Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 5. Федеральное Собрание 4 page





Регламенты палат Федерального Собрания конкретизируют названные процедуры в отношении парламентариев, в частности определяя, что представления Генерального прокурора о даче согласия на личный досмотр, задержание, арест и допрос парламентария, проведение в отношении его обыска, а также на привлечение к административной или уголовной ответственности в связи с направлением уголовного дела или дела об административном правонарушении в суд предварительно рассматриваются соответствующими комитетами (в СФ ФС РФ - комиссией по Регламенту и организации парламентской деятельности и Комитетом по правовым и судебным вопросам, в ГД ФС РФ - комиссией по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики). При решении вопроса о лишении парламентария неприкосновенности в заседании палаты парламента предусмотрено участие Генерального прокурора.

Решение палат Федерального Собрания о лишении парламентария неприкосновенности, о согласии на личный досмотр, задержание, арест и допрос парламентария, проведение в отношении его обыска, привлечение к административной или уголовной ответственности, а также на возбуждение уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, принимается большинством от общего числа членов СФ ФС РФ или депутатов ГД ФС РФ. После возбуждения уголовного дела либо привлечения лица в качестве обвиняемого следственные и иные процессуальные действия в отношении такого лица производятся в общем порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.

Судебное решение об избрании в отношении парламентариев в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска исполняется с согласия соответствующей палаты Федерального Собрания. По мнению КС РФ, предусмотренные гарантии неприкосновенности парламентариев (наличие судебного решения и согласия соответствующей палаты) должны обеспечиваться при решении вопроса об избрании в отношении их любых мер пресечения и производства отдельных следственных действий. Так, в Постановлении от 29 июня 2004 г. N 13-П <1> Суд указал, что отсутствие в статье УПК, регламентирующей порядок применения в качестве меры пресечения в отношении отдельных категорий лиц заключения под стражу, прямого указания на согласие соответствующей палаты Федерального Собрания как на обязательное условие применения в отношении парламентариев домашнего ареста не может расцениваться как обстоятельство, свидетельствующее об отсутствии необходимости получения такого согласия в случае применения к этим лицам данной меры пресечения.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2004. N 27. Ст. 2804.

 

Статья 99

 

Комментарий к статье 99

 

1. Часть 1 комментируемой статьи формулирует важнейшую характеристику функционирования Федерального Собрания - постоянство его деятельности. Это означает, что на протяжении всего периода работы палаты вправе собираться и принимать решения по вопросам своей компетенции. Постоянство деятельности в равной степени распространяется на обе палаты парламента.

Конституционный Суд РФ, рассматривая вопрос о толковании п. "б" ст. 84, ч. ч. 1, 2 и 4 ст. 99 и ч. 1 ст. 109 Конституции, в Постановлении от 11 ноября 1999 г. N 15-П <1> разъяснил, что постоянство деятельности парламента гарантируется строгой регламентацией периода формирования ГД ФС РФ (в том числе в случае досрочного прекращения ее полномочий), отсутствием (за исключением случаев роспуска) перерыва между сроками полномочий Думы прежнего и нового созыва (уходящей и новой легислатуры), обновлением состава СФ ФС РФ в порядке ротации его членов, а также невозможностью его роспуска.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1999. N 47. Ст. 5787.

 

Регламенты палат устанавливают сессионный характер их работы. Регламентами палат Федерального Собрания предусматривается проведение двух сессий: весенней и осенней. Регламент ГД ФС РФ <1> в отличие от Регламента СФ ФС РФ <2> не устанавливает конкретных дат начала и окончания сессий Думы. Их определение зависит от насыщенности распорядка работы палаты. Как правило, работа Думы строится в соответствии с распорядком работы депутатов на соответствующую сессию, который утверждается постановлением Думы, принимаемым на одном из последних заседаний ее текущей сессии.


--------------------------------

<1> Утвержден Постановлением ГД ФС РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД (СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 801).

<2> Принят Постановлением СФ ФС РФ от 30 января 2002 г. N 33-СФ (СЗ РФ. 2002. N 7. Ст. 635).

 

В период сессии проводятся все основные парламентские мероприятия, реализуются различные формы работы парламентариев, основной из которых является заседание.

В соответствии с регламентными нормами заседания СФ ФС РФ проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц, в один день или в течение нескольких дней подряд; возможно проведение внеочередных заседаний палаты. Заседания ГД ФС РФ проводятся трижды в неделю: по вторникам, средам и пятницам, как правило, в течение двух недель каждого месяца; предусматривается возможность созыва внеочередного и дополнительного заседаний палаты.

2. Согласно ч. 2 комментируемой статьи ГД ФС РФ собирается на первое заседание на 30-й день после избрания. Этот срок необходим для окончательного подведения итогов выборов. Конституция предусматривает, что Президент РФ может созвать заседание Думы и ранее этого срока, но в ней не указывается, в каких случаях это возможно. Очевидно, данный вопрос оставлен на усмотрение Президента и связан с необходимостью незамедлительного решения наиболее важных вопросов, входящих в компетенцию Думы. На практике Президент лишь единожды использовал названное конституционное правомочие - для досрочного созыва Думы пятого созыва <1>.

--------------------------------

<1> См.: Указ Президента РФ от 12 декабря 2007 г. N 1665 "О первом заседании Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва" // СЗ РФ. 2007. N 51. Ст. 6349.

 

В соответствии с Регламентом ГД ФС РФ организация проведения первого заседания Думы нового созыва возлагается на временно создаваемую депутатскую рабочую группу, формируемую Председателем из числа избранных на новый срок депутатов пропорционально количеству депутатских мандатов, полученных каждым федеральным списком. Необходимость оперативного решения вопросов, связанных с организацией проведения первого заседания Думы, обусловливает установление Регламентом жестких временных границ для формирования временной рабочей группы, которая должна приступить к своей работе не позднее чем за две недели до начала работы палаты, а в случае досрочного созыва Президентом - на следующий день после принятия такого решения.

Первое заседание Думы носит организационный характер. На нем оглашаются фамилии избранных депутатов в соответствии со списком депутатов, переданным ЦИК РФ; решаются иные вопросы организационного характера - в первую очередь формируются временные органы палаты, обеспечивающие работу ее первых заседаний, а также проводятся выборы Председателя Думы, его заместителей.

В отличие от ГД ФС РФ начало работы СФ ФС РФ законодательство не регламентирует. Это связано со спецификой формирования его состава, который обновляется постоянно по мере обновления тех органов государственной власти субъектов РФ, решением которых член СФ ФС РФ избирается (назначается). Согласно п. 8 раздела второго Конституции СФ ФС РФ первого созыва собирается на свое первое заседание на 30-й день после избрания. Его первое заседание открывает Президент.


3. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи первое заседание ГД ФС РФ открывает старейший по возрасту депутат. В дальнейшем до избрания Председателя Думы и его заместителей, которые, как правило, избираются на первом заседании, заседания Думы могут вести поочередно представители депутатских фракций.

4. Часть 4 комментируемой статьи регламентирует момент прекращения полномочий ГД ФС РФ прежнего созыва. С момента начала работы вновь избранного состава Думы, т.е. с момента открытия ее первого заседания, Дума предыдущего созыва утрачивает свои полномочия, она не вправе принимать какие-либо решения и лишается своего представительного характера.

Как пояснил КС РФ в Постановлении от 11 ноября 1999 г. N 15-П, данный порядок распространяется лишь на случаи прекращения полномочий ГД ФС РФ в связи с истечением срока ее полномочий; в случае досрочного роспуска Думы его правовые последствия имеют иной характер.

Мандат народного представителя имеет определенный срок действия - он ограничен периодом, на который лицо избрано депутатом представительного органа. В пределах именно этого срока депутат представительного органа правомочен представлять интересы своих избирателей, осуществлять публичные функции представительства и наделяется определенными гарантиями со стороны государства. Любое необоснованное продление сроков действия мандата влечет нарушение охраняемого Конституцией права граждан участвовать в делах государства посредством избрания своих представителей в органах государственной власти.

 

Статья 100

 

Комментарий к статье 100

 

1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает один из основных принципов работы палат парламента - раздельность его заседаний. Раздельность заседаний обусловливает и раздельность принятия ими решений. Наличие данного принципа исходит из различий в предназначении и компетенции палат. Как разъяснил КС РФ в Постановлении от 12 апреля 1995 г. N 2-П <1>, двухпалатность российского парламента, обусловленная федеративным устройством государства, самостоятельность палат в отношениях между собой обеспечивают систему взвешенного и обоснованного принятия решений Федеральным Собранием.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 16. Ст. 1451.

