Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные качества, определяющие уровень моральной и психической подготовки
Направленное формирование личности велосипедиста, его "спортивного" характера — результат совместного действия многих факторов. Не умаляя значимости семьи, школы, трудового или учебного коллектива, особо ответственная роль по формированию личности спортсмена возложена на тренера. Высококвалифицированный тренер не ограничивается лишь тренировкой и соревнованиями, он формирует молодого человека как личность, сознательного и активного члена общества. Разные мотивы приводят подростков к занятиям велосипедным спортом. Порой эти мотивы случайны и малосущественны. Решающим является то, в каком направлении и на какой основе будет проводиться подготовка на пути спортивного совершенствования. Задача тренера заключается в том, чтобы, используя исходные мотивы и интересы, воспитать целеустремленность.
Мотивы — это побудительные силы, во имя которых человек преодолевает трудности на пути к достижению цели. Но мотивы становятся движущей силой лишь в том случае, если цель деятельности и средства для ее достижения становятся осознанными. Следует различать мотивы материальные и моральные, отражающие материальные и духовные потребности людей. Разъясняя высокий общественный и личный смысл тренировки с возрастающими по объему и интенсивности нагрузками, тренер формирует у гонщика чувство высокой ответственности за его подготовку и планируемые достижения. Этим создается основа для мотивов, являющихся духовным источником высоких спортивных достижений. Тренерам хорошо известно, что самым сложным вопросом психической подготовки следует считать вопрос мотивации к продолжительному и крайне напряженному тренировочному процессу. У спортсменов разной квалификации разные мотивы, они часто различаются и у тех, кто имеет один уровень мастерства. Умелое использование моральных и материальных мотивов позволяет поддерживать длительный интерес и высокую активность в спорте. Сложной, нерешенной проблемой для многих, даже квалифицированных тренеров, является сохранение желания у спортсмена к постоянному совершенствованию после того, как он достиг определенного рубежа и его показатели временно перестали прогрессировать. Не каждого гонщика можно убедить продолжать тренировку с таким же азартом и тратить так много сил лишь для того, чтобы преодолеть дистанцию гонки немного быстрее. Поэтому первая же остановка в росте достижений, неизбежно периодически наступающая у любого спортсмена, ведет у многих к снижению мотивации в спортивном совершенствовании, а за-тем и к ослаблению трудолюбия и самоотверженности в тяжелой тренировочной работе. Сохранение у спортсмена устойчивой мотивации спортивных достижений является для тренеров важнейшей психологической проблемой. Одним из аспектов нравственного воспитания является спортивно-этическое воспитание, под которым понимают совокупность норм поведения в спортивной деятельности. В общих чертах эти нормы сводятся к тому, чтобы спортсмен в условиях тренировки и соревнований вел себя так, как это предусмотрено правилами соревнований, и не допускал действий, несовместимых с понятием достойного поведения. Спортивные соревнования являются эффективной формой проверки верности спортивной этике, и в этом заключается их роль в спортивно-этическом воспитании. Многолетний опыт подготовки квалифицированных велосипедистов показывает, что достижение высоких спортивных результатов зависит от единства моральных, психических и физических качеств. Сознательная интеграция этих качеств относится к вершинам искусства саморегуляции в спорте. Однако такие состояния достигаются редко, и большинство спортсменов, добросовестно выступая на соревнованиях, даже не осознают, что используют свои потенциальные возможности крайне слабо. Огромные резервы организма заключены в совершенствовании психической мобилизации. Более полно использовать функциональные возможности и обеспечивать высокие спортивные результаты можно за счет волевой мобилизации имеющегося потенциала. Волевая подготовка — процесс воспитания черт "спортивного" характера, без которого немыслимы успехи в спорте. Подготовка квалифицированных спортсменов — это не только развитие физических качеств, формирование двигательных навыков, но и совершенствование волевых качеств. Пожалуй, это наиболее мощные резервы роста спортивных достижений и обеспечения успеха в крупнейших соревнованиях. В велосипедных гонках порой возникают обстоятельства, создающие дополнительные требования к волевой подготовке, например дождь и холод во время многодневных гонок, перенесенные падения на одном из этапов, проколы однотрубок и необходимость ликвидировать отставание от группы в гонках на шоссе и др. Психическая устойчивость к преодолению ощущений утомления становится составной частью функциональной подготовленности. Фактор психической устойчивости имеет огромное значение в работе, связанной с максимальной мобилизацией анаэробных возможностей. Например, гонка на время на 1000м с места и гонка преследования сопровождаются высокими значениями кислородного долга, что вызывает тяжелые, мучительные ощущения удушья, утомления, боли, граничащей с потерей сознания, и для преодоления таких состояний требуются специфические волевые качества. Итак, психическая устойчивость формируется только к конкретной специфической деятельности велосипедного спорта и ее перенос на выполнение работы другого характера невелик. В частности, продолжительная работа (гонки на шоссе), обеспечиваемая аэробными источниками энергии, требует несколько других специфических волевых качеств. Здесь нужно длительное и устойчивое напряжение волевых усилий. Таким образом, волевая подготовка представляет собой целенаправленный процесс воздействия на мысли, чувства и поступки спортсмена для формирования у него волевых качеств как постоянных черт характера, необходимых для достижения победы в ходе напряженной соревновательной борьбы. Под волей в психологии понимается психическая деятельность человека по управлению своими действиями, мыслями, переживаниями, телом, для достижения сознательно поставленных целей, для преодоления различных трудностей во имя тех или иных побуждений. Своеобразное сочетание волевых качеств необходимо спортсмену, с одной стороны, для преодоления внешних трудностей, характерных для конкретного вида гонок, а с другой — для преодоления собственных личностных переживаний. Среди волевых качеств на первом месте стоит целеустремленность, которая предполагает наличие целей и конкретную активную деятельность, направленную на их достижение. Вполне понятно, что человек, не стремящийся к достижению высокого результата, не может преодолеть трудности на пути, развить устойчивые и длительные предельные усилия, необходимые для целенаправленной работы. Без наличия высокой цели нельзя себе представить спортсмена, способного к каждодневному напряжению, требующему концентрации всех духовных и физических сил. Цель — это компонент волевой деятельности человека, определяющий ее направленность, способ и характер действий, которые должны привести к желаемому результату. Перед спортсменом следует ставить цели реально достижимые, но такие, которые требовали бы от него напряжения всех сил. Ясность цели — одно из основных условий, определяющих поведение гонщиков в борьбе за достижение высоких спортивных результатов. Причем ставится не одна, а несколько последовательно расположенных целей в их взаимосвязи и взаимоподчинении. Соподчиненность целей заключается в том, что различают перспективные цели и промежуточные, которые находят свое отражение в индивидуальных планах велосипедистов и формулируются в виде основных задач и контрольных нормативов. Перед спортсменами ставят также ближайшие, конкретные цели — на занятие, на каждый тренировочный день, соревнование. Постановка перед спортсменом реально достижимых, новых, более высоких целей, доведение этих целей до его сознания, а также процесс усвоения спортсменом цели и превращение ее в личную цель деятельности являются одной из задач волевой подготовки гонщика, основным содержанием установки на достижение нового спортивного результата. В том случае, если спортсмен ставит перед собой лично сформулированную цель, то это часто вызывает волнение, которое характеризуется противоречивыми переживаниями — уверенностью и сомнениями. Для квалифицированных спортсменов характерна высокая способность к произвольной концентрации внимания. Внимание может иметь различный объем. Способность человека контролировать одновременно несколько объектов и явлений определяет большой объем внимания. Важнейшим качеством гонщика является способность быстро переключать внимание с внутренних ощущений на внешние события, которые следует учитывать при выполнении спортивных действий. Велосипедист, неспособный быстро переключаться с внутренних переживаний и мыслей на внимательный контроль за внешними событиями, будет часто опаздывать с восприятиями замысла партнеров. Это наблюдается в спринтерских гонках, гонках по очкам на треке, групповой гонке на шоссе. Спортсмен, полностью "включенный" во внешнюю обстановку соревнований, как правило, теряет способность к трезвому самоконтролю и решению сложных тактических задач. Для велосипедистов с преимущественным проявлением выносливости внимание характеризуется небольшим объемом и внутренней сосредоточенностью. В спринтерских гонках на треке, требующих быстрой смены действий в зависимости от постоянных изменений ситуации, наиболее успешно выступают велосипедисты, обладающие большим объемом и внешней сосредоточенностью внимания. Наиболее успешно реализуется такой тип внимания спортсменами, умеющими не просто воспринимать большой объем внешней информации, но и быстро выделять наиболее важные для данного момента детали. В повседневной жизни человек, ощущая боль или усталость от тяжелой работы, включает охранительную реакцию — прекращает работу. Однако в спорте высших достижений эти сторожевые сигналы вступают в конфликт с установкой спортсмена на необходимость продолжать интенсивную работу в этих условиях. Большую роль в таких случаях играют самовнушение и самоприказ, когда гонщик желание организма "я больше не могу" подчиняет стоящей перед ним задаче "я должен". Опытные спортсмены имеют в своем арсенале различные индивидуальные формулировки самоприказов и мысленные образы, помогающие преодолевать усталость и болевые ощущения в наиболее трудные моменты тренировки и соревнований. Современный спорт высших достижений предъявляет чрезвычайно высокие требования к эмоциональной устойчивости спортсмена. Экстремальные ситуации, в которых он оказывается в условиях тренировочных занятий и тем более соревнований, могут вызвать у него сильное 250 эмоциональное возбуждение, которое проявляется в различных чувствах, в том числе и в состоянии повышенной тревожности. Больше всего это относится к предстартовым ситуациям. Такое состояние психики мешает достичь необходимой концентрации внимания и максимального использования своего двигательного потенциала. А чем менее эффективными становятся действия в таких состояниях, тем более это состояние возрастает и закрепляется. Тревога — это тягостное чувство, состояние болезни, проявляющееся без видимой причины. Оно возникает при некоторых неврозах, различных психических комплексах, а порой и у нормальных здоровых людей. В настоящей работе термином "тревога" будет обозначаться такое психическое состояние, при котором беспокойство возникает без видимой причины, но реально связано с конкретной ситуацией и вызвано ею. Состояние тревоги — первая ситуативная реакция на различные факторы стрессового характера, которая является частью эмоционального пе-реживания. В отличие от тревоги страх означает состояние беспокойства, вызванное конкретной объективной опасностью, например состояние, возникающее на больших скоростях в гонке или на занятии после перенесенного падения велосипедиста на скоростных спусках. Высокое эмоциональное возбуждение, характерное для спорта высших достижений, рефлекторно подготавливает организм спортсмена к высокоинтенсивной деятельности в условиях ответственных соревнований. Это возбуждение на фоне положительного общего эмоционального состояния, уверенности в себе и желания соревноваться является исключительно важным фактором, обеспечивающим оптимальную готовность спортсмена к высокому результату. Когда же повышение нервно-психического возбуждения сопровождается отрицательными эмоциями и, в первую очередь, значительной тревожностью, оно является неблагоприятным для эффективного использования по-тенциальных возможностей спортсмена. Вообще же нет и не может быть единой ответной реакции организма на возникновение эмоционального возбуждения. Многочисленные наблюдения свидетельствуют о том, что для каждого спортсмена существует индивидуальный оптимальный уровень эмоционального возбуждения, при котором он эффективно выступает в ответственных соревнованиях. Поэтому определение и изучение оптимального для каждого спортсмена уровня эмоционального возбуждения дело исключительно важное. В гонке на время на 1000м с места, когда от гонщика требуется "взрыв" энергии, эмоциональное возбуждение может благоприятно воздействовать на результативность соревновательной деятельности. Дополнительное выделение в кровь адреналина, происходящее при резком эмоциональном возбуждении, может моментально повысить скоростно-силовые возможности спортсмена. Однако следует помнить, что негативное влияние высокого уровня эмоционального возбуждения и тревожности на результат выступления спортсменов вероятнее, чем возможность положительного влияния. По данным американского психолога P.M. Найдиффера (1979), в большинстве случаев более полезным для деятельности спортсменов является состояние расслабленности. Именно спокойствие и расслабленность у многих спортсменов перед ответственными соревнованиями являются признаком их высокой готовности.
Date: 2015-09-03; view: 363; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|