Показатели и критерии текущего и итогового контроля по дисциплине
Показателями успешности освоения студентом данной учебной дисциплины при проведении текущего и итогового контроля являются:
- знание основных этапов развития античной, русской и западноевропейской материальной культуры, включая материал по традиционным формам жилища, утвари, костюма и их модернизации в эпоху Нового и Новейшего времени; - знание технологий создания и использования памятников материальной культуры; - владение специальной терминологией, позволяющей описать памятник материальной культуры как объект культурного наследия, музейный предмет и экспонат;
- владение современными методами исследования культуры, памятников культурного и природного наследия;
- умение логично представлять результаты своих исследований, творчески и инициативно подходить к решению поставленных задач;
- умение работать в группе, аргументированно представлять свою точку зрения и корректно вести дискуссию.
Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-5, ОК-7, ПК-1, ПК-2, ПК-6.
Критериями успешности освоения студентом данной учебной дисциплины при проведении текущего и итогового контроля являются:
- систематичность посещения лекционных занятий и ведение конспекта лекций,
- систематичность самостоятельной внеаудиторной работы, работа с литературой, дополняющая лекционный материал;
- систематическое участие в семинарских занятиях, качество подготовки к семинарам, креативность и инициативность;
- ответ на экзаменационные вопросы, соответствующий программе и демонстрирующий требуемый уровень знаний и компетенций.
II. Учебно-методическое обеспечение
Вопросы для семинарских занятий
1.Материалы и технологии и их роль в развитии мировой культуры: камень, дерево, кость, металл, керамика, текстиль, стекло. Подготовка электронных презентаций по одной из технологий.
- Камень как материал, обрабатываемый человеком. История и технология использования камня.
- Кость как материал, обрабатываемый человеком. История и технология использования кости.
- Дерево как материал, обрабатываемый человеком. История и технология использования дерева.
- Металл как материал, обрабатываемый человеком. История и технология использования металла.
- Текстиль: материалы (лен, шерсть, конопля, хлопок, шелк) и технологии (плетение и вязание, валяние, ткачество). Роль текстиля в развитии мировой культуры.
- Глина как как материал, обрабатываемый человеком. История и технология керамического производства. Особенности фарфора и его роль в развитии мировой культуры.
- Стекло как материал, созданный человеком. Обсидиан – природное вулканическое стекло, его использование в культуре. Приготовление стеклянной массы и ее виды, методы обработки стеклянной массы. Роль стекла в мировой культуре.
2.1. Костюм народов Древнего Востока: сравнительный анализ.
-Костюм Древнего Египта и его эволюция (ранние – поздние формы мужского и женского костюма, специфика царского и жреческого костюма).
-Костюм Древнего Шумера и его эволюция (ранние – поздние формы мужского и женского костюма, специфика жреческого костюма, воинский костюм, роль украшений в костюме). Костюм Вавилонского царства.
-Костюм Ассирии: царское и жреческое облачение, костюм воина, женский костюм.
-Специфика персидского костюма (типы кроеной одежды) и его влияние на античный мир.
2.2.Памятники материальной культуры Древней Греции в коллекциях музеев мира.
- Памятники материальной культуры Древней Греции в Британском музее. Изобразительные источники по истории материальной культуры Древней Греции в собрании Британского музея.
- Памятники материальной культуры Древней Греции в коллекции музея Метрополитен. Изобразительные источники по истории материальной культуры Древней Греции в собрании музея Метрополитен.
- Памятники материальной культуры Древней Греции в собрании Государственного Эрмитажа. Изобразительные источники по истории материальной культуры Древней Греции в собрании Государственного Эрмитажа.
2.3.Материальная культура Древнего Рима: типологические аспекты.
- Развитие технологий строительства, их применение в организации урбанистической среды.
- Символическое осмысление источников воды в Древнем Риме и семантика колодцев, фонтанов и акведуков.
- Архаическая мораль и стремление к роскоши в материальной культуре Рима.
- Сельскохозяйственные и парадные загородные резиденции и их культура.
2.4. Античный костюм как часть культуры.
- Особенности костюма Крито-Микенской цивилизации.
- Типология древнегреческого костюма (мужской и женский костюм, воинский костюм), его региональная специфика и его декор. Ювелирные украшения в структуре костюма.
- Греческий театральный костюм и маски.
- Особенности и типология римского костюма. Ювелирные украшения в структуре костюма.
- Тога и ее символическая роль в позднеантичной культуре.
3.1. Ремесло в культуре Средневековой Европы: ремесленные трактаты, цеховая организация зрелого средневековья.
- Трактат «О различных ремеслах» пресвитера Теофила. Общая характеристика.
- Странствующие мастера. Журнал Бернара де Оненкура.
- Городские корпорации ремесленников: формы организации, социальное значение.
- Символическое осмысление ремесла, ремесленных рецептов и продуктов ремесленного труда.
3.2.Костюм в контексте развития средневековой культуры.
- Костюм раннего средневековья. Роль местных варварских форм одежды, заимствования из римского костюма, роль ювелирных украшений.
- Костюм эпохи крестовых походов: рыцарский костюм, влияние геральдики на костюм, восточные ткани в западноевропейском костюме.
- Костюм зрелого Средневековья.
- Бургундская мода.
3.3.Стилистическая эволюция костюма эпохи Ренессанса. Региональные особенности.
- Эволюция итальянского костюма эпохи Ренессанса: костюм Флоренции XV – начала XVI в., венецианский костюм в XVI в. Текстильное производство, вышивка и кружево в костюме.
- Французский костюм эпохи Ренессанса.
- Испанский костюм эпохи Ренессанса и его влияние на европейскую культуру.
- Особенности немецкого костюма эпохи Ренессанса. Роль ювелирных украшений в костюме.
- Особенности английского костюма эпохи Ренессанса. Роль ювелирных украшений в костюме.
3.4.Златокузнечное искусство эпохи Возрождения: Италия, Германия.
- Ювелиры Италии XVI в. по материалам «Жизнеописания» Бенвенуто Челлини.
- Трактат Бенвенуто Челлини «О ювелирном искусстве».
- Ювелиры Аугсбурга и Нюренберга и их вклад в развитие западноевропейской художественной культуры.
- Произведения немецких златокузнецов в России в XVII в. (по материалам Оружейной палаты Московского кремля).
4.1.Дворец как феномен материальной культуры эпохи Барокко.
- Архитектурно-планировочная система дворца (городской и загородной резиденции) и ее символическое осмысление.
- Дворец барокко: экстерьер, упорядоченный ландшафт (парковая архитектура).
- Интерьеры дворца: анфилады, лестницы, театры, парадные залы.
- Обстановка парадных и жилых залов и помещений. Текстильный декор. Осветительная арматура. Обманки в интерьере и экстерьере.
- Человек в пространстве парадных анфилад барокко.
4.2.Европейский костюм XVII-XVIII в. по материалам музейных собраний и изобразительным источникам.
- Французский костюм и влияние французской моды на костюм Западной Европы.
- Испанский придворный костюм и его эволюция, региональные особенности костюма.
- Английский костюм и его эволюция.
- Венецианский карнавал и культура маски в Венеции в XVIII в. (по «Образам Италии» П. Муратова).
4.3.Европейский костюм XIX-начала ХХ в. по материалам музейных собраний и изобразительным источникам.
- Античные реминисценции в европейском костюме конца XVIII – начала XIX в.
- Мода и аксессуары в контексте культуры немецкого бидермайера.
- Английская викторианская мода, траурная мода.
- Рождение модной индустрии в конце XIX – начале ХХ века и ее международный характер.
4.4.Движение искусств и ремесел и поэтизация ручного труда Д. Рескиным и У. Моррисом.
- Реабилитация ручного труда в работах Т. Карлейля и Д. Рескина. - Д. Рескин о задачах преобразования современной предметной среды в процессе преодоления социальных и эстетических противоречий современной цивилизации. - Образы ремесленного труда в творчестве художников-прерафаэлитов. - «Красный дом» У. Морриса как эстетический проект и артистическая утопия. - Идеи Морриса о возрождении ручного труда и деятельность фирмы «Моррис и К».
5.1.Древнерусский костюм и ювелирные украшения.
- Древнерусский костюм и его региональная специфика. Княжеский мужской и женский костюмы, воинский костюм, облачения священства. Повседневный костюм горожан и купцов. Археологические, письменные и изобразительные источники для его реконструкции.
- Костюм Московской Руси: царские облачения и регалии, одежды священства, костюм родовой и служилой аристократии.
- Крой древнерусского костюма зрелого средневековья.
- Ткани и аксессуары в древнерусском костюме эпохи зрелого средневековья.
- Место ювелирных украшений в древнерусском костюме.
5.2.Монастырская колонизация северорусских земель и ее вклад в развитие древнерусской материальной культуры.
- Сергий Радонежский и Троице-Сергиева лавра. Концепция «умного делания и ее роль в развитии русской культуры.
- Ученики Сергия – создатели монастырей «Северной Фиваиды».
- Быт православного монастыря зрелого средневековья.
- Садоводство и его роль в монастырской культуре.
6.1.Материальная культура русского дворянства во второй половине XVIII-XIX в.: придворная жизнь, дворец, усадьба.
- Планировочное решение русской усадьбы, архитектурно-художественное решение, интерьер и его убранство.
- Усадебная жизнь на страницах рукописных альбомов (конец XVIII-первая половина XIX в.)
- Труд и досуг обитателей усадьбы.
- Дворянская семья и усадебный быт.
- Мемориальные предметы в дворянских усадьбах.
6.2.Семантика советского костюма в контексте идеологических установок эпохи.
- Одежда крестьян: традиционный костюм и его трансформация в ХХ в.
- Текстильная промышленность и костюм периода военного коммунизма и первых пятилеток.
- Костюм эпохи Великой отечественной войны. Военная форма, костюм партийной элиты, костюм рабочих и интеллигенции.
- Мода в Советском союзе в 1960-80-е гг. в контексте бытовой и художественной культуры эпохи.
- Неформальные молодежные субкультуры и их отражение в костюме 1980-1990-х.
Date: 2015-09-03; view: 398; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|