Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Марксистская концепция культуры
Эта концепция была заложена работами философа и экономиста Карла Маркса(1818-1883), дополнена его соратником Фридрихом Энгельсом (1820-1895), а также трудами В.И.Ленина (1870-1924). Она базируется на материалистическом понимании истории, связывая культуру с человеческим трудом, с производством материальных благ. Марксизм использовал многие идеи Гегеля, развив и пересмотрев их в рамках нового подхода. С точки зрения марксизма правильное понимание культуры возможно только на основе учения об общественно-экономических формациях – ступенях развития общества, характеризующихся определенным уровнем развития экономики. Под культурой в таком случае понимаются достижения во всех сферах деятельности человека, результаты умственного и физического труда в их единстве. Таким образом, Маркс расширил понимание культуры, обосновав ее связь со всеми сферами социальной жизни и включив в нее не только духовное творчество человечества, но и его материальную практику. Понятие культуры в марксизме является продуктом определенных исторических условий. Каждой общественно-экономической формации присущ свой, особый тип культуры, который сменяется, соответственно, с заменой отжившей формации более прогрессивной. С точки зрения марксизма, в антагонистических формациях (рабовладельческой, феодальной, капиталистической) культура, носит классовый характер. Культура угнетенного класса несет в себе прогрессивные тенденции, культура класса угнетателей – консервативные. В марксистском учении культура является характеристикой человека как общественного существа, представляет собой производство человека как возможно более целостного и универсального продукта общества. Определяющим в развитии культуры является материальная сторона жизни, которая зависит от совершенства орудий труда, с помощью которых формируется как производственная, так и бытовая сторона жизни. На этой основе развивается духовная культура – достижения в области науки, философии, образования, просвещения, морали, искусства. Согласно марксизму, духовная культура, будучи по характеру вторичной, тем не менее оказывает сильное влияние на развитие материальной культуры. Экономика, материальное производство детерминируют явления культуры, но творит ее человек. Создавая предметный мир культуры, человек одновременно творит себя как субъекта, как общественное существо, формирует саму свою способность к творчеству. И хотя он действует под влиянием внутренних побуждений, сам процесс его творчества происходит в определенных общественных условиях и отвечает определенным общественным потребностям. А сами эти условия и потребности зависят в конечном итоге от материальных отношений людей, отвечающих данному уровню овладения человеком силами природы. Разумеется, было бы нелепостью для всех явлений и процессов культуры искать экономические причины. На происходящие о обществе культурные процессы влияет также уровень жизни, материального благосостояния народа, его обеспеченность средствами жизни и средствами культурного развития. Сложность процесса социальной детерминации культуры проявляется в том, что связь между общественными условиями и культурой многообразна и исторически конкретна. Таким образом, марксизм впервые решил вопрос о значении объективных условий и субъективного фактора в общественном развитии. Под объективными условиями понимаются факторы, не зависящие от воли и сознания людей, - природные условия, достигнутый уровень развития производительных сил и т.д. Субъективный фактор – это деятельность масс, классов, партий, государств, отдельных личностей. Наличие объективных условий недостаточно для победы нового. Для этого нужна сознательная деятельность передовых сил общества.
Date: 2015-09-03; view: 1119; Нарушение авторских прав |