Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научная и художественная культура средневековья





Теология и философия. В эпоху средневековья философия не просто подчинялась теологии (учению о Боге), эти две дисциплины, по существу, были нераздельны. Центральным, исходным положением всей средневековой культуры – религии, науки, права,, искусства, образования – был теоцентризм, т.е. центральное положение творца, волей которого объяснялись любые явления в мире. Всемогущество Творца, воплощение в нем Истины и Добра, истолкование Его замысла были в равной мере делом исследования и теологии, и философии, и соответствующим образом понимаемой науки.

Одним из наиболее авторитетных теоретиков раннего христианства был Аврелий Августин Блаженный. Когда в 410 г. вестготы разорили Рим, он в ответ на это событие написал трактат «О граде божьем», в котором утверждал: на все – воля божья, и не пристало печалиться о судьбе земного града тому, кто готовит себя к вечной жизни.

Венчает развитие средневековой теологии Фома Аквинский (1225-1274), доминиканский монах, еще при жизни причисленный к лику святых католической церковью. В «Сумме теологии» и других своих произведениях он доказывал существование Бога тем, что в поисках причин всех явлений человеческий разум, восходя по «лестнице причин» неизбежно должен прийти к идее высшей и окончательной причины всего сущего, коей может быть только Бог.

Главным интеллектуальным оружием в теологических поисках и спорах был метод схоластики (греч. scholastikos – школьный). Школьное знание в те времена (да и не только тогда) было направлено не на поиск нового, а на закрепление и утверждение того, что подавалось как нечто незыблемое, как догма.

Вместе с тем в рамках схоластики ставились проблемы, оказавшие значительное влияние на развитие логики, философии и даже естественных наук.

Серьезный вклад в развитие логики и философии внесли такие философы средневековья, как Иоганн Скотт Эриугена (810-877), Пьер Абеляр (1079-1142), Альберт Великий (1193-1280), Роджер Бэкон (1214-1292), Иоанн Дунс Скот (1266-1308).

Огромное эвристическое значение (от греч. эврика – поиск, открытие) имел так называемый метод «воображаемых допущений». Его использование позволяло, например, «чисто теоретически» обсуждать вопрос, противоречит ли самой логике допущение вращения Земли вокруг Солнца? Итог этих схоластических дискуссий(«нет, не противоречит»), известный Копернику, оказался очень кстати при создании его гелиоцентрической системы.

Одной из главных проблем средневековой теологии была теодицея (букв.: оправдание Бога): «Как возможно, что Бог, всемогущий, всевидящий, всеблагой и т.д., допускает существование зла в мире?». Августин решал этот вопрос чисто схоластическими средствами: «Зло несубстанционально, т.е. не существует само по себе, подобно тому как тьма есть не субстанция, а лишь отсутствие света». Ответом эпохи Возрождения на вызовы теодицеи был пантеизм (букв.; Бог во всем), обожествление природы: «Творец наделил мир внутренним движением и законами природы, по отношению к которым понятия добра и зла попросту лишены смысла». В эпоху Просвещения на смену пантеизму пришел деизм, идея о «Великом часовщике», который, заведя «часы Вселенной», отстраняется от нее.

Схоластические попытки решения этих и многих других теологических вопросов таили в себе серьезные угрозы. Даже возникший еще во II в. с самыми благими намерениями – для толкований Писания – гностицизм (от греч. гностикос – знающий) оказался прямым путем к ересям. Одна из ранних ересей, монофизитство, отрицала допущение двойственной, богочеловеческой природы Христа; несторианство утверждало о его самостоятельно существующей человеческой сущности, адопцианство говорило об усыновлении (от лат. adoptio) Христа Богом – человеческого сына. В позднем средневековье ереси охватили почти всю Европу.

Церковь, почувствовав смертельную угрозу, запретила гностицизм, беспощадно истребляла авторов ересей и их последователей. По всей Европе заполыхали костры инквизиции, на которых заодно сжигались колдуны, знахари, ясновидцы, все по стандартному обвинению – в связи с нечистой силой. Казнь на костре, аутодафе (исп. и португ. - акт веры), по мнению инквизиторов, изгоняла дьявола, сохранив душу.

Однако в позднее средневековье церкви все труднее было бороться с натиском научных данных. Пик ересей пришелся на XIII в., и именно тогда блестящий ход был сформулирован Фомой Аквинским в виде «концепции двух истин». Смысл ее сводится к следующему: «Существуют два рода истин – истины веры и истины разума, при этом истины веры не противоразумны, а сверхразумны». Концепция двух истин оказала неоценимую услугу как религии (поместив ее на высоту, недосягаемую для науки), так и науке (в какой-то степени все же дав ей санкцию на свободу исследований – как ведущих лишь к истинам низшего ранга).

Особенности научного познания. Очень большое место в научной культуре средневековья занимала алхимия, предшественница современной химии. Важнейшей задачей ее было обнаружение «философского камня», способного обращать в золото обычные металлы. Алхимикам удалось добыть значительное количество эмпирических (опытных) данных, которые вошли затем в содержание химической науки. То же самое можно сказать и о такой «лженауке»,как астрология. И астрология, и алхимия не были науками в современном понимании, но они преследовали те же цели, что наука – объяснение мира, поиск природных закономерностей. Другое дело, что этот поиск происходил в форме, наиболее естественной для средневекового мышления.

Характерным для средневекового познания природы был своеобразный «схоластический эмпиризм». М Фуко приводит весьма красноречивое свидетельство такого рода: в средневековый трактат о змеях помимо чисто естественнонаучных сведений входили также описания чудес и пророчеств, связанных с тайными знаками Змеи, Змееносца, Дракона (названия созвездий), описания геральдических знаков, содержащих изображения змей и т.д.

Символическое содержание было присуще в той же мере и произведениям искусства, включавшим (вплоть до XVII в.) четыре смысла – прямой, аллегорический (иносказательный), морально-назидательный и тайный. К числу важнейших символов относилось и зеркало, сферическое на том уровне технике – как око, направленное сразу во внешний и внутренний миры. Вот почему разбитое зеркало означало разрушение этой связи, смерть. Особый смысл имел также знак рыбы. Некоторые исследователи объясняют это тем, что буквы греческого слова «ихтис» - рыба, совпадают с первыми буквами латинского выражения «Иисус Христос, Божий сын, Спаситель». В этом угадывалось бесспорное знамение. Символ рыбы как тайный знак Христа находится на печатях и светильниках в римских катакомбах, где скрывались от преследований первые христиане. Они обозначали себя латинским словом pisciculi (рыбки), а купель для крещения называлась по-лат. piscina – пруд для рыбы; бассейн для купания.

При таком подходе ученый, исследователь природы представлялся неким магом, чародеем, выявлявшим тайные знаки и предзнаменования.

В течение тысячелетнего средневекового пути, шаг за шагом, отражая не только успехи наук, но и общие сдвиги в мировоззрении, замешанный на страхах, благоговейном доверии интерес к чудесам переосмысливался таким образом, что подлинным чудом являются размеренность и организованность мира, и такое «непрерывное чудо» значительно убедительней выражает божественное могущество и мудрость, чем отдельные непонятные чудеса. На смену раннесредневековому «верую, ибо абсурдно» пришло «Верую, чтобы уразуметь» (Ансельм Кентерберийский), а затем «Разумею, чтобы верить» (Абеляр). Концепция «двух истин» в конечном итоге также была выражением шагов этой эволюции. Все эти «игры разума» происходили под бдительным контролем церкви.

Английские монахи-францисканцы Роберт Гроссетест (1175-1253) и уже упомя нутый Роджер Бэкон ввели в исследование природы математику и экспериментальный метод. Хотя и обсуждаясь в русле схоластики, результаты их экспериментов в значительной мере продвинули знания в области оптики – о природе зрения, света и цвета. В Оксфорде проводились исследования в области механики, в частности, относящиеся к ускоренному движению. Во Франции Жан Буридан (ок. 1300-1358) разработал концепцию импетуса (импульса), а Николя Орем (1323-1382) выдвинул идеи, послужившие формированию небесной механики, пантеистических представлений о природе, характерных уже для эпохи Возрождения.

В позднем средневековье начинает возрождаться интерес к достижениям античной науки. Византийский просветитель Максим Плакуд (1250-1310) в работе «Счетное искусство по индийскому образцу» обосновывал использование так называемых арабских цифр (имеющих в действительности индийское происхождение). В Византии в эпоху Палеологов (1261-1453), называемую даже «Византийским Возрождением», появляются новые труды по астрономии, геометрии, тригонометрии, алгебре, геодезии и картографии. В них учитывались также достижения арабских и античных ученых. То же самое можно сказать о медицине, включавшей анатомию, философию, фармакологию (ятрохимию, от греч. iatros – врач). Вплоть до XVII в. использовалось руководство по фармакопее, составленное в XIII в. Николаем Мирепзосом. Столь же популярной была «История Земли» и «Всеобщая география», написанные в XIII в. Никифором Влеммидом. Еще раньше, в XI в., Михаил Пселл составил «Хронографию», жизнеописание императоров. До XIV в. использовался составленный им «Квадриум» (от лат. quadrivium - пересечение четырех дорог), руководство, объединяющее знания в области арифметики, геометрии, астрономии и музыки.

В VI-VII вв. практические успехи были достигнуты в изготовлении красок, в конце VII в. византийцы изобрели «греческий огонь» - зажигательную смесь, которая горела даже в воде, что давало большое преимущество в морских сражениях, а также при осаде крепостей. В IX в. Лев Математик усовершенствовал световой телеграф. Европейцам, незнакомым с порохом и бумагой, пришлось изобретать их заново, вслед за китайцами.

К концу средневековья нараставшие общественные потребности привели к изобретению очков, стеклянного зеркала, механических часов с боем. В торговых операциях использовался вексель, на реках сооружались шлюзы, люди додумались солить сельдь. В 1280-1295 гг. совершил свои путешествия в Индию Марко Поло.

Образование. В V-IX вв. все школы в странах Западной Европы находились в руках церкви. Именно церковь составляла программу обучения, подбирала учащихся. Главная задача монашеских школ была определена как воспитание служителей церкви. Христианская церковь сохраняла и использовала элементы светской культуры, оставшиеся от античной системы образования: в церковных школах преподавались дисциплины, унаследованные от античности: «семь свободных искусств» - грамматика, риторика, диалектика с элементами логики, арифметика, геометрия, астрономия музыка. В то же время античные тексты нередко уничтожались, и дорогостоящий пергамент использовался для записи монастырских хроник.

Также существовали светские школы, где обучались юноши, не предназначенные для церковной культуры. В них обучались дети из знатных семейств.

Уровень преподавания в разных школах и разные периоды Средневековья был неодинаков, менялась и степень образованности людей.

В XI вв. в Италии на базе Болонской юридической школы был открыт первый университет (1088), ставший крупнейшим центром изучения римского и канонического права. Студенты и профессора объединялись в университеты (лат.universitas – объединение) для того, чтобы добиться независимости от города, иметь право самоуправления. Университет делился на землячества – объединения студентов из той или иной страны и факультеты (лат. facultas – возможность), где они овладевали теми или иными знаниями.

В Англии в 1167 г. был открыт первый университет в Оксфорде, затем – университет в Кембридже. Виднейшим университетским ученым Англии XIII в. был Роджер Бэкон (ок. 1214-1292), который в качестве основного метода познания выдвигал не церковные авторитеты, а разум и опыт.

Крупнейшим и первым из университетов Франции была Парижская Сорбонна (1160). Она объединяла четыре факультета: общеобразовательный, медицинский, юридический и богословский. Сорбонна была признанным центром теологии. Так же, как и в другие крупные университеты, сюда стекались студенты из всех европейских стран. Преподавание, как и везде в Западной Европе, велось на латыни.

Средневековая университетская наука называлась схоластикой (от греч. scholastikos – школьный, ученый), т.е. школьной наукой. Ее наиболее характерными чертами было стремление опереться на авторитеты, прежде всего церковные, недооценивание роли опыта как метода познания, соединение теолого-догматических посылок с рационалистическим принципами, интерес к формально-логическим проблемам. Влияние церкви на средневековые университеты было огромным.

Для Византии периода раннего Средневековья также присуще было усиление позиций христианской церкви в области образования, что выразилось, например, в гонениях на античную философию. В VI в. была закрыта знаменитая Афинская школа, основанная Платоном и просуществовавшая почти 1000 лет. Античную философию сменило богословие. Однако к середине IX в. в Константинополе была создана высшая школа, где преподавание строилось по античному образцу. Виднейшим представителем византийской культуры этого времени был патриарх Фотий (ок. 810 или 820-890-е), составитель «Мириобиблиона» - сборника отзывов на 280 произведений преимущественно античных авторов, автор богословских сочинений.

В IX-X вв. отмечается подъем естественнонаучных знаний. Создаются энциклопедии по различным отраслям знаний, содержащие разнообразные сведения о византийском обществе и соседних народах, в том числе и о восточных славянах – русаках. Составляются руководство по хирургии, учебники по математике. Наряду с точными науками широкое распространение получают оккультные науки: алхимия, астрология, магия.

Архитектура. Как и во всех форма средневековой культуры, в архитектуре определяющим оказалось влияние религии. Сильная роль церкви проявлялась и в скульптуре и живописи.

В архитектуре Византии преобладал тип крестово-купольного храма, стены украшались мозаиками. В церковной живописи реалистические традиции сочетались с элементами условности и все большей стилизацией. Великолепный образец архитектуры Византии – храм Святой Софии в Константинополе, стены которого были украшены замечательной разноцветной мозаикой, а крышу завершал огромный купол.

Для Западной Европы V в. была характерна роскошь в архитектуре и скульптуре, отход от реалистического изображения в сторону стилизации и формализма. Пластические искусства все более удаляются от присущей античности реалистической направленности, приобретая отвлеченный и символический характер. Во Франции при Карле Великом было развернуто грандиозное строительство. По своей архитектуре здания напоминали византийские постройки. Строительная техника была несовершенна, большинство зданий, построенных из дерева, погибло.

Постоянно строились феодальные замки и церковные соборы. Церковное строительство особенно усилилось около 1000 г. в связи с ожидавшимся, согласно учению церкви, концом света.

С этого времени в Западной Европе широко строятся каменные сооружения. Тяжесть каменных сводов могли выдержать только толстые мощные стены с немногочисленными и узкими окнами. Стремление возродить Римскую империю отразилось на архитектурных вкусах эпохи. Массивные романские строения символизировали не только политическую и культурную преемственность от Древнего Рима, но и свидетельствовали о неограниченной власти новых правителей Европы, всемогуществе христианского Бога. Поэтому романские церкви называют «замками Бога». Характерные их особенности – полуциркульные арки, купольные конструкции и массивные западные порталы. Такой стиль в архитектуре получил название романского. Иногда для строительства романских церквей использовали фрагменты, изъятые из римских храмов. Так, на строительные материалы была растащена значительная часть Колизея.

В романском стиле построены собор Нотр-дам в Пуатье, соборы в Тулузе, Орсивале, Велезе, Арле (Франция), соборы в Оксфорде, Винчестере, Нориче (Англия), в Станагере (Норвегия), в Лунде (Швеция), в Шпейере, Майнце, Вормсе (Германия), во Флоренции, Пизе и Милане (Италия).

Для скульптур романского стиля характерен полный отказ от реализма в трактовке природы и человеческого тела.

Исключительно церковной по содержанию была и настенная живопись – плоскостная, отрицающая трехмерность фигур и перспективу. От византийской живописи были заимствованы большие глаза на лицах изображаемых, полное отсутствие портретного сходства, искусственность поз. Живопись отражала сословно-иерархического представления о мире: святые изображались более крупными по размеру, чем король, а король – более крупным, чем его вассалы и слуги.

К XII в. относится появление нового архитектурного стиля – готики (от итал. gotico – готский, по названию германского племени готов), ставший после романского стиля вторым каноном Средневековья. Причудливый мир готики является своеобразным отражением протекавших в Средневековой Европе экономических и политических процессов (усложнении структуры общества, рост городов, усиление влияния третьего сословия, религиозные войны). Первые соборы, построенные в готическом стиле в Северной Франции, относятся ко второй половине XII в. Основа готического собора – высокие и стройные колонны, собранные как бы в пучки и перекрещивающиеся на большой высоте. В таком здании стены не являются несущим элементом конструкции, они становятся все тоньше, в них появляются огромные окна, украшенные яркими разноцветными стеклами – витражами. Характерная черта готики – устремление зданий ввысь. Снаружи и изнутри готические соборы украшались также статуями, рельефами, живописью, сохранившими основную черту готического стиля – устремленность ввысь. В основе же общего плана готического собора находился крест. В готических храмах звучала удивительная по красоте музыка. Великолепны готические соборы в Париже (Нотр-Дам, Сен-Шапель), Шартре, Бурже, Бове, Реймсе (Франция).

Для английских готических соборов (в Солсбери, Йорке, Кентербери) были характерны большая протяженность и меньшая высота, чем для соборов на континенте, а также своеобразное пересечение стрельчатых арок сводов, образовывавших декоративные «веерные» узоры. Шедевр готического стиля – Вестминстерское аббатство в Лондоне.

В архитектуре Германии переход к готике был более медленным, чем во Франции и Англии. Собор в Любеке положил начало кирпичной готики, широко распространившейся затем в странах Северной Европы.

В XIV в. готический стиль получил дальнейшее развитие. Это была пламенеющая готика – здания украшали тончайшей резьбой по камню – каменным кружевом. В такой технике выполнены соборы в Корби, Аласоне, Амбере, Конше (Франция).

В Англии XIV в. наметился переход к перпендикулярному стилю в готике, получившему свое название от рисунка линии оконного узора. Каменные стены превращаются в это время в узкие простенки между окнами.
тот стиль был присущ только Англии.

С развитием готической архитектуры меняются и скульптура, и живопись. Человеческие фигуры становятся более реалистичными, богаче становится гамма красок. Все отчетливее сказывается наследие античности. Итак, XIII-XIV вв. – непосредственные предшественники культуры Возрождения.

Литература. Важнейшим элементом средневековой культуры была литература. В период раннего Средневековья активно развивалась устная поэзия, особенно героический эпос, что было характерно прежде всего для Англии и стран Скандинавии. Крупнейшее произведение англосаксонского героического эпоса – поэма «Беовульф» (около 700 г.).

По мнению специалистов, во всей западноевропейской литературе этого периода не имеет себе равных по содержанию и силе эпическая народная поэзия Скандинавии. Важнейшим памятником скандинавского поэтического эпоса считается «Старшая Эдда» - сборник древненорвежских и древнеисландских песен мифологического и героического характера, сказаний о богах и героях. Записана «Эдда» была в XIII в., с появлением в этих странах латинской письменности, но создана была значительно раньше.

Особое место в литературе скандинавских народов занимают исландские саги. Одна из наиболее известных – «Сага об Эрике Рыжем», рассказывающая об открытии исландцами Гренландии и Северной Америки.

Возникает и развивается рыцарская литература. Одно из наиболее знаменитых произведений – величайший памятник французского народного героического эпоса – «Песнь о Роланде», в котором воспеваются военные подвиги знаменитого военачальника Карла Великого графа Роланда, погибшего во время военного похода в Испанию.

В XII в. появляются рыцарские романы. Один из наиболее прославленных поэтов, работавших в жанре рыцарской эпопеи, был Кретьен де Труа (до 1150-до 1190). Его романы («Ланселот, или Рыцарь телеги», «Эрик и Энеида», «Ивейн, или Рыцарь Льва» и др.) были посвящены кельтскому королю Артуру и его вассалам – рыцарям Круглого стола.

Большой популярностью также пользовался роман немца Готфрида Страсбургского (ум.ок. 1220) «Тристан и Изольда» о пылкой любви двух молодых людей. Важный памятник германской народной литературы XII-XIII вв. – «Песнь о Нибелунгах», повествующая о нашествии гуннов на Бургундское королевство в начале V в. В ее основе – древние германские сказания.

Развитие в Западной литературе получила и рыцарская лирическая поэзия. В Германии это миннезингеры, менестрели (певцы высокой любви), сами исполнявшие свои произведения.

Во Франции лирическая поэзия достигла вершины в куртуазной (от фр.cour – двор) поэзии трубадуров (от прованс. trobar – находить), воспевавших добродетели рыцаря-вассала, идеальную любовь и преданное служение даме, чаще замужней, хозяйке замка. Иногда трубадуры сами исполняли свои сочинения, но нередко это делали за них актеры-жонглеры. Среди трубадуров выделяются Бертран де Борн (ок. 1140 – ок. 1215), Джауфре Рюдель (ок. 1140-1170), Арнаут Даниэль и Гильом IX герцог Аквитанский.

В XIII в. при дворах вельмож Северной Франции было распространено искусство труверов (фр. trouver – изыскивать, выдумывать) – певцов, исполняющих песни собственного сочинения. Знаменитейшим трувером был поэт и композитор Адам де ла Аль. Его театрализованная пастораль «Действо о Робене и Марион», включающая обработки народных песен, считается одним из первых произведений оперного жанра.

Значительным явлением в литературе Франции XII-XIII вв. была поэзия вагантов (от лат. vagantes – бродячие) – бродячих поэтов, которые высмеивали католическую церковь и духовенство за алчность, лицемерие, невежество. Церковь преследовала и осуждала вагантов. Примером поэзии вагантов является знаменитое стихотворение «Орден вагантов», автор которого неизвестен и которое, возможно, было результатом коллективного творчества.

Важнейший памятник английской литературы XIII в. – знаменитые баллады о Робин Гуде, который и поныне остается одним из самых известных героев мировой литературы. Выдающимся событием этого периода можно считать активное развитие литературы на английском языке.

Итальянская литература была представлена в основном лирической поэзией – песнями, балладами, сонетами, написанными на итальянском языке. В середине XIII в. в Италии возникает так называемый «новый сладостный стиль», прославляющий любовь к женщине. Основатель этого стиля – болонский поэт Гвидо Гвиницелли (ок. 1230-1276), а крупнейшие представители – флорентийцы Брунетто Латини (2-я пол XIII в.) и Гвидо Кавальканти (ок. 1259-1300).

В конце XIII в. появляется первое прозаическое произведение на итальянском языке – собрание новелл, сюжеты которых впоследствии использовал знаменитый Боккаччо при создании «Декамерона».

В этот период бурно развивается городская литература, для которой были характерны реалистическое изображение городского повседневного быта различных слоев городского населения, а также появление сатирических произведений. Представителями городской литературы были Чекко Анджольери и Гвидо Орланди (конец XIII в.).

Развитие городской литературы свидетельствовало о становлении городской культуры, сыгравшей очень большую роль в становлении западной цивилизации в целом.

Городская культура зародилась во Франции в XI-XII вв. В этот период она была представлена, в частности, творчеством жонглеров.

Литургическая драма (инсценировка на латинском языке библейских сюжетов), по мере развития городов становилась все более светской. Примерно с середины XII в. театральные действия разыгрываются уже не на латыни, а на французском языке, не в церкви, а на городских площадях. Т еатральное искусство активно развивается и в Англии, где с XIII в. представления ведутся на английском языке. Развивается особый жанр – моралите, назидательная аллегорическая драма, главным в которой было изображение борьбы доброго и злого начал за душу человека.

Новым и чрезвычайно новым явлением было создание в городах нецерковных школ. Это были частные школы, материально не зависящие от церкви. Выдающимся магистром Франции был Петр Абеляр (1079- 1142), философ, богослов и поэт, основатель целого ряда нецерковных школ. Ему принадлежит знаменитое сочинение «Да и нет», в котором разрабатывались вопросы диалектической логики.

 

Date: 2015-09-03; view: 1258; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию