Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реформация





Реформация – широкое, религиозно-идеологическое движение, начавшееся в первой четверти XVI в. в Германии и направленное на преобразование католического вероисповедания.

Формальное начало Реформации связывают с выступлением Мартина Лютера (1483-1546), провозгласившего 31 октября 1517 г. 95 тезисов против индульгенций. К тому времени торговля индульгенциями (грамотами церкви об отпущении грехов) достигла небывалых размеров и приняла самые грязные формы. Но М.Лютер выступал не против того, каким образом церковь отпускала грехи, а против самого ее права делать это. Он утверждал, что церковь духовенство не являются посредниками между людьми и Богом, а значит, церковь не может отпускать грехи.

Лютер отвергал папство, ложное деление общества на священство и мирян, большинство таинств – святых и ангелов, культ Богородицы, поклонение иконам и святым мощам.

Непререкаемым авторитетом в вопросах христианского учения Лютер считал Библию, поэтому сам перевел ее на немецкий язык, сделав доступной простым людям.

Но причины того, что Реформация не осталась лишь фактом в истории церкви, а создала новое мировоззрение, кроются глубже. Она была вызвана прежде всего серьезными изменениями, происходившими в недрах феодального общества. Все больше возрастала роль городов, а значит, и усиливалось влияние нарождавшейся буржуазии. Она уже не могла мириться с аскетизмом, ограниченностью, алчностью и нравственной растленностью слуг Ватикана. Ведь церковные должности стали предметом торговли, зачастую епископы даже не знали богословия, а проводили время в пирах и увеселениях.

Явным результатом Реформации явилось отпадение от католицизма третьей разновидности христианства – протестантизма.

Требования обновленной церкви, выражавшей прежде всего нравственный протест против католицизма, привлекли под знамена лютеранства крестьян – самое многочисленное сословие. Крестьяне не разбирались в вероисповедальных различиях, но выступали против угнетения. Протестуя против угнетения церкви, они выступали и против давления феодалов, что выразилось в кровопролитной Крестьянской войне 1525 г. Внутренние противоречия, раздиравший лагерь реформатов, давление Рима, ослабление в ходе войны привели к закреплению раздробленности Германии. Страна разделилась на две части, одна из которых находилась под влиянием католицизма, другая – лютеранства.

Вслед за Германией реформационное движение достигло и других стран Европы. Наиболее известные сподвижники Лютера – У.Цвингли, Ж.Кальвин.

Реформация повлияла на становление буржуазного общества, на культурное и социально-экономическое развитие целой части Европы.

Основное содержание лютеровской Реформации позднее было сформулировано его сподвижником Ф.Меланхтоном и заключалось в идее возможности спасения лишь благодаря вере, в утверждении равенства всех верующих перед Богом в вопросах веры и в значительном сокращении обрядности. Кроме того, Лютер создал учение о божественной предопределенности существующего и отсутствии свободы воли у человека. Он утверждал, что спасение не зависит от человека, а определяется желанием Бога.

Подобное положение освобождало человека от тщетных переживаний о ходе и результате мирских дел и оставляло ему лишь одно – надежду на Бога. Спасение не зависело от усилий человека, а если было бы иначе, то это могло бы склонить к гордыне и самодовольству. И если стойкий, упорный труд вопреки трудностям без надежды на успех, совершаемый лишь для укрепления веры, оказывался успешным, это рассматривалось как знак большего благоволения и возможности спасения. Лютер отрицал не необходимость усилий и труда, а неправильные мотивы работы – богатство, власть, славу. Качественный, добросовестный труд в рамках мирской профессии, независимо от ее престижа, рассматривался как нравственный подвиг.

Во многом эти взгляды поспособствовали складыванию общества с новым типом работника и новой, высокоэффективной культурой труда.

Радикальным продолжателем Реформации стал Жан Кальвин, основавший одно из самых мощных течений протестантизма – кальвинизм. Кальвин родился во Франции, а в 1556 г. приехал в Женеву – новый центр реформационного движения. Кальвинизм наиболее последовательно защищал интересы буржуазии, протестуй как против католицизма, так и против народной Реформации. Он еще более упростил богослужение, придав церкви республиканский характер (священники назначались в выборном порядке).

Кальвинизм наиболее известен учением о предопределении, где оно доведено до абсолютного фатализма.

В своей книге «Наставления в христианской вере» Ж.Кальвин пишет: «Мы рассматриваем предопределение как вечный план Бога, в котором он установил свое намерение в отношении каждого человека. Потому что он не создавал их всех в одном состоянии, а предопределяет одних к вечной жизни, других – к вечным мукам». Кальвин считал выбор Бога произвольным, даже непостижимым.

Человек не знает плана Бога относительно себя самого, вот почему он должен вести себя так, как если бы ему было предопределено спасение. Поэтому Кальвин проповедовал предельное ограничение жизненных потребностей, что доходило до суровой мелочной регламентации всей жизни верующего.

Позднее кальвинизм породил целый ряд течений: пресвитериан, конгреционалистов, пуритан и т.д.

Хронологически Реформация совпадает с последним периодом эпохи Возрождения, как бы завершает этот прогрессивный переворот в европейской культуре. Обычно историческое значение эпохи Возрождения связывают с идеями гуманизма. Гуманисты видели в человеке наиболее прекрасное и совершенное творение человека. Они распространяли на человека присущие Богу созидательные, творческие возможности, видели его предназначение в познании и преобразовании мира, преображении его своим трудом.

И вот этому обожествлению человека гуманистами Реформации противопоставила идею полного ничтожества человека пред лицом Господа, а их оптимистическому и жизнерадостному мироощущению – суровый дух добровольного самоограничения и дисциплины. Восхищению могуществом человеческого разума они противопоставили протестантское презрение к «умствованию» и абсолютное доверие к религиозной вере, доходящее даже до мракобесия. Да и сами деятели Реформации были выходами из народа, достигшими всего упорным трудом, фанатически твердыми в вере и являвшими собой полную противоположность изящным, утонченным образованным аристократам, разбиравшимся в искусстве.

Однако у гуманистической культуры и реформированного христианства, несмотря на их различия, была общая историческая основа – постепенное вызревание в недрах феодализма новых, более эффективных способов организации общественного производства. Постепенное возрастание роли городов и формирование нового типа личности – свободного, вольного горожанина – привело к созданию гуманистической культуры. Однако проблема была в том, что плоды этой культуры стали достоянием узкого круга состоятельных граждан. Тогда как идеи протестантских теологов были доступны массам простых людей, не разбиравшихся в тонкостях мировоззрений.

Эпоха Возрождения завершилась. Западная Европа вступила в новый период своей истории и двигалась к Новому времени.

 

 

Date: 2015-09-03; view: 876; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию