Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ведическая концепция и доказательства
Сложность и неадекватность рассмотренных теорий в отношении существования субстанций сознания и тела, их противоречивость и недоказуемость невольно наводят на мысль о преимуществах ведической концепции души, как единой неделимой частицы, наделенной сознанием и играющей роль диспетчера тела - интегратора его чувственного опыта, которая способна покидать тело и существовать самостоятельно.
В этом смысле большой интерес представляют существующие эмпирические доказательства посмертного опыта людей, переживших клиническую смерть. К ним близки идеи профессора О. А. Троицкого, о возможности детектирования души, покидающей телесную оболочку. Реализация этих идей не столь уж фантастична, если принять во внимание опыты супругов Кирлян по фотографированию души, покидающей тело, в инфракрасном свете. В любом случае уже настало время начать широкое обсуждение тем, связанных с исследованием такого сложного объекта, как душа.
Пока нет прямых экспериментов, устанавливающих факт, что душа способна покидать тело. Сторонние же наблюдения и имеющиеся сведения из американской печати об изменении скачком веса тела при его смерти, можно толковать по-разному. Может быть, это ошибки измерений, ведь надо очень точно измерить вес содержащегося в последнем выдохе воздуха, отход газов и прочие сопровождающие смерть явления. Кроме того, надо еще объяснить, почему душа — нематериальная субстанция — имеет вес. Все это — объективно существующие трудности в отношении исследования души.
Однако уже имеется целый набор эмпирических доказательств независимости сознания от мозга и существования души, как самостоятельной субстанции. Эти доказательства базируются, в частности, на посмертном опыте многих людей, побывавших какое-то время в состоянии клинической смерти и вернувшихся к жизни, а также свидетельствах воспоминаний о прошлых жизнях. Остановимся на результатах некоторых наблюдений в этой области.
Как известно, в состоянии клинической смерти нормальное функционирование мозга прекращается. Об этом свидетельствуют энцефалограммы. Физиологическое сознание, основанное на восприятии информации от органов чувств, перестает существовать. Тело переходит в бессознательное состояние.
Тем не менее, некоторые пациенты после того, как они возвращаются из клинической смерти к жизни, сообщают, что наблюдали себя со стороны. Это означает, что их собственное «я» выходило из тела и наблюдало за всем происходящим со стороны, из точки, находящейся вне тела. Они видели, в частности, как медицинский персонал старался вернуть тело к жизни, обстоятельства аварии, первую помощь безжизненному телу и т.д.
Посмертный опыт большей частью имеют люди, перенесшие неожиданную смерть путем инфаркта или несчастного случая, типа автокатастроф. Мыслящее «я» успевает покинуть телесную оболочку, как бы стремительно смерть не наступила.
Другое дело — ожидаемая смерть. В этом случае возможны ошибки, так как у человека могут возникнуть иллюзорные попытки сохранить свою индивидуальность на фоне неумолимо приближающейся смерти. Являясь психологической реакцией организма на приближающееся событие, посмертный опыт становится менее достоверным, хотя, если пациент после возвращения к жизни, помнит детали событий и обстановки с документальной точностью, то и в этом случае можно считать, что состоялся выход мыслящего «я» или души из тела.
Отмечаются случаи, когда люди ощущают свой выход из тела даже не успев понять, что им угрожает смерть и очень часто во сне. Не исключено, что душа может покидать тело на какое-то время и в ином случае, не связанном со смертью. Возможно, этим объясняются некоторые неосознанные действия людей, кратковременное помутнение рассудка и другие аномальные психологические явления.
В «Бхагавад-гите» и в других ведических источниках даются простые логические и последовательные описания взаимодействия ума (сознающего «я») и тела. Эти представления являются немеханистическими, поскольку основные характеристики мыслящего «я» не поддаются физическому описанию, то есть их невозможно определить количественно. Предполагается, однако, что сознание или душа - атомарна и неделима. Она несет в себе сознание, пронизывающее все тело, она выше мозга и его функций, она способна существовать и функционировать вне и помимо материального тела.
Тем не менее, это сознающее «я» или душа занимает определенное место в пространстве. Основной ее функцией внутри телесной оболочки является обобщение всех ощущений, мыслей и эмоций организма в единое сознание живого существа.
Эти и другие свойства духовного сознания подробно обсуждены авторами во II, III, V и VI главах. Определенный скепсис вызывают предложенные профессором О. А. Троицким методы детектирования души в камере Вильсона. Ведь душа не взаимодействует с материей и не подчиняется законам гравитации или электромагнетизма. Она подчиняется законам высшего порядка, которые известны, как законы кармы, а также указаниям Высшей Души, находящейся в сердце.
Возможно, не все так безнадежно. Даже если то, о чем пишет профессор О. А. Троицкий — пока фантазия, мы знаем, что фантазия со временем превращается в реальность. Фантасты, особенно если это ученые, могут заглянуть в будущее. Тем более, что имеется один важный момент в природе сознающего «я» и в его взаимодействиях с телом, на котором остановимся в заключении.
Согласно «Бхагавад-гите» существует разграничение между сознающим «я» или душой с одной стороны и умом с другой стороны. Все рассмотренные выше теории не делают между ними различий и считают их синонимами, то есть одним и тем же понятием, противопоставляя их телу. Но согласно ведическим источникам, ум состоит из тонких материальных элементов, способных взаимодействовать с мозгом, то есть ум является как бы продолжением материального тела. Его часто называют тонким телом. Это промежуточное звено и его вполне можно исследовать, как субстанцию, взаимодействующую с материей.
Но не надо забывать, что сознающее «я» или душа стоит над умом и телом. Прямое исследование души физическими методами крайне проблематично. Ведь душа имеет трансцендентную, то есть нематериальную природу. Для того чтобы приступить к прямому исследованию души, потребуется создать принципиально новые методики, отказаться от механистических представлений, допустить возможность парадоксального и мистического в науке, о чем пишет профессор О. А. Троицкий, и допустить возможность трансформации духовной энергии в материальную, подобно тому, как масса превращается в энергию в ходе ядерных реакций. Одним словом, это дело будущего. Обсуждать эти проблемы крайне важно, поэтому «Диалоги о душе и сознании» — весьма своевременная и полезная книга.
В. М. Тунеев, канд. хим. наук. Президент Всероссийского общества Сознания Кришны Главный редактор журнала «Вайшнавизм - открытый форум»
Январь 2000 г. Date: 2015-09-03; view: 369; Нарушение авторских прав |