Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика совершенствования волевых качеств и специальная психическая подготовка велосипедистов





Для успеха спортивной тренировки важно знать, какие требования предъявляет соревновательная деятельность к психике гонщика, каким путем можно повысить способность переносить физические и психические нагрузки современного велосипедного спорта. К сожалению, эта область специальной психической подготовки до настоящего времени изучена недостаточно, зарегистрировать и количественно оценить состояние психической подготовленности трудно.
Процесс психической подготовки спортсмена может быть условно разделен на такие составные части.
1. Подготовка к длительному и достаточно тяжелому с предельными нагрузками тренировочному процессу.
2. Общая психическая подготовка к соревнованиям (заблаговременные мероприятия).
3. Коррекция психики спортсмена на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям.
4. Специальная психическая подготовка во время соревнований.

Задолго до ответственных соревнований психику спортсмена следует готовить к многолетнему, нестандартному, очень трудному и монотонному тренировочному процессу, необычайно жесткому режиму жизни, характерному для современного спорта.
Общая психическая подготовка спортсмена к соревнованиям имеет своей целью формирование и совершенствование специфичных черт личности. Среди них следует особо выделить специальные мероприятия, которые позволяют воспитать черты, способствующие сохранению спокойной боевой уверенности. Общая психическая подготовка в качестве заблаговременных мероприятий предусматривает активное влияние на мысли и чувства, и побуждение к самостоятельному изменению в необходимом направлении этих мыслей и чувств.
На заключительном этапе подготовки к соревнованиям важной задачей является оценка уровня тех специальных психических качеств, которые являются определяющими. Нередко на этапе непосредственной предсоревновательной подготовки неправильное дозирование ве-личины нагрузки приводит к явлениям физического и психического перенапряжения.
На этапе непосредственной подготовки к ответственным соревнованиям и в период соревнований возникают задачи защиты психики спортсмена от влияния отрицательных факторов, сопутствующих соревнованию, и возникновения неблагоприятных реакций. Основным методом воздействия является специальное внушение, которое может применяться в одних случаях однотипно, в других — вариативно. Наиболее популярными у спортсменов являются внушения и самовнушения на темы благоприятных отношений к тренировочной нагрузке и спортивной жизни вообще, о спокойной боевой уверенности, проводимые в состоянии бодрствования и при использовании различных вариантов гипноза.
Для достижения победы в современном спорте требуется высокая концентрация не только физических, но и духовных сил. В таких условиях все более серьезной помехой становятся чрезмерное волнение спортсменов и сопровождающие его вегетативные реакции. Как сви-детельствует опыт работы с велосипедистами, у спортсменов низкой квалификации редко наступают истинные предстартовые состояния, волнения перед стартом у них менее выражены, чем у спортсменов высокой квалификации. В соревнованиях, в которых участвуют спортсмены массовых разрядов, не создаются психологически очень напряженные ситуации, характерные для спорта высших достижений, а потому спортсмены-разрядники не могут оценить значимости психической подготовки, не уделяют ей достаточного внимания, что, в конечном счете, порой приводит к ее дискредитации.
С каждым этапом повышения спортивного мастерства возрастает значимость психологических средств. Поэтому большинство психотерапевтов работают со спортсменами высокой спортивной квалификации. Но для обеспечения высокого качества внедрения психологических средств требуются специальные медицинские и педагогические знания.
Среди многообразия психологических средств восстановления важнейшими являются аутогенная тренировка и ее модификация — психо-регулирующая тренировка, внушенный сон-отдых, самовнушение, психическое воздействие. Наиболее распространена психорегулирующая тренировка, которая основана на регулировании психического состояния, использовании сознательного расслабления мышечной системы и воздействия спортсмена на функции своего организма посредством слова. В результате применения психорегулирующей тренировки удается обеспечить полноценный отдых нервной системы, уменьшить психическое напряжение.
Наиболее благоприятным для занятий аутогенной тренировкой принято считать вечернее время перед сном и после пробуждения утром. Специфика занятий утром заключается в том, что завершающие формулы внушения представляют собой установочную программу самочувствия, поведения, ощущений на предстоящий день с учетом его спортивных задач. Следовательно, эти формулы будут постоянно меняться в соответствии с программой тренировочного занятия. Занятия в вечерние часы должны быть направлены на ликвидацию неприятных явлений, возникших в течение прошедшего дня, снятие утомления, подготовку к спокойному глубокому сну с полным восстановлением физической и психической работоспособности.
Непременным элементом каждого занятия является тренировка достижений определенных ощущений в ответ на формулы самовнушения.
Целесообразно проводить занятия в различных положениях, начинать же занятия всегда нужно с принятия удобной позы. Чем поза удобнее и естественнее, тем легче отвлечься от импульсов, идущих от различных частей тела и органов. Но не следует забывать о том, что пользоваться формулами самовнушения спортсмену приходится в любых условиях, даже в движении. Следовательно, чем более мобильной будет поза при обучении, тем эффективнее будет применение формул самовнушения на практике.
В основной позе для обучения спортсмен сидит, стопы на ширине плеч, колени согнуты под прямым углом, предплечья опираются на бедра, кисти свободно свисают, голова опущена на грудь, глаза мягко закрыты. Все суставы находятся в среднефизиологическом положении, которое наиболее всего способствует снижению силы эффекторных суставных и мышечных импульсов.
