Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Опорные категории и термины теории культуры
КУЛЬТУРОЛОГИЯ – это наука о культуре во всем ее многообразии и единстве; область гуманитарного знания о сущности, природе и закономерностях возникновения, становления, развития и функционирования культуры. ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ (ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ) КУЛЬТУРОЛОГИЯ – отрасль культурологии, исследующая культуру как сложную, саморазвивающуюся социальную систему и форму бытия, порожденную «сверхприродными» качествами и способами деятельности человека; как совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, приемов и способов непрерывного воспроизводства социального наследия в области экономики, политики, техники, науки, искусства и самого человека как наивысшей ценности цивилизации; как средство самоорганизации, саморегуляции и самоутверждения личности. ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ – совокупность предназначений и социальных ролей, которые способна выполнять культура по отношению к человеку и сообществу людей. Функции культуры: - преобразовательная (освоение и преобразование мира); - защитно-адаптивная (экологическое равновесие человека и среды); - коммуникативная (общение, язык, техника связи); - сигнификативная (создание знаковой системы действительности); - охранительная (накопление и хранение информации); - «психологической разрядки» (игра, праздник, рекреация). (Функции культуры обоснованы Э.В.Соколовым. См.: Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Л., 1989) МОДАЛЬНОСТИ КУЛЬТУРЫ – (мера, способы функционирования): 1. Человеческая – совокупность внебиологически обретаемых потребностей, способностей, умений, навыков. 2. Деятельная – вырабатываемые способы опредмечивания, распредмечивания, общения. 3. Предметная – «вторая природа» людей, выраженная в их творениях. СУБЪЕКТЫ КУЛЬТУРЫ – носители активности в области создания, освоения, сохранения, распространения и дальнейшего развития духовных и материальных ценностей. Субъектами культуры могут выступать: - индивид, личность, индивидуальность; - семья; - малая (контактная) группа; - классы, сословия, иные большие группы населения; - этносы; - региональные сообщества; - человечество.
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ КУЛЬТУРЫ: - учебно-воспитательные учреждения; - трудовые коллективы; - войсковые соединения; - учреждения искусств; - культурно-досуговые учреждения; - санаторно-курортные и спортивно-оздоровительные учреждения; - средства массовой информации; - политические партии; - религиозные конфессии; - общественные объединения; - государство.
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – это система единых ценностей, образцов духовной жизни и миропонимания, которые выработало человечество на протяжении своего развития. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА – процесс и результат развития и функционирования совокупности форм общественного сознания (нравственного, эстетического, экономического, политического, правового, религиозного и т.д.), проявившегося в науке, искусстве, просвещении, образовании и иных сферах бытия и реализации интеллектуально-сущностных сил человека. ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА – массив способов и плодов деятельности людей, который ориентирован экзистенционально, т.е. направлен на воплощение, утверждение и развитие человеческой духовности, в отличие от тех форм деятельности, которые – подобно науке и технике, экономике и способам социальной организации – имеют собственную логику существования и развития, независимую от того, благоприятны или враждебны человеку их достижения. Каган М.С. О понятии "гуманитарная культура" и роли гуманитарности на современном этапе истории человечества /День науки в СПб гуманитарном университете профсоюзов 23-24 мая 1996 года. С.98. ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА – система духовных ценностей, отражающих идеалы современного человека и определяющих направленность личности на добровольное, осознанное служение обществу; это совокупность способов и результатов конструктивной, созидающей деятельности людей, в которой воплощается, утверждается и развивается человеческая духовность. ФУНКЦИИ ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ: - ценностно-ориентационная; - нормоориентирующая; - социально-консолидирующая; - индивидуализирующая.
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА – культура, порожденная противоречивостью урбанизации, разрушением локальных общностей и другими последствиями научно-технической революции. Эта культура определяется стихийными реакциями населения, стандартизированным характером производства и потребления, широким тиражированием произведений искусства, которые утрачивают свою уникальность. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА точно так же, как и авангард, существовали в искусстве всегда. Народное искусство, искусство карнавала, искусство ярмарки, искусство балагана – это массовая культура, продолжающая оплодотворять высокую культуру современности. Лихачев Д.С. Достоинство культуры //Огонек. 1985. № 48. С.11 СУБКУЛЬТУРА – совокупность интересов, духовных и материальных ценностей, норм и стилей жизни, характерных для определенных возрастных, профессиональных и иных социальных общностей. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА – это совокупность процессов, явлений и результатов духовно-практической деятельности по созданию, распространению и освоению произведений искусства или материальных предметов, обладающих эстетической ценностью. ФУНКЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ: - эстетическая; - познавательная; - воспитательная; - коммуникативная. ИСКУССТВО – единственный инструмент культуры, с помощью которого человек воспроизводит самого себя, в реальной целостности своего уникально-природно-социально-культурного существования, и, тем самым, расширяет свое жизненное пространство. дополняя свой реальный жизненный опыт иллюзорным опытом жизни в художественной реальности. Date: 2015-09-03; view: 517; Нарушение авторских прав |