 

2. Часть 2 комментируемой статьи формулирует другой важнейший принцип функционирования российского парламента - открытость - необходимый атрибут деятельности органов государственной власти в демократическом обществе. Заседания палат Федерального Собрания являются открытыми, освещаются СМИ, стенограммы заседаний публикуются в специальных печатных изданиях. Федеральным законом от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" <1> предусматривается обязательное ведение пресс-службами палат парламента аудио- и видеозаписей всех заседаний палат Федерального Собрания (режим хранения таких записей является бессрочным). На федеральные СМИ названным Законом возлагается обязанность трансляции открытия первых заседаний палат парламента.


--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 170.

 

Открытость является базовым принципом осуществления и иных форм деятельности парламента: заседаний комитетов, комиссий, депутатских объединений ГД ФС РФ, парламентских слушаний и т.п. Вместе с тем Конституция предусматривает возможность проведения закрытых заседаний в соответствии с Регламентами палат.

На заседания палат Федерального Собрания по их решению могут быть приглашены представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и другие специалисты для предоставления всех необходимых сведений по рассматриваемым палатами вопросам. Присутствие представителей СМИ на заседаниях требует их аккредитации.

В отношении ряда должностных лиц Регламенты предусматривают возможность их свободного присутствия на любых заседаниях палат (Президент РФ, его полномочные представители в соответствующих палатах, парламентарии другой палаты, Председатель и члены Правительства РФ, судьи высших судебных органов и др.). На открытых заседаниях при рассмотрении законопроектов, проходивших экспертизу Общественной палаты РФ, вправе также присутствовать члены Общественной палаты.

При проведении закрытых заседаний запрещается использование фото-, кино- и видеотехники, средств телефонной связи и радиосвязи, а также средств звукозаписи и обработки информации. Ограничено и число лиц, которые могут быть допущены на заседание. Представители СМИ на закрытые заседания не допускаются. Регламентами палат Федерального Собрания предусматривается перечень лиц, имеющих право инициировать закрытое заседание. В их числе: Президент, Председатель Правительства, председатели палат, комитеты палат и др. Сведения, обсуждаемые на закрытом заседании, относимые к государственной и иной охраняемой законом тайне, не подлежат разглашению и распространению. Решение о проведении закрытого заседания СФ ФС РФ принимается большинством голосов от числа членов, принявших участие в голосовании, но не менее чем одной четвертью голосов от общего числа членов палаты. В ГД ФС РФ такое решение принимается большинством голосов от числа депутатов, принявших участие в голосовании.

Регламенты палат не устанавливают перечня вопросов, обсуждение которых допускается только на закрытых заседаниях. Как правило, закрытые обсуждения связаны с необходимостью обеспечения неразглашения сведений, составляющих государственную тайну. Регламент СФ ФС РФ, принятый Постановлением СФ ФС РФ от 30 января 2002 г. N 33-СФ <1>, устанавливает, что обсуждение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ проводится на закрытом заседании, если палатой не будет принято иное решение. Государственная Дума вправе в закрытом режиме рассматривать предложение о выдвижении обвинения против Президента и заключение специальной комиссии по данному вопросу. Однако по решению палаты обсуждение этого вопроса может транслироваться СМИ.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 7. Ст. 635.

 

3. Часть 3 комментируемой статьи содержит перечень вопросов, по которым предусматривается возможность проведения совместных заседаний обеих палат парламента.

Конституция в числе оснований для проведения совместных заседаний палат Федерального Собрания предусматривает: заслушивание посланий Президента РФ, заслушивание посланий КС РФ и выступлений руководителей иностранных государств. Совместные заседания палат не предусматривают обсуждения и принятия каких-либо решений. Они созываются распоряжением Президента <1>, однако порядок их проведения не регламентируется. Члены СФ ФС РФ и депутаты ГД ФС РФ собираются совместно и при вступлении в должность Президента, когда он в торжественной обстановке приносит присягу; при этом также присутствуют судьи КС РФ и иные приглашенные лица.

--------------------------------

<1> См., например: распоряжение Президента РФ от 20 апреля 2007 г. N 179-рп // СЗ РФ. 2007. N 17. Ст. 2036.

 

Статья 101

 

Комментарий к статье 101

 

1. Комментируемая статья посвящена организационным вопросам деятельности палат парламента, в том числе определению их структурных элементов (должностных лиц, органов и др.). В отличие от прежних высших представительных органов Российской Федерации - Верховных Советов, Федеральное Собрание не имеет общих для его палат структурных подразделений, в первую очередь - руководящих органов. Это обусловливается разделением компетенции между палатами, их самостоятельностью в принятии решений по подведомственным им вопросам и соответствует мировым традициям парламентаризма.

Часть 1 комментируемой статьи устанавливает выборный порядок формирования руководящего состава каждой из палат - председателя и его заместителей. Непосредственно процедура избрания определяется регламентами палат парламента. В частности, Регламент СФ ФС РФ, принятый Постановлением СФ ФС РФ от 30 января 2002 г. N 33-СФ <1>, определяет, что кандидатуры на должность председателя палаты выдвигаются ее членами. В ГД ФС РФ кандидатуры на должность Председателя Думы выдвигают фракции. Решение и в той и в другой палате принимается в случае, если за одну из предложенных кандидатур проголосовало более половины членов палаты от общего их числа. Для Председателя Думы устанавливается возможность совмещать руководство палатой с руководством фракцией.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 7. Ст. 635.

 

Совет Федерации может избрать Председателя СФ ФС РФ, прекратившего свои полномочия, почетным Председателем СФ ФС РФ <1>. Такое звание является пожизненным. Почетному Председателю СФ ФС РФ отводятся специальные места в зале заседаний палаты. Он имеет специальное удостоверение и нагрудный знак, наделяется правом принимать участие в работе палаты, ее комитетов и комиссий с правом совещательного голоса, а также участвовать в парламентских слушаниях и иных мероприятиях, проводимых в палате.

--------------------------------

<1> В 2001 г. почетным Председателем СФ ФС РФ был избран Е.С. Строев, занимавший пост Председателя с 1996 по 2001 г. (см. Постановление Совета Федерации от 5 декабря 2001 г. N 360-СФ).

 

Каждая из палат самостоятельно определяет число заместителей председателя палаты. Заместители председателей палат также избираются из состава палат. Регламент СФ ФС РФ устанавливает правило, согласно которому на должности Председателя и его заместителей не могут быть одновременно избраны представители от одного субъекта РФ. Кандидатуры на должности заместителей предлагаются Председателем СФ ФС РФ. Председатель СФ ФС РФ и его заместители избираются на срок их полномочий в качестве члена СФ ФС РФ. В ГД ФС РФ кандидатов на должности заместителей Председателя Думы могут выдвигать фракции. Кандидаты на должности заместителей председателя палаты парламента избираются большинством голосов от общего числа членов соответствующей палаты.

2. Часть 2 комментируемой статьи определяет основные организационные обязанности председателей палат парламента и их заместителей, в числе которых председательствование на заседаниях и организация внутреннего распорядка палаты. Деятельность названных должностных лиц носит преимущественно организационный характер, хотя регламенты палат устанавливают довольно широкий круг правомочий председателей палат. Помимо названных сугубо организационных (к числу которых также можно отнести созыв очередных и внеочередных заседаний палаты, формирование проекта повестки дня заседания, подписание постановлений палаты, координирование работы органов палаты и др.) они включают функции представительской направленности: представление палаты во взаимоотношениях с органами государственной власти разных уровней, органами местного самоуправления, общественными объединениями, парламентами иностранных государств, международными организациями, государственными и общественными деятелями иностранных государств, участие в согласительных процедурах и др. Председатели палат принимают и кадровые решения: утверждение штатной численности аппарата соответствующей палаты и назначение его работников на должности и др.

Заместители председателей палат Федерального Собрания замещают их в их отсутствие, по поручению председателей палат ведут заседания, координируют деятельность комитетов и комиссий, решают другие вопросы внутреннего распорядка деятельности палаты в соответствии с регламентом палаты и распределением обязанностей между заместителями.