Формулы самовнушения произносят вдумчиво, а не механически; формулы успокоения — мягко, плавно, спокойно; формулы мобилизации — жестко, утверждающе.
Словесное внушение должно следовать за уже возникшим ощущением и подкреплять его. Если же какая-либо формула при двух-трехкрат-ном повторении не реализуется, не следует на ней задерживаться. Не все формулы одинаково доступны для усвоения разными людьми. Успешное усвоение программы занятия придает уверенность в достижении цели и будет способствовать использованию на практике полученных навыков. Начальное обучение целесообразно проводить в сочетании с элементами внушения в виде словесных описаний вызываемых ощущений. Во время занятий можно использовать в качестве фоновой тихую, успокаивающую музыку. Вступительная и заключительная беседы руководителя занятий помогают разобраться в ошибках, допущенных в процессе обучения. Надо обучить спортсмена способности отключаться от внешних раздражителей в любой обстановке — на треке, в условиях длительных ожиданий заездов, в шумных помещениях, в окружении людей и др. (А.Т. Филатов, 1975).
После интенсивных физических и психических нагрузок можно применять метод произвольного мышечного расслабления, основанный на последовательном расслаблении наиболее крупных мышечных групп. Применение произвольного мышечного расслабления в условиях глубокого утомления ускоряет восстановление, положительно воздействует на состояние нервно-мышечного аппарата и сердечно-сосудистой системы, снижает возбудимость центральной нервной системы (В.П. Горобец, Г.Б. Сафонова, 1972). Произвольное расслабление мышц является наиболее доступным и одним из наиболее эффективных психологических средств восстановления. Оно способствует снятию психи-ческого напряжения и формированию состояния покоя.
Для быстрейшего восстановления после значительных нагрузок следует пользоваться общей частью психической регуляции. Но для полного восстановления этого порой бывает недостаточно. Необходимо научиться избавляться от нежелательных явлений, таких, как нарушение сна, раздражительность, чувство страха, являющихся наиболее частыми симптомами психического перенапряжения спортсмена.
Достигнув состояния покоя и отдыха, можно избавиться от любого нежелательного ощущения. Во время этого состояния производится обучение достижению нужных ощущений, тепла, нормализации работы отдельных органов и переход к освоению специальной части психиче-254 ской саморегуляции. Она включает комплекс приемов внушения и самовнушения, направленных на успокоение — снятие чрезмерной психической напряженности или мобилизацию — переход в бодрое деятельное состояние. Применение воздействий, направленных на создание у спортсменов соответствующего морально-волевого настроя, положительных эмоций путем использования средств регуляции и саморегуляции психического состояния, является главным разделом работы психолога. В числе средств регуляции психических состояний в ходе последних перед стартом занятий можно использовать специальные расслабляющие и дыхательные упражнения; ритмичную музыку во время разминки и заключительной части занятия; беседы, формирующие соответствующие пред-соревновательные установки. Для обеспечения психической реабилитации рекомендуются индивидуальные и групповые сеансы аутогенной или психорегулирующей тренировки. Для снятия чрезмерной психической напряженности спортсменов к моменту выхода на старт применяют: переключение мыслей на технико-тактическую сторону деятельности, а не на спортивный результат; самоубеждение и самоприказ; убеждение тренера; произвольную задержку выразительных движений, свойственных возбужденному состоянию; контроль за мимикой и приведение ее к той, которая соответствует спокойному состоянию; произвольная регуляция дыхания сменой ритмов вдоха и выдоха; чередование напряжения и расслабления локальных групп мышц; психорегулирующая тренировка (вариант успокоения). В случае отсутствия признаков излишнего волнения могут использоваться другие средства психической регуляции — концентрация мыслей на достижение победы; создание представлений о преимуществе над соперником; воспоминание об отдельных неудачах, вызывающих мысль о необходимости реванша; представления об усилиях в финальной части дистанции; применение тонизирующих движений в сочетании с кратковременной гипервентиляцией; психорегулирующая тренировка (вариант мобилизации). Перед ночным и дневным отдыхом следует применять сеансы с формулировками на расслабление и восстановление, с комплексами внушений спокойной уверенности. Положительное влияние оказывают и проводимые тренером беседы внушающего характера. Однако хороший эффект достигается лишь в том случае, если такую беседу проводит авторитетный для спортсмена человек, поскольку это воздействие основано на доверии. Наконец, чрезвычайно полезными в этот момент могут оказаться различного рода отвлекающие занятия, выбор которых производится с учетом интересов гонщика. Эти занятия являются средствами переключения с доминирующих мыслей о предстоящих стартах, что может послужить причиной появления предстартовой лихорадки и неудовлетворительной реализации в соревнованиях своих возможностей.
Решающее значение в соревнованиях имеет проявление волевых качеств спортсменом. В числе основных обычно выделяют целеустремленность, инициативность, решительность, смелость, самообладание, настойчивость, коллективизм, стойкость. Волевые качества, развитые в соответствии со спецификой велосипедных гонок, определяют в комплексе важнейшее качество "спортивного" характера — волю к победе.
Волевые качества, необходимые в соревнованиях, могут воспитываться различными путями. Основным из них является воспитание воли через преодоление трудностей. Известно, что нельзя воспитать человека с сильной волей, если у него не будет возможности проявлять это качество в жизни. При выполнении работы, связанной с преодолением специфических трудностей, следует соблюдать некоторые условия:
1) специфические трудности нужно преодолевать систематически;
2) сосредоточивать внимание на сознательном отношении к работе;
3) требовать сильного и устойчивого напряжения воли на длинных дистанциях;
4) проявлять максимальную концентрацию воли во время непродолжительной высокоинтенсивной работы.

Для воспитания воли следует использовать весь уклад жизни спортсмена, в том числе комплекс средств и методов тренировки. Основой методики волевой подготовки является регулярное приучение к обязательному выполнению тренировочной программы и соревновательных установок, введение дополнительных трудностей, использование сорев-новательного метода подготовки. Выполнение дополнительных задач на занятии в состоянии утомления — это волевая закалка спортсменов, поскольку требует проявления хороших волевых качеств. В велосипедном спорте можно использовать прием продления времени тренировочного занятия, по сравнению с ранее запланированным, увеличения пути контрольного отрезка на время, применение упражнения по принципу "отдаленного финиша". Выполнение специальной работы в условиях, максимально приближенных к соревновательным по особенностям воздействия на важнейшие функциональные системы, соответствующим образом формирует психическое состояние гонщика, которое имеет большое значение для воспитания собственно психической устойчивости. Однако самым мощным средством воспитания волевых качеств следует считать участие в ответственных соревнованиях с сильным составом участников. При этом высокие сдвиги в функциональных системах стимулируют совершенствование специфических психических возможностей. Особое место в мобилизации воли спортсменов занимает установка на предстоящее соревнование, которая сначала продумывается тренером, затем обсуждается на тренерском совете. Отдельные ее стороны могут обсуждаться с некоторыми ведущими гонщиками, после чего установка доводится до ведома всех членов команды. Установка формулируется для спортсменов в виде распоряжения, при этом речь тренера должна быть четкой и краткой.
Установка обычно состоит из следующих пунктов:
1) объяснение значения предстоящего соревнования для команды и каждого гонщика;
2) постановка общей задачи;
3) оценка соперников;
4) разъяснение своих действий, их общий замысел;
5) учет некоторых условий, в которых будут проходить соревнования (профиль трасс, покрытие и особенности конструкции велодрома, возможный характер судейства, организационные особенности проведения соревнований, состав участников и др.);
6) использование средств связи, передача информации о прохождении дистанции другими командами, участниками, сигналы для действий или перемены плана действий, роль капитана команды.

Итак, установка, доведенная до сознания спортсменов и по возможности предварительно проверенная практикой, во многом содействует мобилизации воли спортсмена. Продуманная тренером установка превращается в личную установку — цель, определяющую способ и характер действия велосипедиста во время гонки.
Осознание спортсменом установки всегда протекает на определенном эмоциональном фоне, при этом борьба уверенности и сомнения — постоянный элемент в переживании спортсменом установки. В спорте высших достижений весьма актуален вопрос о преодолении психологических барьеров, в основе которых лежат навязчивые мысли. Они, как правило, связаны с сильными отрицательными эмоциями: неуверенностью в своих силах, боязнью поражения в соревно-ваниях, страхом перед отдельными гонщиками, в личной встрече с которыми спортсмен уже проигрывал, сложностью велосипедных трасс, возможностью получения травмы и др. Это состояние имеет свойство передаваться от одного спортсмена к другому и может охватить всех членов команды. Специальная психическая подготовка спортсмена включает те аспекты воздействий на психику, которые имеют прямое отношение к оперативному управлению его психическими состояниями, обеспечивающему оптимальную степень непосредственной готовности к соревнованию. Основой психотерапии должен быть принцип индивидуального подхода, который возможен при изучении личностных особенностей каждого спортсмена. Психическая подготовка охватывает не только спортивные, но и его сугубо личностные особенности с устранением недостатков и усилением положительных качеств. Решение задач психической подготовки к соревнованиям квалифицированных велосипедистов на основе повышения активности характерологических и типологических свойств личности требует широкого использования специально разработанных средств психологического воздействия на спортсменов. В повышении интенсивности характерологических и типологических свойств личности велосипедистов особое значение приобретают приемы рассудочной и разъяснительной психотерапии, базирующиеся на конкретном фактическом материале. Эти приемы включают рассказ о выявленных у спортсменов типичных форм социально-поведенческих свойств, об уровнях их нервно-психической возбудимости, а также разъяснение возможностей использования этих форм проявления свойств личности для победы в соревнованиях. Итак, содержанием специальной психической подготовки велосипедистов является формирование и совершенствование значимых для спорта свойств личности и лежащих в их основе психических качеств. Этот процесс осуществляется путем направленного формирования соответствующих психических состояний. Многократное от старта к старту создание благоприятных предстартовых ситуаций постепенно превращает эти временные состояния в устойчивые психические явления — свойства личности. Регулирование психических состояний проводится прежде всего под влиянием общих факторов воспитания и самовоспитания. Особо существенное влияние оказывает атмосфера дружбы, деловитости, целеустремленности в спортивном коллективе, постоянно равные по отношению ко всем членам команды мотивированные действия тренера, единство требований и духовные контакты тренера со спортсменами, систематическое воспитание и самовоспитание волевых качеств.
Многие тренеры, не сомневающиеся в важности психологического аспекта подготовки и выступлений спортсменов в соревнованиях, часто игнорируют его в тренировочном процессе. Необходимо помнить, что наряду с обязательной работой психолога в соревнованиях, эта работа будет эффективнее, если она систематически проводится и в тренировочных занятиях. В аспекте психической подготовки следует рассматривать и специальную ориентацию построения собственно спортивной тренировки. Это может выражаться в использовании активизирующей или спокойной разминки. Но наибольшее влияние в этом плане оказывает общая структура процесса тренировки — оптимальное чередование нагрузок и отдыха, сочетание занятий различной направленности, объема и интенсивности, то есть рациональная динамика нагрузок. К общим условиям воспитания психической устойчивости спортсменов в условиях соревнований следует отнести рационально организованную соревновательную практику, что позволяет адаптироваться к соревновательной ситуации в той степени, в которой это необходимо для оптимизации предстартовых состояний. В спортивно-психологических исследованиях последних лет наблюдается смена парадигм от спортивной деятельности к спортивной жизни. Личностное время в сознании спортсмена, восприятие его в сознании зависит от различных аспектов индивидуальности (Г.В. Ложкин, Е.Б. Терехина, 1996). Уникальность психологического восприятия времени у спортсменов объясняется несколькими причинами, главными из которых являются: краткость и принципиальная ограниченность спортивной карьеры; высокая значимость временных показателей спортивного результата, временные показатели тренировочных занятий и т.д. что делает жизнь спортсмена сильно зависимой от времени. Особенности личностного психологического восприятия времени каждым спортсменом следует учитывать и воздействовать с помощью ауто и гетеро-управлениями ими с целью предотвращения кризисов спортивной жизни. Наиболее эффективным способом временной и жизненной саморегуляции является постановка новых отдаленных целей. Так, для спортсмена очень важно осознавать то, что в результате изнуряющей ежедневной тренировки, участия в соревнованиях у него совершенствуются волевые качества, которые являются тем фактором, который обеспечит успех в будущем.

 

 

Date: 2015-09-03; view: 714; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию