Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ведущие институты социально-культурной сферы
1. Социальные институты духовного производства: - научно-исследовательские учреждения (академии, научно-исследовательские институты, лаборатории и т.д.); - учреждения искусств (театры, киностудии, филармонии, цирки, художественно-творческие мастерские, любительские студии, кружки и т.д.); творческие союзы и иные объединения художественно-творческой направленности.
2. Образовательно-воспитательные учреждения: - учебные заведения (школы, лицеи, гимназии, училища, колледжи, институты, академии, университеты и др.); - дошкольные учреждения; - учреждения дополнительного образования (дома и дворцы творчества юных, школы изобразительных искусств, музыкальные школы, хореографические студии, детские испытательные станции, детские железные дороги и др.).
3. Научно-просветительные учреждения: - музеи, историко-мемориальные комплексы, выставки; - библиотеки, читальные залы; - лектории, планетарии, зоопарки и т.д.
4. Культуроохранительные институты: - заповедники, центры экологической культуры; - архивы; - реставрационные мастерские и т.д.
5. Средства распространения культуры: - средства массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать и т.д.); - книгоиздательства, книжные магазины; - информационно-компьютерные центры и т.д.
6. Культурно-досуговые учреждения: - клубы, дома и дворцы культуры, парки культуры, кинотеатры, центры молодежного досуга, игротеки, дома художественного и технического творчества; - концертные учреждения, дома торжеств и т.д.
7. Ведомственные культурно-просветительные учреждения: - дома офицеров, солдатские клубы, дома культуры милиции и пр. - дома медицинского просвещения, дома педагогического просвещения и пр. - дома творческих работников (писателей, художников, - композиторов, актеров и т.д.)
8. Санаторно-курортные и спортивно-оздоровительные учреждения: - санатории, пансионаты, дома отдыха, профилактории; - лагеря отдыха, базы досуга; - стадионы, спортивные залы, спортивные базы, пляжи и т.д.
9. Туристско-экскурсионные учреждения: - гостиницы, мотели, кемпинги, туристские базы; - туристские поезда, туристские пароходы и т.п.
10. Учреждения развлекательно-коммерческого досуга: - мюзик-холлы, варьете, дансинги, казино; - рестораны, кафе; - сауны; - бильярдные и иные центры игрового досуга.
11. Специфические каналы влияния на культуру семьи и детства: - массовое тиражирование произведений искусства средствами телевидения, кассетного кино, Интернета и т.д. - воздействие на детский досуг с помощью мультфильмов, детской литературы, компьютерных и иных игр; - пропаганда одежды, внешнего вида, бытового убранства и т.п. - реклама. СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - комплекс специально отработанных и синтезированных видов культурной деятельности, в процессе которой: - расширяются, углубляются, обновляются и приводятся в систему знания о природе, обществе, мышлении, технике и способах деятельности, способствующих утверждению научного мировоззрения, гражданской, нравственной и эстетической позиции; - формируются интеллектуальные и практические навыки и умения в сфере социального, научно-технического и художественного творчества, развиваются творческие потенции личности; - создаются, осваиваются, сохраняются, распространяются и воспроизводятся ценности культуры; - усваиваются способы культурно-досугового творчества и нерегламентированного общения; - удовлетворяются и последовательно обогащаются духовно-эстетические интересы и потребности людей. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АКТИВНОСТЬ - интегральное качество личности, отражающее ее жизненную позицию и находящее свое выражение в нравственно мотивированном стремлении и готовности участвовать и проявлять инициативу в деятельности, связанной с созданием, освоением, сохранением и дальнейшим развитием ценностей культуры. КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА - система профессиональной и общественной деятельности, направленной на вовлечение разных групп населения в процесс непрерывного просвещения, любительского творчества, зрелища, развлечения и другие формы досуга. ПЕДАГОГИКА СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ - область социальной педагогики, раскрывающая закономерности, принципы, средства и методы просвещения, организации активного отдыха и развития творческих потенций личности в условиях досуговой деятельности и нерегламентированного общения. САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - активность личности, направленная на самосовершенствование, самосозидание и самореализацию своих творческих потенций; добровольная, формально нерегламентированная непрофессиональная деятельность по удовлетворению своих интересов и потребностей. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - форма реализации творческих потенций социальной общности или отдельной личности в условиях досуга посредствоминициативной и свободной любительской практики в сфере искусства, осуществляемой как осознанное или неосознанное отражение эстетических потребностей и художественных способностей. ТВОРЧЕСТВО - преобразовательная деятельность, разрушающая cтapoe во имя нового и создающая на основе старого общественно ценное новое. Новизна, оригинальность, общественная значимость творчества - и процесс, и результат. Творческая деятельность - это только процесс. ОБЩЕНИЕ - социально-психологическое явление, отражающее осознанные связи людей, входящих в любую человеческую общность. ИГРА - осмысленная деятельность, обеспечивающая возможность перехода в воображаемую ситуацию, лишенную утилитарного эффекта, но порождающая подлинные чувства удовлетворения духовных потребностей. СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - это духовные и материальные виды деятельности, источники и инструменты создания благоприятной культурной среды, идейно-эмоционального воздействия на сознание, чувства и поведение людей, вовлечение их в мир культуры, в процесс создания, освоения, сохранения, распространения и дальнейшего обогащения ценностей культуры. Ведущие средства социально-культурной деятельности: - живое слово; - искусство, образ; - средства массовой информации; - средства наглядной агитации и пропаганды; - книги, музыкальные инструменты,технические средства: звукозаписывающая, звуковоспроизводящая, проекционная и иная аппаратура и т.д. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - система информационного и идейно-эмоционального воздействия; совокупность способов совместных действий организаторов и участников социально-культурной деятельности, направленных на решение конкретных просветительных, воспитательных и иных культуросозидающих задач. 1. Методы формирования общественного сознания: - информирование; - разъяснение; - комментирование; - обобщение; - внушение; - заражение; - убеждение. 2. Методы вовлечения в социально-культурную деятельность, способствующие преобразованию знаний в нормы и принципы поведения, в убеждения как качество личности: - включение в различные формы непрерывного просвещения; - привлечение к разным видам любительского творчества; - упражнение; - приучение к выполнению общественно культурных функций; - самоорганизация; - самоуправление; - самообразование; - самообслуживание; - игра и т.д. 3. Методы стимулирования социально-культурной активности: - положительный пример: - соревнование; - требование; - общественное мнение; - поощрение; - перспектива; - критика и самокритика. ВНУШЕНИЕ - информационно-психологическое воздействие на отдельного человека или группу людей в процессе общения, рассчитанное на эмоциональное, некритическое восприятие информации и выраженных в ней мыслей, чувств и побуждений. ЗАРАЖЕНИЕ - информационно-психологический процесс передачи стереотипов поведения и эмоционального состояния от одного человека к другому и к определенной общности; форма интеграции групповой деятельности, основанная на спонтанно проявляющемся внутреннем механизме поведения и передаче через накал чувств и страстей психического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом. УБЕЖДЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ - это основанное на законах логики сообщение, ставящее своей целью формирование, углубление и закрепление определенных знаний и вытекающих из них позиций и отношений. УБЕЖДЕНИЕ КАК КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ - система осознанных потребностей и высшая форма направленности личности, интегрирующая мировоззренческую позицию и побуждающая ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами и жизненными ценностями. ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - утвердившаяся на практике система применения совокупности определенных средств и методов вовлечения людей в процесс создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры, в различные виды социального, научно-технического и художественного творчества. В практике сложились: - эпизодические формы (лекции, экскурсии, вечера, гуляния, концерты, праздники и т.д.); - стабильные формы (клубы, кружки, инициативные группы, коллективы самодеятельного творчества, лектории и т.д.) социально-культурной деятельности. БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ - это характеристика общего времени, которым человек обладает в течение суток, недели, года или любого иного срока жизнедеятельности. Бюджет времени включает: - рабочее время, границы которого четко предопределяются уставами, правилами внутреннего распорядка, производственными технологиями, образовательными методиками и иными изначально предопределенными факторами; - необходимое нерабочее время, требуемое для поездок на работу, учебу и подготовке к ним, сна, выполнения физиологических, санитарно-гигиенических, семейно-бытовых и иных непреложных функций, параметры которых не имеют жестких границ и предопределяются индивидуальными особенностями человека; - свободное время. СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ - часть общего бюджета времени, свободная от выполнения профессиональных, гражданских, семейных, физиологических функций и иных непреложных дел, в которой личность выбирает вариант действий с учетом своих склонностей, материальных возможностей, физического состояния и уровня культуры. ОТДЫХ - обусловленный социальными.условиями психофизиологический процесс, снимающий утомление, восстанавливающий и развивающий физические, психические и интеллектуальные силы. ДОСУГ - часть свободного времени, используемая для товарищеского общения, потребления ценностей духовной культуры, любительского творчества, прогулок, развлечений и других форм нерегламентированной деятельности, обеспечивающей отдых и дальнейшее развитие личности. Функции досуга: - рекреативная - снятие физического, психического, интеллектуального напряжения; восстановление сил посредством активного отдыха; - развивающая - вовлечение личности в процесс непрерывного просвещения; развитие художественного, технического и других видов любительского творчества; обеспечение личностно значимого общения; реализация компенсаторных возможностей свободного времяпрепровождения, расширение сферы проявления личностных качеств, самоутверждения, самореализации своих творческих потенций. КУЛЬТУРА ДОСУГА - качество личности, отражающее потребности и умение конструктивно использовать свое свободное время, которое реализуется в активном отдыхе, духовно насыщенном общении, удовлетворении и постоянном возвышении духовных интересов и потребностей посредством репродуктивной и творческой деятельности по освоению культурного наследия человечества, созданию ценностей культуры и развитию своих сущностных сил. КЛУБНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ - инициативная, организационно оформленная и педагогически направляемая группа людей, связанная единством интересов и совместной социально-культурной деятельностью в свободное время. КЛУБНЫЙ КОЛЛЕКТИВ - устойчивое, педагогически направляемое объединение людей, связанных единством интересов, совместной социально-культурной деятельностью по их удовлетворению в условиях свободного времени, единой общественной дисциплиной и системой самоуправления. БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРОЛОГИИ - социально-необходимый уровень интеллектуального и общекультурного развития, который подкреплен совокупностью профессиональных знаний, умений и навыков, позволяющих: - научно осмыслить закономерности творческого процесса создания, освоения, сохранения, распространения и воспроизводства ценностей культуры; - адаптироваться в динамичной культурной среде; - квалифицированно решать проблемы избранной специальности, - обеспечивать реализацию эффективных технологий социально-культурной деятельности; - постоянно обновлять и совершенствовать свое мастерство. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ - область науки и социальной практики, которая интегрирует в себе принципы педагогики и культурологии и, опираясь на их взаимодействие и взаимовлияние, раскрывает методику историко-культурного просвещения и вовлечения индивида в социально-культурную деятельность, способствующую преобразованию знаний о культуре в художественно-эстетические убеждения, в нормы и принципы духовной жизни.
Date: 2015-09-03; view: 772; Нарушение авторских прав |