Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Слабое владение педагогической техникой, равнодушие к детям или даже открытая неприязнь к ним, акцентирование внимания на недостатках, неумение понимать учеников





В зарубежной литературе большой интерес представляют работы Э. Берна'.

В отечественной литературе достаточно широко представлены работы, описывающие стили семейных взаимоотношений. Например, Л. Г. Саготовская 1961 выделяет 6 отношений родителей к детям: 1) чрезвычайно пристрастное отношение, уверенность, что дети — главное в жизни; 2) безразличное отношение к ребенку, к его запросам, интересам; 3) эгоистическое отношение, когда родители считают ребенка основной рабочей силой семьи 4) отношение к ребенку как объекту воспитания без особенностей его личности; 5) отношение к ребенку как к помехе в карьере иличныхделах;6) уважение к ребенку в сочетании с возложением на него определенных обязанностей.

Академик А. П. Петровский [87] выделяет 5 типов семейных отношений: диктат, опека, конфронтация, мирное сосуществование на основе невмешательства и сотрудничество.

Из опыта работы с подростками В. В. Юстицкий [120] выделяет четыре типа «почти нормальных семей» со следующими их описаниями: 1) семья с ориентацией на социальное недоверие (недоверчивая семья); 2) семья с ориентацией на удовольствие (легкомысленная семья); 3) семья с ориентацией на авантюризм в достижении целей (хитрая семья); 4) семья с ориентацией на применение силы (драчливая семья). Интересным представляется подход к стилям взаимоотношений в семье, основанный на темпераменте и роли воспитания в образовании приневрологических радикалов, описанный В. И. Гарбузовым, А. И. Захаровым, Д. Н. Исаевым [ЗЦ. На основе существующих в природе трех типов темперамента, за исключением четвертого — меланхолического они доказывают, что система неправильного семейного воспитания приводит к психоневрологическим состояниям детей. Условно ими выделяются три основных типа воспитания: «отвергающее» воспитание или непринятие, гиперсоциализирующее и эгоцентрическое. В области психологии, и в частности в психотерапии, нарушения в воспитательном процессе в семье представлены в виде таких отклонений как гипо- и гиперпротекция, безнадзорность, эмоциональная отверженность И повьппенная моральная ответственность [67].

Многие школьные практические психологи руководствуются классификацией отношений, разработанных Э, Г. Эйдемиллером [117] и В. В. Юстицким [120]. Эти ученые выделяют 6 основных типов семейного воспитания.

1. Потворствующая гиперпротекция (потвоорствование + повышенная протекция). Подросток в центре внимания семьи, и семья стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания содействует развитию истероидных и гипертимных черт характера у подростка.

2. Доминирующая гиперпротекция (доминирование + гиперпротекция). Подросток в центре внимания родителей, которые отдают ему массу сил и времени, в то же время лишая его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. У гипертимных подростков

воспитание усиливает реакцию эмансипации. При эстетической сензитивной, астено-невротической акцентуации характера оно усиливает астенические черты.

3. Жесткое обращение складывается из большого количества требований, предъявляемых к ребенку, числа запрета действия и жестких санкций за невыполнение требований. При таком типе воспитания усиливаются черты эпилептоидной, психоастеноидной акцентуации характера.

4. Эмоциональное отвержение образуется сочетанием пониженной протекции, игнорированием потребностей и нередко проявляется в жестком обращении с подростком. В крайнем варианте это воспитание по типу «золушки». При таком типе воспитания усиливаются черты эпилептоидно-лабильной, сензитивной и астено-невротической акцентуации характера и могут формироваться процессы декомпенсации и невротические расстройства.

5. Повышенная моральная ответственность образуется сочетанием высоких требований к подростку с пониженным вниманием к нему родителей, меньшей заботой о нём. Этот тип воспитания стимулирует развитие черт психо эстетической акцентуации характера.

6. Безнадзорность. Пониженная протекция + повышенный уровень удовлетворения потребностей + пониженный уровень требований к подростку + пониженное число запретов. Подросток предоставлен сам себе, родине интересуются им и не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях по гипертимному, неустойчивому и конформному типах..

Рассмотренные типы семейного воспитания в основном объясняют уже имеющиеся изменения в характерологических особенностях личности и показывают, насколько тот или иной тип воспитания усиливает имеющуюся ситуацию в характере ребенка.

Конечно, такая типология не приемлема для педагогической практики. Учитель, как правило, работает с нормальным ребенком, не имеющим аномалий в характере в сторону заболевания, но только с наметившимися тенденциями в отклонении от нормы.

Предлагаемые нами стили семейного воспитания в соответствии с классификацией характерологических типов личности будут носить иные терминологические на многие из них соответствует,в той или иной мере уже указанным стилям воспитания (см. табл. 2). В основе предлагаемых нами стилей воспитания лежат причины сложившихся отношений в семейном воспитании, которые можно представить в виде двух групп:

1) отклонения в характерологических свойствах самих родителей;

2) стремление родителей решать личные проблемы за счет детей.

Таким образом, дети с конформным характерологическим свойством формируются в процессе попустительского стиля семейного воспитания. Дети с доминирующим характерологическим свойством формируются у таких родителей, чей стиль воспитания, в основном носит соревновательный характер, поэтому его можно назвать состязательным. У родителей с сензитивными характерологическими свойствами превалирует рассудительный стиль воспитания детей в семье, т. к. родители в основном придерживаются гуманистического понимания построения взаимоотношений с детьми. Дети с ярко выраженным инфантильным характерологическим свойством могли воспитываться в стиле предупредительного воспитания, когда они лишены возможности принимать самостоятельные решения.

Формирование детей с тревожным характерологическим свойством происходит там, где осуществляется контролирующий стиль семейного воспитания или воспитание повышенной моральной ответственности. И, наконец, дети с интровертивным характерологическим свойством формируются у таких же родителей при так называемом сочувствующем стиле семейного воспитания.

Следует также отметить, что если особенности характерологических свойств родителей лежат в основе формирования личностных свойств детей, то (наиболее сложные стили воспитания возникают в результате стремления родителей решать личные проблемы за счет детей. В таких случаях у детей формируются несколько характерологических свойств, которые могут либо усиливать проявления психогенного характера, либо, наоборот, снижать их. Так, дети с приневрологическими заболеваниями имеют ярко выраженные свойства: доминирование и тревожность, инфантильность и тревожность.

 

Таким образом, диагностика личности школьника позволит будущему учителю устанавливать причинно-следственные связи воспитания с появлением детей с теми или иными характерологическими свойствами, которые наглядно могут свидетельствовать о нравственном отклонении в уровне воспитанности учащихся или наметившихся изменениях в психическом развитии детей в результате системы неправильного воспитания. Получение такой информации об учащемся с помощью диагностики позволит учителю сформулировать задачу и поставить ее в случае необходимости перед психологом или психиатром, но главным образом, наметить для себя гуманные, педагогически оправданные действия в системе взаимоотношений с учениками.

Для того чтобы выбирать наиболее рациональные пути построения взаимоотношений с ребенком и его родителями, а также корректировать стиль семейного воспитания, культивируемый родителями по отношению к ребенку, рассмотрим более подробно результаты воспитательных стилей семейного воспитания. Рассмотрим процесс воспитания во всех стилях по формам отношений родителей к детям.

Таким результатом можно считать образующийся социально-психологический тип личности.

Среди выдающихся русских педагогов П. Ф. Лесгафт — первый, кто описал идеально-нормальный тип школьника на основе структуры личности и условий ее воспитания. Он указывает на необходимость изучения влияния наследственных факторов, природы индивидуальных особенностей, организации, от которых зависит развитие как физических качеств, так и всех физиологических и душевных ее проявлений. Воссоздавая индивидуально-нормальный тип личности, он стремился рассмотреть его на природном, социальном и культурологическом уровнях. Этой цели он посвящает целый раздел «Основные проявления ребенка и их значения», где предлагает сразу рассмотреть системную структуру личности, выделяя в ней темперамент, тип, характер.

Он, по-видимому, понимал, что для изучения личности необходимы стабильные элементы, которые бы не подвергались быстрым изменениям и позволяли педагогу избирать как стратегические пути в воспитании, так и тактические способы взаимодействия с ребенком: «Раньше всего необходимо выяснить, что называть темперам, типом, характером ребенка и какие его свойства бьпъ названы наследственными.

П. Ф. Лесгафт при анализе влияния темперамента на воспитание использует гуманистическое наследие философа Канта [46] и Дж. Локка [68]. Но в то же время, будучи гуманистом, он пытается также выяснить, а каково влияние воспитания на темперамент, впервые положив начало рассмотрению влияния стиля воспитательных воздействий, которые могут иметь как положительное значение, так и отрицательное. Так, например, он пишет: «На обыкновенно выходит, что слабые проявления легко вызывают неудовольствие, и лиц с таким темпераментом обыкновенно называют «неустойчивыми» и «беспокойнми них сторонятся» [65. С. 168].

Рассматривая типы школьников, П. Ф. Лесгафт,по-видимому, опирался на взгляды Б. Гельвинга, который писал: «Для лучшего наблюдения за ребенком и более точного выяснения всего замеченного у него будет, по-видимому, выгоднее отличать не только темперамент р, но и тип его, который, в свою очередь, смешивают с темпераментом, то с характером».

Раскрывая понятие типа, П. Ф. Лесгафт писал: «Тип ребёнка определяется степенью сознательного его отношения к окружающей среде и нравственным его развитием, т.е. отношением его кприроде» [65. С. 168]. Следовательно, главными характеристическими качествами типа являются сознательность и правдивость ребенка. Изучение характерологических качеств позволяет раскрыть содержание типа. Таким образом, П. Ф. Лесгафт показал путь познания типа, которым мы воспользовались при построении диагностической методики, только вместо термина характеристические качества ввели понятие патологические свойства.

Date: 2015-09-03; view: 274; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию