Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины





I. Античность- XVIII в.

  1. Тексты

История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: в 5 т. М.: Изд. Акад. Художеств СССР, 1962 – 1970. Т. 1-3.

Горгий. Похвала Елене // Ораторы Греции. М.: Художественная литература, 1985. С. 27–31.
Платон. Ион // Платон. Соч.: В 3 т. М.: Мысль, 1968–1972. Т. 1, 1968. С. 131–148.
Платон. Государство // Платон. Соч.: В 3 т. М.: Мысль, 1968–1972. Т. 3 / 1 /, 1971. С. 89–454.
Аристотель. Поэтика // Аристотель. Соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1975–1986. Т. 4, 1986. С. 645–680.
Аристотель. Риторика // Античные риторики. М.: Изд-во МГУ, 1978. С. 15–12

Квинт Гораций Флакк. Наука поэзии // Гораций. Собр.соч. СПб.: Амфора, 2008. С.113-142.
Проблемы литературной теории в Византии и латинском средневековье. М.: Наука, 1986. С. 170–235.

Ориген. О началах. СПб.: Амфора, 2000. 353 с.
Данте. О народном красноречии // Данте Алигьери. Малые произведения. М.: Наука, 1968. – С. 270–304.
Дю Белле Ж. Защита и прославление французского языка // Эстетика Ренессанса: В 2 т. М.: Искусство, 1981. Т. 2. С. 223–270.
Скалигер Ю. Ц. Поэтика. Кастельветро Л. «Поэтика» Аристотеля, изложенная на народном языке и истолкованная. Сидни Ф. Защита поэзии. Шаплен Ж. Мнение Французской Академии по поводу трагикомедии «Сид». Драйден Дж. Опыт о драматической поэзии // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М.: Изд-во МГУ, 1980. С. 50–70; 81–103; 133–173; 273–298.
Грасиан Б. Остроумие, или Искусство изощренного ума // Испанская эстетика: Ренессанс. Барокко. Просвещение. М.: Искусство, 1977. С. 169–464.
Буало Н. Поэтическое искусство. М.: ГИХЛ, 1957. С. 55–107.

Перро Ш. Параллель между древними и новыми в отношении поэзии // Спор о древних и новых. М.: Искусство, 1984. С. 142 – 245.
Фонтенель Б. Диалоги мертвых – древних и новых. Свободное рассуждение о древних и новых // Спор о древних и новых. М.: Искусство, 1984. С. 246–264.

Поуп А. Опыт о критике // Из истории английской эстетической мысли XVIII века. М.: Искусство, 1982. С.7-41.

Ф. Хатчесон. О красоте, порядке, гармонии, целесообразности // Ф. Хатчесон. Д. Юм. А. Смит. Эстетика. М.: Искусство, 1973. С. 52-71.

Дюбо Ж.-Б. Критические размышления о поэзии и живописи. М.: Искусство, 1976. 767 с.
Вольтер. Эстетика. М.: Искусство, 1974. С. 34–57, 70–83; 100–116; 174–186; 214–216; 262–300.
Дидро Д. Беседы о «Побочном сыне». Гений. О драматической поэзии. Парадокс об актере // Дидро Д. Эстетика и литературная критика. М.: Художественная литература, 1980. С. 135–206; 307–213; 216–299; 538–590.
Лессинг Г. Э. Гамбургская драматургия. М.: Л.: Academia, 1936. 455 с.
Гердер И. Г. Шекспир. Сравнение поэзии различных народов, древних и новых. Критические леса. О воздействии поэзии на нравы народов в древние и новые времена // Гердер И. Г. Избранные сочинения. М.: Л.: Гослитиздат, 1959. С. 3–22; 109–114; 157–178; 192–195.

Гёте И.В. Простое подражание природе, манера, стиль // Гёте И.В. Собр.соч. в 10-ти т. Т. 10. М.: Художественная литература, 1980. С. 26 – 30.

Шиллер Ф. О наивной и сентиментальной поэзии. М.: Директ-Медиа, 2007. 166 с.

