Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первобытные предрелигиозные верования





С развитием человеческого общества связано появление и развитие религии. Главной отличительной чертой религиозного мировоззрения является «верав существование сверхъестественных сил и признание их главенствующей роли в мироздании и жизни людей». «Начало» свое религия берет из того, что, будучи бессильным противостоять натиску природы, первобытный человек стал наделять окружающий его мир сверхъестественными силами и свойствами. Простейшие формы религиозных веров.аний существовали уже 40 тыс. лет назад, ордедапоявился человек разумный, который резко отличалс;
от животных физическим' строением, физиологическим
и психологическими характеристиками, был способен i
созданию понятий и абстракций. 1

Первыми формами религии принято считать тотемизм, фетишизм, анимизм и магию. Самым древни"' человеческим верованием считается тотемизм. Слове «тотем» восходит к языку индейцев оджибве и означает «его род». Тотемистические верования присущи представителям примитивного рода. Род носит имя какого-нибудь животного или растения: это его тотем. Тотемизм' возник из веры той или иной группы людей в их родство с определеннымвидом животных или растений, и чаще, всего тех, от наличия или отсутствия которых в ареале зависела жизнедеятельность этих людей. Таким образом, "тотемизм — это вера в существование сверхъестественной связи через родство между человеческим родом и животным или растением. Животное или растение считаются предками людей, от которых магическим спбсобом зави-' сит существование рода и каждого человека.

Тотемные представления сыграли огромную роль в формировании родового общества: они более всего спо-собствовали отделению группы сородичей от остальных, '* возникновению четкого представления о своих, т.е. принадлежащих к данному тотему, на которых распространялись уже выбранные предками строгие нормы и обычаи, и чужих, не принадлежащих к этому тотему и не подчиненных * нормам и правилам, принятым в данном коллективе.

С течением времени, по мере укрепления ледовой структуры, на первый план выдвинулось предстаайвение / о тотемном первопредке, о возможности перевоплощения человека (в частности, умершего предка) в' его тотем и обратно. Это привело к укрепленшо культа мертвых предков и веры в их сверхъестественные возможности. Возникшая вместе с тотемизмом система табу стала в первобытной родовой общине важнейшим механизмом, регулирования социально-семейных отношений.

Термин анимизм происходит- от латинского. слова «anima» — душа, дух. Это вера в существование духов

 

одухотворение различных сил природы, животных, растений, а также неодушевлениых предметов; наделение их разумом и сверхъестественной силой. Духи чаще всего были злыми, обижающими людей, и поэтому их. необходимо было задобрить. Анимизм развивался параллельно с тотемизмом. Но если тотемизм был ориентирован на «нутриродовые отношения, то анимизм был более доступен и универсален. В зарождении анимистических представлений значительную роль сыграла неспособность первобытных людей объяснить явления психики человека — состояний обморока, галлюцинаций, сна.

В рамках анимизма формируются культ и вера в возможность существования души после смерти, а также в переселение в загробный мир. Считалось, что души умерших близких живут рядом и о них необходимо заботиться, чтобы они обрели покой. Если живые люди чтят и охраняют покой умерших душ, тогда те будут помогать им.

Фетишизм — это поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства, способность защищать, предохранять^ исцелять человека.., Слово «фетиш» идет из французского языка и означает «идол, талисман». Фетищем мог стать. любой природный предмет — камень, дерево, перо птицы, зуб зверя или предметы, специально изготовленные для этих целей в виде разнообразных фигурок — идолов>" амулетов. В них видели опредмеченных носителей сверхъестественного могущества, которое приписывалось миру духов, предков, тотемов.

Магия, колдовство, чародейство, волшебство --- обряды, призванные сверхъестественным путем воздействовать на мир (явления природы, людей и духов). Магия существовала одновременно с тотемизмом и анимизмом: с ее помощью пытались поддерживать связь с миром духов, тотемов, предков. Многообразие жизненных ситуаций породило множество магических действий: заклинание орудий труда и охоты, ворожбу — любовную магию, черную (вредоносную) магию, лечебную магию и т.д.

Первоначальные формы религии сохраняются и сейчас. Часть из них была включена в оформившиеся гор^аддо5 позже религии, часть считается предрассудками и eye вериями. Так, крест и иконы в христианстве и «черныГ камень» в исламе — не что иное, как обращение к фетишизму. Запрет определенной еды, изображение святого: духа у христиан в виде голубя — наследие тотемизма. Вера в домовых, ангелов, нечистую силу сохранилась со времен анимизма. Магические же действия лежат в основе культовой практики всех современных религий^


25. Зарождение искусства в эпоху каменного века.,?

