Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ведущие институты социально-культурной сферы





1. Социальные институты духовного производства:

- научно-исследовательские учреждения (академии, научно-исследовательские институты, лаборатории и т.д.);

- учреждения искусств (театры, киностудии, филармонии, цирки, художественно-творческие мастерские, любительские студии, кружки и т.д.);

творческие союзы и иные объединения художественно-творческой направленности.

 

2. Образовательно-воспитательные учреждения:

- учебные заведения (школы, лицеи, гимназии, училища, колледжи, институты, академии, университеты и др.);

- дошкольные учреждения;

- учреждения дополнительного образования (дома и дворцы творчества юных, школы изобразительных искусств, музыкальные школы, хореографические студии, детские испытательные станции, детские железные дороги и др.).

 

3. Научно-просветительные учреждения:

- музеи, историко-мемориальные комплексы, выставки;

- библиотеки, читальные залы;

- лектории, планетарии, зоопарки и т.д.

 

4. Культуроохранительные институты:

- заповедники, центры экологической культуры;

- архивы;

- реставрационные мастерские и т.д.

 

5. Средства распространения культуры:

- средства массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать и т.д.);

- книгоиздательства, книжные магазины;

- информационно-компьютерные центры и т.д.

 

6. Культурно-досуговые учреждения:

- клубы, дома и дворцы культуры, парки культуры, кинотеатры, центры молодежного досуга, игротеки, дома художественного и технического творчества; - концертные учреждения, дома торжеств и т.д.

 

7. Ведомственные культурно-просветительные учреждения:

- дома офицеров, солдатские клубы, дома культуры милиции и пр. - дома медицинского просвещения, дома педагогического просвещения и пр. - дома творческих работников (писателей, художников,

- композиторов, актеров и т.д.)

 

8. Санаторно-курортные и спортивно-оздоровительные учреждения:

- санатории, пансионаты, дома отдыха, профилактории;

- лагеря отдыха, базы досуга;

- стадионы, спортивные залы, спортивные базы, пляжи и т.д.

 

9. Туристско-экскурсионные учреждения:

- гостиницы, мотели, кемпинги, туристские базы;

- туристские поезда, туристские пароходы и т.п.

 

10. Учреждения развлекательно-коммерческого досуга:

- мюзик-холлы, варьете, дансинги, казино;

- рестораны, кафе;

- сауны;

- бильярдные и иные центры игрового досуга.

 

11. Специфические каналы влияния на культуру семьи и детства:

- массовое тиражирование произведений искусства средствами телевидения, кассетного кино, Интернета и т.д.

- воздействие на детский досуг с помощью мультфильмов, детской литературы, компьютерных и иных игр;

- пропаганда одежды, внешнего вида, бытового убранства и т.п.

- реклама.

СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - комплекс специально отработанных и синтезированных видов культурной деятельности, в процессе которой:

- расширяются, углубляются, обновляются и приводятся в систему знания о природе, обществе, мышлении, технике и способах деятельности, способствующих утверждению научного мировоззрения, гражданской, нравственной и эстетической позиции;

- формируются интеллектуальные и практические навыки и умения в сфере социального, научно-технического и художественного творчества, развиваются творческие потенции личности;

- создаются, осваиваются, сохраняются, распространяются и воспроизводятся ценности культуры;

- усваиваются способы культурно-досугового творчества и нерегламентированного общения;

- удовлетворяются и последовательно обогащаются духовно-эстетические интересы и потребности людей.

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АКТИВНОСТЬ - интегральное качество личности, отражающее ее жизненную позицию и находящее свое выражение в нравственно мотивированном стремлении и готовности участвовать и проявлять инициативу в деятельности, связанной с созданием, освоением, сохранением и дальнейшим развитием ценностей культуры.

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА - система профессиональной и общественной деятельности, направленной на вовлечение разных групп населения в процесс непрерывного просвещения, любительского творчества, зрелища, развлечения и другие формы досуга.

ПЕДАГОГИКА СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ - область социальной педагогики, раскрывающая закономерности, принципы, средства и методы просвещения, организации активного отдыха и развития творческих потенций личности в условиях досуговой деятельности и нерегламентированного общения.


САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - активность личности, направленная на самосовершенствование, самосозидание и самореализацию своих творческих потенций; добровольная, формально нерегламентированная непрофессиональная деятельность по удовлетворению своих интересов и потребностей.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - форма реализации творческих потенций социальной общности или отдельной личности в условиях досуга посредствоминициативной и свободной любительской практики в сфере искусства, осуществляемой как осознанное или неосознанное отражение эстетических потребностей и художественных способностей.

ТВОРЧЕСТВО - преобразовательная деятельность, разрушающая cтapoe во имя нового и создающая на основе старого общественно ценное новое. Новизна, оригинальность, общественная значимость творчества - и процесс, и результат. Творческая деятельность - это только процесс.

ОБЩЕНИЕ - социально-психологическое явление, отражающее осознанные связи людей, входящих в любую человеческую общность.

ИГРА - осмысленная деятельность, обеспечивающая возможность перехода в воображаемую ситуацию, лишенную утилитарного эффекта, но порождающая подлинные чувства удовлетворения духовных потребностей.

СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - это духовные и материальные виды деятельности, источники и инструменты создания благоприятной культурной среды, идейно-эмоционального воздействия на сознание, чувства и поведение людей, вовлечение их в мир культуры, в процесс создания, освоения, сохранения, распространения и дальнейшего обогащения ценностей культуры.

Ведущие средства социально-культурной деятельности:

- живое слово;

- искусство, образ;

- средства массовой информации;

- средства наглядной агитации и пропаганды;

- книги, музыкальные инструменты,технические средства: звукозаписывающая, звуковоспроизводящая, проекционная и иная аппаратура и т.д.

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - система информационного и идейно-эмоционального воздействия; совокупность способов совместных действий организаторов и участников социально-культурной деятельности, направленных на решение конкретных просветительных, воспитательных и иных культуросозидающих задач.

1. Методы формирования общественного сознания:

- информирование;

- разъяснение;

- комментирование;

- обобщение;

- внушение;

- заражение;

- убеждение.

2. Методы вовлечения в социально-культурную деятельность, способствующие преобразованию знаний в нормы и принципы поведения, в убеждения как качество личности:

- включение в различные формы непрерывного просвещения;

- привлечение к разным видам любительского творчества;

- упражнение;

- приучение к выполнению общественно культурных функций;

- самоорганизация;

- самоуправление;

- самообразование;

- самообслуживание;

- игра и т.д.

3. Методы стимулирования социально-культурной активности: - положительный пример:

- соревнование;

- требование;

- общественное мнение;

- поощрение;

- перспектива;

- критика и самокритика.

ВНУШЕНИЕ - информационно-психологическое воздействие на отдельного человека или группу людей в процессе общения, рассчитанное на эмоциональное, некритическое восприятие информации и выраженных в ней мыслей, чувств и побуждений.


ЗАРАЖЕНИЕ - информационно-психологический процесс передачи стереотипов поведения и эмоционального состояния от одного человека к другому и к определенной общности; форма интеграции групповой деятельности, основанная на спонтанно проявляющемся внутреннем механизме поведения и передаче через накал чувств и страстей психического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом.

УБЕЖДЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ - это основанное на законах логики сообщение, ставящее своей целью формирование, углубление и закрепление определенных знаний и вытекающих из них позиций и отношений.

УБЕЖДЕНИЕ КАК КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ - система осознанных потребностей и высшая форма направленности личности, интегрирующая мировоззренческую позицию и побуждающая ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами и жизненными ценностями.

ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - утвердившаяся на практике система применения совокупности определенных средств и методов вовлечения людей в процесс создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры, в различные виды социального, научно-технического и художественного творчества.

В практике сложились:

- эпизодические формы (лекции, экскурсии, вечера, гуляния, концерты, праздники и т.д.);

- стабильные формы (клубы, кружки, инициативные группы, коллективы самодеятельного творчества, лектории и т.д.) социально-культурной деятельности.

БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ - это характеристика общего времени, которым человек обладает в течение суток, недели, года или любого иного срока жизнедеятельности.

Бюджет времени включает:

- рабочее время, границы которого четко предопределяются уставами, правилами внутреннего распорядка, производственными технологиями, образовательными методиками и иными изначально предопределенными факторами;

- необходимое нерабочее время, требуемое для поездок на работу, учебу и подготовке к ним, сна, выполнения физиологических, санитарно-гигиенических, семейно-бытовых и иных непреложных функций, параметры которых не имеют жестких границ и предопределяются индивидуальными особенностями человека; - свободное время.

СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ - часть общего бюджета времени, свободная от выполнения профессиональных, гражданских, семейных, физиологических функций и иных непреложных дел, в которой личность выбирает вариант действий с учетом своих склонностей, материальных возможностей, физического состояния и уровня культуры.

ОТДЫХ - обусловленный социальными.условиями психофизиологический процесс, снимающий утомление, восстанавливающий и развивающий физические, психические и интеллектуальные силы.

ДОСУГ - часть свободного времени, используемая для товарищеского общения, потребления ценностей духовной культуры, любительского творчества, прогулок, развлечений и других форм нерегламентированной деятельности, обеспечивающей отдых и дальнейшее развитие личности.


Функции досуга:

- рекреативная - снятие физического, психического, интеллектуального напряжения; восстановление сил посредством активного отдыха;

- развивающая - вовлечение личности в процесс непрерывного просвещения; развитие художественного, технического и других видов любительского творчества; обеспечение личностно значимого общения; реализация компенсаторных возможностей свободного времяпрепровождения, расширение сферы проявления личностных качеств, самоутверждения, самореализации своих творческих потенций.

КУЛЬТУРА ДОСУГА - качество личности, отражающее потребности и умение конструктивно использовать свое свободное время, которое реализуется в активном отдыхе, духовно насыщенном общении, удовлетворении и постоянном возвышении духовных интересов и потребностей посредством репродуктивной и творческой деятельности по освоению культурного наследия человечества, созданию ценностей культуры и развитию своих сущностных сил.

КЛУБНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ - инициативная, организационно оформленная и педагогически направляемая группа людей, связанная единством интересов и совместной социально-культурной деятельностью в свободное время.

КЛУБНЫЙ КОЛЛЕКТИВ - устойчивое, педагогически направляемое объединение людей, связанных единством интересов, совместной социально-культурной деятельностью по их удовлетворению в условиях свободного времени, единой общественной дисциплиной и системой самоуправления.

БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРОЛОГИИ - социально-необходимый уровень интеллектуального и общекультурного развития, который подкреплен совокупностью профессиональных знаний, умений и навыков, позволяющих:

- научно осмыслить закономерности творческого процесса создания, освоения, сохранения, распространения и воспроизводства ценностей культуры;

- адаптироваться в динамичной культурной среде;

- квалифицированно решать проблемы избранной специальности,

- обеспечивать реализацию эффективных технологий социально-культурной деятельности;

- постоянно обновлять и совершенствовать свое мастерство.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ - область науки и социальной практики, которая интегрирует в себе принципы педагогики и культурологии и, опираясь на их взаимодействие и взаимовлияние, раскрывает методику историко-культурного просвещения и вовлечения индивида в социально-культурную деятельность, способствующую преобразованию знаний о культуре в художественно-эстетические убеждения, в нормы и принципы духовной жизни.

 







Date: 2015-09-03; view: 772; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.02 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию