Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Становление философии культуры





 

Представление древних мыслителей о культуре

Постижение культуры в древнеиндийской философии. «Веды» как древнейший источник индийской мудрости. Древнеиндийские мировоззренческие системы и философские школы (брахманизм, джайнизм, санкхья, буддизм, ньяя, йога) о целях и задачах культурного развития человека. Понятия карма, сансара, мокша, атман, джива, пуруша, нирвана в древнеиндийской модели бытия и культуры.

Понимание культуры в древнекитайской философии. «Книга перемен» как ранний памятник философской мысли, ее влияние на менталитет китайского народа. Учение об инь, ян, дао. Лао-цзы и его произведение «Дао-де-дзин». Учение Конфуция как социальная религия. Понятия ли, жэнь, сяо, жан в основе китайского понимания человеческого совершенства и идеального общества.

Представления о культуре в античном мире. Понимание культуры в работах Гесиода «Теогония», «Труды и дни». Пифагор об искусстве и созвучии гармонии вселенной душе человека. Культурно-гносеологический аспект философии Гераклита Эфесского. Демокрит о происхождении культуры, воспитании человека, правильной общественной организации. Роль Сократа в перемещении гуманистической проблемы в центр философских интересов. Перевод проблемы совершенствования личности из морально-этической в социально-политическую плоскость в философии Платона, его учение о государстве. Проблемы культуры в философии Аристотеля. Основные идеи его произведений «Поэтика», «Политика», «Никомахова этика». Демократические ценности в основе античного понимания культуры. Перикл, Софокл, Геродот, Лукиан об идеалах своего времени.

Вопросы культуры в трудах Лукреция и Плутарха. Появление в недрах латинского языка слова cultura. Марк Порций Катон о душевном отношении к земле, особом уходе за ней. Распространение смысла данного слова на процесс нравственного и интеллектуального развития личности в работе «Тускуланские беседы» Марка Туллия Цицерона. Значение данного расширения проблемного поля культуры.

Критические позиции софистов и киников по отношению к культуре. Роль эпикурейцев, стоиков в формировании атмосферы раннего средневековья. Создание новой религиозно-философской картины мира представителями неоплатонизма (Плотин, Ямвлих, Прокл). Их представления о человеке как проводнике божественной идеи, воплощающем в своей деятельности не свое, а высшее начало.

Понимание культуры в религиозной философии средневековья

Библейские основы в средневековом понимании культуры. Специфика религиозного мировоззрения. Христианское понимание истины и красоты. Идеалы любви, сострадания, милосердия, аскетичной простоты. Роль богословия в формировании религиозной системы ценностей и их иерархия.

Проблемы культурного бытия в западноевропейской философии. Специфика мировоззрения периода патристики. Аврелий Августин о культурном многообразии человеческого бытия, соотношении божественного идеала и земного мира, добра и зла, веры и разума, истины и знания, свободы воли и смысла истории. Его концепция духовной динамики личности в работах «О граде божьем» и «Исповедь».

Изменение представлений о сущности человека и горизонте его возможностей в философии периода схоластики. Взгляды Ансельма Кентерберийского, Пьера Абеляра, Альберта Великого. Рационализм Фомы Аквинского. Его мысли о разумном устройстве общества, добродетелях человека и его интеллектуальных возможностях. Ростки светского свободомыслия в философских учениях Роберта Гроссетеста и Роджера Бекона (Оксфордская школа).

Осмысление культуры в философии эпохи Возрождения

Общая характеристика мировоззрения эпохи Возрождения. Пантеизм, антропоцентризм, гуманизм, персонализм Возрождения. Синтез античных и христианских ценностей в мышлении Ренессанса. Идеал свободной, инициативной, гармонично развитой личности в творчестве представителей эпохи, интеллектуальный аристократизм их взглядов.

Гуманистический вариант неоплатонизма в основе философского понимания культуры. Основные идеи Николая Кузанского и его учение о человеке, наделенном безграничными способностями. Платоновская академия как центр европейской культуры. Взгляды и деятельность Марсилио Фичино. Пико делла Мирандола о свободной сущности человека. Джордано Бруно о деятельностном становлении личности, ее героической природе.

Социальные проблемы культуры в трудах мыслителей Ренессанса. Образ государственного деятеля в концепции Никколо Макиавелли. Социально-политические и религиозно-этические аспекты культуры в произведениях Эразма Роттердамского. Мишель Монтень о проблемах социокультурного бытия. Моральные, этнографические и лингвистические экскурсы в творчестве Якоба Бёме. Утопические программы совершенного культурного общества в наследии Томаса Мюнцера, Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы.

Кризис гуманистических идеалов в период позднего Возрождения. Открытия Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея. Формирование в мышлении позднего Возрождения новой картины мира и места человека в нем. Крушение антропоцентризма. Тема судьбы и свободы воли человека в творчестве мыслителей XVI-н.XVIIвв.

Религиозно-философское обоснование культуры в период Реформации. Воззрения Мартина Лютера и Жана Кальвина. Библейские идеалы и сложившееся в протестантской среде понимание инициативной сущности человека и культуры как деятельностного способа его бытия. Связь возникшей системы ценностных ориентаций с распространением капиталистического производства, рядом свершившихся буржуазных революций, открывших Новое время в истории человечества.

Познание культуры в философии Нового времени

Общая характеристика мировоззрения Нового времени. Рационализм, исторический оптимизм, прагматизм, социальная направленность мышления новой эпохи. Приоритетное значение в жизни общества опытно-экспериментальной науки, дающей реальные знания о законах природы, позволяющие усовершенствовать производство. Вера в возможность переустройста общества на разумных основаниях. Проблема воспитания человека в философии Нового времени.

Проблемы культуры в европейской философии XVII – н.XVIII вв. Френсис Бэкон о роли науки и образования в процессе совершенствования культурного бытия человечества. Рене Декарт о рациональном и целенаправленном преобразовании окружающей среды в соответствии с потребностями человека. Этические и социально-политические проблемы культуры в философии ТомасаГоббса и Джона Локка. Концепция разумного эгоизма Бенедикта Спинозы. Джамбаттиста Вико о развитии культуры в теории исторического круговорота. Появление понятия «культура» в творчестве Самуэля Пуфендорфа.

Культурное бытие человечества в философии представителей французского Просвещения. Появление и распространение понятия «цивилизация» в трудах французских просветителей. Франсуа Мари Аруэ Вольтер о развитии разумных сил общества. Критика невежества и проблема воспитания личности в философии Клода Адриана Гельвеция. Поль Анри Гольбах о происхождении человека, его общественном характере, активной позиции по отношению к внешнему миру. Жан Антуан Кондорсе о культурно-историческом прогрессе человечества. Энциклопедичность взглядов французских просветителей. Идеалы свободы и политического равенства в их наследии. Критика несовершенства социокультурного бытия в философии Жана Жака Руссо.

Понимание культуры в трудах представителей немецкой классической философии. Иммануил Кант о сущности культуры и причине ее развития. Его мысли о свободе и ответственности личности, цели и принципах существования правового гражданского сообщества. Иоганн Готфрид Гердер о происхождении культуры и роли языка в этом процессе. Его исследования географо-климатической и социально-исторической детерминации культуры. Развитие подхода к изучению культуры сквозь призму языка в трудах Вильгельма фонГумбольдта. Фридрих Шеллинг о сущности культуры и искусства в контексте системы трансцендентального идеализма. Георг Вильгельм Фридрих Гегель о диалектике культурно-исторического процесса в контексте всеобщего развития. Понятия истины и свободы в его философской системе. Гегель об абсолютной ценности культуры. Его учение о государстве как единой целостности всех аспектов человеческого бытия. Людвиг Фейербах о сущности религии и подлинной вере в человека.

Философия романтизма о культуре. Приоритетное значение чувственно-иррационального начала в романтической трактовке человеческого бытия. Романтическое переживание противоречий между духом и природой, внутренним и внешним, субъективным и объективным, сознательным и бессознательным, необходимостью и свободой. Иоганн Вольфганг Гёте о красоте как символе нравственности. Фридрих Шиллер о своеобразии и значении художественного творчества и эстетического воспитания. Взгляды Фридриха Шлегеля и Фридриха Новалиса. Фридрих Вильгельм Шеллинг о роли интуиции в подлинной реализации свободного творчества и о беспредельной смысловой насыщенности искусства. Введение А.Мюллером термина kulturphilosophie. Герменевтические постулаты в философии Фридриха Эрнста Шлейермахера.

 

Date: 2015-09-03; view: 257; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию