Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Билет 23
23 ВОПРОС (Сущность народной культуры) Народная культура в историческом прошлом в значительной мере совпадала с этнической. Затем она обрела ярко выраженную национальную окраску и стала культурой определенного социального слоя (прежде всего крестьян). Такая традиционная народная культура определяла и нормировала все аспекты жизнедеятельности общины. Народная культура проявляется в укладе жизни, формах хозяйственной деятельности, обычаях, обрядах, типах семьи и воспитания, характере жилища, одежде, питании, преданиях, отношениях с природой и т.д.. Особое место в народной культуре занимает фольклор. В современной культуре к народной культуре относят не только прошлые традиции народа, но и любительское художественное творчество. Если человек идентифицирует себя с народом, с его традициями в стереотипах поведения, обыденных представлениях, выбирает народные формы проведения досуга, то он является представителем народной культуры. Для того, чтобы точнее охарактеризовать сущность народной культуры, нужно выявить ее особенности.
Традиционность – важнейшее качество народной культуры. Традиции определяют ценности, нормы и смысл народной культуры. Традиция формируется обычаями и сопротивляется инновациям. Изменение традиции не имеет продуманного характера. Кроме того, именно традиция является социальным механизмом передачи ценностей народной культуры. Это значит, что навыки здесь передаются при непосредственном общении мастера и ученика, минуя институционально-организационные формы. Коллективное творчество, при котором практически отсутствует различие между творцами и потребителями, зритель очень часто является активным участником зрелища. Коллективность определяет также анонимность творчества. Синкретичность (нераздельность, нерасчлененность явлений), проявляющаяся в синтезе различных видов искусства, практической и художественной деятельности. Например, фольклор является одновременно литературой и системой знаний. Образная интерпретация опыта. В народной культуре используются не логические формы изложения знания, не доказательства, а мифопоэтические образы и символы. В наше время особенностью народной культуры является ее непрофессиональный статус, неспециализированный характер культурной деятельности, что не исключает высокий уровень мастерства, в основе которого лежит свободное владение традицией. Деление культуры на профессиональную и народную подчеркивает факт институционализации культуры, ее разделения на творца и потребителя. Разделение же на элитарную и массовую связано с наличием в структуре культуры образований, направленных на инновационную, творческую деятельность или, напротив, на тиражирование существующих культурных образцов, их адаптацию к запросам и возможностям культурного большинства. Вопрос 48 .(Истоки культуры восточных славян. Особенности русского типа культуры.) Генотип культуры восточных славян начинает формироваться с момент образования племенных союзов, составивших основу русской, белорусской и украинской народностей. Основу культуры восточных славян составляли языческие верования, которые отразились в поклонении природным стихиям и атмосферным явлениям (солнцу, земле, воде, огню, грому и молнии), персонификации природных духов, почитании культа предков. Мифологические представления восточных славян не отличались системной упорядоченностью и однородностью, поскольку постоянно дополнялись новыми элементами. В первой общегосударственной летописи Древней Руси “Повесть временных лет”, составленной в XII в. монахом Нестором, не содержатся подробные сведения о мифологии восточных славян, но сообщается о поклонении Перуну (богу грома и молнии), Хорсу (богу солнца), Дажбогу (богу солнца, благополучия), Стрибогу (богу ветра), Мокоши (покровительнице женщин богине рукоделия). Мифологические образы присутствуют в устных эпических сказаниях (былинном эпосе об Илье Муромце и Соловье – разбойнике) и многочисленных памятниках письменности,которые отражают архаические взгляды на окружающий мир. Политическое объединение восточнославянских земель и принятие христианства качестве официальной религии и Древней Руси положило начало общевосточнославянскому этапу развития культуры, охватывавшему период с конца Х по середину XIII в. Этот период восточнославянской культуры может быть назван КИЕВСКИМ достаточно условно, поскольку, кроме Киева, в Древней Руси существовали и другие культурные центры. В период формирования древнерусской народности возник героический эпос классического события. «Слово о полку Игореве» является образцом. “Слово о полку Игореве” основывается на реальных исторических фактах, засвидетельствованных летописными источниками. Основу произведения составляет описание неудачного похода дружины новгород-северского князя Игоря с братом Всеволодом на половцев, в результате чего войско Игоря, не согласовавшего свои действия с киевским князем Святославом, было разбито, а князь Игорь захвачен в плен. Принятие христианства князем Владимиром явилось знаковым событием в истории Руси и положило начало новой духовной эры в культуре восточных славян. В Древней Руси христианство принято как государственная религия. Принятие и распространение христианства способствовало укреплению политических, торговых и культурных связей со странами христианского мира. Важным этапом в развитии христианской культуры на землях восточных славян было становление христианско-просветительского комплекса, который создавался на основе византийских традиций и охватывал письменность, книжное обучение, храмовое строительство, иконопись, песнопение. Христианская просветительская кампания воспринималась как нечто чуждое, к чему восточные славяне не были готовы: их привязанность к исконным народно-языческим традициям и жизненному укладу