Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Соколов Э.В. Свободное время и культура⇐ ПредыдущаяСтр 31 из 31
личности. Л., 1977 НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ – систематическая, целенаправленная работа по пропаганде знаний, приобщению масс к достижениям отечественной и мировой культуры и стимулированию процесса самообразования. ОБРАЗОВАНИЕ – приобщение к культуре общества, в ходе которого человек овладевает определенной системой научных знаний, приобретает умения и навыки, планомерно изучает и усваивает опыт, накопленный человечеством в той или иной области. Образование обозначает как процесс усвоения человеком определенной системы знаний, обобщенных в науках о природе, обществе и человеческом мышлении, так и результат усвоения определенных знаний, умений и навыков. Основной путь и средство получения образования – обучение и самообразование. ПЕДАГОГИКА – наука о воспитании, образовании и обучении человека в соответствии с требованиями конкретно-исторического этапа общественного развития. По мысли Гегеля, воспитание – это второе, духовное рождение человека, позволяющее ему самостоятельно функционировать в рамках общества. Предметом педагогики является исследование сущности развития и формирования человеческой личности и определение на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса. ПРОЦЕСС есть последовательная смена состояний, тесная связь закономерно следующих друг за другом стадий развития, представляющих непрерывное единое движение. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС есть, с одной стороны, самодвижение, с другой стороны, это управляемый процесс, который происходит через решение бесчисленного ряда педагогических задач, подчиненных конечным целям системы воспитания и обучения и соотнесенных с ними. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Начало XXI века, несомненно, будет связано с новыми исследованиями и дальнейшими поисками путей формирования человека как субъекта культуры, утверждения культуры как самого эффективного средства решения глобальных проблем третьего тысячелетия и культурологии как науки, способной раскрыть культуры во всем ее многообразии и единстве. Продолжатся исследования и в области прикладной культурологии. Но уже сегодня осуществленное нами исследование позволяет подтвердить исходную гипотезу и с достаточной достоверностью определить сущность как фундаментальной, так и прикладной культурологии. Объектом и предметом фундаментальной (теоретической) культурологии выступает интегративное знание о становлении, функционировании и развитии культуры как целостного феномена и специфически человеческого способа жизни; исторически развивающаяся система сотворенных человеком материальных и духовных ценностей; структура и продукты культурной деятельности – от конкретных произведений искусства и иных творений человеческого гения до созданных людьми языков, обычаев, нравов, этикета, символики, способов сакрализации, психологического склада нации или иной социальной общности; культура как ведущая функция и модальность человеческого бытия. Объектом и предметом прикладной культурологии стали культурная политика, культурное прогнозирование, охрана и трансляция культурного наследия, социально-культурное творчество, социокультурные аспекты образования, воспитания, общения, профессионально-трудовой, общественно-политической, культурно-просветительной, семейно-бытовой, спортивно-оздоровительной и досугово-развлекательной деятельности; семья как первичная база формирования и функционирования культуры; учреждения искусства и иные социальные институты, которые обеспечивают сохранение и дальнейшее обогащение ценностей культуры, способствуют процессу социализации и инкультурации личности, ее вовлечению в духовное общение и различные сферы социально-культурной деятельности. Как научная дисциплина прикладная культурология опирается на фундаментальную (теоретическую) культурологию, на такие ее направления, как философия культуры, аксиология культуры, социология культуры, экономика культуры, семиотика культуры, сравнительная культурология, культурная антропология, историческая культурология, культурология социальных общностей, этнокультура, культура поселений, народная культура, фольклористика, искусствознание, массовая культура и массовые коммуникации, эстетика как культурология искусства, нравственная культура, экономическая культура, политическая культура, экологическая культура, религиозная культура, культура научной, художественно-творческой и иной социально и личностно значимой духовной деятельности. В рамках культурологии как единой науки о культуре прикладная культурология органично связана с системой человекознания, с такими гуманитарными науками, как философия, история, социология, общая и социальная психология, общая и социальная педагогика, языкознание, филология, семантика, семиотика, этнология, археология, антропология, демография, религиоведение, экономика и др. Методологические и методические принципы прикладной культурологии основываются на закономерностях самореализации творческих потенций личности, опираются на социально-психологические механизмы удовлетворения и дальнейшего развития ее духовных интересов и потребностей, строятся на педагогике сотворчества. Научное осмысление прикладной культурологией сущности социально-культурной деятельности, позволило преодолеть догматизм и субъективизм ее оценок, искусственное сужение ее функций при размытости границ, дало возможность осознать, что социально-культурная деятельность – это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры. Первое направление этой деятельности нашло свое выражение в создании ценностей культуры как на профессиональной, так и любительской основе; второе – объединило всех людей, которые независимо от пола, возраста, социального положения в большей или меньшей мере усваивают богатства мировой и национальной культуры; третье направление связано с деятельностью музейных и библиотечных работников, реставраторов, специалистов архивного дела и иных форм сохранения ценностей материальной и духовной культуры; четвертое, – интегрирующее труд учителей, специалистов средств массовой информации и культурно-просветительной деятельности, - ориентировано на распространение ценностей культуры; пятое направление приняло на себя социально-педагогические, организационно-посреднические и административно-управленческие функции, направленные на создание благоприятной культурной среды, на вовлечение людей в мир культуры, удовлетворение и дальнейшее развитие духовных интересов и потребностей разных групп населения, на стимулирование познавательно-образовательной, художественно-творческой, развлекательно-игровой, спортивно-оздоровительной и иных видов активности в области культуры. К функциям социально-культурной деятельности относятся: - адаптивно-нормативная функция – хоминизация личности: освоение формирующимся индивидом основ санитарно-гигиенической культуры, культуры речи и других элементарных человеческих качеств, адаптация к социуму и его культуре, приобретение способности к самоконтролю и саморегуляции поведения; - образовательно-развивающая функция – освоение ценностей культуры, последовательный процесс социализации, инкультурации и индивидуализации личности; - преобразовательно-созидательная функция – вовлечение личности в процесс создания ценностей культуры, в различные формы художественного, технического, социального творчества; - эколого-охранительная функция – формирование экологической культуры, сохранение культурного наследия, природной и культурной среды; - информационно-просветительная функция – накопление, хранение и распространение информации, культурно-просветительная деятельность, формирование интеллектуальных и иных качеств, необходимых члену информационного общества XXI века; - интегративно-коммуникативная функция – диалог культур, взаимовлияние локальных цивилизаций, раскрытие достижений национальных и региональных культур, обеспечение адекватного и гуманного восприятия субкультур, формирование культуры деловых и неформальных отношений; - рекреативно-игровая функция – формирование празднично-обрядовой и игровой культуры, обеспечение зрелищно-развлекательного досуга и психологической разрядки. Разносторонний анализ становления фундаментальной и прикладной культурологии, дополненный результатами отраженной в книге опытно-экспериментальной деятельности позволил не только констатировать утверждение нового направления гуманитарного знания, но и сделать в его рамках существенный шаг вперед - раскрыть механизм формирования культуры личности, ее вовлечения в процесс непрерывного образования и социально-культурного творчества, ее превращения из объекта воспитательного воздействия в субъект культуросозидания. Многолетне комплексное теоретико-эмпирическое исследование подтвердило, что прикладная культурология сегодня – это методология реализации нравственно-эстетического потенциала культуры, но в еще большей мере – это наука о технологии превращения культуры в фактор социально-культурной практики, обеспечивающей: - выявление, удовлетворение и последовательное возвышение социально-культурных интересов и потребностей разных групп населения, формирование способов их реализации; - разработку целевых федеральных, региональных и ведомственных культурных программ и социальных технологий их осуществления; - стимулирование инновационных движений в сфере культуры; - управление экономическими механизмами организации культурной деятельности; - использование эффективных педагогических методик развития творческих потенций личности, вовлечения разных групп населения в культурно-эстетическое творчество; - правовое, кадровое и методическое обеспечение различных форм художественного, технического и прикладного творчества населения; - распространение мирового опыта развития культуры в разных областях жизнедеятельности и на разных этапах формирования личности. Развитие прикладной культурологии как области науки и социальной практики детерминировало качественно новое восприятие досуга и культурно-досуговой деятельности, позволило обосновать концепцию досуга человека информационной цивилизации, исходящей из приоритетности этой формы бытия и непреложной необходимости формирования у каждого жителя планеты досуговой квалификации, жизненной установки на рациональный досуг и умений и навыков его самоорганизации. Многоаспектное изучение методологии и методики реализации созидающего потенциала культуры дало возможность решить ряд научных и практических задач – от создания Паспорта специальности «Прикладная культурология» и Профессиограммы организатора социально-культурной деятельности до определения общего и отличительного в понятиях «прикладная и педагогическая культурология». Сегодня есть все основания утверждать, что прикладная культурология как стержневая дисциплина в системе подготовки специалистов социально-культурной сферы обеспечила научно-методологическую и технологическую базу этого направления средней профессиональной и высшей школы, предопределила ее престижность и конкурентоспособность. Однако главным итогом исследования стало создание научной школы прикладной культурологии, объединившей широкий круг специалистов, принявших ее исходную концепцию и включившихся в дальнейшую разработку актуальных проблем формирования культурной среды, создания условий для реализации творческих потенций личности и ее вовлечения в различные формы социально-культурной деятельности. Реализация принципов прикладной культурологии в научном осмыслении социально-культурных процессов дала возможность принципиально по-новому раскрывать методику информационно-просветительной деятельности, любительского творчества, художественной организации досуга, социально-культурной деятельности средствами кино, телевидения, театрального, музыкального и изобразительного искусства. Однако, это лишь первые шаги, за которыми должны последовать фундаментальные исследования, которые позволят на качественно новом уровне выявить закономерности культуросозидающей деятельности в процессе труда, познания, общения, быта и досуга; определить оптимальные технологии социально-культурных процессов; обосновать пути и средства эффективной реализации творческих потенций личности; разработать методологию и методику осуществления государственной политики в области культуры; внедрить концепцию культурологического образования, соответствующего критериям информационной цивилизации XXI века. ЛИТЕРАТУРА
1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М., 1999. - 334 с. 2. Абрамян Э.Г. У истоков культурной традиции. - Ташкент, 1988. - 125 с. 3. Аверинцев С.С. Попытки объясняться: беседы о культуре. - М., 1988. - 45 с. 4. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. - М., 1995. - 608 с. 5. Акимов В.М. Сто лет русской литературы. От серебряного века до наших дней. – СПб., 1005. – 384 с. 6. Аксенов В.С., Наумов А.П. Технические средства в культурно-просветительной работе. - М., 1988. - 143 с. 7. Акулинин В.Н. Философия всеединства. От В.С.Соловьева к П.А.Флоренскому. Новосибирск, - 1990. - 154 с. 8. Александрова Е.Я., Быховская И.М. Культурологические опыты. М., - 1996. - 113 с. 9. Аль Д.Н. Основы драматургии. – СПб., 1995. – 64 с. 10. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск, 1990. – 560 с. 11. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977. - 382 с. 12. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. - М., 1987. - 415 с. 13. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1980. - 348 с. 14. Апресян Г.В. Ораторское искусство. - М., 1978. - 280 с. 15. Аринин А.Н., Михеев В.М. Прошлое. Настоящее. Будущее: Историко-философская мысль России XIX – XX вв. - М., - 1995. 207 с. 16. Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т.4. - М., - 1983. 830 с. 17. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. - М., - 1993. 352 с. 18. Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций. - СПб., 1994. - 224 с. 19. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. - М., 1989. - 243 с. 20. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 1990. - 367 с. 21. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. - М., 1991; Т.1. – 318 с. Т.2. – 378 с. Т.3. – 470 с. 1. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. - М., 1989. – 560 с. 2. Бабаков В.Г., Семенов В.М. Национальное самосознание и национальная культура (методические проблемы). – М., 1996. – 70 с. 3. Баранов А.В. Социально-демографическое развитие крупного города. - М., 1981. - 282 с. 4. Баренбаум И.Е., Шомракова И.А. Всеобщая история книги. Ч.1. – СПб., 1996. – 168 с. 5. Баткин Л.Н. Пристрастия: избранные эссе и статьи о культуре. – М., 1994. – 282 с. 6. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М., 1994 - 616 с. 7. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., - 1989. - 388 с. 8. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., - 1979. - 159 с. 9. Беляева А.П. Интегративно-модульная система профессионального образования. - СПб., 1997. - 225 с. 10. Берникова В.А. Эволюция и прогресс. – Новосибирск, 1991. – 163 с. 11. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. - М., 1994; - Т.1. – 542 с., Т.2. 509 с. 12. Березовский Г.В. От Монтеня к Гольбаху (Человек, Бог и мир в духовной культуре эпохи ранних буржуазных революций. Опыт культурологического исследования). – М., 1996. – 254 с. 13. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - Л., 1992. - 399 с. 14. Бернс Р. Развитие Я - концепции воспитания. - М., 1986. - 422 с. 15. Беспалько В.С. Основы теории педагогических систем. - Воронеж, 1977. - 204 с. 16. Бессонов Б.Н. Судьба России: Взгляд русских мыслителей. - М., 1993. - 252 с. 17. Бессонов М.Н. Православие в наши дни. - М., 1990. - 301 с. 18. Бестужев-Лада И.В. Ступени к семейному счастью. - М., 1988. - 301 с. 19. Бибарцева Т.С. Методика стимулирования творческих способностей игровыми средствами. СПб., 1995. 48 с. 20. Библер В.С. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в XXI в. - М., 1991. - 412 с. 21. Бирженюк Г.М., Бузене А.В., Горбунова Н.А. Методическое руководство культурно-просветительной работой. - М., 1989. – 176 с. 22. Бирженюк Г.М., Марков А.П. Основы региональной культурной политики и формирование культурно-досуговых программ. - СПб., 1992. - 128 с. 23. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. – М., 1973. – 270 с. 24. Богачек И.А. Философия управления. - СПб., 1999. - 232 с. 25. Богина Ш.А. Этнокультурные процессы в США. - М., 1986. - 113 с. 26. Боголюбова Е.В. Культура и общество. - М., 1978. - 232 с. 27. Богоудинова Р.З., Румянцева Е.Д., Юсупов Р.Р. Профессиональная подготовка специалистов социальной сферы: прогнозирование, проектирование, практическая реализация, - Казань, 1999. - 252 с. 28. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. – М., 1981. – 96 с. 29. Бодалев А.А. Психология личности. - М., 1988. - 187 с. 30. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. - 412 с. 31. Болотников И.М. Основные направления управленческой деятельности в сфере культуры. - Л., 1981. - 80 с. 32. Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. - М., - 1986. 301 с. 33. Борев Ю.Б. Эстетика. – М., 1988. – 496 с. 34. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М., 1994. - 262 с. 35. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV - XVIII вв. В 3 т. – М., 1986. – 1992; Т. 1. Структура повседневности: возможное и невозможное. - 1986. - 662 с.; Т. 2. Игры обмена. - 1988. - 632 с., Т. 3. Время мира. - 1992. - 679 с. 36. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. - М., 1983. - 412 с. 37. Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Мышление и общение. - Минск, 1990. - 212 с. 38. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М., 1978. - 216 с. 39. Бутиков Г.П. Воспитательный потенциал российских музеев. - СПб., 1998. - 190 с. 40. Быстрицкий Е.К. Личность в мире культуры. – Киев, 1992. – 206 с. 41. Быховская И.М. Человеческая телесность в социокультурном пространстве и времени. - М., 1997. - 209 с. 42. Валицкая А.П. Образование в России. Стратегия выбора. - СПб., 1998. - 128 с. 43. Васильева И.Г. США: государство, капитал и рекреационные ресурсы. - М., 1976. - 304 с. 44. Вдовенко Т.В. Социальная работа в сфере досуга в странах Западной Европы. - СПб., 1999. - 164 с. 45. Вебер М. Избранное. Образ общества. - М., 1994. - 702 с. 46. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. – М., 1991. – 270 с. 47. Вершловский С. Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы. - М., 1987. - 183 с. 48. Вехи русской истории / Под ред. В.В.Привалова. Изд. 2-е. - СПб., 1997. - 183 с. 49. Виденеев Н.В. природа интеллектуальных способностей человека. – М., 1989. – 173 с. 50. Виноградов И.И. По живому следу: Духовные искания русской классики. - М., 1987. - 382 с. 51. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга. - М., 1998. - 232 с. 52. Волощенко Г.Г. Народный досуг: социокультурные аспекты генезиса и развития. – СПб., 1999. – 255 с. 53. Вопросы воспитания: системный подход / Под ред. Л.И.Новиковой. - М., 1984. – 376 с. 54. Воронов А.О., Смирнов П.И. Россия и русские: Характер и судьбы страны. - СПб., 1992. - 244 с. 55. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1968. - 576 с. 56. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. - М., 1991. - 368 с. 57. Гаджиев К.С. Геополитика. – М., 1997. – 491 с. 58. Гальцева Р.А. Очерки русской утопической мысли XX века. - М., 1992. - 204 с. 59. Гартман К.Р. Стили. В 2-х частях. Пер. с нем. – М., 1998. – 302 с. 60. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. - М., 1994. - 479 с. 61. Гегель Г.В. Фрагменты. Исторические этюды. В 2 т. - М., 1970. - 671 с. 62. Генецинский В.Н. Основы теоретической педагогики. – СПб., 1992. – 150 с. 63. Генкин Д.М. Массовые праздники. - М., 1975. - 140 с. 64. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. - М., 1977. - 703 с. 65. Гершунский Б.С. Философско-методологические основания стратегии развития образования в России. - М., 1993. - 160 с. 66. Гершунский Б.С., Никандров Н.Д. Актуальные проблемы методологии педагогики. - М., 1984. - 43 с. 67. Гессен И.С. основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М., 1995. – 448 с. 68. Гефтер М.Я. Из тех и этих лет. - М., 1991. - 330 с. 69. Глезерман Г.Е. Законы общественного развития: их характеристика и использование. – М., 1979. – 303 с. 70. Гмурман В.Е. Объект, предмет и структура педагогики: методологические проблемы педагогики. - М., 1977. - 104 с. 71. Голышев А.И. Социально-культурная жизнь региона (На примере Псковской области). – Псков, 1999. – 237 с. 72. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 1999. – 494 с. 73. Гончаренко Н.В. Духовная культура: Источники и движущие силы прогресса. - Киев, 1980. - 379 с. 74. Гончаров И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников. – М., 1978. – 160 с. 75. Гордиенко Н.С. Современное русское православие. - Л., 1988. - 302 с. 76. Горбунов В.В. Идея соборности в русской религиозной философии: В.С.Соловьев, В.В.Розанов, П.А.Флоренский, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев. - М., 1994. - 306 с. 77. Гордон Л.А., Клопов Э.В. К вопросу о типологии свободного времени (многомерный анализ бюджета времени). - М., 1970. - 380 с. 78. Гордон Л.А., Клопов Э.В. Человек после работы. Социальные проблемы быта и внерабочего времени. - М., 1972. - 268 с. 79. Горлова И.И. Культурная политика в современной России: региональный аспект. - Краснодар, 1998. - 320 с. 80. Григорьян Б.Т. Человек. Его положение и призвание в современном мире. – М., 1986. – 222 с. 81. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. – М., 1989. – 319 с. 82. Грушин Б.А. Массовое сознание. - М., 1987. - 368 с. 83. Губман Б.Л. Западная философия культуры XX века. – Тверь, 1997. – 286 с. 84. Гулыга А.В. Принципы эстетики. – М., 1987. – 286 с. 85. Гуманитарная культура как фактор преобразования России. Материалы международной научно-практической конференции 24 - 25 мая 1995 г. - СПб., 1995. - 212 с. 86. Гумилев Л.Н. От Руси до России. СПб., - 1992. - 268 с. 87. Гумилев Л.Н., Панченко А.М. Чтобы свеча не погасла. - Л., 1990. - 132 с. 88. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М., 1984. - 350 с. 89. Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1994. - 314 с. 90. Гуревич П.С. Культурология. - М., 1996. - 288 с. 91. Гурова Р.Г. Социологические проблемы воспитания. - М., 1981. - 175 с. 92. Гусев С.С., Тульчинский Т.П. Проблема понимания в философии. – М., 1985. – 191 с. 93. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. - Ростов-на-Дону, 1979. - 264 с. 94. Давыдов Ю.Н. Социология контркультуры: инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь. – М.: Наука, 1980. – 264 с. 95. Дадашев В.А., Щирин Д.В. Информационное поле музыки и музыкальная педагогика. – СПб., 1994. – 138 с. 96. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991. - 574 с. 97. Даниленко О.И. Душевное здоровье и поэзия. - СПб., 1996. - 208 с. 98. Даринский А.В. Просветительная работа клубов. - М., 1986. - 88 с. 99. Даровская М.И. Культурное содружество города и села. - М., 1979. - 144 с. 100. День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Материалы конференций 23 - 24 мая 1996 г. - СПб., 1996. - 422 с.; Материалы конференций 22 - 23 мая 1997 г. - СПб., 1997. - 294 с.; Материалы конференций 21 - 22 мая 1998 г. - СПб., 1998. - 266 с. 1. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. - М., 1994. - 304 с. 2. Дискин И.Е. Культура. Стратегия социально-экономического развития. - М., 1990. - 109 с. 3. Дмитриев С.С. Очерки русской культуры начала XX века. -- М., 1985. - 256 с. 4. Додельцев Р.Д. Концепция культуры З.Фрейда. - М., 1989. - 60 с. 5. Дранков В.Л. Искусство быть человеком. - М., 1984. - 128 с. 6. Дридзе Т.М., Орлова Э.А. Основы социально-культурного проектирования. - М., 1996. - 196 с. 7. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. - М., 1967. - 351 с. 8. Дьюи Дж. Школа и общество. Программа воспитания детей. - Чикаго-Лондон, 1968. - 159 с. 9. Дьяконов И.М. Пути истории: от древнейшего человека до наших дней. - М., 1994. - 382 с. 10. Дюмазедье Ж. Досуг как сфера духовной деятельности. - М., 1987. - 132 с. 11. Емельянов Ю.Н. Введение в культурантропологию. - СПб., 1992. - 63 с. 12. Ерасов Б.С. Социальная культурология. - М., 1996. - 591 с. 13. Ершов П.М. Потребности человека. – М., 1990. – 365 с. 14. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. - М., 1998. - 248 с. 15. Живов В.М. Язык и культура в России XVIII века. - М., 1996. - 590 с. 16. Журавлев В. Н. Педагогика в системе наук о Человеке. - М., 1990. - 168 с. 17. Завадский С.А., Новикова Л.И. Искусство и цивилизация. - М., 1986. - 272 с. 18. Загузов Н.И. Становление и развитие квалификационных научно-педагогических исследований в России (1934 – 1977 гг.). – СПб. – Волгоград, 1998. – 375 с. 19. Зазерский Е.Я. Организация агитационно-пропагандистской деятельности клубов. - М., 1984. – 112 с. 20. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М., 1990. - 424 с. 21. Запесоцкий А.С. Гуманитарная культура и гуманитарное образование. - СПб., 1996. - 322 с. 22. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М., 1986. - 223 с. 23. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т. Т.2, ч.2. - Л., 1991. - 270 с. 24. Злобин Н.С. культурные смыслы науки. – М., 1997. – 228 с. 25. Иконникова С.Н. История культурологии: идеи и судьбы. - СПб., 1996. - 264 с. 26. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., - 1991. - 462 с. 27. Ильин В.С. Формирование личности школьника. - М., 1984. - 216 с. 28. Ильин И.А. О грядущей России. - М., 1993. - 368 с. 29. Ион Э. Проблемы культуры и культурная деятельность. - М., 1984. – 216 с. 30. Ионин Л.Г. Социология культуры. – М., 1996. – 453 с. 31. Историзм в культуре. Материалы международной научной конференции в Санкт-Петербурге 24 - 25 ноября 1997 г. - СПб., 1998. - 288 с. 32. Исупов К.Г. Русская эстетика истории. - СПб., 1992. - 150 с. 33. Каган М.С. Мир общения. - М., 1988. - 319 с. 34. Каган М.С. Эстетика как философская наука. - СПб., 1997. -544 с. 35. Каган М.С. Философия культуры. - СПб., 1996. - 416 с. 36. Калмыкова З.И. Педагогика гуманизма. – М., 1990. – 79 с. 37. Камю А. Бунтующий человек. - М., 1990. - 414 с. 38. Кан-Калик В.А., Никаноров Н.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990. - 142 с. 39. Кант И. Собрание сочинений в 8 т. Т. 5., - М., 1994. - 408 с. 40. Кантор И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики. - М., 1980. - 89 с. 41. Каптерев П.Ф. избранные педагогические сочинения. – М., 1982. – 704 с. 42. Кара-Мурза С.Г. Проблемы организации научных исследований. - М., 1981. - 292с. 43. Каргин А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе. - М., 1984. - 224 с. 44. Кармин А.С. Основы культурологии. Морфология культуры. - СПб., 1997. - 508 с. 45. Карсавин Л.П. Философия истории. - СПб., 1993. - 360 с. 46. Касевич В.Б. Семантика, Синтаксис, Морфология. – М., 1988. – 416 с. 47. Кассирер Э. Опыт о человеке. - М., 1993. - 364 с. 48. Кедров Б.М. Диалектика и логика. Законы мышления. – М., 1962. – 336 с. 49. Киселев Г.С. Трагедия общества и человека. Попытка осмысления опыта советской истории. - М., 1992. - 118 с. 50. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. - М., 1995. - 136 с. 51. Киселева Т.Г., Стрельцов Ю.А., Стрельцова Е.Ю. Культура и революция. - М., 1998. - 204 с. 52. Китаев В.А. От фронды к охранительству: Из истории русской либеральной мысли 50–60-х годов XIX века. - М., 1972. - 288 с. 53. Клемантович М.Б., Косенко Л.Н. Формы агитационно-пропагандистской деятельности клуба. - М., 1986. - 148 с. 54. Ключевский В.О. Статьи по русской культуре. Соч. в 9 т. Т.9. - М., 1990. - 525 с. 55. Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного мира. - М., 1993. - 527 с. 56. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. - М., 1984. - 527 с. 57. Ковалев С.М. Воспитание и самовоспитание. – М., 1986. – 285 с. 58. Коган Л.Н. Теория культуры. - Екатеринбург, 1993. - 318 с. 59. Козлов А.А., Лисовский В.Т. Молодой человек: становление образа жизни. - М., 1986. - 148 с. 60. Козьмин Б.П. Литература и история. Изд. 2-е. - М., 1982. - 512 с. 61. Колесников П.Ф., Турченко В.Н., Борисова Л.Г. Эффективность образования. – М., 1991. – 256 с. 62. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск, 1976. - 350 с. 63. Комиссаренко С.С. Клуб как социально-культурное явление. - СПб., 1997. -158 с. 64. Кон И.С. В поисках себя. – М., 1984. – 335 с. 65. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. - М., 1997. - 688 с. 66. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. - М., 1990. - 208 с. 67. Конрад Н. И. Запад и Восток. - М., 1972. - 496 с. 68. Конрад Н.И. Размышления об истории культурного и научного развития человечества / Избр. тр. - М., 1974. - 337 с. 69. Котиков В.М. Социально-культурная деятельность в Российской армии. – СПб., 1999. – 240 с. 70. Коул М. Культурно-историческая психология. - М., 1997. - 410 с. 71. Крамник В.В. Имидж реформ: Психология и культура перемен в России. - СПб., 1995. - 117 с. 72. Краевский В.В. Методология педагогических исследований. – Самара, 1994. – 164 с. 73. Кротова Ю.Н. Педагогика досуга в англоязычных странах. - СПб., 1994. - 163 с. 74. Круглова Л.К. Основы культурологии. - СПб., 1995. - 393 с. 75. Кудрина Е.Л. Диверсификация высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства. - Кемерово, 1998. - 161 с. 76. Культура досуга / Под ред. В.М.Пича. - Киев, 1990. - 240 с. 77. Культура на пороге III тысячелетия. Вып. 1. - СПб., 1994. - 195 с.; Вып. 2. - СПб. 1995. - 128 с.; Вып. 3. - СПб., 1996. - 307с.; Вып. 4. - СПб., 1998. - 312 с. 78. Культурология / Под ред. Г.В.Драча. - Ростов-на-Дону, 1995. - 576 с. 79. Культурология / Под ред. А.А.Радугина - М., 1998. - 304 с. 80. Культурология. XX век. Антология. - М., 1995. - 703 с. 81. Культурология. XX век. Словарь. - М., 1997. - 640 с. 82. Культурно-досуговая деятельность / Под ред. А.Д.Жаркова и В.М.Чижикова. - М., 1998. - 462 с. 83. Лакшин В.Я. Берега культуры. - М., 1994. - 375 с. 84. Лапытов Д.Н. Клубы и интернациональное воспитание. –Душанбе, 1990. – 144 с. 85. Леви-Строс К. Структурная антропология. - М., 1983. - 536 с. 86. Леднев В.С. Содержание общего среднего образования. Проблемы структуры. – М., 1980. – 264 с. 87. Лелеко В.Д. Эстетика повседневности. - СПб., 1993. - 146 с. 88. Леонтьев А.Н Избранные психологические произведения. - М., 1983; Т. 1. - 391 с., Т. 2. 318 с. 1. Леонтьев К. Цветущая сложность. Избр. статьи. - М., 1992. - 318 с. 2. Лисовский В. Т. Что значит быть современным? - М., 1983. - 222 с. 3. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. - -М., 1989. - 237 с. 4. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991. - 524 с. 5. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. - М., 1993. - 959 с. 6. Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3 т. – Таллин; Т. 1, - 1992, - 479 с.; Т. 2, - 1992, - 478 с.; Т. 3, - 1993, - 494 с. 7. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. - М., 1992. - 270 с. 8. Лукин Ю.А. Культура и культурная политика. – М., 1992. – 214 с. 9. Лутанский В.Д. Социальный педагог: проблемы теории и практики. - СПб., 1993. - 194 с. 10. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. – М., 1996. – 224 с. 11. Максютин Н. Ф. Культурно-досуговая деятельность. - Казань, 1995. - 138 с. 12. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1990. – 229 с. 13. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. - М., 1983. - 284 с. 14. Марков А.П. Отечественная культура как предмет культурологии. - СПб., 1996. - 286 с. 15. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. - СПб., 1997. – 228 с. 16. Махлина С.Т. Язык искусства в контексте культуры. - СПб., 1995. - 218 с. 17. Махлина С.Т., Новиков А.И. Русская философия и художественная культура России. - СПб., 1999. - 302 с. 18. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии, методики. - М., 1989. - 116 с. 19. Межуев В.М. Культура и история. - М., 1977. - 199 с. 20. Мень А. Культура и духовное возрождение. - М., 1992. - 495 с. 21. Мережковский Д.Н. Больная Россия. - Л., 1991. - 267 с. 22. Методологические проблемы развития педагогической науки / Под. ред. П.Р.Атутова, М.Н.Скаткина, Я.С.Турбовского. - М., 1985. - 240 с. 23. Методологические и теоретические проблемы психологии / Под. ред. Е.В.Шроховой. - М., 1969. - 375 с. 24. Мещеряков Б.Г., Мещерякова И.А. Введение в человекозание. – М., 1994. – 320 с. 25. Мид М. Культура и мир детства. - М., 1988. - 429 с. 26. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 2 т. - М.; Т. 1, 527 с.; Т. 2., ч. 1. 1994, - 415 с.; Т. 2., ч. 2, 1994, - 491 с. 27. Мир русской культуры. - М., 1997. - 624 с. 28. Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. - М., 1990. - 222 с. 29. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. – М., 1990. – 281 с. 30. Моль А. Социодинамика культуры. - М., 1973. - 406 с. 31. Морозов А.И. Конец утопии: из истории искусства в СССР 1930-х годов. - М., 1995. - 218 с. 32. Мосалов Б. Г. Досуг. - М., 1996. - 94 с. 33. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997. - 365 с. 34. Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. - М., 1995. - 269 с. 35. Мыльников А.С. Основы исторической типологии культуры. - Л., 1979. - 306 с. 36. Мыслители Русского Зарубежья. Бердяев. Федотов. - СПб., 1992. - 411 с. 37. Нагорский Н.В. Музей как институт социально-культурной деятельности. - СПб., 1998. - 258 с. 38. Наука, культура, образование на рубеже XXI века. Материалы Всеросийской научно-практической конференции 4 - 6 октября 1995 г. СПб., 1995. - 152 с. 39. Налимов В.В. В поисках новых смыслов. – М., 1993. – 184 с. 40. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увлечения и зрелища. XVIII - нач. XX в. Л., 1988. - 313 с. 41. Ницше Ф. Неизвестный и Неожиданный. - Симферополь, 1998. - 528 с. 42. Новаторов В.Е. Организаторы досуга. - М., 1987. - 117 с. 43. Новиков А.И. История русской философии. - СПб., 1998. - 320 с. 44. Новикова И.А. Организация досуга подрастающего поколения в США: традиции и современность. - СПб., 1991. - 80 с. 45. Образование и культура: традиции и новаторство. Материалы научной конференции, посвященной 80-летию Академии культуры 16 декабря 1998 г. - СПб., 1998. - 170 с. 46. Образование и культура Северо-Запада России. Вестник Северо-Западного отделения РАО. Вып. 1. - СПб., 1996. - 180 с.; Вып. 2. - СПб., 1997. - 200 с. 47. Ольденбург С.Ф. К осмыслению истории культуры. - М., 1937. - 257 с. 48. Опыт и проблемы высшего культурно-просветительного образования. Сборник научных трудов. - Л., 1988. - 204 с. 49. Организация и методика художественно-массовой работы / Под. ред. Д.М.Генкина, А.А.Коновича, Б.Н.Петрова. - М., 1987. - 192 с. 50. Орлов А. С. Социология рекреации. - М., 1995. - 148 с. 51. Орлов В.Н. Культура и досуг. - М., 1991. - 80 с. 52. Орлова Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию. - М., 1994. - 280 с. 53. Ортега-и-Гасет X. Эстетика. Философия культуры. - М., 1991. - 586 с. 54. Ортега-и-Гасет X. Дегуманизация искусства. - М., 1991. - 638 с. 55. Основы законодательства Российской Федерации о культуре. - М., 1993. - 74 с. 56. Павленко Н.И. Петр Великий. - М., 1994. - 592 с. 57. Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. – Л., 1984. – 205 с. 58. Парсонс Т. Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. - М., 1972. - 198 с. 59. Парыгин Б. Д. Социальная психология. - СПб., 1999. - 592 с. 60. Петров В.М. прогнозирование художесвтенной культуры: Вопросы методологии методики. – М., 1991. – 234 с. 61. Петров Л. В. Массовая коммуникация и культура. - Л., 1991. - 258 с. 62. Петров М.К. Язык, знак, культура. – М., 1991. – 328 с. 63. Петров Ю.А. Культура мышления: Методологические проблемы научно-педагогической работы. - М., 1990. - 115 с. 64. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М., 1982. - 255 с. 65. Платон. Государство. - М., 1966. - 504 с. 66. Плеханов Г.В. История русской общественной мысли. В 3 т.. Кн. 3. - М.–Л., 1925. - 298 с. 67. Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. - М., 1987. - 144 с. 68. Помпеев Ю.А. Экономика культуры. – СПб., 1999. – 80 с. 69. Пономарев В.Д. Введение в игровую технологию учебно-воспитательной деятельности современной школы. - Кемерово, 1997. - 109 с. 70. Пономарев Я.А. Психология творчества. – М., 1976. – 303 с. 71. Поплавский М.М. Досуг как педагогическая проблема. – Киев., 1994. – 188 с. 72. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.2. - М., 1992. - 525 с. 73. Потебня А.А. Мысль и язык. - Киев, 1993. - 302 с. 74. Проблемы и перспективы высшего гуманитарного образования в эпоху социальных реформ: Научно-методическая межвузовская конференция 28 - 30 января 1977 г. - СПб., 1977. - 337 с.; Межвузовская научно-методическая конференция 16‑17 февраля 1999 г. - СПб., - 424 с. 75. Прогнозное социальное проектирование. Методологические проблемы. - М., 1989. - 258 с. 76. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. – СПб., 1995. – 176 с. 77. Прорыв к реальности. Социальное проектирование в сфере культуры. - М., 1990. - 432 с. 78. Психология личности. Активность и развитие личности / Под ред. Б.Ф.Ломова, К.А.Абульханова. - М., 1989. - 182 с. 79. Пуляев В.Т. Истоки возрождения России: единство духовного и материального. К вопросу о новой парадигме развития общества. – СПб., 1993. – 64 с. 80. Радаев В.В., Шкаратан О.Н. Социальная стратификация. – М., 1996. – 218 с. 81. Разумный В. А. Творчество народа и современность. - М., 1990. - 126 с. 82. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. – М., 1998. – 608 с. 83. Рерих Н.О вечном. - М., 1991. - 461 с. 84. Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. - М., 1996. - 288 с 85. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. - М., 1992. - 399 с. 86. Розанов В.В. Сумерки просвещения. - М., 1990. - 620 с. 87. Розов Н.С. Культура, ценности и развитие образования. - М., 1992. - 155 с. 88. Россия глазами русского: Чаадаев, Леонтьев, Соловьев. - СПб., 1991. - 363 с. 89. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1969. - 588 с. 90. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. - М., 1987. - 782 с. 91. Савельев В.В. Очерки прикладной культурологии: генезис, концепция, современная практика. - М., 1993. - В 3 ч. Ч. 1. 70 с.; Ч. 2. 44 с.; Ч. 3. 102 с. 92. Савранский И.Л. Коммуникативно-эстетические функции культуры. – М., 1979. – 239 с. 93. Санатулов Ш.З. Педагогика общекультурного развития специалистов сферы материального производства. – Баку, 1993. – 202 с. 94. Самосознание европейской культуры XX в. - М., 1991. - 365 с. 95. Сахаров А.Д. Тревога и надежда. - М., 1990. - 335 с. 96. Свердлов А.Д. Социально-культурная деятельность и процесс духовного развития сообщества глухих. – СПб., 1999. – 224 с. 97. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - М., 1999. - 557 с. 98. Семенов Ю.Н. Социальная философия А.Тойнби. - М., 1980. - 200 с. 99. Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. - М., 1990. - 239 с. 100. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. - М., 1986. - 298 с. 101. Скрынников Р.Г. Святители и власти. - Л., 1990. - 347 с. 102. Спастенин В.А. Теория и практика высшего педагогического образования.- М., 1987. – 237 с. 103. Слуцкий Е.Г. Качество жизни молодежи и молодежная политика. - СПб., 1997. - 336 с. 104. Смирнова Е.И. Теория и методика организации самодеятельного творчества трудящихся в культурно-просветительных учреждениях. - М., 1983. - 192 с. 105. Соколов А.Е. Теория и практика управления профессионально-техническими учебными заведениями. - М., 1989. - 290 с. 106. Соколов А.Е. Теория и практика управления профессионально-техническими учебными заведениями. – М., 1989. – 290 с. 107. Соколов Э. В. Понятие, сущность и функции культуры. - Л., 1990. - 83 с. 108. Соколов Э. В. Культурология (очерки теории культуры). - М., 1994. - 272 с. 109. Соколов Э. В. Введение в психоанализ. - СПб., 1998. - 320 с. 110. Солженицын А.И. Публицистика. В 3 т. Т.2. - Ярославль, 1996. - 619 с. 111. Соловьев В. С. Смысл любви. Избр. Пр-ия. - М., 1991. - 524 с. 112. Соловьев В.С. Национальный вопрос в России. Соч. в 2 т. Т. 1. - М., 1989. - 687 с. 113. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. - М., 1989. - 768 с. 114. Соломник А.Г. Методы устной пропаганды. М., 1972. – 401 с. 115. Соломник Ф.А. Музыка. Самодеятельнсоть. Коллектив. – М., 1983. – 120 с. 116. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1991. - 543 с. 117. Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура. - М., 1975. - 202 с. 118. Социальная защита молодежи: вопросы теории и практики / Под. ред. В.Т.Лисовского. - М., 1994. - 244 с. 119. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России середины XIX века. - М., 1991. - 207 с. 120. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. - -М., 1998. - 368 с. 121. Столович Л.Н. Красота, добро, истина: Очерк истории эстетической аксиологии. – М., 1994. – 284 с. 122. Страчинский Г.А. Этническая педагогика. - СПб., 1997. - 174 с. 123. Стрельцов Ю.А. Социальная педагогика. - М., 1998. - 144 с. 124. Струмилин С.Г. Избранные произведения. - М., 1968. - 480 с. 125. Сукало А.А. Педагогические основы профилактики правонарушений в сфере подростково-молодежного досуга. - СПб., 1996. - 220 с. 126. Суртаев В.Я. Молодежь и культура. - СПб., 1999. - 224 с. 127. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: педагогическое наследие/Сост. О.В.Сухомлинская. - М., 1990. - 287 с. 128. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - М., 1989. - 572 с. 129. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М., 1987. - 340 с. 130. Теория и практика педагогического эксперимента. - М., 1979. - 207 с. 131. Теория и практика социальной работы. Отечественный и зарубежный опыт. - Тула, 1993; Т.1. - 460 с., Т. 2. - 390 с. 1. Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. - СПб., 1997. - 276 с. 2. Тойнби А. Постижение истории. - М., 1991. - 731 с. 3. Тощенко Ж.Т., Харченко С.В. Социальные настроения. - М., 1996. - 363 с. 4. Тульчинский Г.Л. Технология менеджмента в сфере культуры. - СПб., 1996. - 192 с. 5. Триодин В.Е. Педагогика клубной работы. - М., 1984. - 152 с. 6. Традиции, обычаи и нравы народов России / Под ред. Н. А. Лобанова. - СПб., 1997. - 191 с. 7. Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. - М., 1994. - 431 с. 8. Тугаринов В.П. Личность и общество. - М., 1965. - 191 с. 9. Туев В. В. Феномен английского клуба. - М., 1997. - 242 с. 10. Уледов А. К. Духовная жизнь общества. - М., 1980. - 271 с. 11. Успенский Б.А. Семиотика искусства. - М., 1995. - 357 с. 12. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. - М., 1950. - 389 с. 13. Фрайнберг Е.П. Две культуры: Интуиция и логика в искусстве и науке. – М., 1992. – 251 с. 14. Файнберг Л.А. У истоков социогенеза. - М., 1980. - 153 с. 15. Фатеева Е.В. Семья в современном зарубежном мире. - М., 1988. - 271 с. 16. Федосеев П.Н. Философия и научное познание. - М., 1983. - 271 с. 17. Федотов Г. П. Судьба и грехи России. - СПб., 1991. В 2 т. Т. 1, - 357 с.; Т. 2, - 348 с. 18. Филиппов Ф.Р. От поколения к поколению. Социальная подвижность. - М., 1989. - 239 с. 19. Философия культуры. Становление и развитие. - СПб., 1998. - 448 с. 20. Флиер А.Я. Культурогенез. – М., 1995. – 401 с. 21. Флиер А.Я. Очерки культурологии // Новое в культуре: итоги и перспективы. Вып. 2. - М., 1999. - 60 с. 22. Флоренский П.А. Богословские труды. – М., 1997. – 461 с. 23. Формозов А.А. Классики русской литературы и историческая наука. - М., 1995. - 157 с. 24. Фохт-Бабушкин Ю. У. Художественная культура: проблемы изучения и управления. - М., 1986. - 235 с. 25. Франк С.Л. Этика нигилизма. Сочинения. - М., 1990. - 607 с. 26. Франк С.Л. Духовные основы общества. В кн.: Русское зарубежье. - Л., 1991. - 440 с. 27. Фрейд 3. Психоанализ, религия, культура. - М., 1992. - 296 с. 28. Фролов И.Г. Организация и методика клубной работы с детьми и подростками. - М., 1986. – 226 с. 29. Фролова Г.И. Организация и методика клубной работы с детьми и подростками. - М., 1986. - 226 с. 30. Фромм Э. Душа человека. - М., 1992. - 430 с. 31. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 1994. - 447 с. 32. Фуко М. Слова и вещи. - М., 1977. - 488 с. 33. Харчев А.Г. Социология воспитания. - М., 1989. - 252 с. 34. Хейзинга И. Использование игрового элемента в культуре. - М., 1995. - 396 с. 35. Хейфец П.С. Организационно-методические условия создания регионального профессионального учебного заведения. - СПб., 1999. - 232 с. 36. Хитарова Э.И. Использование средств массовой информации в культурно-просветительной работе. – Л., 1988. – 128 с. 37. Хомяков Д.А. Православие, самодержавие, народность. - М., 1993. - 318 с. 38. Хренов Н.А. Мифология досуга. - М., 1998. - 448 с. 39. Художественная культура и развитие личности: проблемы долгосрочного планирования / Отв. ред. Ю.У.Фохт-Бабушкин. - М., 1987. - 321 с. 40. Цукерман В.С. Народная культура. - Свердловск, 1982. - 194 с. 41. Чаадаев П. Я. Философские сочинения. Письма. - М., 1989. - 655 с. 42. Чабанный В.Ф. Духовное развитие личности в коллективе художественной самодеятельности. - СПб., 1998. - 106 с. 43. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. - Тбилиси, 1984. - 171 с. 44. Человек в системе наук / Отв. ред. И.Т.Фролов. - М., 1989. - 504 с. 45. Человек и культура: индивидуальность в истории культуры / Отв. ред. А.Я.Гуревич. - М., 1990. - 240 с. 46. Чурбанов В. Б. Культура и развитие личности. - М., 1981. - 144 с. 47. Шацкий С. Т. Педагогические сочинения в 4 т. - М., Т. 1. - 1963. - 503 с.; Т. 2. - 1964. - 476 с.; Т. 3. - 1964. - 492 с.; Т. 4. - 1965. - 328 с. 48. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М., 1992. - 576 с. 49. Шеллинг Ф.В. Философия искусства. – М., 1996. – 496 с. 50. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. - М., 1973. - 215 с. 51. Шиллер Ф. Статьи по эстетике. Собр. соч. в 7 т. Т.6. - М., 1957. - 791 с. 52. Ширков И.Е. Динамика культуры. - Минск, - 1990. 53. Шишкин А.Ф., Шварцман К.А. XX век и моральные ценности человечества. - М., 1968. - 271 с. 54. Шор Ю.М. Очерки теории культуры. - СПб., 1989. - 158 с. 55. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. Сочинения. - М., 1989. - 601 с. 56. Щеглов М.М. Социальная активность интеллигенции как фактор развития духовной культуры России. – СПб., 1996. – 278 с. 57. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии обарзвания. – М., 1993. – 541 с. 58. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – Л., 1974. – 428 с. 59. Щученко В.А. Ценностный мир русской культуры. – СПб., 1995. – 127 с. 60. Эйдельман Н.Я. Грань веков. СПб., - 1992. - 384 с. 61. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. 304 с. 62. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. Т. ХХIII. - М., 1960. - 907 с. 63. Юдин А.В. Русская традиционная народная духовность. - М., 1994. - 395 с. 64. Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке. В 19 т. Т.15. - М., 1992. - 315 с. 65. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - М., 1987. - 245 с. 66. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. - М., 1966. - 291 с. 67. Яковец Ю.В. История цивилизаций. - М., 1995. - 461 с. 68. Янов А.Л. После Ельцина. «Веймарская» Россия. - М., 1995. - 319 с. 69. Ярошевский М.Г. Психология XX столетия. - М., 1974. - 447 с. 70. Ярошевский М.Г. Наука о поведении: русский путь. - Москва–Воронеж, 1996. - 380 с. 71. Ярская В.Н. Время и эволюция культуры. – Саратов, 1989. – 149 с. 72. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. 527 с. 73. Ackoff R. The Art of Problem Solving. – L., 1987. – 220 p. 74. Baudrillard J. Societe de consommation. Ses methes, ses stryktyres. – Paris: SGPP. – 1970. - 430., fig., tabi., photogr. – (coll. “Le point de pa guestion”). 75. Berger G. Social Science and Forecasting // Nhe Concept of Prospektive. – N.Y., 1997. – 23- 32 p. 76. Bytler G.D. Introduction to Community Recreation. – N.Y. McGaw-Hill., 1976. – 432 p. 77. Carlson R.E. MacLean J.R. Recreation and Leisure: The Changing Scene. – Belmont: Wadsworth, 1979. – 281 p. 78. Caillois R.L. Omme et le sacre. – Paris: Gallimard., 1950. – 211 p. 79. De grazia S. Of Tive Work and Leisure. – N.Y.: De dratia The Twenieth Century Fund., 1962. – 108 p. 80. Divan R., Livingston D. Alternative Development Strategies and Appropriate Technology: Science Policy an Tguitable Word Order. – N.Y., 1979. –448 p. 81. Dragicevie-Sesie M&Stojkovie B. Cultural Management – Handbook, 1 part: Art Management and Administration. – Belgrade; CLIO., 1996. – 268 p. 82. Dumazedier J. Amdiguite du loisir et duamigue socioculturel le // Cacjiers internationaux de Sosioligie. – 1957. - № XXIII. – P.3-24. 83. Dumazedier J.Vers une civilization du loisir? – Paris, du Seuil., 1962. – 216 p. 84. Ennis Ph. The Definition and measirement of leisure. – London: Routledge, 1961. – 132 p. 85. Epperson A. Private and Commercial Recreation. – N.Y.: wiley and Sons. Inc., 1997. – 272 p. 86. Filipsowa B. Clovek, prace, volny cas. – Prague, 1996. – 91 p. 87. Fourastie J. Les 40000 heures, inventaire de lanvenir. – Paris: Laffont-Gaurjiers, 1965. – 286 p. 88. Fritdmann G. La pussance et la sagesse. – gallinard, 1970. –119 p. 89. Gabod D. Inventing the Future. – N.Y., 1979. – 372 p. 90. Galasso G. Le Forme del potere. Ckassi e gerarchie Sociale. – In.: Storia d Italea. – Torino. 1972. – Vol. L. I caratteri original. – 234 p. 91. Gallbraith J.R. Affluent Society. – Boston: Houghton Mifflin, 1958. – 212 p. 92. Griffin Ricky W. Management. – Boston, 1987. – 408 p. 93. Hagort Giep. Cultural Enterorises. An Intoduction to Arts Managemeyt. – N.Y., 1990. – 151 p. 94. Helmer O. Social Technology. – N.Y., 1966. – 193 p. 95. Henderson H. Greating Alrenarive Futures and The End of Economics. – N.Y., 1987. –0 567 p. 96. Herbzerg F. Mausner B., Bloch Snydermann B. The Motivation to work. – 2d. Ed. – N.Y.: Wiley, 1959. – 177 p. 97. Kelly J.R. Leisure. – N. Jersey: Tnglewood Cliffs, 1982. – 307 p. 98. Kelly J.R. Situational and Social Factors In Leisure Decisions. Pacific Sociological Review, 21, 1978. – 213 p. 99. Klapp O.T. Collective Search for Identity. – N.Y.: Holt, Rineart and Winston, 1969. – 306 p. 100. Kohls L.R. Deweloping Intercultural Awareness. Socity for Intercultural Tducation, Training and Research. – Washington D.C. 1981. – 261 p. 101. Lafarge P. Le droit a la paresse. – Paris: Maspere, 1965. – 261 p. 102. Lanfant M.-F. Zes thepries du loisur, Sociologie de loisir et ideiligies. – Paris: Presses Uneversitaires de France, 1972. – 248 p. 103. Lefebxre H. Critigue de lit guptidenne. – Paris: Larche, 1858. – 178 p. 104. Mauo E. The heman problems pf industrial civilizatiln. – Cambridge: Mass, Harvard, 1946. – Un. 9. – 283 p. 105. Miller N. Robinson D. The Leisure Age. – Belmont: Wadsworth Pub.Comp., 1963. – 291 p. 106. Parker S. Leisure and Recreation Studies. – London, 1983. – 302 p. 107. Parker S.R. The Sciologe of Leisure. – N.Y.: Appleton-cenury – croft, 1976. – 264 p. 108. Pieper J. Leisure, the Basis of Culture. – N.Y.: Viking, 1971. – 273 p. 109. Ruesman D. La foule soltaire. – Paris: Arthaud, 1964. – 182 p. 110. Robinson, G.L.N. Cross-cultural Undtrstanding. Prentice Hall. – N.Y., 1964. – 182 p. 111. Rossi II Quattrocento. – Milano, 1898. – 84 p. 112. Selye, H.N. teacheng Culture. National Textbook Company. – Lincolnwood, 1988. –213 p. 113. Slavson S.R. Michell T.D. The Theory of Play fnd Recreation. – N.Y.: Roland, 1961. – 119 p. 114. Touraite A. La societe postindustrielle, naissance dunespciete. – Paris: Denoel, 1969. –119 p. 115. Velben Th.The Theury of the Leisure Class. – N.Y.: Ntw Amerikan Library, 1953. – 264. 116. Villadary A. Fetes et vie guotidienne. – Paris: Les Editions Ouvrieres, 1968. – 153 p. 117. Welben Th. Theprie de la ciasse de loisir.: trad. Par Evrard, avec prifase de R. Aron, Avez Avez-vous le Veblen? – Paris: Gallimard, NPF, 1970. – 132 p. 118. Wiener Anhony J/ Kahn Herman The year 2000. A Framework pf speculation on the next three years. – USA: Ed. The Hudson Institute, Inc, 1967. – 72 p. 119. Weiskopf D.C. Recreation and leisire. – Boston: Allin and Bacon, Inc., 1975. – 301 p. 120. Wilensky, Mass Society and mass culture American Sociological review. – 1964. – Vol. 6. – P.47-69. Приложение
ПАСПОРТ Специальности «ПРИКЛАДНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
Прикладная культурология – отрасль культурологии, раскрывающая методологические основы закономерности, принципы, средства, методы и формы вовлечения человека в мир культуры; определяющая механизм создания благоприятной культурной среды; обосновывающая технологию обеспечения условий для реализации духовно-эвристических и художественно-творческих потенций людей, проявления их социально-культурной активности. Объект прикладной культурологии – человек, личность, индивидуальность; отдельный индивид или социальная общность. Предмет прикладной культурологии – процесс формирования культурной среды; механизм хоминизации, социализации, инкультурации и самореализации личности; технология изучения, удовлетворения и дальнейшего развития духовных интересов и потребностей людей; методология и методика вовлечения личности или социальной общности в мир культуры, в социально-культурное творчество. Предметом прикладной культурологии выступает не идеал, а объективные реалии современного мира и его культурных процессов с присущими им достижениями, противоречиями, недостатками. Цель прикладной культурологии – посредством комплекса специально отобранных и синтезированных видов культурной деятельности обеспечить: - приобретение, расширение, углубление, обновление и приведение в систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике и способах деятельности, способствующих утверждению мировоззренческой, идейно-нравственной и эстетической позиции; - формирование интеллектуальных и практических навыков и умений в сфере социального, научно-технического и художественного творчества, стимулирование развития творческих потенций личности; - создание, освоение, сохранение, распространение и воспроизведение ценностей культуры; - усвоение способов культурно-досугового творчества и нерегламентированного общения; - удовлетворение и последовательное обогащение духовно-эстетических интересов и потребностей разных групп населения; - регуляция социального бытия, воспитание в каждом человеке повседневной, практической культуры, культуры труда, познания, быта, досуга, делового и неформального общения. Задачи прикладной культурологии [210] проявляются в том, чтобы обеспечить: 1) Выявление закономерностей, принципов, средств, методов и форм создания, сохранения, трансляции и освоения культурных ценностей, норм, практик в сфере художественно-эстетической, религиозной, нравственной, социально-психологической, политической, правовой, экономической, экологической, физической культуры и разработка на этой основе условий и способов оптимизации этих процессов; 2) Получение практически ориентированного знания о закономерностях формирования и развития различных субъектов культуры (личности, социальной группы, этнокультурной общности, региона, общества в целом) и поиск оптимальных механизмов регулирования социально-культурных процессов на соответствующих уровнях; 3) Разработка принципов и технологий использования различных культурных практик (видов и способов культурологической деятельности и мышления, норм, традиций и форм человеческого общежития), сложившихся в истории мировых культур, в тех или иных сферах социокультурной деятельности, в культурной политике, управлении, образовании, воспитании, в эстетическом, художественном, духовно-нравственном, экологическом, физическом и психическом развитии личности; 4) Формирование теоретических оснований и механизмов разработки и осуществления государственной культурной политики на общенациональном, региональном и отраслевом уровне; 5) Определение условий оптимизации деятельности социокультурных институтов и неинституциональных общностей, проектирование функционально содержательных моделей учреждений (образования, культуры, досуга, здравоохранения, спорта и т.д.), выполняющих функции хоминизации, социализации, инкультурации и самореализации личности, способствующих саморазвитию субъектов культуры; 6) Разработку теоретических и организационно-методических основ подготовки и последовательного повышения квалификации профессиональных кадров социально-культурной сферы. Функции прикладной культурологии: - научно-методическая - методологическое обоснование созидающего потенциала социально-культурной деятельности и методическое обеспечение процесса его реализации; - политико-проективная - правовое, экономическое, политическое, духовное обеспечение социально-культурной деятельности; социокультурное проектирование; - культуроохранительная - обоснование технологии сохранения природной и культурной среды, непреходящих ценностей мировой и отечественной культуры; обеспечение гармонии в системе «человек – природа»; - культуросозидающая - разработка и реализация механизма последовательного вовлечения личности в мир культуры (хоминизации, социализации, инкультурации, индивидуализации), формирования разносторонне развитой, духовно богатой личности; - культуротворческая - научно-методическое обеспечение процесса вовлечения человека в информационное общество XXI века и различные формы социально-культурного творчества; - взаимообогащающая - выявление принципов реализации духовного потенциала общения; разработка методики вовлечения личности в систему социальных коммуникаций, восприятия человека человеком; формирование культуры делового и межличностного общения; - культуроориентирующая - раскрытие всепроникающего характера культуры, механизма обеспечения культуры труда, познания, быта, досуга; внедрение эстетических начал во все виды и формы жизнедеятельности. Как научная дисциплина прикладная культурология опирается на фундаментальную (теоретическую) культурологию, на такие ее направления, как философия культуры, аксиология культуры, социология культуры, экономика культуры, семиотика культуры, сравнительная культурология, культурная антропология, историческая культурология, культурология социальных общностей, этнокультура, культура поселений, народная культура, фольклористика, искусствознание, массовая культура и массовые коммуникации, эстетика как культурология искусства, нравственная культура, экономическая культура, политическая культура, экологическая культура, религиозная культура, культура научной, художественно-творческой и иной социально и личностно значимой духовной деятельности. В рамках культурологии как единой науки о культуре прикладная культурология органично связана с системой человекознания, с такими гуманитарными науками, как философия, история, социология, общая и социальная психология, общая и социальная педагогика, языкознание, филология, семантика, семиотика, этнология, археология, антропология, демография, религиоведение, экономика и др. Методологические и методические принципы прикладной культурологии основываются на закономерностях самореализации творческих потенций личности, опираются на социально-психологические механизмы удовлетворения и дальнейшего возвышения ее духовных интересов и потребностей, строятся на педагогике сотворчества. Области научного знания [211], интегрированные прикладной культурологией, это, в первую очередь: 1) Общие основы прикладной культурологии; ее проблемное поле, объект, предмет, закономерности, функции, принципы, средства, методы, формы; субъекты социально-культурной деятельности; категориально-понятийный аппарат, методология и методика исследований социально-культурной сферы; 2) Аксиология культурной жизни; закономерности и социально-культурные механизмы формирования ценностных ориентаций и приоритетов социального бытия; методика воспитания эстетического вкуса, избирательного отношения к информации, способности оценивать произведения искусства, критически воспринимать явления псевдокультуры; 3) Теория, методика и организация институциональных форм социально-культурной деятельности: методологические основания, социальные функции, цели, задачи, методы и технологии деятельности учреждений и институт Date: 2015-09-03; view: 729; Нарушение авторских прав |