Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Художественная культура Арабского Востока





Определенное влияние на развитие средневекового искусства арабов, как и других народов, исповедовавших ислам, оказала религия.

В мировоззрении человека средневековья противоречиво сочетались идеалистические и материалистические тенденции, схоластика и стремление к познанию реальной действительности. Один из величайших ученых и философов средневекового Востока Абу Али ибн Сина (Авиценна), признавал божественное происхождение вселенной и вместе с тем утверждал, что научно-философское знание существует независимо от религиозной веры. Ибн Сина, Ибн Рушд (Аверроэс), Фирдоуси, Навои и многие другие выдающиеся мыслители средневекового Востока, в чьих трудах и поэтических произведениях особенно ярко проявились прогрессивные черты эпохи, утверждали силу человеческой воли и разума, ценность и богатство реального мира, хотя, как правило, не выступали открыто с атеистических позиций.

Когда речь идет о влиянии ислама на изобразительное искусство, обычно указывают на запрет изображать живые существа под страхом религиозной кары. Скульптура, портретная живопись были развиты слабо. Коран запрещал изображение человека из боязни возрождения многобожия (идолопоклонства). «Несчастье тому, - читаем мы в комментариях к Корану, - кто будет изображать живое существ. В день последнего суда лица, которых художник представил, сойдут с картины и придут к нему с требованием дать им душу. Тогда этот человек, не могущий дать своим созданиям души, буде сожжен в вечном пламени», «Берегись изображать господа или человека, а пишите только деревья, цветы и неодушевленные предметы».

Однако история показала, что эти ограничения, наложившие отпечаток на развитие отдельных видов искусства, имели значение не во всех мусульманских странах и строго выполнялись лишь в периоды особенно усиления идеологической реакции.

В крупных городах и центрах Востока появились великолепные образцы арабо-мусульманской архитектуры, с характерными для нее красивыми небольшими сравнительно башенками, тонкими колоннами, несложными выразительными капителями. Общие для многих народов Ближнего и Среднего Востока особенности архитектуры были связаны с природно-климатическими условиями стран и возможностями строительной техники. В архитектуре жилищ издавна были выработаны приемы планировки домов с внутренними дворами и с защищенными от зноя террасами. Строительная техника породила особые конструкции из глины, кирпича из камня. Зодчие того времени создали разнообразные формы арок – подковообразных и особенно стрельчатых, изобрели свои системы сводчатых перекрытий. Исключительного мастерства и художественной выразительности достигли они в кладке больших куполов, опирающихся на тромпы (конструктивную систему, возникшую еще в дофеодальный период).

Средневековые архитекторы Арабского Востока создали новые типы монументальных культовых и светских строений: вмещавшие тысячи молящихся мечети; минареты – башни, с которых призывали верующих на молитву; медресе – здания мусульманских духовных училищ; караван-сараи и крытые рынки, отвечавшие размаху торговой деятельности городов; дворцы правителей, укрепленные цитадели, крепостные стены с воротами и башнями.

В VII в., при жизни пророка, были возведены такие известные сооружения, как мечеть Амра в Фустате, соборная мечеть в Куфе, храм «Купол скалы» в Дамаске Сирия), мечети в Багдаде, Каире. За пределами собственно арабского мира всемирную известность приобрели памятники исламской архитектуры в Средней Азии – Бухаре и Самарканде, особенно площадь Эль-Регистан (XV-XVII вв.) с ансамблем трех медресе с богатейшим мозаичным и резным керамическим и мраморным полом, мавзолей Тадж-Махал (XVII в.) в Индии.

Арабские зодчие, авторы многих шедевров средневекового искусства, большое внимание уделяли декоративным возможностям архитектуры. Поэтому одной из характерных черт синтеза искусств в монументальном зодчестве является важная роль декоративных форм и особое значение орнамента, который то монохромным кружевом, то красочным ковром покрывает стены и своды зданий.

Большую прелесть арабским зданиям (и вообще ремесленным изделиям – коврам, кинжалам, женским украшениям и т.д.) придавали арабески – причудливый орнамент на всевозможные мотивы растительного, частью животного мира. Подобный же орнамент, внешне чрезвычайно огромный, но по существу весьма богатый, поражающий своей тонкой ажурностью был характерен и для арабской живописи. Им обычно украшали рукописи, книги, предметы обихода. Орнамент – «музыка для глаз» - играет очень важную роль в средневековом искусстве народов Арабского Востока. Первоначально в арабеске преобладали растительные мотивы. Позднее получил распространение гирих – линейно-геометрический орнамент, построенный для украшения как больших архитектурных плоскостей, так и различных бытовых предметов. Мастера Арабского Востока достигли изумительной виртуозности, создав бесчисленное множество композиций, в которых всегда сочетаются два начала: логически-строгое математическое построение узора и большая одухотворяющая сила художественной фантазии.

К особенностям арабского средневекового искусства относится также широкое распространение эпиграфического орнамента – текста надписей, органично включенных в декоративный узор. Религия особенно поощряла каллиграфию, переписать текст из Корана считалось для мусульманина праведным делом. Основным видом живописи, получившим развитие на Ближнем и Среднем Востоке в эпоху средневековья, было иллюстрирование светских по содержанию рукописей. Арабские мастера широко пользовались этой возможностью, создав наряду с богатыми орнаментальными украшениями рукописей превосходные серии красочных миниатюр, дающих поэтически образный рассказ о судьбах героев литературного произведения.

Исключительно важная роль в художественной культуре стран Арабского Востока принадлежала прикладному искусству. Экономической базой для этого служило интенсивное развитие ремесла. В художественных ремеслах нашли яркое выражение местные древние традиции искусства, тесно связанного с народным бытом. Арабам – мастерам прикладного искусства – было свойственно высокое эстетическое «чувство вещи», позволявшее, не нарушая практических функций предмета, придать ему красивую форму и умело располагать на его поверхности узор.

Арабы создали известные шедевры художественной литературы. В XII в. окончательно сложилась замечательная книга «Тысяча и одна ночь», в которой собраны лучшие творения фольклора мусульманских народов (особенно египтян и иранцев). Столько ночей, ублажая своего владыку, красавица Шахерезада рассказывала ему арабские, персидские, индийские, греческие волшебные истории, перенося их сюжеты в арабскую среду. Изюминкой арабской литературы вообще является подлинно народный юмор. Непревзойденный образец в этом плане – рассказы о хитроумном ходже (молле) Насреддине, которого считают именно своим буквально все народы Востока.

Всемирной славой отмечены поэмы Абулькасима Фирдоуси (934-1034), особенно «Шахнамэ» («Книга царей»), состоящая из 60000 стихов. Для ее написания Фирдоуси использовал богатейшее народное былинное творчество, подвергнув его чрезвычайно изящной поэтической обработке.

Вершиной арабской поэзии считается творчество другого великого перса, Омара Хайяма (1048-1122), поэта-философа и ученого. Его знаменитые рубаи воспевают жизнь, любовь, добрую пирушку с друзьями.

Темы жизни и смерти, любви и страданий проходят через все творчество Абдуррахман Джами (1414- 1492), как бы доводящего до логического завершения линию его предшественников.

Арабская поэзия, глубоко философская по своему настрою, как правило, сочетается с музыкой. Даже суры Корана читаются нараспев. Строгие правила Корана, запрещая любые вольности, создавали, вместе с исключительными сложностями, и огромные творческие стимулы для исполнителей.

Date: 2015-09-03; view: 1121; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию