Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сложное синтаксическое целое как структурная единица текста
Наряду с отдельными предложениями и словосочетаниями особое значение имеют в тексте группы тесно связанных между собой самостоятельных предложений. Сложное синтаксическое целое (ССЦ, сферхфразовое единство — СФЕ, прозаическая строфа) — это единица смыслового членения текста, служащая для выражения сложной и законченной мысли (микротемы), которая имеет в отличие от предложения, относительную независимость от окружающего ее контекста; эта единица может быть любого объема, начиная с двух предложений, структура которой определяется темо-рематическими связями составляющих частей. Внутри ССЦ могут реализоваться три основные вида связи: Цепная — за темой следует рема, в следующем предложении рема предыдущего предложения переходит в тему. Наиболее распространённые структурные виды цепной связи: дополнение – подлежащее (Мы жили в городе. Этот город очень большой); обстоятельство – подлежащее (Все магазины закрываются в с часу до четырех. Это время называется – «сиеста»); дополнение – дополнение (Я передал ему ваш подарок. Ему он очень понравился); подлежащее – подлежащее.Структурная соотнесенность между предложениями выражается с помощью: · Лексического повтора · Местоимений (люди – они) · Синонимов (люди – граждане – население). Параллельная — тема остается неизменной, а рема меняется(Маша рисует елку.Дима читает книгу. Алена играет на пианино). Данная связь выражается в одинаковом или сходном построении предложений: они однотипны по грамматической структуре, имеют одинаковый порядок слов. Предложения при параллельной связи сопоставляются. Присоединительная — при таком принципе построения высказывания его часть в виде отдельной, как бы дополнительной информации прикрепляется к основному сообщению («Незачем мне оправдываться, да и не в моих это правилах» А.П. Чехов).!Построить целый абзац на этой связи нельзя. Существует также ССЦ смешанного типа (Маленький дом стоял на горе. За домом белела роща. За ней простиралась даль: «маленький домик — за домом» — параллельная связь, «белая роща — за ней» — цепная). Композиция ССЦ: · Зачин (начало мысли). · Средняя часть (развитие мысли). · Концовка. !Бывают и двухчастные ССЦ. Которые не имеют концовки. !ССЦ образует семантико – синтактическую единицу – фрагмент. ССЦ относится к семантико-синтаксическому членению текста (помимо ССЦ выделяют такжееще одну основную единицу — высказывание). Однако членение семантико-синтаксическое совмещается обычно с членением композиционно-стилистическим(абзацное). Абзац — это часть текста, заключенная между двумя отступами. Внутренняя сущность абзаца лучше всего постигается при сравнении его с межфразовым единством. Это единицы в чем-то схожие, по внешним признакам, но не тождественные по существу. Именно зачин ССЦ образует содержательную канву текста. В абзаце может и не быть зачина как такового. Стержневая фраза абзаца может стоять в начале, в конце абзаца или сама выступать в роли отдельного абзаца. Более того, в абзаце может быть несколько стержневых фраз, если он велик по объему и заключает в себе ряд тема-рематических последовательностей. Объем и структура абзаца всецело связаны с волей автора, его личными пристрастиями, особой манерой письма. Части ССЦ легко объединяются в сложное предложение, если на месте точек поставить иные знаки — запятые, точки с запятыми, тире, многоточие. Абзац таким экспериментам не поддается, так как он не синтаксичен по существу (еслитолько он не совпадает со сложным целым). Границы абзаца и сложного синтаксического могут не совпадать: в абзац может быть вынесено одно ССЦ, или его часть, или несколько ССЦ. Кроме того, абзац присущ только письменно речи, а понятие ССЦ распространяется в равной мере на устную и письменную речь. Абзац и межфразовое единство совпадают в тех случаях, когда изложение материала ведется по принципу логико-смысловому, когда границы абзацев и межфразовых единств намечают переход от одной микротемы к другой. Такой абзац называют тематическим или классическим. Существует следующая классификация абзацев с точки зрения построения: · Аналитико-синтетический абзац содержит аналитическую часть (пояснительную, разъясняющую) в первой позиции, а обобщающую, итоговую — во второй. · Синтетико-аналитический абзац начинается с обобщающей, стержневой фразы, смысл которой раскрывается в последующих сообщениях · Рамочный абзац имеет совмещенную структуру: зачин намечает тему, далее — поясняющая часть, и завершается абзац обобщающей фразой. Первое и последнее высказывания лексически перекликаются, и, таким образом, происходит «замыкание» темы. Основное назначение абзаца — расчленение текста с целью выделения его компонентов, что, безусловно, облегчает восприятие сообщения, так как дает некоторую «передышку» при чтении, а также расставляет акценты. Основные функции абзацного членения: логико-смысловая, экспрессивно-эмоциональная, акцентно-выделительная. Естественно, что функции могут совмещаться полностью или частично.
Date: 2015-09-03; view: 3309; Нарушение авторских прав |