была достаточно сильной и прочной. Поэтому неслучайно, отдавая своих детей для обучения, матери, еще не утвердившиеся в ере, оплакивали их, как умерших. В ранний период развития христианской культуры у людей не только не было знаний, необходимых для понимания христианского учения, но существовало прямое нерасположение и недоверие к нему. Важным событием в развитии христианской культуры Древней Руси было возникновение оригинальной литературы. Церковная письменность в Древней Руси развивалась на основе сложившейся в Византии жанровой системы, которая в дальнейшем была приближена к реальности и потребностям восточных славян. Главным ориентиром в творческой деятельности восточнославянских книжников являлась христианская каноническая литература, определяющая актуальные проблемы и идеи, обеспечивающая просветителей фактическим материалом (сюжет ми, мотивами, образами), на основе которых создавались произведения церковной письменности. Средневековая церковная письменность 11-13вв акцентировала особое внимание на необходимости строгого соблюдения верующими религиозных предписаний и участия в культовой деятельности, направленной на популяризацию вероучения. Важную роль в сохранении исторической памяти играло летописание, отражавшее официальные сведения о значительных событиях государственно-политической и духовной жизни общества, а так же сообщения фольклорного и легендарного характера прославлявшее героические заслуги народа и поэтизировавшее историческую реальность. Татаро-монгольские набеги в Древней Руси, сопровождавшиеся разрушением городов, сокращением численности населения, обусловили период упадка в культуре и привели к изолированности восточнославянского мира от христианской Европы. Набеги кочевых племен убеждали в необходимости формирования единовластия, способного обеспечить оборонительную способность и прочность государства. Объединение русских земель и создание централизованного государства способствовали синтезу полиэтнических традиций и становлению евразийской основы русской культуры. Крушение Византийской империи определило возникновение идеологической концепции Москва – Третий Рим, утверждавшей идею мессианской роли Руси как единственного православного государства в мире, претендующего на статус центра христианской культуры и главной опоры православия. В середине XVII в., в период правления царя Алексея Михайловича, была проведена религиозная реформа патриарха Никона,направленная на согласование русской церковной практики с греческой традицией и предполагавшая устранение различий в обрядности, исправление и унификацию богослужебных книг, борьбу с ересью. XVIII в. считается началом новой культурной эпохи в истории России и периодом коренных изменений в разных сферах жизни. Реформы Петра I значительно ускорили темпы социального развития Росии и способствовали ее сближению с европейской культурой. Известными культурными достижениями петровских преобразований стали усиление авторского начала в культурном творчестве, активное развитие периодической печати, введение нового гражданского шрифта, распространение переводной литературы, внимание к образовательной политике, про едение реформы календаря. Более успешными были нововведения в армии, инженерии, навигации, перенимавшиеся из стран протестантского мира и отличавшиеся утилитарной направленность. Вторая половина XVIII в. характеризуется развитием классицизма в русской культуре,получившего национальное своеобразие в литературе и искусстве. Его отличительной черт й была связь с отечественной и теорией и русскими фольклорными традициями. Параллельно с классицизмом запоздалыми темпами развивался стиль барокко, получивший отражение в роскошных архитектурных ансамблях и дворцовых комплексах. 19 в в русской культуре совпал с периодом активации духовной жизни и получил название «золотого века» В начале XIX в. ощущаетс ослабление просветительской идеологии в социокультурной жизни и на смену классицизму приходит искусство романтизма. Движение декабристов стимулировало становление русского критического реализма в культуре. Творчество многих авторов отразило одновременно романтические и реалистические тенденции в художественной литературе (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь). Влияние классицизма сохранялось в архитектурных формах в тиле ампир распространявшемся преимущественно в публичных и административных постройках и выражавшем идею государственного могущества. Официальным протестом творческой интеллигенции против изживших себя канонов классицизма было создание сообщества художников-передвижников, отстаивавших эстетическую свободу и пользовавшихся большим признанием и коммерческим успехом(суриков, репин..) Знаковым событием культурной жизни России стала деятельность содружества музыкантов “Могучая кучка”, боровшихся против академизма в искусстве и разрабатывавших национальный стиль в русском музыкальном творчестве (М. Балакирев, А. Бородин, Ц. Кюи, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков). Чаадае одним из первых дал оценку русс кой культуре и отметил ее изначальную обреченность на неудачу. Главной причиной культурной отсталости России он считал выбор византийской культурной парадигмы, ориентированной на православие, а так же отстраненность от традиций западной культуры. На рубеже XIX–XX вв. начался краткий период русского модерна, связанный с расцветом русской поэзии и известный в истории культуры как Серебряный век. Русский модернизм представлял собой сложное и разнородное явление, отличался обращенностью к мистическому и оккультному началам в творчестве, пессимистическими прогнозами кризиса истинной культуры (Д. Мережковский, А. Ахматова, Н. Гумилев, В. Брюсов, О. Мандельштам, М. Цветаева, В. Хлебников, В. Иванов, В. Маяковский).
Date: 2015-09-03; view: 255; Нарушение авторских прав |