Следует отметить, что председатели палат парламента и их заместители не являются единственными руководящими органами палат. В соответствии с регламентами палат российского парламента в них создаются коллегиальные органы - Совет палаты в СФ ФС РФ и Совет ГД ФС РФ. Создание данных органов, выполняющих в основном организационные функции, не предусмотрено Конституцией, однако их функционирование стало неотъемлемым элементом российской парламентской практики. Данные коллегиальные органы отличаются от тех, что были прежде в Верховном Совете. Советы палат не подменяют собой палаты в период между сессиями. На них возложены предварительная подготовка и рассмотрение организационных вопросов деятельности палат. В СФ ФС РФ в состав Совета палаты входят: Председатель палаты, заместители Председателя, председатели комитетов и постоянных комиссий палаты. В состав Совета ГД ФС РФ с правом решающего голоса входят: Председатель Думы, первые заместители Председателя Думы и заместители Председателя Думы. В работе Совета ГД ФС РФ могут принимать участие с правом совещательного голоса председатели комитетов или по их поручению представители комитетов Думы.

3. В числе органов палат Федерального Собрания Конституция называет комитеты и комиссии, которые являются традиционными структурными элементами законодательных органов. Работа в комитетах и комиссиях - важнейшая форма деятельности парламентариев. Разграничение на комитеты и комиссии условно, поскольку и те и другие обладают равными правомочиями. Можно отметить, что полномочия комитетов носят, как правило, отраслевой, а комиссий - межотраслевой и организационный характер. Основное направление деятельности комитетов и комиссий - предварительная проработка вопросов, составляющих компетенцию каждой из палат. Именно на комитеты и комиссии возложены разработка законопроектов и поправок к ним, предварительное рассмотрение проектов федеральных законов и иных вопросов, относящихся к ведению палаты.

Комитеты и комиссии образуются из числа парламентариев соответствующей палаты. При этом комитеты являются постоянно действующими органами, в то время как комиссии могут быть и временными. Регламенты палат возлагают на каждого члена СФ ФС РФ и депутата ГД ФС РФ (за исключением председателей обеих палат и заместителей Председателя СФ ФС РФ) обязанность состоять в одном из комитетов (одной из комиссий). В целях обеспечения эффективности деятельности комитетов и комиссий им предоставляется ряд правомочий, в том числе направлять письменные обращения по вопросам своего ведения в Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, а также запрашивать материалы и документы, необходимые для их деятельности, у государственных органов, общественных объединений, должностных лиц.

Регламенты палат устанавливают количественные критерии для формирования комитетов и комиссий. Так, в СФ ФС РФ минимальная численность комитета составляет семь членов палаты, а минимальная численность комиссии - 15 членов палаты. Численный состав каждого комитета ГД ФС РФ не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты.

Избрание членов СФ ФС РФ в тот или иной комитет обусловливается желанием самого парламентария, а также опытом его работы в той области общественных отношений, которая выступает предметом деятельности комитета, комиссии палаты. В ГД ФС РФ комитеты образуются, как правило, на основе принципа пропорционального представительства фракций. Персональный состав комитетов, комиссий утверждается палатой большинством голосов от общего числа членов палаты и оформляется постановлением палаты.

В соответствии с Регламентом СФ ФС РФ в палате функционируют 16 комитетов и 11 комиссий. В ГД ФС РФ пятого созыва образовано 32 комитета. В отличие от комитетов комиссии Думы образуются в случаях и порядке, установленных Конституцией, федеральными законами и Регламентом Думы. К числу первых можно отнести специальную комиссию, образуемую в соответствии с ч. 2 ст. 93 Конституции для дачи заключения по вопросу о выдвижении обвинения против Президента для отрешения его от должности.

Регламент Думы предусматривает создание в палате, в частности, Комиссии по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики. Эта Комиссия имеет статус комитета. В целях обеспечения необходимой степени конфиденциальности и персональной ответственности за сохранение государственной тайны при рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Думой образована постоянная Комиссия по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение обороны и государственной безопасности Российской Федерации. Для обеспечения эффективной реализации комитетами своих функций Регламенты палат наделяют комитеты правомочиями по созданию подкомитетов по основным направлениям своей деятельности и рабочих групп.

Возглавляет деятельность комитета председатель комитета. Председатели комитетов палат осуществляют организационные функции (организация работы комитета, ведение его заседаний и созыв внеочередных заседаний, руководство аппаратом комитета и т.д.) и представительские полномочия, олицетворяя комитет во взаимоотношениях с субъектами законодательной инициативы, соответствующими органами парламентов иностранных государств и др. Основной формой работы комитетов и комиссий является заседание. Регламенты устанавливают периодичность проведения заседаний комитета не реже двух раз в месяц и вменяют в обязанность парламентариям присутствовать на заседаниях комитета. На заседание комитета также могут быть приглашены эксперты, представители заинтересованных государственных органов и общественных объединений, СМИ.

Наряду с постоянно действующими органами палаты Федерального Собрания могут образовывать временные рабочие органы - временные комиссии. Такие комиссии создаются для решения конкретной задачи и (или) на определенный срок. В соответствии с Регламентом ГД ФС РФ палатой создаются временные комиссии, целью которых является обеспечение деятельности Думы по отдельным процедурным вопросам. На первом заседании Дума избирает Временную комиссию по Регламенту и организации работы. Эта комиссия вплоть до избрания Комитета по Регламенту и организации работы Государственной Думы осуществляет регистрационные полномочия и ряд процедурных полномочий. В СФ ФС РФ функционируют временные комиссии по международному техническому и гуманитарному сотрудничеству; по подготовке законодательных предложений по противодействию терроризму и др.

Со вступлением в силу в декабре 2005 г. Федерального закона от 27 декабря 2005 г. N 196-ФЗ "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации" <1> получило новое развитие создание палатами специализированных комиссий парламента. Следует отметить, что вопрос о принятии такого закона возникал неоднократно. В ГД ФС РФ вносились соответствующие законопроекты, однако согласованная позиция не была выработана. В то же время в парламентской практике такие комиссии существовали. Так, СФ ФС РФ в сентябре 2004 г. была создана Парламентская комиссия по расследованию причин и обстоятельств совершения террористического акта в городе Беслане Республики Северная Осетия - Алания 1 - 3, сентября 2004 г. Целью деятельности Комиссии стало расследование причин произошедших трагических событий, на которые парламент, важнейший государственный орган, не мог не отреагировать. Парламентская комиссия была образована в рамках полномочия СФ ФС РФ по созданию комиссии для решения конкретной задачи и (или) на определенный срок. В ее состав вошли и представители другой палаты.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2006. N 1. Ст. 7.

 

Деятельность подобных комиссий осуществляется по аналогии с деятельностью следственных и следственно-ревизионных комиссий, комитетов, известных мировой практике парламентаризма, и представляет собой парламентское расследование. Данная форма парламентского контроля применяется во многих странах. История парламентаризма знает и случаи, когда проведенные парламентом расследования оказали существенное влияние на политические процессы в государстве. В России до настоящего времени в силу отсутствия нормативных основ деятельности подобного рода органов эффективность предпринимаемых парламентом в этом направлении мер не столь высока.

Согласно названному Закону парламентскому расследованию подлежат: факты грубого и массового нарушения гарантированных Конституцией прав и свобод человека и гражданина; обстоятельства, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций техногенного характера; обстоятельства, связанные с негативными последствиями чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. При этом предметом расследования не может быть установление виновности конкретных лиц: это прерогатива судебных органов. Анализ положений названного Закона свидетельствует о том, что парламентское расследование и его результаты, по существу, являются официальной оценкой событий и фактов, получивших большой общественный резонанс. Парламентское расследование представляет собой особый вид расследования, отличный от того, который осуществляется в деятельности правоохранительных органов или в ходе судебного разбирательства.

Для проведения парламентского расследования создается комиссия, которая формируется на паритетных началах обеими палатами парламента. По результатам проведенного расследования комиссия представляет палатам Федерального Собрания итоговый доклад, в котором содержатся выводы комиссии по расследованным ею фактам и обстоятельствам, а также могут содержаться предложения об освобождении должностных лиц, действия или бездействие которых привели к возникновению расследовавшихся фактов и обстоятельств, от должности. Итоговый доклад утверждается палатами и направляется Президенту РФ, Правительству РФ, публикуется в СМИ, после чего расследование считается законченным.

Помимо названных органов в палатах создаются экспертные советы, включающие в свой состав специалистов в качестве экспертов по тем или иным рассматриваемым палатой вопросам.

Для преодоления возникших разногласий между палатами парламента в связи с отклонением СФ ФС РФ одобренного ГД ФС РФ проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции, федерального конституционного закона, принятого Думой федерального закона могут создаваться согласительные комиссии. Согласительная комиссия создается как по инициативе СФ ФС РФ, поддержанной ГД ФС РФ, так и по инициативе ГД ФС РФ, поддержанной СФ ФС РФ.







Date: 2015-09-03; view: 307; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.022 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию