Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Концепция динамики культуры О. Шпенглера
Освальд Шпенглер (1880-1936) – немецкий философ и историк, один из основоположников современной философии культуры, представитель «философии жизни». Проблему динамики культуры Шпенглер наиболее глубоко рассмотрел в своей книге «Закат Европы» (в 2-х томах, 1918 – 1922; русский перевод – т.1, 1923), которая обобщила уроки первой мировой войны и в короткий срок выдержала более 30 изданий и обрела громадный успех в Европе. На морфологию культуры Шпенглера оказали влияние некоторые идеи А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона, неокантианства. Известно также, что Шпенглер читал книгу Н.Я. Данилевского «Россия и Европа» (см. вопрос 5.6) и многим ему обязан, но нигде не ссылается на Данилевского, хотя обсуждает те же вопросы: о дискретном характере истории, о судьбах и своеобразии великих культур, о причинах их расцвета и гибели. Концепцию О. Шпенглера, как и Н.Я. Данилевского, относят к циклической модели социокультурной динамики. Исходное понятие Шпенглера – «жизнь» как полнота переживаний, творческий порыв в будущее, свобода духа, способность к риску и игре. Культура – символическое выражение жизни в человеческих верованиях, образах, архитектурных сооружениях, социальных учреждениях. Культура рождается как импульс к творчеству из двойственности жизни (проникновение в мир) и смерти (растворение в мире, физическое утверждение в нем). Человек в культуре и завоевывает мир, и защищается от него. Шпенглер стремится выработать такую философию истории, которая бы охватывала наиболее полно историческое культуротворчество народов. Он выступает с резкой критикой постулатов западной исторической науки XIX века – европоцентризма, панлогизма, историзма, однолинейной направленности развития, теории прогресса. Для Шпенглера нет единой мировой культуры. Есть лишь различные культуры, каждая из которых представляет собой «организм» со своей целостностью и судьбой, обособленный от других организмов: «…У «человечества» нет никакой идеи, никакого плана …. Вместо безрадостной картины линеарной всемирной истории… я вижу настоящий спектакль множества мощных культур, первозданной силой расцветающих из лона материнского ландшафта, к которому каждая из них строго привязана всем ходом своего существования, чеканящих на своем материале – человечестве – собственную форму и имеющих каждая собственную идею, собственные страсти, собственную жизнь, воления, чувствования, собственную смерть» [31, т.1, с.151]. Шпенглер выделяет восемь культур – 1) египетская, 2) индийская, 3)вавилонская, 4) китайская, 5) греко-римская, 6) византийско-арабская, 7)западноевропейская, 8) культура майя. Ожидается рождение русско-сибирской культуры, за которой будущее человечества. В культуре выделяются душа культуры и ее тело. Душа культуры - прафеномен, внерациональна и не сводима ни к какой логике; это особое мирочувствование данного народа и составляющих его индивидуумов; переживание времени, места и исторической судьбы. Душа – вечное становление, «такт» и «ритм», музыка. Тело культуры – «чувственно – ставшее выражение души в жестах и трудах» [31, т.1, с.344]. Шпенглер выделяет несколько типов души – «аполлоновскую», «магическую», «фаустовскую», - лежащих соответственно в основе греко-римской, арабской средневековой и западноевропейской культуры. Судьбу культуры Шпенглер определяет по аналогии с биологическим организмом: «Каждая культура проходит возрастные ступени отдельного человека. У каждой есть свое детство, своя юность, своя возмужалость и старость» [31, т.1, с.265]. Шпенглер нигде не объясняет истоки и причины рождения культуры, но зато последующую ее судьбу рисует достаточно полно. В развитии культуры можно выделить следующие фазы: ранняя культура –мифо-символическая; период зрелости – метафизико-религиозная высокая культура; поздняя культура – окостеневшая, утратившая живые силы души. Эту позднюю культуру Шпенглер называет цивилизацией. «Как только цель достигнута, и … вся полнота внутренних возможностей завершена и осуществлена вовне, культура внезапно коченеет, она отмирает, ее кровь свертывается, силы надламываются – она становиться цивилизацией [31, т.1, с.264]. На стадии цивилизаций превалируют «жесткие» формы культуротворчества – архитектура, техника, идеология. Цивилизация – гибель культуры. Примерный срок жизни культуры – около 1000 лет. На стадии цивилизации действуют тенденции массовизации, глобализации и урбанизации. Массовизация означает распространение культурных ценностей на широкие слои населения; она сопровождается резким падением уровня понимания произведений высокой культуры. Может настать такой день, пишет Шпенглер, когда «перестанут существовать последний портрет Рембрандта и последний такт моцартовской музыки – хотя раскрашенный холст и нотный лист, возможно, и останутся, так как исчезнет последний глаз и последнее ухо, которым был доступен язык их форм» [31, т.1, с.329]. Глобализация – это экспансия отмирающей культуры на новые территории; она неизбежно сопровождается столкновением с другими культурами и войнами. Урбанизация – гигантский рост больших городов – неизбежно сопровождается отрывом человека от природы. Шпенглер считает культуру историческим явлением, которое нельзя анализировать при помощи естественнонаучных методов и понятий (причинности, закона). Закон, по Шпенглеру, антисторичен. Культуру же следует не подводить под закон, измерять и разлагать, а творить и сопереживать. Она определяется не законом, а судьбой; постигается не умом, а интуицией. Отстаивая идею уникальности каждой из культур, Шпенглер подчеркивает их «взаимонепроницаемость».Тезис этот, как остроумно заметил немецкий культуролог Л. Энглер, опровергается самой его книгой. Влияние концепции Шпенглера на культурологию XX века трудно переоценить. Метод морфологического анализа стимулировал изучение локальных цивилизаций. Различные стороны его учения были восприняты многими философами, в том числе М. Хайдеггером, Х. Ортегой-и-Гассетом и др. В полемике с идеей Шпенглера о неизбежной гибели культуры оттачивал свою теорию конфигурации культур А. Л.Кребер.
Литература
1. Аверинцев С. Морфология культуры О. Шпенглера [Текст] / С. Аверинцев // Ежегодник Философского общества СССР. – М.: Наука, 1991. – С.25-36. 2. Бердяев Н. Предсмертные мысли Фауста [Текст] / Н. Бердяев //Литературная газета. – 1989.–№12, 22 марта. – С.15. 3. Культурология [Текст]: учебное пособие / ред. А.А. Радугин. – М.: Центр, 2002. – 400 с. 4. Свасьян К.А. Социально-политическая философия О. Шпенглера [Текст] / К.А. Свасьян // Социологические исследования. – 1987. – №6. – С.88-102. 5. Тавризян Г.М. О. Шпенглер, Й. Хейзинга: две концепции кризиса культуры [Текст] / Г.М. Тавризян. – М.: Искусство, 1989.-269 с. 6. Философия культуры. Становление и развитие [Текст]. – СПб.: Лань, 1998. – 448 с. 7. Шендрик А.И. Теория культуры [Текст]: учеб. пособие для вузов / А.И. Шендрик. – М.: ЮНИТИ –ДАНА, Единство, 2002.- 519 с. 8. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой культуры [Текст] / О. Шпенглер: В 2-х т. –М.: Мысль,1993.-Т.1-666с.; т.2-606с.
Date: 2015-09-03; view: 481; Нарушение авторских прав |