В те далекие времена, когда процесс зарождения:
духовной культуры только начинался, трудовая деятель--
ность человека была связана с собирательством и охотой.
В связи с этим жизнь его была настолько вплетена в:
природные процессы, что он не выделял себя из природы,
а культурно-творческие процессы были органически «спа-.;
яны» с процессами добывания средств существования. '■;
С этим связан и синкретический характер Первобытной i
культуры й искусства — нерасчлененность на отдельные '•;
формы. Полная зависимость человека от природы, крайне
скудные знания,^ страх перед неведомым — все это неиз-:
бежно вело к тому, что сознание первобытного человека :
с первых его шагов было не строго логическим, а эмоци
онально-ассоциативным, фантастическим. у;
Формирование первобытной культуры — процесс-
сложный и противоречивый. Так, до сих пор нет единой
точки зрения на проблему возниковения религии и ис
кусства, ученые и сегодня не могут однозначно решить, ■]
что появилось раньше и как. Однако следует признать,
что в основу культуры легли обряды, ритуалы, обычаи,
объединявшие искусство и религию. Таким образом,
первобытное искусство не составляет автономной облас
ти, а переплетается со всеми существующими формами?
культуры и образует первобытный синкретичный куль
турный комплекс.

Огромную роль в первобытном искусстве играют:, традиции, которые управляют и регулируют духовную д) деятельность древнего человека. Традиции, в обрядовой

форме, связываю/г, соединяют различные поколения, посредством их передаются культурные приобретения-из рода и род. Так, в традиционной культуре способ создания художественного произведения передается фольклорным сознанием вместе с самой художественной информацией —-и сказке, ритуальном танце, обряде и т.д.

Искусство первобытного человека формировалось и в сфере материальной культуры; — в производстве орудий труда, в создании жилищ. Наиболее интересные археологические находки древнейших жилищ относятся к раннему палеолиту. На территории Франции обнаружены остатки 21 сезонного стойбища. В одном из них была обнаружена овальная ограда из камней — основание легкого жилища. В пещере Ле Лазаре (Франция) были обнаружены остатки убежища, реконструкция которого предполагает наличие опор, крыши из шкур, внутренних перегородок и двух очагов в большом помещении. Внутри жилища находились и места изготовления орудия для охоты на травоядных, для ловли морских рыб, сбора моллюсков и черепах, а также места для сна -т- своего рода постели, из шкур животных (лисы, волка, рыси) и водорослей. Эти находки датируются временем около 150 тыс. лет.

В прошлом, веке в Поднепровье учеными был обнаружен один из замечательных (по сохранности) образцов костно-каменных жилищ эпохи верхнего (позднего) палеолита — Межирическое поселение. Здесь нашли восемь бедренных головок мамонта со следами слабой и сильной обожжен-ностщ которые выполняли функцию светильников — с помощью животного жира ими освещалось и отапливав лось жилище.


Еще одним из свидетельств зарождающейся культуры первобытного общества являются захоронения. Так, на территории Средней Азии обнаружено захоронение ребенка, относящееся к раннему палеолиту, — грот Тешик-Тащ. Это-погребёниё поражает своим оформлением: рядом с костями ребенка* как бы окружая его, расположены четыре пары рогов горного козла, что объясняется Наличием определенного/ обряда* сопровождающего эту печальную» церемонию. II «(-о nw;шохой появления искусства учёные считаю! тшдмий палеолит. В это время основным.занятием человека была коллективная охота на крупного зверя — мамонта!, северного оленя, пещерного медвеДя и т.п. Именно н| охоте было сконцентрировано все физическое и эмоциой нальное напряжение древних людей.- Важно отметить то; что эмоции, связанные с уничтожением зверя, вызывали целый комплекс новых действий уже у звериной туши; Этот комплекс — «натуральная пантомима» — и стал тем явлением, в котором сфокусировались зачатки художеств венной деятельности.

«Натуральная пантомима» включала в себя следую-;
щие элементы: ■ >

♦ пластическое действо —телодвижения, жестикуляция, возможно, повторявшая.наиболее удачные охотничьи приемы, мимика, воспроизводящая: чувство боли, страха или радости;

♦ ритмозвуковые элементы — удары в ладоши и по; собственному телу, возгласы, топанье ногами, шум, со- \ здаваемый посредством предметов, и т.д. '

Это примитивное эмоциональное представление посте-; пенно преображалось в двух направлениях: с одной стороны, < пантомимическое действие и звериная туша обретали более ус-? ловныё, «искусственные», музьжально-пластичеекйе и изобра- 4 зительные формы, с другой стороны, происходило упорядоче-. ние «драматургического» начала в пантомиме — сохранялись < наиболее яркие'движения, возгласы, ритмошумовые эффекты, которые становились основой всех последующих ритуальных «представлений». "Гак первоначально натуралистическое действо постепенно превращалось в такую деятельность человека, \ которая создавала новую субстанцию — искусство.

 







Date: 2015-09-03; view: 1505; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию