периоды российской истории. Так, до 988 года Русь воспринималась на Западе как языческое, "варварское государство", что обусловило выбор Русью восточного христианства в качестве государственной религии. Христианство давало ей возможность войти в цивилизованную семью европейских народов, укрепить связи с Европой, а не с Азией, которая ассоциировалась с "дикостью" и "варварством". Однако последующие исторические события (монголо-татарское нашествие, освоение восточных земель и др.) осложнили историческую задачу России, сделав ее чрезвычайно разнородным, гетерогенным обществом. Сочетание противоположных по своей сути западных и восточных культурных начал обусловили такую черту менталитета российской культуры, как бинарность - крайнюю поляризованность, расколотость ценностно-смыслового поля российской культуры. Много внимания данной особенности уделяет русский философ Н.А.Бердяев. В своей работе «Судьба России» философ пишет о том, что Россия - это особый мир, Востоко-Запад, «соединитель двух миров» [38, с.34], поэтому душа русского народа - "сложная и запутанная душа, ибо в ней столкнулись и смешались два потока мировой истории. И эти две стихии в душе русского народа не были органически претворены в цельный характер, в единую волю, в единый разум" [39, с.32]. Несоединенность этих двух взаимоисключающих, противоположных начал определяет противоречивость российской культуры, сосуществование и противоборство в ее менталитете глубинных, неразрешимых противоречий: между всеохватной государственностью и анархической вольностью; между поисками свободы и подчинением государственному деспотизму; между национальным самомнением, стремлением к великодержавности и мессианским универсализмом; между культом материализма и приверженностью к высшим духовным ценностям и т.д. [38] Именно эта противоречивость российской культуры дала основание отечественному философу Г.П.Федотову использовать для ее характеристики образ кентавра - мифического существа, соединяющего черты человека и животного - зримый образ амбивалентности культурности и дикости, добра и зла, гармонии и стихии [40, с.122]. Именно внутренней поляризованностью российской культуры обуславливается дискретность, разорванность, прерывность исторического развития, отсутствие органичного единства различных этапов истории России, о чем пишет Н.А. Бердяев в своей книге "Истоки и смысл русского коммунизма": "Историческая судьба русского народа была несчастной и страдальческой, и развивался он катастрофическим темпом, через прерывность и изменение типа цивилизации. В русской истории, вопреки мнению славянофилов, нельзя найти органического единства. Слишком огромными пространствами приходилось овладевать русскому народу, слишком велики были опасности с Востока, от татарских нашествий, от которых он охранял и Запад, велики были опасности и со стороны самого Запада" [36, с.216]. Выделяя пять периодов русской истории, пять разных Россий: киевскую, татарского периода, московскую, петровскую, императорскую и Россию советскую, он подчеркивает, что смена одного этапа другим осуществлялась через коренную "ломку" всех предшествующих социальных, экономических и политических структур, всего уклада жизни народа, через отрицание традиций и преемственности, сопровождалась радикальными, порой катастрофическими изменениями в социокультурной сфере. Дискретность, разорванность, прерывность исторического развития придает особый размах циклам российской истории, сопровождающимся маятниковыми колебаниями от одной крайности к другой, разрушением культурного наследия предшествующего периода и насаждением новых культурных ценностей и норм. Стремление "до основания" разрушить прежний культурный мир и на его обломках построить новый, еще никогда не существовавший в истории человечества, во многом обусловило драматизм всей российской истории. Как подчеркивает И.В.Кондаков, подобная противоречивость, поляризованность делает Россию "гигантским всемирным "вентилятором", источником глобальной нестабильности, мощным фактором возмущения социокультурных, политических, идеологических и психологических процессов во всем мире. С другой стороны, именно эта разорванность, противоречивость российской культуры, постоянное неустойчивое балансирование между целостностью и расколом способствует формированию ее необычайной гибкости, высокой адаптивности, обеспечивая ее поразительную выживаемость в предельно трудных, порой катастрофических, "антикультурных" условиях [37, с.31-34].
Литература
1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма [Текст] / Н.А. Бердяев // Бердяев Н.А. Сочинения. - М.: Наука, 1990. – 220 с. 2. Бердяев Н.А. Судьба России. Опыт по психологии войны и национальности [Текст] / Н.А. Бердяев. - М.: Советский писатель, 1990. – 346 с. 3. Бердяев Н.А. Философия неравенства [Текст] / Н.А. Бердяев. - М.:ИМА – пресс, 1990. –285 с. 4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа [Текст] / Н.Я. Данилевский. – М.: Книга, 1991.- 547 с. 5. Касьянова К. О русском национальном характере [Текст] / К. Касьянова. - М.: Academia, 1994.-218с. 6. Кондаков В.И. Введение в теорию русской культуры (Теоретический очерк) [Текст] / В.И. Кондаков - М.: Аспект Пресс, 1994.- 496 с. 7. Лотман Ю.М. Культура и взрыв [Текст] / Ю.М. Лотман. // Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2000. – С.12-149. 8. Померанц Г. Теория субэкумен и проблема своеобразия стыковых культур [Текст] / Г.Померанц // Померанц Г. Выход из транса. - М., 1995. – С.27-59. 9. Семенов С. Ибероамериканская и восточноевразийская общность как пограничные культуры [Текст] / С. Семенов // Общественные науки и современность.-1994. - №2. – С. 159-169 10. Федотов Г.П. Судьба и грехи России (Избранные статьи по философии русской истории и культуры) [Текст]: В 2-х т. /Г.П. Федотов. - Т.1. - СПб., 1991. – 413 с. 11. Флиер А.Я. Об исторической типологии российской цивилизации [Текст] / А.Е. Флиер // Цивилизации и культуры. Вып. 1. - М., 1994. – С. 86-101.
Date: 2015-09-03; view: 1020; Нарушение авторских прав |