 

2. Литература:

Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М.: Ладомир, 1994. 716 с.
Лосев А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М.: Искусство, 1975. 776 с.
Татаркевич В. Античная эстетика. М.: Искусство, 1977. 327 с.
Древнегреческая литературная критика. М.: Наука, 1975. С. 10–156.
Аверинцев С. С. Античная риторика и судьбы античного рационализма // Античная поэтика. М.: Наука, 1991. С. 3–26.
Гаспаров М. Л. Античная риторика как система // Античная поэтика. М.: Наука, 1991. С. 27–59.
Гаспаров М. Л. Поэзия и проза – поэтика и риторика // Историческая поэтика. М.: Наука, 1994. С. 126–159.
Миллер Т. А. От поэзии к прозе (Риторическая проза Горгия и Исократа) // Античная поэтика. М.: Наука, 1991. С. 60–105.
Асмус В. Ф. Платон, эйдология, эстетика, учение об искусстве // Асмус В. Ф. Историко-философские этюды. М.: Мысль, 1984. С. 3–44.
Делёз Ж. Платон и симулякр // Новое литературное обозрение. М., 1993. № 5. С. 45–56.
Женетт Ж. Правдоподобие и мотивация// Женетт Ж. Фигуры. Т.1. – М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. – С. 299-301
Миллер Т. А. Основные этапы изучения «Поэтики» Аристотеля // Аристотель и античная литература. М.: Наука, 1978. С. 5–106.
Аверинцев С. С. Литературная теория в составе средневекового типа культуры. Гаспаров М. Л. Средневековые латинские поэтики в системе средневековой грамматики и риторики // Проблемы литературной теории в Византии и латинском средневековье. М.: Наука, 1986. С. 5–18; 91–169.
Аникст А. А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М.: Искусство, 1967. С. 95–208.
Виппер Ю. Б. Литературный манифест Бригады // Виппер Ю. Б. Поэзия Плеяды. М.: Наука, 1976. С. 95–135.
Виппер Ю. Б. Формирование классицизма во французской поэзии начала XVII века. М.: Изд-во МГУ, 1967. С. 155–324.
Асмус В. Ф. Немецкая эстетика XVIII века. М.: Художественная литература, 1962. 309 с.
II. XIX век

1. Тексты:

Гёте И.-В. Шекспир и несть ему конца. Общие размышления о мировой литературе. Максимы и рефлексии. [Гете И.-В. Об искусстве / Сост. А.В.Гулыга. М.: Искусство, 1975]

Шиллер, Франц фон. Письма об эстетическом воспитании. [Шиллер, Фридрих. Статьи по эстетике / Пред. Г.Лукач. М., Л.: Academia, 1935]

Шеллинг, Фридрих Вильгельм. О романе (из раздела «Конструирование отдельных видов поэзии»). О трагедии. О новой драматической поэзии. (Философия искусства). [Шеллинг Ф.В. Философия искусства / Пер. с нем. М.:Алетейя, 1996.]

Шлегель, Фридрих. Фрагменты. Мысли и мнения Лессинга. История древней и новой литературы. [Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика: В 2 т. / Пер с нем.; ступ. ст. Ю.Н.Попов. М.: Искусство, 1983. Т.1. (Фрагменты)]

Шлегель А. Чтения о драматическом искусстве и литературе. [Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М.: Изд-во МГУ, 1980]

Новалис. Фрагменты. [Фрагменты / Пер. Г.Петникова // Новалис. Гейнрих фон Оффтердинген. Фрагменты. Ученики в Саисе. СПб.: Евразия, 1995; Литературные манифесты западноевропейского романтизма]

Ф.-Л.-Ж. де Сталь. О литературе в ее связи с общественными установлениями. О Германии. [Литературные манифесты западноевропейских романтиков]

Ф.Р. де Шатобриан. Гений христианства. Опыт об английской литературе. [Эстетика раннего французского романтизма / Пер. с фр.; вступ. ст. В.А.Мильчина. М.: Искусство,1982]

Стендаль. Расин и Шекспир.

Готье Т. История романтизма. Шарль Бодлер: Предисловие к «Цветам зла» [Готье Т. Избранные произведения: В 2 т. М.: Худож. лит., 1972. Т.2; Бодлер Ш. Цветы зла и стихотворения в прозе / Пер. Эллиса. Томск: Водолей, 1993]

Бодлер Ш. Салон 1846 года [Что такое романтизм?]. Поэт современной жизни. [Бодлер Ш. Об искусстве / Пер. с фр.; послесл. В.А.Мильчина. М.: Искусство, 1986]

Флобер Г. Письма Л. Коле. [Флобер, Гюстав. О литературе, искусстве, писательском труде / Пер. с фр.; вступ. ст. Д.Затонский. М.: Худож. лит., 1984. Т.1]

Золя, Эмиль. Экспериментальный роман. Чувство реального.

Колридж С.Т. Biographia Literaria. О принципах истинной критики. Лекции о Шекспире («Шекспир и его время», «Поэзия Шекспира», «Гамлет»). [Кольридж С.Т. Избранные труды. М.: Искусство, 1987]

Вордсворт У. Предисловие к «Лирическим балладам». [Литературные манифесты западноевропейских романтиков]

Шелли П.Б. Защита Поэзии. [Литературные манифесты западноевропейских романтиков]

По Э.А. Философия творчества. Marginalia. [Эстетика американского романтизма. М.: Искусство, 1977]

Карлайл Т. О героях, почитании героев и героическом в истории. Новалис. [Карлейль Т. Теперь и прежде / Пер. с англ. М.: Республика, 1994; Новалис. Гейнрих фон Оффтердинген. Фрагменты. Ученики в Саисе. СПб.: Евразия, 1995]

Кьеркегор С. Гармоническое развитие в человеческой личности эстетических и этических начал (из книги «Или–или»). (Керкегор С. Несчастнейший / Пер. с дат. М.: Библеско-Богословский институт св. апостола Андрея, 2002)

Вагнер Р. Произведение искусства будущего. [Вагнер, Рихард. Избранные работы / Пер. с нем.; вступ.ст. А.Ф.Лосев. М.: Искусство, 1978]

Кардинал Ньюмен. Идея университета. [The Idea of a University]

Раскин, Джон. Камни Венеции. Современные художники. Лекции об искусстве. [Рёскин Д. Камни Венеции. СПб.: Азбука-классика, 2009; Рескин Д. Лекции об искусстве читанныя в Оксфордском университете в 1870 году / Пер. с англ. М.: Книжное дело, 1900]

Арнолд, Мэтью. Назначение критики. [The Function of Criticism at the Present Time] Культура и анарахия [Culture and Anarchy].

Пейтер, Уолтер. Ренессанс. [The Renaissance]

Буркхардт, Якоб. Культура Италии в эпоху Возрождения (Букхардт, Якоб. Культура Италии в эпоху Возрождения / Пер. с нем.; предисл. К.А.Чекалов, послесл. А.Е.Махов. М.: Интрада, 1996]

Сент-Бев Ш.-О. Дидро. Что такое классик? «Госпожа Бовари». Шатобриан в оценке одного из близких друзей в 1803 г. Тэн. Мысли и максимы. [Сент-Бев Ш. Литературные портреты. Критические очерки / Пер. с фр. М.: Худож. лит., 1970; Сент-Бев Ш. Зарубежная критика и теория литературы XIX-XX вв.: Трактаты, эссе. / Сб. пер.; вступ. ст. Г.К.Косиков. М.: Изд-во МГУ, 1987]

Тэн И.-А. Предисловие к «Истории английской литературы». Философия искусства [Тэн И. Философия искусства / Пер. с фр. М.: Республика, 1996]

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. [К.Маркс и Ф.Энгельс об искусстве: В 2 т. / Сост. Мих.Лившиц. М.: Искусство, 1957]

Брандес, Георг. Литература XIX века в ее главных проявлениях. Немецкая литература. [Пер. с нем. СПб.: Общественная Польза, 1900; Литературные характеристики: Французские писатели // Собр. соч. / Пер. с дат. Изд. 2-е, испр. СПб.: Просвещение, б.г. Т.13]

Лансон Г. История французской литературы. (Лансон Г. История французской литературы. Современная эпоха / Пер. с фр. М.: Издание Ю.И.Лепковского, 1909).

Ницше, Фридрих. О пользе и вреде истории для жизни. [Ницше Ф. Соч.: В 2 т. / Пер. с нем; вступ. ст. К.А.Свасьян. М.: Мысль, 1990. Т.1]

Импрессионистическая и символистская критика (П.Бурже, А.Франс, Р. де Гурмон, А. де Ренье, П.Валери, А.Жид, А.Сюарес, М.Пруст, О.Уайлд, Г.К.Честертон, У.Б.Йейтс, Р.М.Рильке, С.Цвейг, Т.Манн, Э.Паунд, Т.С.Элиот). [Поэзия французского символизма / Пер. с фр.; вступ. ст. Г.К.Косиков. М.: Изд-во МГУ, 1993; Р. де Гурмон. Книга масок / Пер. с фр. Томск: Водолей, 1996; Жид, Андре. Достоевский. Эссе / Пер. с фр. Томск: Водолей, 1994; Пруст, Марсель. Против Снт-Бёва: Статьи и эссе / Пер. фр. М.: ЧеРо, 1999; Уайльд О. Упадок лжи. Критик как художник // Избранные произведения: В 2 т. М.: Республика, 1993. Т.2.; Валери, Поль. Чистая поэзия. Положение Бодлера // Об искусстве / Пер. с фр. М.: Искусство, 1993; Рильке, Райнер Мария. Флорентийский дневник / Пер. с нем. М.: Текст, 2001; Манн Т. Любек как форма духовной жизни // Собр. соч.: В 10 т. / Пер. с нем. М.ГИХЛ, 1960. Т.9; Цвейг, Стефан. Борьба с демоном: Гёльдерлин, Клейст, Ницше / Пер. с нем. М.: Республика, 1992; Честертон Г.К. Автобиорафия. Эссе // Человек с золотым ключом / Пер. с англ. М.: Изд-во «Кукушка», 2003; Паунд Э. Идеальный критик; Элиот Т.С. Традиция и индивидуальный талант // Зарубежная эстетика и теория литературы]

Дильтей, Вильгельм. Введение в науки о духе. [Зарубежная критика и теория литературы XIX-XX вв.]

Бергсон, Анри. Смех. [Бергсон А. Смех / Пер. с фр. М.: Искусство, 1972]

Кроче, Бенедетто. Шекспир: Трагедия воли. Поздний д’Аннунцио. Краткое изложение эстетики. (Кроче Б. Антология сочинений по философии: История. Экономика. Право. Этика. Поэзия) / Пер. с ит. СПб.: Пневма, 2005).

Вёльфлин, Генрих. Основные понятия истории искусств (раздел «Общие замечания»). [Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств: Проблема эволюции стиля в новом искусстве / Пер. с нем. СПб.: Мифрил, 1994]

2. Литература:

Основная.

Косиков Г.К. Зарубежное литературоведение и теоретические проблемы науки о литературе // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. М.: Изд-во МГУ, 1987. С.5-38.

Дополнительная.

Аникин Г.В. Эстетика Джона Рёскина и английская литература XIX века. М.: Наука, 1986.

Арсланов В.Г. История западного искусствознания ХХ века. М.: Академический Проект, 2003.

Базен, Жермен. История истории искусства: От Вазари до наших дней / Пер. с фр. М.: Прогресс, Культура, 1995.

Бердяев, Николай. Смысл истории. М.: Мысль, 1990.

Берковский, Наум. Романтизм в Германии. СПб.: Азбука-классика, 2001.

Божович В.И. Традиции и взаимодействие искусств. Франция: конец XIX – начало ХХ века. М.: Наука, 1987.

Гачев Г. Жизнь художественного сознания. М.: Искусство, 1972.

Зедльмайр, Ханс. Утрата середины: Революция современного искусства / Пер. с нем. М.: Территория будущего, Прогресс-Традиция, 2008.

Зедльмайр Ганс. Искусство и истина: Теория и метод истории искусства / Пер. с нем. СПб.: Аксиома, 2000.

Иванов Вяч. Гёте на рубеже двух столетий // Родное и вселенское / Вступ. ст. В.М.Толмачёв. М.: Республика, 1994.

Манн Ю.В. Литературоведение // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н.Николюкина. М.: НПК «Интелвак», 2001. С.475-483.

Махов А.Е. Романтизм // Там же. С.894-901.

Михайлов А.В. Эстетические идеи немецкого романтизма // Эстетика немецких романтиков / Пер. с нем. М.: Искусство, 1987. С.7-43.

История философии: Запад-Россия-Восток. Книга третья. Философия XIX-ХХ в. / Под ред. Н.В.Мотрошиловой, А.М.Руткевича. М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А.Шичалина, 1998.

Панофски, Эрвин. Idea / Пер. с нем. СПб.: Аксиома, 1999.

Свасьян К.А. Философское мировоззрение Гете. М.: Evidentis, 2001.

Гаспаров М.Л., Фридлендер Г.М., Чудаков А.П. Поэтика // Литературный энциклопедический словарь / Под ред.В.М.Кожевникова, П.А.Николаева. М.: Советская эниклопедия, 1987. С.295-298.

Нефедов Н.Т. История зарубежной критики и литературоведения. М.: Высшая школа, 1988.

Косиков Г.К. Программа курса «История зарубежной критики и литературоведения» // История зарубежной литературы. Программы курса / Отв. ред. Л.Г.Андреев. Изд. 2-е. М.: Филологический факультет МГУ, 2001. С.140-159.

Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. Парадоксы свободы в романтической философии (Фихте, Шеллинг, Киркегор) // Прорыв к трансцендентному: Новая онтология ХХ века. М.: Республика, 1997. С.11-253.

Толмачёв В.М. Где искать XIX век? // Зарубежная литература второго тысячелетия: 1000-2000 / Под ред. Л.Г.Андреева. М.: Высшая школа, 2001. С.117-185.

Турчин В.С. Из истории западно-европейской художественной критики XVIII-XIX веков. М.: Изд-во МГУ, 1987.

Date: 2015-09-03; view: 485; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию