Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Статья 76





По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

1. Комментируемая статья определяет виды нормативных правовых актов, которые принимаются по предметам ведения Российской Федерации (статья 71), совместного ведения Федерации и ее субъектов (статья 72) и по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации (остаточные полномочия). В ней речь идет о федеральных конституционных законах, федеральных законах, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Федерации, устанавливается их соподчиненность. Термины, применяемые в данной статье и в ряде других статей Конституции, не всегда одинаковы по значению. Иногда понятием «федеральный закон» охватываются и федеральные конституционные законы (например, когда в статье 90 говорится, что указы и распоряжения Президента России не должны противоречить Конституции и федеральным законам, то имеются в виду и федеральные, и федеральные конституционные законы). Термин «закон» тоже употребляется неоднозначно. Предусмотрев, например, в статье 35, что частная собственность охраняется законом. Конституция подразумевает в данном случае под законом и иные нормативные правовые акты. Устанавливая в статье 14, что религиозные объединения равны перед законом, Конституция использует термин «закон» в самом широком смысле, запрещая какую-либо дискриминацию упомянутых организаций и т.д. В статье 15 записано, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить ее Конституции. Здесь имеются в виду все виды законов: федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы субъектов Федерации

Прямое действие на всей территории Российской Федерации федеральных конституционных законов и федеральных законов, принимаемых в пределах предметов ведения России (федеральное устройство, гражданство, федеральный бюджет и др.), означает, что они не нуждаются в одобрении (ратификации) субъектами Федерации и должны непосредственно исполняться на территории каждого из них органами государственной власти, органами Местного самоуправления, должностными лицами, учреждениями, организациями, предприятиями и гражданами. По одним из перечисленных в статье 71 предметов ведения принимаются федеральные конституционные законы, по другим - обычные федеральные законы. В ряде статей Конституции предусмотрено конкретно, когда должны приниматься федеральные конституционные законы, а когда - просто федеральные законы. Федеральными конституционными законами определяется порядок введения чрезвычайного положения (статья 88), принятие новых субъектов в состав Федерации (статья 65), изменение статуса субъектов (в этом случае принятию конституционного закона должно предшествовать соглашение Российской Федерации и соответствующего субъекта - статья 66), порядок проведения референдума (статья 84), утверждаются описание и определение порядка использования Государственных флага, герба и гимна (статья 70), режим военного положения (статья 87), судебная система России (статья 118), полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда и иных федеральных судов (статья 128), порядок созыва Конституционного Собрания для пересмотра Конституции (статья 135), порядок деятельности Уполномоченного по правам человека (статья 103).

Порядок принятия федеральных конституционных законов усложнен. Федеральные конституционные законы по вопросам, названным выше, принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации. Законы же о конституционных поправках к главам 3-8 Конституции (главы 1, 2 и 9 не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием) помимо порядка принятия, указанного выше, вступают в силу только после одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Федерации.

Из сопоставления положений статей 107 и 108 вытекает, что в отличие от федерального закона по отношению к федеральному конституционному закону Президент не имеет права вето, и такой закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом и обнародованию.

Концепция федерального конституционного закона используется в Конституции 1993 года впервые (в ранее действовавших Конституциях России этот термин не применялся). Она имеет свои достоинства и недостатки. С одной стороны, принятие федерального конституционного закона придает особое значение регулированию определенной группы общественных отношений, возводит это регулирование на конституционный уровень, в ряде случаев способствует особой защите прав человека и гражданина (например, устанавливая порядок объявления и режим чрезвычайного положения). С другой стороны, многие федеральные конституционные законы станут, видимо, своего рода приложением к ней, поскольку, будучи крупными актами (например, о военном положении или о Конституционном Суде), не могут быть включены в текст Конституции (в некоторых зарубежных странах такие акты называются органическими, а не конституционными законами). Это может затруднить использование Конституции Российской Федерации, особенно непрофессионалами. В некоторых зарубежных странах используется такой порядок, когда конституционными законами являются только поправки к конституции, которые, однако, не изменяют ее текст, а прилагаются к ней (например, 27 поправок, принятых за более чем двухсотлетнюю историю Конституции США). Есть и такие конституционные законы, которые не предназначены для изменения текста конституций (например, в Италии конституционными законами утверждаются статуты Сардинии, Сицилии и некоторых других областей для придания особого авторитета этим актам). В Индии используется и тот, и другой порядок изменения конституции: путем внесения поправок в текст и как приложение к ней. Во многих странах (Франция, Испания, Сенегал и др.) часть тех вопросов, которые в России отнесены к предмету федеральных конституционных законов, регулируются так называемыми органическими законами, обычно требующими для своего принятия не простого большинства голосов в парламенте (при наличии кворума), а большинства голосов всего состава парламента. Словом есть различные варианты решения этих вопросов и следовательно, разные возможности совершенствования норм Конституции, посвященных федеральным конституционным законам.

Во многих статьях Конституции Российской Федерации указаны конкретные случаи, когда должны приниматься обычные федеральные законы. Ими регулируются перечень сведений, составляющих государственную тайну (статья 29), условия и порядок пользования землей (статья 36), статус столицы России (статья 70), порядок пересмотра приговоров (статья 50) и т.д. Статья 105 (часть первая) Конституции Российской Федерации.гласит, что «федеральные законы принимаются Государственной Думой». Однако это относится к исключительным случаям. Государственная Дума самостоятельно принимает федеральные законы только тогда, когда она Двумя третями голосов от общего состава преодолевает вето Совета Федерации. В этом случае закон подписывается и опубликовывается Президентом (промульгируется) без согласия Совета Федерации. По общему же правилу, как свидетельствует процедура, охарактеризованная в этой же статье федеральный закон принимается обеими палатами Федерального Собрания, когда за принятие такого закона проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы и более половины от общего числа членов Совета Федерации.

Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов, как и федеральных конституционных законов, регулируется Федеральным законом, принятым Федеральным Собранием в 1994 году. Федеральные законы должны публиковаться в течение семи дней после подписания их Президентом Российской Федерации и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом законе не указан иной срок.

2. Федеральные законы издаются не только по предметам ведения Российской Федерации, но и по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. По этим предметам, в отличие от предметов исключительного ведения Российской Федерации, могут издаваться также законы и иные нормативные правовые акты ее субъектов. Акты субъектов Федерации должны соответствовать федеральным законам, регулирующим вопросы данной сферы. В сфере совместного ведения Федерации и ее субъектов закон Федерации обладает верховенством, имеет приоритет. Например, закон об образовании, принятый субъектом Федерации, должен соответствовать федеральным законам по этому вопросу; по вопросам трудового, семейного, жилищного права могут издаваться и федеральные законы, и акты субъектов Федерации, которые должны соответствовать федеральным законам.

3. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам, поскольку последние, будучи принятыми в особом порядке и по вопросам, имеющим принципиальное значение, обладают высшей юридической силой.

4. За исключением вопросов, отнесенных к предметам ведения Российской Федерации, а также совместного ведения России и ее субъектов, последние осуществляют «собственное правовое регулирование» (статья 76, часть четвертая). Слово «собственное» означает в данном случае, что субъекты Федерации по вопросам, отнесенным к предметам их ведения, издают свои законы и иные нормативные правовые акты самостоятельно, полностью регулируя по своему усмотрению отношения, вытекающие из предметов их ведения, а не только в развитие (с учетом местных условий) федерального закона, как это имеет место, когда субъекты тоже принимают «собственные» (т.е. местные) законы по вопросам совместного ведения.

5. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым в соответствии со статьей 71 (исключительные полномочия Федерации), а также федеральным законам, принятым в соответствии со статьей 72 (совместная компетенция). В случае такого противоречия действует федеральный закон, а закон или иной нормативный правовой акт субъекта Федерации не должен применяться.

6. Если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Федерации принят по вопросам, отнесенным к его ведению (остаточные полномочия), и если такой акт противоречит федеральным законам, то действует акт субъекта Федерации. В данном случае принцип верховенства федерального закона не действует, ибо эта сфера общественных отношений резервирована для собственного правового регулирования субъектами Федерации.

После принятия Конституции Российской Федерации был издан Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации». В нем перечислены федеральные законы, которые «признаются недействующими и не подлежат применению органами государственной власти, местного самоуправления и их должностными лицами» полностью (например, законы о выборах народных депутатов, о Конституционном Суде, о порядке публикации законов) или частично (о государственных пенсиях, о собственности и др.).

Date: 2015-09-03; view: 312; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию