Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Стадиальная теория П.А. Сорокина
Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) в 10-е-начале 20-х гг. XX века был профессором Петербургского университета. Его учителями в то время были из зарубежных социологов – Э. Дюргкейм и Г. Тард, а из русских – М.М. Ковалевский и Л.И. Петражицкий. В 1922 г. он был выслан из Советской России вместе с другими учеными-идеалистами. Обосновался в США, где возглавил Гарвардский центр социологических исследований. В 20-40-е годы (так называемый третий и четвертый периоды своего творчества) он разрабатывает концепцию культуры. В 1947 г. Сорокин выпускает работу «Общество, культура и личность», где отражается его позиция 20-30-х гг.: взаимодействие людей основывается на триаде «значение – ценность – норма». С 1937 по 1941 гг. он выпускает беспрецедентный в истории социологии фундаментальный четырехтомный труд «Социальная и культурная динамика», где история культуры с древнейших времен и до середины XX века дана в системном изложении, а все обобщения и выводы подкреплены огромным статистическим материалом. Сорокин представлял исторический процесс как процесс развития культуры. Он трактует культуру в самом широком смысле слова как «некую совокупность, которая создана или модифицирована в результате сознательной или бессознательной деятельности двух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом или влияющих друг на друга своим поведением» [28, с.56]. Однако это определение культуры не отличает науку, философию, религию, искусство и т.д. от, скажем, кучи мусора, оставшейся после деятельности человека. Поэтому Сорокин вводит уточняющее определение («культура в узком смысле слова»): «всякая культура есть не просто конгломерат разнообразных явлений, существующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную, ценность». «Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры. По этой причине важнейшие составные части такой интегрированной культуры также чаще всего взаимозависимы: в случае изменений одной из них остальные неизбежно подвергаются схожей трансформации» [28, с.82]. Культуры объединяются в культурные сверхсистемы. Сорокин выделяет в истории три типа культурных сверхсистем, или три стадии в развитии культуры: идеациональный, чувственный и идеалистический. Прежде чем дать характеристику всех типов культур, Сорокин заявляет о том, что природа любой культуры определяется ее внутренним аспектом – складом мышления, или ментальностью, и, следовательно, анализ идеационального, чувственного и идеалистического типов культуры нужно начинать с описания больших посылок их ментальностей. Эти большие посылки состоят из четырех пунктов: 1) природа реальности; 2) природа целей и потребностей, которые должны быть удовлетворены; 3) степени, в какой эти цели и потребности удовлетворяются; 4) способы их удовлетворения. С точки зрения больших посылок ментальностей идеациональную стадию в развитии культуры можно охарактеризовать следующим образом: 1) реальность понимается как нечто, не воспринимаемое чувственно, нематериальное, непреходящее Бытие; 2) цели и потребности в основном духовные; 3) степень их удовлетворения – максимальная и на высшем уровне; 4) способом их удовлетворения является добровольная минимизация большинства физических потребностей, причем в максимальной степени, вплоть до полного отказа от них. К этому типу культуры Сорокин относит прежде всего средневековую европейскую культуру. В этой культуре, по его словам, «господствующие нравы и обычаи, образ жизни, мышления поддерживали свое единство с Богом как единственную и высшую цель, а также свое отрицательное или безличное отношение к чувственному миру, его богатству, радостям и ценностям» [29, с.430]. В противоположность идеациональной стадии в развитии культуры, базирующейся на сверхчувственном постижении Абсолюта, чувственная считает реальностью только то, что дано органам чувства. Она не верит ни в какую сверхчувственную реальность и не ищет ее; чувственная реальность мыслится как становление, процесс, изменение, преобразование. Потребности и стремления носителя чувственной ментальности – в основном физические, и все делается для того, чтобы они были максимально удовлетворены. Способ их реализации заключается не в преобразовании духовного мира индивида, а в преобразовании или эксплуатации внешнего мира. [29, с.430]. Современную культуру Сорокин относит к чувственному типу культуры. Идеалистическая стадия в развитии культуры – промежуточная между идеациональной и чувственной. «Ее основной посылкой, - пишет Сорокин, - было то, что объективная реальность частично сверхчувственна и частично чувственна, она охватывает сверхчувственный и сверхрациональные аспекты, плюс рациональный, и наконец, сенсорный аспект, образуя собой единство этого бесконечного многообразия» [29, с.431]. В количественном отношении это более или менее сбалансированное соединение идеоциональных и чувственных элементов, с преобладанием, однако, элементов идеациональных. В качественном отношении она синтезирует посылки обоих типов в одно внутренне согласованное и гармоническое единство. Реальность для идеалистической стадии многогранна: имеет значение и непреходящее Бытие, и вечно изменяющееся Становление духовного и материального. Ее потребности и цели – духовные и материальные, однако материальные подчиняются духовным. Способы их реализации заключаются и в самосовершенствовании, и в преобразовании внешнего чувственно воспринимаемого мира. К данному типу культуры П. Сорокин относит западноевропейскую культуру XIII-XIV вв., а также древнегреческую культуру V-IV вв. до н.э. Сорокин замечает: «Анализ типов ментальностей не претендует на то, чтобы быть исчерпывающим; но он достаточен, чтобы показать динамику культуры» [28, с.121]. Он предлагает теорию волнообразной социокультурной динамики. Сорокин считает: культуры движутся силами, заложенными в них самих, просто потому, что такова их природа. Развитие заложенных сил в основных типах (идеациональном и чувственном) происходит до предела, затем начинается откат «волны». Чередование основных типов культуры связано с прохождением через идеалистический тип. Социодинамическая модель П. Сорокина представляет собой последовательную смену определенных типов культуры. Этот процесс выражается в трех стадиях единого цикла («волны»), через которые проходят все основные сферы социокультурной системы: архитектура, живопись, музыка, религия, философия, экономика, политика и т.д. Причем в динамике каждой из этих сфер прослеживаются три стадии, после завершения которых цикл («волна») возобновляется: 1) идеациональная – преобладают процессы познания; 2) идеалистическая – в центре – идеология; 3) чувственная – доминирование сенсорного переживания и эмпирической науки. На первой стадии происходит освоение мира, вырабатываются разнообразные (предметные, технологические, нормативные и др.) формы, позволяющие создавать организационные структуры. На второй стадии эти формы фиксируются в качестве культурных норм, накладывающих определенные ограничения на человеческую деятельность. Таким путем складывается, например, стиль в искусстве, формируется свод законов, появляется религиозная доктрина и научная парадигма. На третьей стадии сложившиеся и устоявшиеся рамки социокультурных норм становятся слишком узкими для приобретенного иновационного опыта, что и побуждает людей вновь обратиться к чувственному переживанию для обоснования своих действий. Каждой стадии соответствует свой тип личности. Нужно отметить, что наибольшее влияние на создание концепции социокультурной динамики П.А. Сорокина оказали идеи Н.Я. Данилевского и К.Н. Леонтьева. Каждый тип культуры имеет свой закон развития и свои «пределы роста» – это и есть социокультурная динамика. По Сорокину, волнообразную смену социокультурных типов следует дополнить перемещением центра «культурного лидерства» в географическом пространстве. Например, современная эпоха кризиса чувственной культуры закончится созданием новой идеациональной культуры, а центр культурного лидерства на рубеже XX-XXI вв. переместится в Россию. Нынешняя «чувственная» культура, считал Сорокин, обречена на закат, поскольку именно она повинна в деградации человека и придании всем ценностям относительного характера. Но из признания неизбежности гибели данного типа культуры совсем не следует, что приходит конец всей человеческой культуре. П. Сорокин верил, что «культура не погибнет, пока жив человек. Уже сейчас наметились очертания новой великой идеациональной культуры, базирующейся на ценностях альтруистической любви и этики солидарности» [30, с.57]. Концепция П.А. Сорокина закладывает основы новой интеграционной науки – макросоциологии, обобщающей достижения всех общественных наук. По своему значению она сопоставима с теориями Гегеля и Маркса.
Литература
1. Голосенко И.А. Питирим Сорокин: судьба и труды [Текст] / И.А. Голосенко. – Сыктывкар; Б.и., 1991. – 156 с. 2. Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX-XX веков [Текст]: пособие. / И.А. Голосенко, В.В. Козловский – М.: Онега, 1995. – 286 с. 3. Культурология [Текст]: учебное пособие / ред. А.А. Радугин. – М.: Центр, 2002. – 400 с. 4. Очерки по истории теоретической социологии XIX - начала XX веков [Текст]. – М., 1994. – С.220-231. 5. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истории, этики, права и общественных отношений [Текст] / П.А. Сорокин. – СПб.: Изд-во Русского христианского гуманитарного института, 2000.- 1054 с. 6. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество [Текст] / П.А. Сорокин. – М.: Политиздат, 1992. – 542 с. 7. Философия культуры. Становление и развитие [Текст]. – СПб.: Лань, 1998. – 448 с. 8. Шендрик А.И. Теория культуры [Текст]: учеб. пособие для вузов / А.И. Шендрик. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. – 519 с. Date: 2015-09-03; view: 620; Нарушение авторских прав |